Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Функ­цио­ни­ро­ва­ние



Функ­цио­ни­ро­ва­ние

Рас­смот­рим те­перь, как ней­рон­ные кон­ту­ры моз­жеч­ка обес­пе­чи­ва­ют его глав­ную функ­цию — кор­рек­цию дви­га­тель­ных про­грамм.

1. В от­де­лах ос­нов­ной дви­га­тель­ной ма­ги­ст­ра­ли (рис. 5.1) — ко­ре го­лов­но­го моз­га ли­бо ство­ле моз­га — ак­ти­ви­ру­ет­ся про­грам­ма пред­стоя­ще­го дви­же­ния.

2. Ко­пия этой про­грам­мы (по пу­тям от ство­ла моз­га или ко­ры го­лов­но­го моз­га) и ин­фор­ма­ция о те­ку­щем по­ло­же­нии и дви­же­ни­ях мышц и сус­та­вов (про­прио­цеп­тив­ная чув­ст­ви­тель­ность), по­ло­же­нии те­ла в по­ле тя­же­сти Зем­ли (вес­ти­бу­ляр­ная чув­ст­ви­тель­ность), а так­же ос­таль­ная важ­ная для вы­пол­не­ния дви­же­ния ин­фор­ма­ция по мши­стым во­лок­нам по­сту­па­ет в моз­же­чок.

3. Вся эта по­сту­паю­щая по мши­стым во­лок­нам им­пуль­са­ция про­хо­дит че­рез сеть вста­воч­ных ней­ро­нов моз­жеч­ка. В этой се­ти в ви­де си­нап­ти­че­ских свя­зей ме­ж­ду раз­ны­ми ней­ро­на­ми за­ло­же­на ин­фор­ма­ция о том, как наи­луч­шим об­ра­зом осу­ще­ст­в­ля­лось дан­ное дви­же­ние рань­ше. Тем са­мым в моз­жеч­ке со­пос­тав­ля­ют­ся три ви­да ин­фор­ма­ции:

¾ о пла­ни­руе­мом дви­же­нии;

¾ о те­ку­щем со­стоя­нии опор­но-дви­га­тель­но­го ап­па­ра­та и ок­ру­жаю­щей об­ста­нов­ке;

¾ па­мять о дан­ном дви­же­нии.

4. Прой­дя че­рез сеть вста­воч­ных ней­ро­нов, вся им­пуль­са­ция в ко­неч­ном сче­те по­сту­па­ет к ней­ро­нам Пур­ки­нье, ме­няя их воз­бу­ди­мость, а сле­до­ва­тель­но — ве­ли­чи­ну раз­ря­да, ко­то­рый да­дут эти ней­ро­ны в от­вет на воз­бу­ж­де­ние ла­зя­щих во­ло­кон.

5. Ла­зя­щие во­лок­на вы­зы­ва­ют раз­ряд ней­ро­нов Пур­ки­нье (пус­ко­вая функ­ция ла­зя­щих во­ло­кон), и этот раз­ряд че­рез яд­ра моз­жеч­ка по­сы­ла­ет­ся к ство­лу моз­га ли­бо ко­ре го­лов­но­го моз­га. Тем са­мым на ос­нов­ную дви­га­тель­ную про­грам­му на­кла­ды­ва­ет­ся кор­рек­ти­рую­щая про­грам­ма.

Важ­но от­ме­тить, что та­кая кор­рек­ция осу­ще­ст­в­ля­ет­ся не толь­ко пе­ред на­ча­лом дви­га­тель­но­го ак­та, но и по­сто­ян­но в хо­де его вы­пол­не­ния, то есть фак­ти­че­ски пе­ред ка­ж­дым мель­чай­шим дви­же­ни­ем.

Клю­че­вая осо­бен­ность моз­жеч­ка за­клю­ча­ет­ся в его спо­соб­но­сти к нау­че­нию. Это нау­че­ние в ко­неч­ном сче­те сво­дит­ся к из­ме­не­нию ха­рак­те­ра свя­зей ме­ж­ду вста­воч­ны­ми ней­ро­на­ми ко­ры моз­жеч­ка. Бла­го­да­ря это­му кор­рек­ти­рую­щие про­грам­мы по­сто­ян­но со­вер­шен­ст­ву­ют­ся. Так бы­ва­ет, на­при­мер, ко­гда ре­бе­нок учит­ся хо­дить — на вро­ж­ден­ные про­грам­мы ходь­бы, за­ло­жен­ные в ство­ле моз­га, на­кла­ды­ва­ют­ся по­сто­ян­но уточ­няю­щие­ся при­об­ре­тен­ные про­грам­мы кор­рек­ции.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.