Дневник учета работы
Дневник учета работы
студента-практиканта Вергун Анастасии Сергеевны
2 курса 220 группы
Новосибирского педагогического колледжа №2
на ознакомительной практике
в период с 20 по 26 января 2020.
Цель практики:осознания сущности и социальной значимости будущей профессии и роли музыкального руководителя и учителя музыки в процессе музыкального воспитания детей; Задачи практики: - формирование интереса к педагогической деятельности. - уточнение представлений студентов об особенностях воспитательно-образовательного комплекса в различных типах и видах образовательных учреждений. - стимулирование потребности в повышении культуры педагогической деятельности, культуры речи, культуры педагогического общения, культуры внешнего вида. - формирование умений вести запись наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики. - развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании. В ходе освоения программы практики студенты приобретают практический опыт: - анализа планов проведения музыкальных занятий и музыкальных досуговых мероприятий в дошкольном ОУ, в общеобразовательных учреждениях; - наблюдения, анализа и самоанализа музыкальных занятий, уроков музыки и досуговых мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции; - ведения учебной документации. В ходе освоения программы студенты должны овладеть умениями: - находить и использовать методическую и музыкальную литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий; - анализировать подготовку и проведение занятий, праздников и развлечений; уроков, досуговых мероприятий, корректировать и совершенствовать их; - проводить педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках и досуговых мероприятиях; - оценивать процесс и результаты музыкальной деятельности обучающихся; В ходе освоения программы практики студенты выполняют виды работ: - посещение образовательных организаций разных видов, составление паспорта образовательной организации; - встречи и беседы с музыкальными руководителями, учителями музыки; - посещение и анализ уроков и занятий; - анализ планов проведения музыкальных занятий и музыкальных досуговых мероприятий в дошкольном ОУ; - ведение дневника наблюдений; - работа с литературой; - участие в диспутах. В процессе практики у студентов должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. -ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их. -ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях. -ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей. -ПК 1.4. Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия. -ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования дошкольников.
20.01.20, 14:00 Педагог: Ильященко Л.И. Ознакомление с практикой и документацией. Лекция о безопасности жизнедеятельности и правилах поведения в ЧС. Прослушана информация об организации практики и безопасности детей и студентов.
21.01.20, 9:30 ДОУ №448 "Серебряный колокольчик". Педагог: Ильященко Л.И., Фаль Е.Д. Развлечение "Прощание с ёлочкой". Старшая и младшая группа. План: - Выход детей в зал под музыку. - Слова ведущего. - Песня "Зима подарит ёлочке", исполняет старшая группа. - Слова ведущего. - Зажигается ёлка. - Выход Снеговика под музыку, его слова. - Игра "Кого больше?". Девочки и мальчики по отдельности хлопают в ладоши. - Игра "Мы повесим шарики" с ускорением. - Танец Разбойников (исполняет старшая группа). - Танец Снеговиков (исполняет старшая группа). - Танец Куколок с Петрушками (исполняет младшая группа). - Загадки про подарки. - Танец Хлопушек (исполняет младшая группа). - Игра "Снежки". - Танец Снежинок. - Игра "Новогодний паровозик". - Дети гасят огоньки на ёлке. - Сюрпризный момент. Сундучок с подарками. - Прощание со Снеговиком и ёлкой. - Выход детей из зала.
Анализ. - Деятельность детей. - Дети принимали участие, проявляли интерес, были эмоциональны и активны. - Движения выполняли с подсказками музыкального руководителя. Детям не хватало самостоятельности. - Уровень развития детей - средний. - Качество ЗУН: навыки сформированы, не хватает чёткости и выразительности у детей. - Деятельность музыкального руководителя. - Хорошее знание репертуара. - Эмоциональна, артистична. Тон доброжелателен. - Владение оборудованием высокое. Хорошее качество используемой музыки. - Слаженная работа с воспитателем. Часто подсказывала воспитателю. Хорошо знает сценарий развлечения. - Деятельность воспитателя. - Недостаточное знание сценария развлечения. Забывала реплики, путалась и не ориентировалась в сценарии. - Хорошо соориентирована в ритмике и пении, знает репертуар. - Слаженная работа с музыкальным руководителем.
Итог.Развлечение было ярким, эмоциональным. Детям было весело и интересно.
22.01.20, 11:00 ДОУ №473 Педагог: Фаль Е.Д.
- Лекция на тему "Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном образовании дошкольников". Что входило: Рассказ об инновациях в ИКТ, сопровождающийся показом слайдов, объяснение новых терминов, знакомство с компьютерными программами, с помощью которых создаются интересные и развивающие интерактивные игры для детей. Представление студентам таких приёмов, как мнемотаблицы, дидактические игры. Примеры различных красочных игр на закрепление материала и получение новой информации на интерактивной доске (скринбуккинг).
- Лекция на тему "Развиващая предметно-пространственная среда в музыкально-театрализованной деятельности". Что входило: Показ различных видов музыкально-театрализованной деятельности дошкольников, используемых в данном дошкольном образовательном учреждении. Например, кукольный театр с использованием пальчиковых кукол, рукавичных кукол, лэпбук, детский театр с масками из фетра и т.д. Рассказ о разнообразных и ярких костюмах, которые можно создать своими руками для театрализованной деятельности детей, сопровождающийся показом слайдов с фото.
- Лекция на тему "Игры со звуками, как элемент логоритмики". Что входило: Объяснение понятия "логоритмика". Демонстрация артикуляционно-двигательных движений, показ слайдов с информацией и наглядными примерами.
Итог.Очень информативное мероприятие, на котором было озвучено и показано много полезного материала.
22.01.20, 15:00 ДОУ №460 Педагог: Полле Л.Н. Музыкальное занятие у подготовительной группы (5-6 лет). План: - Музыкальный руководитель играет на электронном фортепиано. - Дети под музыку входят в зал друг за другом без помощи воспитателя. - Здороваются с гостями, организованно рассаживаются по местам. - Музыкальный руководитель ведёт беседу с детьми, знакомит их с планом работы на предстоящее занятие. - Занятие делят на две части. - Первая часть - разученый на прошлом занятии танец "Закаты алые" (танец начинается со стихотворений, которые дети читают по очереди. - Вторая часть - наглядный пример разучивания танца\песни. - Слушание песни "Прадедушка". - Опрос детей после слушания. Вопросы по характеру, темпу, эмоциональному окрасу песни. - Беседа с детьми о смысле, содержании песни. - Теоретическое объяснение первой части танца, который детям предстоит разучить. - Музыкальный руководитель выстраивает детей. Показывает движения. - Повторяют каждый фрагмент танца по несколько раз с музыкальным руководителем. - Разучили движения до второго куплета. - Занятие окончено. Дети прощаются. - Под музыку друг за другом уходят из зала.
Анализ. - Деятельность детей. - Дети проявляли интерес, нагрузки соответствовали их возрасту. - Дети были активны, в хорошем настроении, но при этом не шумели, были более менее усидчивы и послушны. - Движения первого танца выполняли без помощи музыкального руководителя. Стихи были прочитаны без подсказок и запинок. Выразительно и очень эмоционально. - Уровень развития способностей - высокий. - Качество ЗУН: навыки сформированы, дети самостоятельны. Чёткость, выразительность, эмоциональность хорошо развиты. - Деятельность музыкального руководителя. - Хорошее знание репертуара. Подходящие песни и музыка для танцев. - Хорошо владеет голосом и инструментом. - Качественное ведение беседы с детьми после слушания новой песни. - Дети внимательно слушали музыкального руководителя, были заинтересованы и увлечены. - Умеет находить подход к каждому ребенку. - Тон разговора с детьми доброжелательный, приятный. - Оборудованием владеет хорошо. Качество записанных минусовок хорошее. - Деятельность воспитателя. - Воспитатель на занятии у подготовительной группы не присутствовала. Итог. На занятии была проведена плодотворная работа. Дети разучили часть предоставленного танца, на занятии не скучали, активно работали и были заинтересованы.
22.01.20, 15:30 Музыкальное занятие у младшей группы (2-3 года). План: - Вход детей в зал в сопровождении воспитателя под музыку. - Воспитатель выстраивает детей в круг, встаёт с ними. - Разминка. Дети повторяют движения за музыкальным руководителем. - Разучивание нового движения: лодочка в парах с покачиваниями. - Воспитатель ведет детей друг за другом к стульям, все рассаживаются. - Муз. руководитель показывает детям картинку подснежника. - Беседа с детьми. Рассказ о подснежниках, вопросы. - Слушание первого куплета и припева песни про маму и подснежники. - Муз. руководитель задаёт вопросы по песне. - Слушание второго куплета и припева песни. - Вопросы по содержанию и характеру песни. - Разучивание первого куплета (муз. руководитель очень чётко, громко и по слогам проговаривает каждую строчку, затем говорят вместе с детьми). - Задействован инструмент. Муз. руководитель играет на фортепиано и поёт с детьми первый куплет несколько раз. - Отдых. Игра "Непослушные воробушки". - Воспитатель выстраивает детей друг за другом. - Выход детей из зала под музыку.
Анализ. - Деятельность детей. - Дети проявляли интерес, эмоционально реагировали. - Нагрузки и подача материала соответствовала возрасту детей. - Дети были очень активны, быстро отвлекались. - Пели и выполняли движения только с помощью музыкального руководителя и воспитателя. - Уровень развития способностей - средний, близок к низкому. - Качество ЗУН: навыки в стадии формирования. Не хватает самостоятельности, внимательности и четкости выполнения заданий. - Деяельность музыкального руководителя. - Высокое качество используемого репертуара. - Хорошо владеет инструментом и голосом. - Качественное пояснение используемой музыки детям, умение вести беседу с детьми, понятность вопросов после слушания песни. - Умеет привлечь внимание малышей и заинтересовать их. - Использовала различные методические приёмы. - Умеет находить индивидуальный подход к детям. - Приятный тон речи, доброжелательная интонация. - Умеет работать в паре с воспитателем. - Хорошо владеет оборудованием. Высокое качество используемых записей. - Деятельность воспитателя. - Воспитатель помогал построить, успокоить, привлечь внимание детей. - Умеет найти индивидуальный подход к детям. Помогала детям выполнять музыкально-ритмические движения, действия в игре. - Вместе с музыкальным руководителем не пела. - Умеет работать в паре с музыкальным руководителем. - С оборудованием на занятии не работала.
Итог.На занятии дети разучили часть песни, выполнили ритмические движения, проявляли себя активно, смеялись и были заинтересованы действиями и заданиями музыкального руководителя.
23.01.20, 9:00 МКДОУ "Детский сад №484 комбинированного вида". Педагог: Фаль Е.Д. Музыкальные руководители:Дорожкова М.А., Кечина Н.В., Костюхина М.Г. Семинар для музыкальных руководителей. План: - Приветственное слово заведующей. - Вступительное слово. - Представление опыта работы музыкальных руководителей детского сада №484. - Танец "Зимние забавы" (исполнила старшая группа). - Представление проекта для старших и подготовительных групп "Мы все жители планеты Земля", сопровождающийся показом слайдов с фото и видео. - Танцы разных стран в исполнении детей. - Развитие музыкально-ритмических движений (на примере фестиваля "Дружбы народов"). - Мастер-класс для слушателей курсов по подготовке танцевальныз композиций. - Рефлексия. Анализ. Деятельность детей. - Дети, которые показывали номера для гостей были активны, в хорошем настроении. - Выполняли движения с подсказками муз. руководителя, но не путались. Всё делали чётко и выразительно. - Уровень развития детей - высокий. - Качество ЗУН: навыки у детей сформированы. Чёткость, эмоциональность и выразительность в ритмических движениях развита хорошо. - Деятельность музыкальных руководителей. - Тон приятный, доброжелательная интонация. - Артистизм, харизматичность. - Умеют задать настроение.
Итог.Мероприятие было очень ярким, эмоциональным, полезным и познавательным. И для музыкальных руководителей, и для студентов-практикантов. Было получено много новой, интересной информации.
24.01.20, 8:30 и 11:35 Педагог: Мисникова Л.И. Учитель: В.А. Урок музыки у 1"А"(8:30) и 1"Г"(11:35) класса. Тема: "Композитор, художник, поэт". План: - Приветствие. - На экране интерактивной доски: художник, поэт и композитор. - Дети читают. Соотносят, с помощью чего творят эти люди. (Художник - краски, композитор - звуки, поэт - слова). - Показ картины "Пробуждение нового дня". - Учитель задаёт вопросы. Дети отвечают. - Чтение стихотворения "Утро", объяснение новых слов. - Вопросы учителя. - Слушание пьесы "Утро" из сюиты "Пергюнт" Э. Грига. - Зарисовка детей настроения сочинения. - Учитель включает слайд со словами-подсказками. Дети выбирают те, которые описывают мелодию. - Опрос: какому произведению искусства удалось передать утро лучше всего? - Показ видеоурока на интерактивной доске. Тема: виды творчества. - Разминка. - Распевка. Учитель садится за инструмент. - Дети поют две заученные распевки. - Разученная на прошлом уроке песня "Мурлыка" под минусовку. - Учитель поёт с детьми. - Разучивание третьего куплета. Исполнение песни целиком. - Домашнее задание, конец урока.
Анализ. - Деятельность учителя. - Хорошо владеет голосом, инструментом и оборудованием. - Подбор интересного детям материала. - Умеет привлечь внимание детей, заинтересовать и увлечь. - Тон доброжелательный, приятная, мягкая интонация. - Умеет построить структуру занятия, плавно переходя с одной темы на другую. - Умеет использовать творческие задания. - Эффективно использовала разные методы и приёмы на занятии. - Деятельность детей. - Активная работа на уроке. Желание ответить на заданный учителем вопрос. - Дисциплинированность. - Проявление интереса, пластическое интонирование песен, которые звучали на уроке. - Уровень развития способностей - высокий. - Качество ЗУН: навыки сформированы, высокая самостоятельность, интерес к заданиям и данному на уроке материалу.
Итог.Урок был информативным, дети слушали учителя, активно работали и были заинтересованы.
24.01.20, 10:30 Педагог: Мисникова Л.И. Учитель: В.А. Урок-рассуждение у шестого класса. План: - Слушание песни "Город золотой" в исполнении Б. Гребенщикова. - Вопросы учителя по содержанию и смыслу песни. - Разговор о И. С. Бахе. - Опрос домашнего задания (5 интересных фактов о И. С. Бахе). - Биография И. С. Баха. - Слушание сочинения И. С. Баха. - Вопросы по характеру произведения. - Запись нового термина ("полифония"). - Слушание сочинения И. С. Баха, посвящённое его матери. - Вопросы ("Какие впечатление производит на вас мелодия? Как звучит? Какой характер у этого сочинения?" и т.д.). - Запись определения терминов "скерцо" и "гомофония". - Определение, к какому из трёх портретов дам больше всего подходит прозвучавшее только что скерцо И. С. Баха. - Запись впечатлений о прослушанных на уроке произведениях, полученной на уроке инфрмации о средствах музыкальной выразительности. - Домашнее задание. - Вопрос "что можно передать через музыку?". - Тема: "Вечные темы искусства и жизни". - Распевка. Учитель за фортепиано. - Исполнение песни "Старый рояль" под минусовку. Разучивание третьего куплета. - Конец урока.
Анализ. - Деятельность учителя. - Хорошо владеет голосом, инструментом и оборудованием. - Подбор интересного детям материала. - Умеет привлечь внимание детей, заинтересовать и увлечь. - Тон доброжелательный, приятная, мягкая интонация. - Умеет построить структуру занятия, плавно переходя с одной темы на другую. - Умеет использовать творческие задания. - Эффективно использовала разные методы и приёмы на занятии. - Деятельность детей. - Внимательность, заинтересованность словами учителя. - Небольшая степень активности. - Уровень развития способностей - высокий. - Качество ЗУН: навыки сформированы.
Итог.Дети не проявляли большой активности, но на вопросы учителя отвечали, рассуждали и внимательно слушали. Материал урока был подобран хорошо.
Рефлексия практики. Анкета студента - практиканта по результатам практики
1. Что нового Вы узнали о своей будущей профессии? - Я узнала, что для детей нужно очень тщательно подбирать информацию, беседы и дополнительный материал. Это очень важная и ответственная профессия.
2. Что изменилось в современной школе, по сравнению с тем временем, когда учились Вы? - Техническое оборудование, новые методы работы с детьми.
3. В чем трудности современной школы? - В необходимости задействовать новшества ИКТ в обучении детей.
4. Как Вы относитесь к альтернативным типам школ? К альтернативным учебным программам? - Положительно.
5. Понравились ли Вам будущие ученики? Какие впечатления о них самые яркие? - Очень понравились. Самые яркие впечатления принесли дети младшего возраста, которые активно, с энтузиазмом выполняли ритмические движения, задания музыкального руководителя, воспитателя. Удивление, как быстро они всё схватывают и обучаются новому.
6. Изменилось ли Ваше первоначальное представление об избранной специальности? Почему? - Изменилось. Потому что я наблюдала работу представителей моей специальности и их взаимодействие с детьми. В моём представлении всё было гораздо скучнее, а после наблюдения за занятиями я поняла, что это очень интересно, работать с детьми очень приятно и занимательно.
7. Чему бы Вы хотели научить своих будущих учеников? - Привить им стремление к саморазвитию, интерес к музыке и другим видам искусства. Научить их видеть в музыкальных произведениях не только звук, но и образы, целые картины, сцены, персонажей, их чувства и переживания. Посыл, который композитор вложил в произведение.
8. Что для Вас главное в вашей будущей профессии? - Помочь детям получить знания в области моей компетенции. Зажечь искорку интереса, постараться передать им моё восхищение музыкой.
9. Обобщение наблюдений о коммуникативной культуре учителя:
• организация педагогического общения; - общение педагога с детьми было построено грамотно, доступно.
• создание атмосферы соучастия, сотрудничества, сотворчества; - педагог сумел создать на уроке атмосферу сотрудничества между учениками.
• понимание учителем внутренней психологической позиции учащихся; - учитель выслушивал и принимал все точки зрения в ответах учащихся на ее вопросы.
10. Изучение культуры педагогической деятельности учителя:
• культура внешнего вида, поведение учителя; - поведение и внешний вид педагога соответствовали нормам.
• культура общения; - речь грамотная, культурная. Вежливое обращение к детям.
• профессиональное мастерство (образование, стаж работы, профессиональное самообразование, педагогическая интуиция, креативность, умение управлять собой, своим эмоциональным состоянием, владение техникой речи) - всё было на высоте. Ощущалось, что педагог знает своё дело на "отлично" и делает это с душой, выражается именно так, как должен говорить с детьми, по моему мнению, хороший преподаватель. На уроках было много дополнительных материалов, которые учитель добавил исходя из своего кругозора, то есть, уровень самообразования тоже высок. Детям было интересно и занятие получилось познавательным.
|