|
|||
ФункционированиеФункционирование Рассмотрим теперь, как нейронные контуры мозжечка обеспечивают его главную функцию — коррекцию двигательных программ. 1. В отделах основной двигательной магистрали (рис. 5.1) — коре головного мозга либо стволе мозга — активируется программа предстоящего движения. 2. Копия этой программы (по путям от ствола мозга или коры головного мозга) и информация о текущем положении и движениях мышц и суставов (проприоцептивная чувствительность), положении тела в поле тяжести Земли (вестибулярная чувствительность), а также остальная важная для выполнения движения информация по мшистым волокнам поступает в мозжечок. 3. Вся эта поступающая по мшистым волокнам импульсация проходит через сеть вставочных нейронов мозжечка. В этой сети в виде синаптических связей между разными нейронами заложена информация о том, как наилучшим образом осуществлялось данное движение раньше. Тем самым в мозжечке сопоставляются три вида информации: ¾ о планируемом движении; ¾ о текущем состоянии опорно-двигательного аппарата и окружающей обстановке; ¾ память о данном движении. 4. Пройдя через сеть вставочных нейронов, вся импульсация в конечном счете поступает к нейронам Пуркинье, меняя их возбудимость, а следовательно — величину разряда, который дадут эти нейроны в ответ на возбуждение лазящих волокон. 5. Лазящие волокна вызывают разряд нейронов Пуркинье (пусковая функция лазящих волокон), и этот разряд через ядра мозжечка посылается к стволу мозга либо коре головного мозга. Тем самым на основную двигательную программу накладывается корректирующая программа. Важно отметить, что такая коррекция осуществляется не только перед началом двигательного акта, но и постоянно в ходе его выполнения, то есть фактически перед каждым мельчайшим движением. Ключевая особенность мозжечка заключается в его способности к научению. Это научение в конечном счете сводится к изменению характера связей между вставочными нейронами коры мозжечка. Благодаря этому корректирующие программы постоянно совершенствуются. Так бывает, например, когда ребенок учится ходить — на врожденные программы ходьбы, заложенные в стволе мозга, накладываются постоянно уточняющиеся приобретенные программы коррекции.
|
|||
|