|
|||
Этапы развития русской музыкальной культуры до XIX века.10. Этапы развития русской музыкальной культуры до XIX века. - назовите в хронологическом порядке этапы развития русской музыки, укажите временной период; - дайте определения следующим понятиям: знаменный распев, скоморохи, кант, партесный концерт; - охарактеризуйте XVIII век в развитии русской музыки; - расскажите о деятельности Дмитрия Бортнянского. I 1 этап - Древнерусское государство Киевская Русь (IX – XIII вв.) 2 этап - Новгород (вт. пол XIII – XIV вв.) 3 этап - Московская Русь (XV – XVI) 4 этап - XVII век 5 этап - XVIII век II Знаменный распев – одноголосное церковное песнопение, получившее своё название от способа записи музыки при помощи условных знаков («знамён», «крюков»), которые помещались над словесным текстом, не указывали точную высоту, а определяли лишь направление движение мелодии. Скоморохи – представители народного творчества, певцы, музыканты, танцоры, фокусники, акробаты, жонглёры. Кант – жанр городской многоголосной песни, пришедший с Украины. По форме представлял куплетную песню, имел трёхголосное изложение (два верхних голоса двигались параллельными терциями, а бас был гармонической основой). Партесный концерт – жанр русского и украинского партесного пения, исполнявшийся во время праздничного богослужения, отличавшийся большой роскошью музыкального письма, а количество голосов могло достигать 24-х. III XVIII век –этопятый этап в развитии в русской музыке Вошёл в историю как век Просвещения. В XVIII веке благодаря реформам Петра I Россия приобщается к достижениям европейской цивилизации. Искусство XVIII века несёт отпечаток стиля Классицизма. Характерными чертами стиля является стройность, уравновешенность, логичность. Искусство призвано возвеличивать героев (оды Ломоносова, Державина). Процесс развития музыкальной культуры идёт быстро: · знакомство с зарубежной музыкой привело к открытию придворных торжеств с музыкой и танцами, еженедельным концертам инструментальной музыки; · появляется домашнее музицирование (становится модной игра на клавикордах, арфе, флейте, гитаре), т.о. развивается камерно - инструментальная музыка; · популярно исполнение кантов-виватов («да здравствует»), светских кантов; · появляется городская песня (мелодия под аккордовый аккомпанемент); · появились духовые оркестры; · открывается первый «Российский театр»; · возникает русская опера; · начинается собирание, изучение, обработка и публикация русских народных песен (сборники «Собрание русских простых песен с нотами» В.Трутовского); · возникает вид вокальной лирической музыки – российская песня (песни, созданные на русские поэтические тексты - Сумарокова, Державина и др. поэтов). Например, сборник «Между делом безделье» Г.Теплов; · формируется национальная композиторская школа: Бортнянский, Березовский, Фомин, Хандошкин. IV Дмитрий Бортнянский. Талантливый композитор XVIII века. Основная область творчества – хоровая музыка. Музыкальное образование получил сначала в Придворной певческой капелле в Петербурге, а затем в Италии (10 лет). По возвращении в Россию был назначен придворным капельмейстером, а затем директором придворной капеллы. В историю музыки вошёл как автор более 100 хоровых произведений, в т.ч. духовных концертов. Писал инструментальную музыку, оперы, романсы.
|
|||
|