Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КНИГА ВТОРАЯ (а)



КНИГА ВТОРАЯ (а)

ГЛАВА ПЕРВАЯ

so Исследовать истину в одном отношении трудно, в другом легко. Это видно из того, что никто не в со-99зь стоянии достичь ее надлежащим образом, но и не тер­пит полную неудачу, а каждый говорит что-то о при­роде и поодиночке, правда, ничего или мало добавляет к истине, но, когда все это складывается, получается заметная величина. Поэтому если дело обстоит при-5 мерно так, как у нас говорится в пословице: «Кто же не попадет в ворота [из лука]?», то в этом отношении исследовать истину легко; однако, что, обладая некото­рым целым, можно быть не в состоянии владеть частью,— это показывает трудность исследования ис­тины.

Но поскольку трудность двоякая, причина ее, быть может, не в вещах, а в нас самих: действительно, ка­ков дневной свет для летучих мышей, таково для ра-

10 зума в нашей душе то, что по природе своей очевиднее всего 1. И справедливо быть признательным не только тем, чьи мнения мы можем разделить, но и тем, кто высказался более поверхностно: ведь и они в чем-то содействовали истине, упражняя до нас способность [к познанию]. В самом деле, если бы не было Тимо-

15 фея 2, мы не имели бы многих лирических песен; а если бы не было Фринида3, то не было бы Тимофея. То же можно сказать и о тех, кто говорил об истине,— от одних мы позаимствовали некоторые мнения, а благо­даря другим появились эти.

20 Верно также и то, что философия называется зна­нием об истине. В самом деле, цель умозрительного знания — истина, а цель знания, касающегося деятель­ности, — дело: ведь люди деятельные даже тогда, ко­гда они рассматривают вещи, каковы они, исследуют

не вечное, а вещь в ее отношении к чему-то и в на­стоящее время. Но мы не знаем истины, не зная при­чины. А из всех вещей тем или иным свойством в наи­большей степени обладает та, благодаря которой та­кое же свойство присуще и другим; например, ОГОНЬ 25 наиболее тепел, потому что он и для других вещей причина тепла. Так что и наиболее истинно то, что для последующего есть причина его истинности. Поэтому и начала вечно существующего всегда должны быть наиболее истинными: они ведь истинны не временами и причина их бытия не в чем-то другом, а, наоборот, они сами причина бытия всего остального; так что зо в. какой мере каждая вещь причастна бытию, в такой и истине.

ГЛАВА ВТОРАЯ

ЯСНО ВО ВСЯКОМ Случае, ЧТО ИМееТСЯ Некоторое На- 994а

чало и что причины существующего не беспредель­ны — ни в смысле беспредельного ряда, ни по виду. В самом деле, не может одно возникать из другого как из материи беспредельно, например: плоть из земли, земля из воздуха, воздух из огня, и так безостановочно; точно так же и то, откуда начало движения, не состав- 5 ляет беспредельного ряда, например так, что человек приведен в движение воздухом, воздух — солнцем, солнце — враждой ', и так далее без конца. Подобным же образом и цель не может идти в бесконечность — хождение ради здоровья, здоровье ради счастья, сча­стье ради чего-то еще, и так беспрестанно одно ради ю другого. И точно так же дело обстоит и с сутью бытия вещи. Ибо в отношении средних [звеньев], вне кото­рых имеется что-то последнее и что-то предшествую­щее, предшествующее необходимо доляшо быть причи­ной последующего. Если нам надо сказать, что из этих трех есть причина, то мы укажем первое, во всяком случае не последнее, ибо то, что в конце, ни для чего не есть причина; но и не среднее, ибо оно причина is только одного (при этом не имеет никакого значения, будет ли одно среднее или больше, бесконечное ли мно­жество средних [звеньев] или конечное). У беспре­дельного в этом смысле и у беспредельного вообще все части одинаково средние, вплоть до ныне рассматри­ваемой; так что если нет ничего первого, то вообще нет никакой причины.

Но точно так же и по направлению вниз нельзя

20 идти в бесконечность, если по направлению вверх имеется начало, так, чтобы из огня возникала вода, из воды — земля, и так беспрестанно какой-нибудь другой род. В самом деле, в двух смыслах можно говорить, что одно возникает из другого (помимо тех случаев, когда «одно из другого» означает «одно после другого», например олимпийские игры «из» истмийских): или так, как из мальчика, который изменяется,— взрослый мужчина, или так, как воздух из воды. Говоря «как взрослый мужчина из мальчика», мы имеем в виду

25 «как возникшее — из того, что прежде возникало, или завершенное — из того, что прежде завершалось» (здесь всегда есть что-то промежуточное: как между бытием и небытием — возникновение, так и возникаю­щее — между сущим и не-сущим; ведь учащийся — это становящийся знаток, и именно это мы имеем в виду, когда говорим, что «из» учащегося возникает знаток).

зо А «как из воздуха — вода» означает возникновение че­рез уничтожение одного из них. Поэтому в первом слу­чае нет взаимного перехода, и взрослый мужчина не становится мальчиком (ибо здесь из возникновения возникает не то, что находится в возникновении, а то, шъ что существует после возникновения; и точно так же день — «из» утра, потому что день — после утра, и по­этому утро не может возникать из дня). А во втором случае имеет место взаимный переход. Но и в том и в другом случае невозможно идти в бесконечность. Дей­ствительно, в первом случае промежуточное необхо-5 димо имеет конец, а во втором одно переходит в дру­гое; причем уничтожение одного из них есть возникно­вение другого.

Вместе с тем первое2, будучи вечным, не может уничтожиться; в самом деле, так как возникновение по направлению вверх не беспредельно, то необходимо, чтобы не было вечным то, из чего как из первого воз­никло что-то через его уничтожение3.

Далее, «то, ради чего»,— это конечная цель, а ко­нечная цель — это не то, что существует ради другого,

10 а то, ради чего существует другое; так что если будет такого рода последнее, то не будет беспредельного дви­жения; если же нет такого последнего, то не будет конечной цели. А те, кто признает беспредельное [дви­жение]4, невольно отвергают благо как таковое; между

том никто не принимался бы за какое-нибудь дело, осли бы не намеревался прийти к какому-нибудь пре­делу. И не было бы ума у поступающих так, ибо тот, кто наделен умом, всегда действует ради чего-то, а это is нечто — предел, ибо конечная цель есть предел.

Но точно так же и суть бытия вещи нельзя сводить к другому определению, более пространному5: ведь предшествующее определение всегда есть определение ü большей мере, а последующее — нет; если же первое не есть определение сути бытия вещи, то еще менее последующее. Далее, те, кто так утверждает, уничто- 20 жают знание: ведь невозможно знать, пока не доходят до неделимого. И познание [в таком случае] невоз­можно, ибо как можно мыслить то, что беспредельно в этом смысле6? Ведь здесь дело не так обстоит, как с линией, у которой деление, правда, может осуществ­ляться безостановочно, но которую нельзя помыслить, не прекратив его; так что, кто хочет обозреть ее в бес­предельной делимости, тот не может исчислять ее от­резки. Но в движущейся вещи необходимо МЫСЛИТЬ И 25 материю. И ничто беспредельное не может иметь бы­тие; а если и не так, то во всяком случае существо (to einai) беспредельного не беспредельно1.

С другой стороны, если бы были беспредельны по количеству виды причин, то и в этом случае не было бы возможно познание: мы считаем, что у нас есть знание тогда, когда мы познаем причины; а беспре- зо дельно прибавляемое нельзя пройти в конечное время.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Усвоение преподанного зависит от привычек слу­шателя; какие у нас сложились привычки, такого изло- 995а жения мы и требуем, и то, что говорят против обыкно­вения, кажется неподходящим, а из-за непривычно­сти — более непонятным и чуждым, ибо привычное бо­лее понятно. А какую силу имеет привычное, показы­вают законы, в которых то, что выражено в форме мифов и по-детски просто, благодаря привычке имеет большую силу, нежели знание самих законов. Одни не 5 воспринимают преподанного, если излагают математи­чески, другие — если не приводят примеров, третьи требуют, чтобы приводилось свидетельство поэта. И одни хотят, чтобы все излагалось точно, а других

точность тяготит йлй Потому, Что они не S СОСТОЯНИЙ связать [одно с другим], или потому, что считают точ-

ю ность мелочностью. В самом деле, есть у точности что-то такое, из-за чего она как в делах, так и в рас­суждениях некоторым кажется низменной. Поэтому надо приучиться к тому, как воспринимать каждый предмет, ибо нелепо в одно и то же время искать и зна­ние, и способ его усвоения. Между тем нелегко достиг­нуть даже и одного из них.

*5 А математической точности нужно требовать не для всех предметов, а лишь для нематериальных. Вот по­чему этот способ не подходит для рассуждающего о природе, ибо вся природа, можно сказать, матери­альна. А потому надлежит прежде всего рассмотреть, что такое природа. После этого станет ясным и то, чем занимается учение о природе, <и есть ли исследование 20 причин и начал дело одной или нескольких наук).

 

 

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ (Г)

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Есть некоторая наука, исследующая сущее как та­ковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще 25 этой части, как, например, науки математические. А так как мы ищем начала и высшие причины, то ясно, что они должны быть началами и причинами чего-то само-сущного (physeös tinos kath' hauten). Если же те, кто искал элементы вещей, искали и эти начала, то и иско­мые ими элементы должны быть элементами не сущего зо как чего-то привходящего, а сущего как такового. А по­тому и нам необходимо постичь первые причины су­щего как такового.

ГЛАВА ВТОРАЯ

О сущем говорится, правда, в различных значениях, но всегда но отношению к чему-то одному, к одному естеству и не из-за одинакового имени, а так, как все здоровое, например, относится к здоровью — или по­тому, что сохраняет его, или потому, что содействует 35 ему, или потому, что оно признак его, или же потому, что способно воспринять его; и точно так же врачеб- мозь ное по отношению к врачебному искусству (одно на­зывается так потому, что владеет этим искусством, другое — потому, что_ имеет способность к нему, третье — потому, что оно его применение), и мы можем привести и другие случаи подобного же словоупотреб­ления. Так вот, таким же точно образом и о сущем го­ворится в различных значениях, но всякий раз по s

отношению к одному началу; одно называется сущим потому, что оно сущность, другое — потому, что оно состояние сущности, третье — потому, что оно путь к сущности', или уничтожение и лишенность ее, или свойство ее, или то, что производит или порождает сущность и находящееся в каком-то отношении к ней; или оно отрицание чего-то из этого или отрицание са­мой сущности, почему мы и о не-сущем говорим, что оно есть не-сущее. И подобно тому как все здоровое исследуется одной наукой, точно так же обстоит дело и в остальных случаях. Ибо одна наука должна иссле­довать не только то, что сказывается о принадлежащем к одному [роду], но и то, что сказывается о том, что находится в каком-то отношении к одному естеству: ведь и это в некотором смысле сказывается о принад­лежащем к одному [роду]. Поэтому ясно, что и сущее как таковое должно исследоваться одной наукой. А наука всюду исследует главным образом первое — то, от чего зависит остальное и через что это остальное получает свое название. Следовательно, если первое — сущность, то философ, надо полагать, должен знать начала и причины сущностей.

Каждый род [существующего] исследуется одной наукой, так же как воспринимается одним чувством; так, грамматика, например, будучи одной наукой, ис­следует все звуки речи. Поэтому и все виды сущего как такового исследует одна по роду наука, а отдельные виды — виды этой науки.

Итак, сущее и единое — одно и то же, и природа у них одна, поскольку они сопутствуют друг другу так, как начало и причина, но не в том смысле, что они выражаемы через одно и то же определение (впрочем, дело не меняется, если мы поймем их и так; напротив, это было бы даже удобнее). Действительно, одно и то же — «один человек» и «человек», «существующий че­ловек» и «человек», и повторение в речи «он есть один человек» и «он есть человек» не выражает что-то раз­ное (ясно же, что [«сущее»] не отделяется [от «едино­го»] ни в возникновении, ни в уничтожении), и точно так же «единое» [от «сущего» не отделяется]; так что очевидно, что присоединение их не меняет здесь смысла и что «единое» не есть здесь что-то другое по сравне­нию с сущим. Кроме того, сущность каждой вещи есть «единое» не привходящим образом, и точно так же она

по существу своему есть сущее. Так что, сколько есть видов единого, столько же и видов сущего, и одна и та же по роду наука исследует их суть; я имею в виду, 35 например, исследование тождественного, сходного и другого такого рода, причем почти все противополож­ности сводятся к этому началу2; однако об этом до- юо4а статочно того, что было рассмотрено нами в «Перечне противоположностей» 3.

И частей философии стольно, сколько есть видов сущностей, так что одна из них необходимо должна быть первой и какая-то другая — последующей. Ибо сущее (ш единое) непосредственно 4 делятся на роды, 5 а потому этим родам будут соответствовать и науки. С философом же дело обстоит так же, как и с тем, кого называют математиком: и математика имеет части, и в ней есть некая первая и вторая наука и другие по­следующие 5.

Далее, так как одна наука исследует противолежа­щее одно другому, а единому противолежит многое и так как отрицание и лишенность исследуются одной 10 наукой, потому что в обоих случаях6 исследуется не­что единое, относительно чего имеется отрицание или лишенность (в самом деле, мы говорим, что это единое или вообще не присуще чему-нибудь или не прису­ще какому-нибудь роду; при отрицании для единого ве устанавливается никакого отличия от того, что отри­цается, ибо отрицание того, что отрицается, есть его отсутствие; а при лишенности имеется и нечто лежа- 15 щее в основе, относительно чего утверждается, что оно чего-то лишено7); так как, стало быть, единому противостоит многое, то дело указанной нами науки познавать и то, что противолежит перечисленному выше8, а именно иное, или инаковое, несходное и не­равное, а также все остальное, производное от них или от множества и единого9. И сюда же принадлежит и20 противоположность: ведь и противоположность есть не­которого рода различие, а различие есть инаковость (heterotes). — Поэтому так как о едином говорится в различных значениях, то и о них, конечно, будет гово­риться в различных значениях, но познание их всех бу­дет делом одной науки, ибо нечто исследуется разными науками не в том случае, когда оно имеет различные значения, а в том, если их нельзя поставить ни в под­чинение, ни в какое-либо другое отношение к одному 25

[и тому же]. А так как все значения [в нашем случае] возводятся к чему-то первому, например все, что обоз­начается как единое,— к первому единому, то нужно признать, что так же обстоит дело и с тождественным, и с различным, а также с [другими?] противополож­ностями. Поэтому, различив, в скольких значениях употребляется каждое, надлежит затем указать, каково его отношение к первому в каждом роде высказываний, ао А именно: одно имеет отношение к первому в силу того, что обладает им, другое — в силу того, что про­изводит его, третье — иным подобного же рода обра­зом 10.

Таким образом, совершенно очевидно, (об этом речь шла при изложении затруднений), что сущее, единое, противоположное и тому подобное, а также сущность надлежит объяснять одной науке (а это был один из вопросов в разделе о затруднениях). И философ дол-14ь жен быть в состоянии исследовать все это. В самом деле, если это не дело философа, то кому же рассмотреть, например, одно ли и то же Сократ и сидящий Сократ, и противоположно ли чему-то одному лишь одно, или что такое противоположное и в скольких значениях о нем говорится? Точно так же и относительно всех других подобных вопросов. Так как все это есть суще-5 ственные свойства (pathe kath' hauta) единого и су­щего как таковых, а не как чисел, или линий, или огня, то ясно, что указанная наука должна повнать и суть тождественного, сходного, равного и тому подоб­ного й противолежащего им и их свойства. И ошибка тех, кто их рассматривает", не в том, что они зани­маются делом, не свойственным философу, а в том, что они ничего толком не знают о сущности, которая пер­ів вее свойств. Ведь если [и] число как таковое имеет свои свойства, . например нечетное и четное, соиз­меримость и равенство, превышение и недостаток, при­чем эти свойства присущи числам и самим по себе, и в их отношении друг к другу; если и тело, непо­движное и движущееся, не имеющее тяжести и имею­щее ее12, обладает другими свойствами, лишь ему 15 принадлежащими, то точно так же и сущее как тако­вое имеет свойства, лишь ему принадлежащие; и вот относительно этих свойств философу и надлежит рас­смотреть истину.

Подтверждением этому служит то, что диалектики и софисты подделываются под философов (ибо софи­стика—это только мнимая мудрость, и точно так же диалектики рассуждают обо всем, а общее всем — су-го щее); рассуждают же они об этом явно потому, что это принадлежность философии. Действительно, софистика и диалектика занимаются той же областью, что и фи­лософия, но философия отличается от диалектики спо­собом применения своей способности, а от софистики — выбором образа жизни. Диалектика делает попытки исследовать то, что познает философия, а софистика— 25 это философия мнимая, а не действительная.

Далее, в каждой паре противоположностей одно есть лишенность, и все противоположности 13 сводимы к сущему и не-сущему, к единому и множеству, напри­мер: покой — к единому, движение — к множеству; с другой стороны, все, пожалуй, признают, что сущест­вующие вещи и сущность слагаются из противополож­ностей; по крайней мере все признают началами про- зо тивоположности; так, одни признают началами нечетное и четное, другие — теплое и холодное, третьи — предел и беспредельное, четвертые — дружбу и вражду. По-видимому, и все остальные противоположности сводимы к единому и множеству (оставим в силе это сведение, как мы его приняли [в другом месте]) и, а уж призна­ваемые другими начала полностью подпадают под еди- юо5а ное и множество как под их роды. Таким образом, и от­сюда ясно, что исследование сущего как такового есть дело одной науки. Действительно, все это или противо­положности, или происходит из противоположностей, начала же противоположностей — это единое и множе­ство. А они исследуются одной наукой, все равно, имеют s ли они одно значение или, как это, пожалуй, и обстоит на самом деле, не одно значение. Однако если о едином и говорится в различных значениях, то все же осталь­ные значения его так или иначе соотносимы с первым, и так же будет обстоять дело и с противоположным им; и уже поэтому, даже если сущее или единое не об­щее и не одно и то же для всего или не существуют отдельно (чего, пожалуй, на самом деле и нет), а един- ю ство состоит в одних случаях лишь в соотносимости с одним, в других — в последовательности, уже по­этому, стало быть, не дело геометра, например, иссле­довать, что такое противоположное или совершенное,

сущее или единое, тождественное или различное, разве только в виде предпосылки.

Итак, ясно, что исследование сущего как такового и того, что ему как таковому присуще, есть дело одной is науки и что та те наука исследует не только сущности, но и то, что им присуще: и то, что было указано выше, и предшествующее и последующее, род и вид, целое и часть и тому подобное.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Теперь следует объяснить, должна ли одна наука

20 или разные заниматься, с одной стороны, тем, что в математике называется аксиомами, с другой — сущ­ностью. Совершенно очевидно, что и такие аксиомы должна рассматривать одна наука, а именно та, кото­рой занимается философ, ибо аксиомы эти имеют силу для всего существующего, а не для какого-то особого рода отдельно от всех других. И применяют их все, потому что они истинны для сущего как танового, а каждый род есть сущее; но их применяют настольно,

25 насколько это каждому нужно, т. е. насколько прости­рается род, относительно которого приводятся доказа­тельства. Так как, стало быть, аксиомы имеют силу для всего, поскольку оно есть сущее (а сущее ведь обще всему), то ясно, что тому, кто познает сущее как таковое, надлежит исследовать и аксиомы. Поэтому никто из тех, кто изучает частное, не берется каким-то

30 образом утверждать о них, истинны ли они или нет,— ни геометр, ни арифметик, разве только кое-кто из рассуждающих о природе, со стороны которых посту­пать так было вполне естественно: ведь они полагали, что они одни изучают природу в целом и сущее [как таковое]. Но так как есть еще кто-то выше тех, кто рассуждает о природе 1 (ибо природа есть лишь один

35 род сущего), то тому, кто исследует общее и первую сущность, необходимо рассматривать и аксиомы; что же касается учения о природе, то оно также есть некото-юобь рая мудрость, но не первая. А попытки иных рассуж­дающих об истине разобраться, как же следует пони­мать [аксиомы], объясняются их незнанием аналити­ки 2, ибо [к рассмотрению] должно приступать, уя»е заранее зная эти аксиомы, а не изучать их, услышав про них3.

Что исследование начал умозаключения также есть s дело философа, т. е. того, кто изучает всякую сущность вообще, какова она от природы,— это ясно. А тот, кто в какой-либо области располагает наибольшим знанием, должен быть в состоянии указать наиболее достоверные начала своего предмета, и, следовательно, тот, кто рас­полагает таким знанием о существующем как таковом, ю должен быть в состоянии указать эти наиболее досто­верные начала для всего. А это и есть философ. А са­мое достоверное из всех начал — то, относительно которого невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть наиболее очевидным (ведь все обманы­ваются в том, что не очевидно) и свободным от всякой предположительности. Действительно, начало, которое is необходимо знать всякому постигающему что-либо из существующего, не есть предположение; а то, что не­обходимо уже знать тому, что познает хоть что-нибудь, он должен иметь, уже приступая к рассмотрению. Та­ким образом, ясно, что именно такое начало есть наи­более достоверное из всех; а что это за начало, укая^ем теперь. А именно: невозможно, чтобы одно и то же 2" в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении 4 (и все другое, что мы могли бы еще уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений) — это, конечно, самое достоверное из всех начал, к нему подходит дан­ное выше определение 5. Конечно, не может кто бы то ни было считать одно и то же существующим и не существующим, как это, по мнению некоторых, утверж­дает Гераклит; но дело в том, что нет необходимости 25 считать действительным то, что утверждаешь на сло­вах. Если невозможно, чтобы противоположности бы­ли в одно и то же время присущи одному и то­му же (пусть будут даны нами обычные уточне­ния этого положения6), и если там, где одно мне­ние противоположно другому, имеется противоречие7, то очевидно, что один и тот же человек не может в одно и то же время считать одно и то же сущест- зо вующим и не существующим; в самом деле, тот, кто в этом ошибается, имел бы в одно и то же время про­тивоположные друг другу мнения. Поэтому все, кто приводит доказательство, сводят его к этому положе­нию Как к последнему: ведь по природе оно начало даже для всех других аксиом.

и «образованное», и «бледное», и «человек» означали бы одно [и то же], и, следовательно, все было бы од­ним, ибо все было бы однозначно).

И точно так же не может одно и то же быть и не быть [в одно и то же время], разве лишь при много­значности слова, как, например, в том случае, если то,

го что мы называем человеком, другие называли бы не­человеком; но вопрос у нас не о том, может ли одно и то же в одно и то же время называться человеком и не-человеком, а о том, может ли оно на деле быть тем и другим [одновременно]. Если же «человек» и «не-человек» не означают разное, то ясно, что и «быть не-человеком» и «быть человеком» не означают разное, так что быть человеком было бы то же, что и быть

25 не-человеком, ибо то и другое было бы одно: ведь «быть одним» означает именно это, как, например, «одеяеда» и «платье», если только значение нх одно. А если «человек» и «не-человек» — одно, то и «быть человеком» и «быть не-человеком» — одно. Между тем было показано, что «человек» и «не-человек» означают разное.

Стало быть, если о чем-то правильно сказать, что оно человек, то оно необходимо должно быть двуногим живым существом (ведь именно это означает, как было сказано, «человек»); а если это необходимо, то оно зо в одно и то же время не может не быть двуногим жи­вым существом (ибо «необходимо должно быть» озна­чает именно: «не может не быть»). Итак, нельзя вместе правильно сказать об одном и том же, что оно и чело­век и не-человек. оо7а И то же рассуждение применимо и к небытию че­ловеком; в самом деле, «быть человеком» и «не быть человеком» означает разное, если уже «быть бледным» и «быть человеком» — разное: ведь «быть человеком» и «не быть человеком» противолежат друг другу го­раздо больше, [чем «быть бледным» и «быть челове­ком»], так что они [уж, конечно], означают разное, з Если же станут утверждать, что и «бледное» означает то же, [что и «человек»], то мы снова скажем то же, что было сказано и раньше8, а именно, что в таком случае все будет одним, а не только то, что противоле­жит друг другу. Но если это невозможно, то получается указанный выше вывод9, если только спорящий отве­чает на поставленный ему вопрос.

Если же он в своем ответе на прямо поставленный вопрос присовокупляет и отрицания, то это не будет ггвет на вопрос. Конечно, ничто не мешает, чтобы одно і то же было и человеком и бледным и имело еще бес- ■ шсленное множество других свойств, однако в ответ аа вопрос, правильно ли, что вот это есть человек или ает, надо сказать нечто такое, что имеет одно значе­ние, и не нужно прибавлять, что оно также бледно и велико: невозможно перечислить все привходящие свойства, поскольку их имеется бесчисленное множе­ство; так пусть спорящий или перечислит все эти свой-ства^ или не указывает ни одного. И точно так же пусть даже одно и то же будет сколько угодно раз че­ловеком и не-человеком, — в ответ на вопрос, есть ли это человек, не следует еще присовокуплять, что это в то же время и не-человек, если только не добавлять все другие привходящие свойства, какие только есть и каких нет; а если спорящий делает это, то уже нет обсуждения.

И вообще те, кто придерживается этого взгляда 10, на деле отрицают сущность и суть бытия вещи: им приходится утверждать, что все есть привходящее и что нет бытия человеком или бытия живым существом в собственном смысле. В самом деле, если что-то есть бытие человеком в собственном смысле, то это не бытие не-человеком или небытие человеком (и то и другое ведь отрицания первого), ибо одним было означенное и, а это было сущностью чего-то 12. Означать же сущность чего-то имеет тот смысл, что бытие им не есть нечто другое. Если же бытие человеком в собственном смы­сле значит бытие не-человеком в собственном смысле или небытие человеком в собственном смысле, то бы­тие человеком будет чем-то еще другим13. А потому те, кто придерживается этого взгляда, доляшы утверж­дать, что ии для одной вещи не может быть такого [обозначающего сущность] определения, а что все есть привходящее. Ведь именно этим отличаются между собой сущность и привходящее; так, например, блед-пое есть нечто привходящее для человека, потому что он бледен, но он не есть сама бледность. Если же обо всем говорилось бы как о привходящем, то ие было бы ничего первого, о чем [что-то сказывается], раз при­входящее всегда означает нечто высказываемое о не­котором предмете. Приходилось бы, стало быть, идти

1007b в бесконечность. Но это невозможно, так как связывать друг с другом можно не более двух привходящих свойств. В самом деле, привходящее не есть привходя­щее для привходящего, разве только когда оба суть при­входящее для одного и того же; я имею в виду, напри­мер, что бледное образованно, а образованное бледно, 5 поскольку оба они привходящее для человека. Но «Сократ образован» имеет не тот смысл, что то и дру­гое — [«Сократ» и «образованный»] — привходящи для чего-то другого. Стало быть, так как об одних привхо­дящих свойствах говорится в этом смысле, а о других — в ранее указанном смысле, то привходящее, о котором говорится в таком смысле, в каком бледное есть при­входящее для Сократа, не может восходить до беско­нечности 14, как, например, для бледного Сократа нет

ю другого еще привходящего свойства, ибо из всей сово­купности привходящих свойств не получается чего-либо единого. Но и для «бледного», конечно, не будет какого-то иного привходящего, например «образован­ное». Ведь «образованное» есть привходящее для «блед­ного» не больше, чем «бледное» есть привходящее для «образованного»; и вместе с тем было установлено, что имеется привходящее в этом смысле и есть привходя­щее в том смысле, в каком «образованное» есть привхо­дящее для Сократа; в этом же последнем смысле при-

15 входящее не есть привходящее для привходящего, а таково лишь привходящее в первом смысле; следова­тельно, не все будет сказываться как привходящее. Таким образом, и в этом случае должно существовать нечто, означающее сущность. А если так, то доказано, что противоречащее одно, другому не может сказы­ваться вместе.

Далее, если относительно одного и того же вместе было бы истинно все противоречащее одно другому, то

20 ясно, что все было бы одним [и тем же]. Действи­тельно, одно и то же было бы и триерой 15, и стеной, и человеком, раз относительно всякого предмета можно нечто одно и утверждать и отрицать, как это необхо­димо признать тем, кто принимает учение Протагора 16. И в самом деле, если кто считает, что человек не есть триера, то ясно, что он не триера. Стало быть, он есть также триера, раз противоречащее одно другому ис-

25 тинно. И в таком случае получается именно как у Анаксагора: «все вещи вместе», и, следовательно,

ничего не существует истинно. Поэтому они, видимо, говорят нечто неопределенное, и, полагая, что говорят о сущем, они говорят о не-сущем, ибо неопределенно то, что существует в возможности, а не в действитель­ности. Но им необходимо все и утверждать и отрицать. ; Действительно, нелепо, если относительно каждого предмета отрицание его допустимо, а отрицание чего-то другого — того, что ему не присуще,— недопустимо. Так, например, если о человеке правильно сказать, что он не человек, то ясно, что правильно сказать, что он или триера, или не триера. Если правильно утвержде­ние, то необходимо правильно и отрицание; а если утверждение недопустимо, то во всяком случае [соот­ветствующее] отрицание будет скорее допустимо, не­жели отрицание самого предмета. Если поэтому допу­стимо даже это отрицание, то допустимо также и отри­цание того, что он триера; а если это отрицание, то и утверждение.

Вот какой вывод получается для тех, кто высказы­вает это положение, а также вывод, что нет необходи­мости [в каждом случае] или утверждать, или отри­цать. В самом деле, если истинно, что кто-то есть чело­век и не-человек, то ясно, что истинно также то, что он не есть ни человек, ни не-человек, ибо для двух утверждений имеются два отрицания, а если указан­ное утверждение есть одно высказывание, состоящее из двух, то одним будет и отрицание, противолежащее этому утверждению.

Далее, либо дело обстоит во всех случаях так, как они говорят, тогда нечто есть и белое и не-белое, и су­щее и не-сущее (и то же можно сказать о всех других утверждениях и отрицаниях), либо дело так обстоит не во всех случаях, а в некоторых так, в некоторых же не так. И если не во всех случаях, то относительно тех утверждений и отрицаний, с которыми дело так не обстоит, имеется согласие 17; если же так обстоит дело во всех случаях, то опять-таки либо относительно чего допустимо утверждение, относительно того допустимо и отрицание, и относительно чего допустимо отрица­ние, относительно того допустимо и утверждение, либо относительно чего утверждение допустимо, относи­тельно того, правда, допустимо отрицание, но относи­тельно чего допустимо отрицание, не всегда допустимо утверждение. А если имеет место этот последний

случай, то, надо полагать, есть нечто явно не-сущее, и это положение было бы достоверным; а если не-бытие есть что-то достоверное и понятное, то еще более понят­ным было бы противолежащее ему утверждение. Если же одинаково можно утверждать то, относительно чего имеется отрицание, то опять-таки либо необходимо го­ворят правильно, когда разделяют утверждение и от-

20 рицание (например, когда утверждают, что нечто бело и, наоборот, что оно не бело), либо не говорят пра­вильно. И если не говорят правильно, когда их разде­ляют, то в этом случае ни то ни другое 18 не высказы­вается, и тогда ничего не существует (но как могло бы говорить или ходить то, чего нет?); кроме того, все было бы тогда одним [и тем же], как сказано уже раньше, и одним и тем же были бы и человек, и бог,

25 и триера, и противоречащее им19 (в самом деле, если противоречащее одно другому будет одинаково выска­зываться о каждом, то одно ничем не будет отличаться от другого, ибо если бы оно отличалось, то это отличие было бы истинным [для него] и присуще лишь ему 20) . Но точно такой же вывод получается, если можно вы­сказываться правильно, когда разделяют утверждение и отрицание; и, кроме того, получается, что все гово­рят и правду и неправду, и, кто это утверждает, сам

30 должен признать, что он говорит неправду. В то Hte время очевидно, что в споре с ним речь идет ни о чем: ведь он не говорит ничего [определенного]. Действи­тельно, он не говорит да или нет, а говорит и да и нет и снова отрицает и то и другое, говоря, что это не так и не этак, ибо иначе уже имелось бы что-то опре­деленное. Далее, если в случае истинности утвержде-

35 ния ложно отрицание, а в случае истинности отрица­ния ложно утверждение, то не может быть правиль­ным, если вместе утверждается и отрицается одно и то Ю08ь же. Но может быть, скажут, что мы этим 21 утверждаем то, что с самого начала подлежало доказательству (to keimenon).

Далее, ошибается ли тот, кто считает, что дело та­ким-то образом либо обстоит, либо не обстоит, и гово­рит ли правду тот, кто принимает и то и другое вместе? Если этот последний говорит правду, то какой 5 смысл имеет утверждение, что природа вещей именно такова? А если он говорит неправду, а более прав22 тот, кто придерживается первого взгляда, то с сущест­

вующим дело уже обстоит определенным образом, и можно сказать (an), что это истинно и не может в то же время быть неистинным. Если же все одинаково говорят и неправду и правду, то тому, кто так считает, нельзя будет что-нибудь произнести и сказать, ибо он вместе говорит и да и нет. Но если у него нет никако­го мнения, а он только одинаково что-то полагает и не полагает, то какая, в самом деле, разница между ним и ребенком? А особенно это очевидно из того, что на деле подобных взглядов не держится никто: ни другие люди, ни те, кто высказывает это положение. Дейст­вительно, почему такой человек идет в Мегару, а не остается дома, воображая, что туда идет? И почему он прямо на рассвете не бросается в колодезь или в про­пасть, если окажется рядом с ними, а совершенно оче­видно проявляет осторожность, вовсе не полагая, та­ким образом, что попасть туда одинаково нехорошо и хорошо? Стало быть, ясно, что одно он считает лучшим, а другое — не лучшим. Но если так, то ему необхо­димо также признавать23 одно человеком, другое не­человеком, одно сладким, другое несладким. Ведь на все он ищет и принимает одинаковым образом, когда, полагая, что хорошо бы, [например], выпить воды и



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.