|
|||
Как оказать помощь ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Как оказать помощь Что делать педагогу (работнику школы), если он заметил следы самоповреждения: Шрамы на руках могут выглядеть очень пугающе, есть риск принять их за неудавшуюся попытку суицида и запаниковать. А паника – это не лучший советчик. Первое, что придется понять и принять педагогу – шрамы на руках у подростка могут значить что угодно. Это лишь внешнее проявление чего-то, что остается скрытым. Только в том случае, когда есть взаимное доверие и уважение между учителем и учеником, можно предложить разговор. В нем ученик, возможно, расскажет, что с ним происходит и как ему можно помочь. В других случаях навредить легче, чем оказать помощь, поэтому нужно быть очень осторожным в своих высказываниях и действиях. Итак, если Вы увидели шрамы на теле подростка: 1. Постарайтесь не делать никаких выводов. Наша психика устроена так, что основной способ справиться с тревогой перед чем-либо неизвестным – назвать это. В голову может прийти любая фантазия, объясняющая появление шрамов, но помните, что ее цель – облегчить Вашу тревогу. Никакого отношения к действительности она не имеет, поэтому не озвучивайте ее. Сами подростки часто говорят о том, что им было бы легче, если бы учителя не обращали внимания на их шрамы или порезы. Лучше ничего не говорить. Максимум - проявить чуть больше тепла и заботы, чем обычно. 2. Самоповреждения - это не повод для публичных обсуждений. Привлечение общественного внимания к последствиям селфхарма губительно даже в тех редких случаях, когда порезы – это истерически-демонстративная реакция, имеющая своей целью как раз привлечь внимание, не говоря уже обо всех других историях.
3. Не следует обращаться к родителям подростка без его согласия, а тем более вопреки прямой просьбе этого не делать. Во-первых, потому что клинический опыт говорит о том, что насилие в семье (моральное и/или физическое) коррелирует с самоповреждениями детей. Во-вторых, часто селфхарм – это попытка присвоить себя себе самому, способ противостоять репрессивным машинам родительского и государственного контроля. Сообщая (без согласия подростка) родителям о том, что кажется Вам проблемой, Вы сводите на нет усилия взрослеющего субъекта по обретению им собственного тела. Он будет вынужден искать новые способы и они могут оказаться еще более деструктивными. Помощь может заключаться в том, чтобы тактично сообщить подростку о вашей готовности оказать ту помощь, которую он готов принять. При этом, может пройти немало времени, прежде чем подросток обратиться к вам и будет готов поговорить, в это время совершается важная внутренняя работа. Все эти рекомендации будут хорошо работать, если у подростка будет моральная поддержка со стороны членов семьи. Важно, чтобы родители в силу сложившихся обстоятельств посмотрели на себя со стороны и предприняли шаги к изменениям внутри семьи. Конечно это очень длительная и кропотливая работа, требующая большого терпения, доверия и безграничной любви. Главное верить и доверять , стать другом своему ребенку и донести до него, что вы всегда придете ему на помощь, дадите совет и будете учитывать его мнение в решении важных вопросов. В любом случае, первое, что нужно сделать, обнаружив у близкого человека, у ребенка, или даже у себя склонность к самоистязанию – обратиться за помощью к специалисту: клиническому психологу, психотерапевту или психиатру. Не игнорируя сегодня «глупые царапины», вы, тем самым, завтра возможно спасете ему жизнь.
|
|||
|