Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этапы развития русской музыкальной культуры до XIX века.



10. Этапы развития русской музыкальной культуры до XIX века.

- назовите в хронологическом порядке этапы развития русской музыки, укажите временной период;

- дайте определения следующим понятиям: знаменный распев, скоморохи, кант, партесный концерт;

- охарактеризуйте XVIII век в развитии русской музыки;

- расскажите о деятельности Дмитрия Бортнянского.

I

1 этап - Древнерусское государство Киевская Русь (IX – XIII вв.)

2 этап - Новгород (вт. пол XIII – XIV вв.)

3 этап - Московская Русь (XV – XVI)

4 этап - XVII век

5 этап - XVIII век

II

Знаменный распев – одноголосное церковное песнопение, получившее своё название от способа записи музыки при помощи условных знаков («знамён», «крюков»), которые помещались над словесным текстом, не указывали точную высоту, а определяли лишь направление движение мелодии.

Скоморохи – представители народного творчества, певцы, музыканты, танцоры, фокусники, акробаты, жонглёры.

Кант – жанр городской многоголосной песни, пришедший с Украины. По форме представлял куплетную песню, имел трёхголосное изложение (два верхних голоса двигались параллельными терциями, а бас был гармонической основой).

Партесный концерт – жанр русского и украинского партесного пения, исполнявшийся  во время праздничного богослужения, отличавшийся большой роскошью музыкального письма, а количество голосов могло достигать 24-х.

III

XVIII век –этопятый этап в развитии в русской музыке

Вошёл в историю как век Просвещения. В XVIII веке благодаря реформам Петра I Россия приобщается к достижениям европейской цивилизации. Искусство XVIII века несёт отпечаток стиля Классицизма. Характерными чертами стиля является стройность, уравновешенность, логичность. Искусство призвано возвеличивать героев (оды Ломоносова, Державина).

Процесс развития музыкальной культуры идёт быстро:

· знакомство с зарубежной музыкой привело к открытию придворных торжеств с музыкой и танцами, еженедельным концертам инструментальной музыки;

· появляется домашнее музицирование (становится модной игра на клавикордах, арфе, флейте, гитаре), т.о. развивается камерно - инструментальная музыка;

· популярно исполнение кантов-виватов («да здравствует»), светских кантов;

· появляется городская песня (мелодия под аккордовый аккомпанемент);

· появились духовые оркестры;

· открывается первый «Российский театр»;

· возникает русская опера;

· начинается собирание, изучение, обработка и публикация русских народных песен (сборники «Собрание русских простых песен с нотами» В.Трутовского);

· возникает вид вокальной лирической музыки – российская песня (песни, созданные на русские поэтические тексты - Сумарокова, Державина и др. поэтов). Например, сборник «Между делом безделье» Г.Теплов;

· формируется национальная композиторская школа: Бортнянский, Березовский, Фомин, Хандошкин.

IV

Дмитрий Бортнянский.

Талантливый композитор XVIII века.

Основная область творчества – хоровая музыка.

Музыкальное образование получил сначала в Придворной певческой капелле в Петербурге, а затем в Италии (10 лет). По возвращении в Россию был назначен придворным капельмейстером, а затем директором придворной капеллы. В историю музыки вошёл как автор более 100 хоровых произведений, в т.ч. духовных концертов. Писал инструментальную музыку, оперы, романсы.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.