|
|||
Оглавление
Ю. И. СЕМЁНОВ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕТРАДИ»МОСКВА 2003
ББК 930.1 (0758)УДК Ю252:Т08
СЕМЕНОВ Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней).- М.: «Современные тетради». 2003. — 776 с. Библиография: 1450 названий. ISBN 5-88289-208-2© Ю. И. Семенов, 2003© «Современные тетради», 2003
Оглавление · ОБ АВТОРЕ · ПРЕДИСЛОВИЕ · 1. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (человечество, общество, общества, государства, страны, народы, этносы, нации, цивилизации, культуры, расы) · 1.1. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ · 1.2. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, СТРАНА · 1.2.1. Многозначность слова «общество» · 1.2.2. Два взгляда на общество: 1) как на простую совокупность людей и 2) как на целостное образование (организм) · 1.2.3. Первое значение слова «общество» — социально-исторический (социоисторический) организм · 1.2.4. Второе значение слова «общество» — система социально-исторических организмов · 1.2.5. Третье значение слова «общество» — человеческое общество в целом · 1.2.6. Четвертое значение слова «общество» — общество вообще · 1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) · 1.2.8. Понятие социоисторического организма — одна из самых важных категорий наук об обществе и его истории · 1.2.9. Открытие двух основных видов социоисторических организмов (Б. Нибур, Г. Мейн, Л. Морган) · 1.2.10. Проблема границ социально-исторических организмов · 1.2.11. Геосоциальные организмы (геосоциоры) · 1.2.12. Значение слова «страна» · 1.2.13. Геосоциальный организм и его население · 1.2.14. Демосоциальные организмы (демосоциоры) · 1.2.15. Еще о различии между демосоциальными и геосоциальными организмами · 1.3. НАРОД, ЭТНОС, ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СОЦИОИСТОРИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ · 1.3.1. Многозначность слова «народ» в его применении к классовому обществу · 1.3.2 Этническая общность, или этнос · 1.3.3. Структура этноса · 1.3.4. Этнические процессы · 1.3.5. Этнос и геосоциальный организм · 1.3.6. Этнос и племя · 1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ · 1.4.1. Понятие культуры вообще · 1.4.2. Культуры (локальные культуры) и человеческая культура в целом · 1.5. ДЕМОСОЦИОРНЫЕ КОНГЛОМЕРАТЫ, АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ · 1.5.1. Генетические культурно-языковые общности и генетические демосоциорные конгломераты · 1.5.2. Демосоциорные ассоциации · 1.5.3. Демосоциорные союзы и сверхсоюзы · 1.6. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ · 1.6.1. Передача культуры от поколения к поколению и эволюционистские концепции культуры · 1.6.2. Распространение культуры путем миграций. Миграционизм · 1.6.3. Культурная диффузия и диффузионизм · 1.6.4. Культурный релятивизм · 1.7. ПЕРЕХОД К КЛАССОВОМУ ОБЩЕСТВУ, ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕМОСОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗМОВ В ГЕОСОЦИАЛЬНЫЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭТНОСОВ И РАЗДВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ · 1.7.1. Превращение демосоциальных организмов в геосоциальные и возникновение этнических общностей · 1.7.2. Раздвоение культуры с переходом от первобытного общества к классовому · 1.7.3. Коренное различие смыслов слова «народ» в применении к первобытному и классовому обществам · 1.8. ОБЩЕСТВО, ЭТНОС, НАЦИЯ · 1.8.1. Проблема отношения этноса и нации · 1.8.2. Возникновение наций в Западной Европе · 1.8.3. Нация и социально-исторический организм · 1.8.4. Нация как политическая сила · 1.8.5. Нация и этнос · 1.8.6. Полиэтничные нации · 1.8.7. Нация и национальное движение · 1.8.8. Формирование наций в Америке · 1.8.9. Становление наций в Африке южнее Сахары · 1.8.10. Две современные концепции нации · 1.8.11. Нация: объективно существующее явление или только конструкция сознания? · 1.8.12. Субнации и супернации. Мононациезация и полинациезация · 1.8.13. Еще раз об обществе, нации и этносе · 1.8.14. Национализм и патриотизм · 1.9. РАСЫ, РАСИЗМ И КОНЦЕПЦИЯ РАСОВОГО ДЕТЕРМИНИЗМА · 1.9.1. Концепция этносов и суперэтносов Л.Н. Гумилева · 1.9.2. Расовое деление человечества · 1.9.3. Сущность расизма и его основные разновидности · 1.9.4. Расистская историософия · * * * · 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ЕГО ПОНИМАНИЕ И ИСТОЛКОВАНИЕ (унитарно-стадиальный и плюрально-циклический подходы к истории, линейно-стадиальное и глобально-стадиальное понимания исторического прогресса) · 2.1. ДВА ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ИСТОРИИ: УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНЫЙ И ПЛЮРАЛЬНО-ЦИКЛИЧЕСКИЙ · 2.2. АНТИЧНЫЙ МИР: ПЕРВЫЕ ШАГИ К УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНОМУ ПОНИМАНИЮ ИСТОРИИ · 2.2.1. Возникновение исторической науки (историологии) · 2.2.2. Событийность и процессуальность в истории · 2.2.3. Два направления развития исторической и историософской мысли · 2.2.4. Историческая мысль в поисках причин исторических событий · 2.2.5. Понятие судьбы у античных историков · 2.2.6. Провиденциализм Августина Аврелия и начало философии истории · 2.2.7. Идеи исторического прогресса в античную эпоху · 2.2.8. Античные мыслители в поисках общего, особенного и повторяющегося в истории · 2.2.9. Концепция четырех мировых монархий · 2.3. КОНЕЦ СРЕДНИХ ВЕКОВ И НОВОЕ ВРЕМЯ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ · 2.3.1. Вводные замечания · 2.3.2. Ранние концепции циклизма: Ибн Халдун, Н. Макьявелли, Ф. Патрици, Дж. Вико · 2.3.3. Открытие Америки и его значения для понимания истории человечества · 2.3.4. Трехчленная стадиальная типология человеческих обществ: дикарские, варварские, цивилизованные · 2.3.5. Четырехчленная периодизация истории человечества: охотничье-собирательская, пастушеская, земледельческая и торгово-промышленная стадии · 2.3.6. Идея прогресса в XVIII веке: оптимизм (Ж.А. Кондорсе) и пессимизм (Ж.-Ж. Руссо) · 2.3.7. Выделение трех всемирно-исторических эпох: античности, средних веков и нового времени · 2.3.8. Выявление еще одной всемирно-исторической эпохи — эры Древнего Востока · 2.3.9. Движение исторической мысли XVIII века: от расчленения писаной истории во времени — к стадиальной типологии цивилизованных социоисторических организмов · 2.3.10. Философско-историческая концепция А. Сен-Симона · 2.4. МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ · 2.4.1. Вводные замечания · 2.4.2. Марксистская стадиальная типология социально-исторических организмов · 2.4.3. Марксова схема развития и смены общественно-экономических формаций · 2.4.4. Как и где существуют общественно-экономические формации · 2.4.5. Проблемы интерпретации марксовой схемы смены общественно-экономических формаций · 2.4.6. Противоречие между ортодоксальным пониманием смены общественно-экономических формаций и исторической реальностью · 2.4.7. Классики марксизма и ортодоксальное понимание смены общественно-экономических формаций · 2.4.8. Интерпретации смены общественно-экономических формаций в марксистской литературе после Маркса · 2.4.9. Пороки ортодоксального понимания смены общественно-экономических формаций · 2.4.10. Линейно-стадиальный вариант унитарно-стадиального понимания истории · 2.4.11. Линейно-стадиальное понимание истории и советская (ныне российская) историология древнего мира вообще, историология Древнего Востока в первую очередь · 2.5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЛЮРАЛЬНО-ЦИКЛИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ · 2.5.1. От «цивилизации» к «цивилизациям» · 2.5.2. Ж. Гобино и Г. Рюккерт · 2.5.3. Русская философско-историческая мысль 30—60-х годов XIX в. (П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, В.Ф. Одоевский, A.C. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.И. Герцен, П.Л. Лавров) · 2.5.4. Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, В.И. Ламанский · 2.6. ИСТОРИОЛОГИЯ И СМЕЖНЫЕ С НЕЙ НАУКИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ · 2.6.1. Вводные замечания · 2.6.2. Новые данные исторической науки и линейно-стадиальное понимание истории · 2.6.3. Возникновение этнологии, первобытной археологии и палеоантропологии · 2.6.4. Возникновение науки о первобытной истории (палеоисториологии) и ее качественное отличие от историологии цивилизованного общества (неоисториологии) · 2.6.5. Этнология и археология: от эволюционизма к антиэволюционизму · 2.6.6. Плюрально-циклические концепции в социологии · 2.7. РАЗВИТИЕ ПЛЮРАЛЬНО-ЦИКЛИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ В XX ВЕКЕ · 2.7.1. Н.С. Трубецкой и евразийство · 2.7.2. О. Шпенглер · 2.7.3. А.Дж. Тойнби · 2.7.4. Ф. Бэгби, К. Квигли, С. Хантингтон, Л.Н. Гумилев, П.А. Сорокин · 2.7.5. Два разных циклизма · 2.7.6. Специалисты-историки о построениях О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби и Л.Н. Гумилева · 2.7.7. Значение исторического плюрализма в развитии философско-исторической мысли · 2.8. ВОЗРОЖДЕНИЕ УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ НА ЗАПАДЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА · 2.8.1. Вводные замечания · 2.8.2. Возрождение эволюционизма в этнологии · 2.8.3. Эволюционизм в социологии · 2.8.4. Концепции индустриального общества · 2.8.5. Возникновение и упадок концепций постиндустриального общества · 2.8.6. Еще одна современная стадиальная типология социоисторических организмов: премодерное, модерное и постмодерное общество · 2.8.7. Концепции модернизации · 2.9. КОНЦЕПЦИИ ЗАВИСИМОСТИ, ИЛИ ЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ · 2.9.1. Предыстория — концепции империализма · 2.9.2. Концепции центра-периферии и периферийного капитализма (Р. Пребиш) · 2.9.3. Депендетизм (Т. Дус-Сантус, P.M. Марини) · 2.9.4. Концепция зависимо-ассоциированного общества (Ф.Э. Кардозу, Э. Фалетто) · 2.9.5. Концепция капитализма субразвития (А. Агиляр) · 2.9.6. Латинская Америка как родина концепций зависимого развития и периферийного капитализма · 2.9.7. Разработка концепции зависимости западными экономистами · 2.9.8. Концепции альтернативного развития, опоры на собственные силы и нового международного экономического порядка · 2.9.9. Критика концепций зависимости апологетами капитализма · 2.10. МИР-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД · 2.10.1. А.Г. Франк и его взгляд на недоразвитость и развитость стран мира · 2.10.2. Концепция миров-экономик (Ф. Бродель) · 2.10.3. Мир-системный анализ (И. Валлерстайн) · 2.10.4. Мир-системный подход: плюсы и минусы · 2.11. СОВРЕМЕННЫЙ АНТИИСТОРИЗМ («АНТИИСТОРИЦИЗМ») · 2.11.1. К. Поппер, Ф. Хайек, Л. Мизес и Р. Арон · 2.11.2. Р. Нисбет и Р. Будон · 2.11.3. Ч. Тилли, П. Штомпка и постмодернисты · 2.12. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖСОЦИОРНЫХ СВЯЗЕЙ И ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ · 2.12.1. Вводное замечание · 2.12.2. Диффузионизм и всемирная история · 2.12.3. Всемирная история в работе У. Мак-Нилла «Подъем Запада. История человеческой общности» · 2.12.4. Сторонники мир-системного подхода и их попытки создания целостной картины всемирной истории · 2.12.5. Выход из тупика — глобально-стадиальное понимание истории · 2.13. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭСТАФЕТЫ И ГЛОБАЛЬНО-СТАДИАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ · 2.13.1. Идея исторической эстафеты · 2.13.2. Ж. Боден · 2.13.3. Л. Леруа · 2.13.4. Дж. Хейквилл и У. Темпл · 2.13.5. Ж. Тюрго, Г. Мабли, Г. Рейналь, И. Гердер, И. Кант, И. Фихте, Вольней · 2.13.6. Г.В.Ф. Гегель · 2.13.7. В. Кузен, Ж. Мишле, П. Балланш · 2.13.8. Н.М. Карамзин и русские мыслители 30—60-х годов XIX века (П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, В.Ф. Одоевский, A.C. Хомяков, А.И. Герцен, П.Л. Лавров, Т.Н. Грановский) · 2.13.9. Современность · 2.14. ГЛОБАЛЬНО-ФОРМАЦИОННОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ: СУЩНОСТЬ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ · 2.14.1. Вводные замечания · 2.14.2. Межсоциорное взаимодействие · 2.14.3. Социорная реорганизация · 2.14.4. Социорная индукция · 2.14.5. Неравномерность исторического развития. -Супериорные и инфериорные социоры. Исторические миры · 2.14.6. Исторический центр и историческая периферия. Супериндукция · 2.14.7. Супериоризация · 2.14.8. Латерализация и общественно-экономические параформации · 2.14.9. Эндогенная стадиальная трансформация, супериоризация и латерализация как формы смены социально-экономических типов общества · 2.14.10. Ультрасупериоризация. Передача исторической эстафеты, или эстафетная смена общественно-экономических формаций · 2.14.11. Заключение · 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ИСТОРИОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ПОИСКАХ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА И ДВИЖУЩИХ СИЛ ИСТОРИИ · 3.1. ВВЕДЕНИЕ · 3.2. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ. СНОВА Н. МАКЬЯВЕЛЛИ · 3.3. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ НЕ СДАЕТСЯ: Ж.Б. БОССЮЭ · 3.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА · 3.4.1. Вводное замечание · 3.4.2. Предтечи (Гиппократ, Аристотель, Полибий) · 3.4.3. Снова Ж. Боден · 3.4.4. Ф. Бэкон, У. Темпл, Б. Фонтенель · 3.4.5. Ж.-Б. Дюбо · 3.4.6. Ш. Монтескье · 3.5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА: К. ГЕЛЬВЕЦИЙ, А. БАРНАВ · 3.6. ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ XVIII В. И ПОРОЧНЫЙ КРУГ В ИХ РАССУЖДЕНИЯХ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ИСТОРИИ · 3.6.1. Французские материалисты XVIII века · 3.6.2. От человеческих действий к общественному мнению · 3.6.3. От общественного мнения к общественной среде, а от нее — снова к общественному мнению · 3.6.4. Порочный круг: попытки его разорвать · 3.6.5. Социоисторический идеализм · 3.7. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И НЕОБХОДИМОСТИ НА СТЫКЕ ВЕКОВ (XVIII - XIX ВВ.) · 3.7.1. Абсолютный детерминизм: что это означает для истории · 3.7.2. Абсолютный детерминизм и волюнтаризм; как они могли совмещаться · 3.7.3. Снова И. Гердер · 3.7.4. Вольтер — историк · 3.7.5. Волюнтаризм как теоретическое обоснование борьбы против существующего строя · 3.7.6. Великая Французская революция и крушение волюнтаризма · 3.7.7. Проблема свободы и необходимости в философии истории Г. Гегеля · 3.8. ФРАНЦУЗСКИЕ ИСТОРИКИ ЭПОХИ РЕСТАВРАЦИИ: ОТКРЫТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ КЛАССОВ И КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ · 3.8.1. Предтечи (от Платона до Вольнея) · 3.8.2. Эпоха Реставрации · 3.8.3. От изучения революции — к исследованию борьбы классов · 3.8.4. Из-за чего борются классы? · 3.8.5. Общественные классы: что это такое? · 3.8.6. Имущественные отношения · 3.8.7. Народные массы и выдающиеся личности · 3.8.8. Классовая борьба — историческая закономерность · 3.8.9. История как объективный, закономерный процесс · 3.8.10. Проблема происхождения общественных классов · 3.8.11. Что помешало французским историкам Реставрации пойти дальше? · 3.9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ И ОТКРЫТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ · 3.9.1. Почему экономические отношения могли быть открыты только с возникновением капитализма? · 3.9.2. Возникновение политической экономии. Меркантилизм · 3.9.3. Начало классической политической экономии: У. Петти, П. Буагильбер, Ф. Кенэ, Ж. Тюрго · 3.9.4. Создатели теоретических систем: А. Смит и Д. Рикардо · 3.10. ПРОБЛЕМА НИЩЕТЫ, ОБЩЕСТВЕННЫХ КЛАССОВ, КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ И ДВИЖУЩИХ СИЛ ИСТОРИИ В ТРУДАХ АНГЛИЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКОВ · 3.10.1. Вводное замечание · 3.10.2. Дж. Таунсенд · 3.10.3. У. Годвин · 3.10.4. Т. Мальтус · 3.10.5. Ч. Холл · 3.10.6. П. Рейвенстон, У. Томпсон, Дж. Грей, Дж. Брей · 3.11. КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ АНГЛИЙСКИХ ЭКОНОМИСТОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА · 3.11.1. Т. Годскин · 3.11.2. Р. Джонс · 3.12. СНОВА Л. СЕН-СИМОН · 3.13. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ И ПРОБЛЕМА ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА И ДВИЖУЩИХ СИЛ ИСТОРИИ · 3.13.1. Был ли К. Маркс экономистом и знатоком капиталистической экономики? · 3.13.2. Открытие социальной материи · 3.13.3. Постановка и решение проблемы источника развития производительных сил общества в работах Г.В. Плеханова, П.Б. Струве, A.A. Богданова, П.П. Маслова, К. Каутского, Н.И. Бухарина · 3.13.4. Источник развития производительных сил при капитализме · 3.13.5. Проблема некапиталистических экономических систем и ее решения · 3.13.6. Экономическая этнология (экономическая антропология) · 3.13.7. Значение теории первобытной экономики для материалистического понимания истории вообще, для решения проблемы источника развития производительных сил в частности · 3.13.8. Проблема взаимоотношения между производительными силами и производственными отношениями · 3.13.9. Исторический материализм и проблема свободы и необходимости в истории · 3.14. ИНЫЕ (КРОМЕ МАРКСИСТСКОЙ) СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОСНОВ ОБЩЕСТВА И ДВИЖУЩИХ СИЛ ИСТОРИИ · 3.14.1. Экономический детерминизм, экономический материализм и вообще экономический подход к истории (от Дж. Миллара, Р. Джонса и Дж. Роджерса до Э. Лабрусса и У. Ростоу) · 3.14.2. Географический детерминизм и иные, близкие к нему концепции (Т. Бокль, Э. Жюйар, Л.И. Мечников, Ф. Ратцель, Э. Семпл, X. Маккиндер, А. Мэхэн, А.Л. Чижевский и др.) · 3.14.3. Демографический детерминизм (Л. Гумплович, А. Кост, Э. Дюркгейм, Д.И. Менделеев, A.A. Богданов, Р. Карнейро, О. Дуглас, Дж. Матрас, Дж. Саймон, Л. Шевалье, Н.И. Моисеев и др.) · 3.14.4. Технический, или технологический, детерминизм (Л. Уайт, Г. Ленски, О. Тоффлер и др.) · 3.14.5. Экологический детерминизм (Дж. Кларк, Дж. Стюард, М. Харрис, Э. Ле Руа Ладюри, Э.С. Кульпин и др.) · 3.14.6. Классический волюнтаризм (Т. Карлейль, П.Л. Лавров, Н.В. Шелгунов, X. Ортега-и-Гассет, К. Поппер, Л. Мизес и др.) · 3.14.7. Конспиративистский вариант волюнтаризма (концепции заговора от С.А. Нилуса до Е.Т. Гайдара) · 3.14.8. Концепции определяющей роли социально-духовного фактора (Л. Блан, П. Сорокин, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ф. Фукуяма, школа «Анналов» и др.) · 3.14.9. Биологические и социально-биологические концепции (Э. Уилсон, Ж. Дюби, И.П. Павлов, 3. Фрейд, В. Райх и др.) · 3.14.10. Провиденциализм и русская религиозная философия конца XIX — начала XX вв. · 3.14.11. Концепции угасающей или пульсирующей силы общественного развития (Ж. Гобино, H.A. Васильев, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев и др.) · 3.14.12. В заключение: еще о многофакторном подходе к развитию общества · * * * · 4. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В СВЕТЕ ГЛОБАЛЬНО-ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА · 4.1. ВСТУПЛЕНИЕ · 4.2. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ · 4.2.1. Вводные замечания · 4.2.2. Социально-экономический строй общества, общественно-экономический уклад, способ производства, общественно-экономическая формация и параформация · 4.2.3. Экономика и экономики · 4.2.4. Собственность и социально-экономические отношения · 4.2.5. Общественное производство и производительные силы общества · 4.2.6. Ячейки собственности, хозяйственные ячейки, иждивенческо-потребительские ячейки, хозяйственные организмы · 4.3. ОБЩИЙ ХОД МИРОВОЙ ИСТОРИИ · 4.3.1. Период праобщества и праистории (1,6—0,04 млн. лет) · 4.3.2. Эпоха первобытного (доклассового) общества или палеоистории (40—6 тыс. лет) · 4.3.3. Эпоха Древнего Востока (III — II тысячелетия до н.э.) · 4.3.4. Античная эпоха (VIII в. до н.э. — V в. н.э.). Мир в пределах центрального исторического пространства · 4.3.5. Мир в античную эпоху за пределами центрального исторического пространства · 4.3.6. Эпоха средних веков (VI — XV вв.) · 4.3.7. Эпоха нового времени (XVI в. — 1917 г.) — развитие капитализма вглубь · 4.3.8. Новое время с начала XVI в. до конца XIX вв. — развитие капитализма вширь · 4.3.9. Конец нового времени. Первая волна социорно-освободительных революций (1895—1917) · 4.3.10. Новейшая история (1917—1991 гг.). Вторая волна социорно-освободительных революций · 5. СОВРЕМЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ · 5.1. КОНЕЦ ИСТОРИИ? · 5.2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ГЛОБАЛЬНОЕ КЛАССОВОЕ ОБЩЕСТВО · 5.3. СОВРЕМЕННЫЙ ОРТОКАПИТАЛИЗМ · 5.3.1. Основные этапы развития ортокапитализма · 5.3.2. Поздний ортокапитализм и консьюмеризм · 5.3.3. Аморализация и дегуманизация · 5.3.4. Кризис духовной культуры · 5.3.5. Деградация науки · 5.3.6. Переход от позднего ортокапитализма к позднейшему: следствия и причины · 5.3.7. Современный ортокапитализм и глобальные проблемы экологии · 5.4. КАПИТАЛИЗМ - ОБЩЕСТВО БЕЗ БУДУЩЕГО. ПРОБЛЕМА ЕГО ЗАМЕНЫ ДРУГИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ СТРОЕМ · 5.5. СТАРАЯ ПАРАКАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ ПЕРИФЕРИЯ · 5.6. МЕСТО БЫВШИХ НЕОПОЛИТАРНЫХ СТРАН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ · 5.7. ПРЕВРАЩЕНИЕ РОССИИ В ЗАВИСИМУЮ ПЕРИФЕРИЙНУЮ СТРАНУ · 5.7.1. Запад и «демократические реформы» в России · 5.7.2. Результаты «демократических реформ» в России · 5.7.3. Сегодняшняя Россия — зависимая периферийная страна · 5.7.4. Периферийный («криминальный») капитализм в России — результат «демократических реформ» или непоследовательности в их проведении? · 5.7.5. Россия на распутье · 5.8. ГЛОБАЛЬНАЯ КЛАССОВАЯ БОРЬБА: ЕЕ ВОЗМОЖНЫЙ ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ · 5.8.1. Ультраимпериализм переходит в наступление · 5.8.2. Современное противодействие натиску ультраимпериализма · 5.8.3. Необходимость объединения периферии · 5.8.4. Роль России в современном мировом историческом процессе · 5.8.5. Путинский поворот к Западу · 5.8.6. Пессимистический (для периферии и человечества) вариант развертывания глобальной классовой борьбы · 5.8.7. Оптимистический (для периферии и человечества) вариант развертывания глобальной классовой борьбы · 5.9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ГРЯДУЩЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ · ЛИТЕРАТУРА · СОКРАЩЕНИЯ · УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН · ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ОБ АВТОРЕ
Семенов Юрий Иванович (р. 1929) — доктор исторических наук (1963), профессор по кафедре философии (1964). В настоящее время — профессор Московского физико-технического института и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Занимается исследованием проблем этнологии, истории первобытного и раннеклассового общества, философии истории и теории познания. Автор около 300 научных работ. Многие работы, включая три монографии, изданы за рубежом (Великобритания, Франция, Венгрия, Чехословакия, Румыния, ГДР, ФРГ, США, Канада, Куба, Япония, Китай, Вьетнам).
ПРЕДИСЛОВИЕ
Можно по-разному понимать и толковать историю, но вряд ли существуют сомнения в том, что она действительно существует. Исследованием ее давно уже занимается наука, которую называют тем же именем, что и изучаемый ею объект, а именно историей. Употребление одного и того же термина для обозначения как реального исторического процесса, так и науки, изучающей этот процесс, создает известные неудобства. Чтобы избежать их, я буду в дальнейшем изложении называть историей только сам исторический процесс. Для обозначения же специальной науки об истории я буду использовать термины «историческая наука» и «историология» (от греч. логос — слово, понятие, учение). Но историология — не единственная наука, изучающая историю. Существует по крайней мере еще одна дисциплина, занимающаяся историческим процессом. Она стремится выявить его общую природу, его основные закономерности и движущие силы. Иначе говоря, она является самой общей, предельно общей теорией исторического процесса. Значение этой предельной теории исторического процесса заключается в том, что она представляет собой самый общий метод проникновения в сущность исторических явлений. Эту самую общую теорию исторического процесса давно уже именуют философией истории. Термин «философия истории» несколько позднее стал применяться для обозначения и еще одной дисциплины. Последняя исследует не историю саму по себе, а процесс ее познания. В ее задачу входит выявление специфики исторического познания. Это теория исторического познания, историческая гносеология, или, следуя новейшей моде, историческая эпистемология.
|
|||
|