|
||||||||||||||||||||||||||||||
Восьмое декабря. Домашняя работа . Практическое занятие № 40. Сопоставление устной и письменной речи. Задания для практического занятия
Выполненные задания отправлять
Восьмое декабря Домашняя работа Практическое занятие № 40 Сопоставление устной и письменной речи Учебная цель:развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты. Учебные задачи: 1. Совершенствование умений различать устную и письменную формы речи. 2. Совершенствование умений сопоставлять устную и письменную речь. Задания для практического занятия Задание 1. Ознакомьтесь с перечисленными в схеме особенностями двух форм (письменной и устной) литературного языка. Схема
Задание 2. Распределите слова и словосочетания в три столбика: а) только книжная речь; б) только разговорная; в) и та, и другая. Публичное выступление, лекция, сообщение, разговор пациента с врачом, разговор ученика с учителем, интервьюирование, разговор пассажиров в автобусе, разговор покупателя с продавцом, беседа между друзьями, отчет на заседании, разговор за обеденным столом, выступление на защите дипломной работе, выступление на суде. Задание 3. Ознакомьтесь с высказываниями литературоведа И.Л.Андроникова и отрывок из воспоминаний академика Б.М. Кедрова, который рассказывает о докладе известного минералога, одного из основоположников геохимии академика А.Е. Ферсмана, посвященном Д.И.Менделееву. 1. Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать – такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь. В чем тут дело? Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой. (И.Л.Андроников) 2. Получив слово, Ферсман встал, поклонился, начал говорить, произнес первые слова об оценке Энгельсом научного подвига Менделеева. А потом… Потом вдруг исчезли слова. Произносившиеся фразы звучали, словно переложенные на музыку, сливались в общий аккорд, который казалось, заполнил собою весь зал. Притихшие люди, потолок и стены, стол президиума и сам докладчик исчезли, остался только голос, рисующий одну картину за другой. Это была подлинно поэтическая импровизация. Мысли оратора, да еще так ярко приподнесенные слушателям, буквально рождались на их глазах.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|