|
|||
Урок-путешествие по стране Лексике.Урок-путешествие по стране Лексике. УРОК «СИНОНИМЫ» Цель: повторить изученное о синонимах. Оборудование: на листе ватмана нарисована карта этой страны: здесь есть оазис Омонимов, гора Профессиональных слов, равнина Многозначных слов, река Антонимов, полуостров Устаревших слов, остров Синонимов. По этой карте путешествуют веселые человечки: Незнайка и его друзья, герои книг Н. Носова. Ход урока – Веселые человечки побывали уже на равнине Многозначных слов, отдохнули в оазисе Омонимов и теперь они должны продолжить путешествие к неизвестному острову (название острова на карте пока не написано). Все в сборе, нет только Незнайки, Сиропчика и Пончика. Но вот дверь распахнулась, и в комнату ворвался Незнайка, а за ним вбежали Пончик и Сиропчик. Они поняли, что провинились. – Не сердитесь на нас, – сказал Незнайка. – Не обижайтесь, – прошептал Сиропчик. – Не дуйтесь, – попросил Пончик. – Где вы были? – строго сдвинул брови Карандаш. – В школе, тут близко, – сообщил Незнайка. – Совсем недалеко, – подтвердил Сиропчик. – Рядом, – кивнул Пончик. – Что же вы там делали? – заинтересовались веселые человечки. – И почему вы так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же, но по-разному. Учитель обращается к ребятам: – А вы заметили это? (Обычно дети сразу замечают слова рядом, близко, недалеко. Если нет – не страшно, слушают дальше рассказ учителя.) – Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах-друзьях. Их еще называют синонимами, – продолжал Незнайка. – Да, синонимами, – в один голос подтвердили Сиропчик и Пончик. Учитель. Вот и тема нашего урока называется: «Синонимы». (В дальнейшем, когда в рассказе будут встречаться синонимы, они все записываются на доске и в тетрадях.) Незнайка рассказывал дальше: – Синонимы – это слова-друзья. Можно, например, сказать: «Дюймовочка маленькая». – А можно, – перебил Незнайку Пончик, – по-другому... (Здесь учитель вновь обращается к классу: «Знаете, как можно назвать по-другому маленькую Дюймовочку?» Если ребята начали понимать тему, они готовы ответить: небольшая, крошечная. Их ответы подтверждают Пончик и Сиропчик.) Незнайка одобрительно посмотрел на своих друзей и продолжал: – Ведь можно сказать так: «Пончик и Сиропчик – мои друзья». – А я скажу: «Сиропчик и Незнайка – мои... (приятели)». – Я тоже скажу: «Пончик и Незнайка – мои... (товарищи)». Веселые человечки с интересом выслушали рассказ Незнайки и решили побольше узнать о словах-друзьях. – Как они называются? – вопрос учителя к ученикам. – А почему они друзья? Итак, корабль веселых человечков отправился в плавание по морю-океану. Однажды поднялся сильный ветер, небо потемнело, волны с ревом накатывали на корабль. Вопрос к ребятам: – Когда такое случается на море, как это называется? – Начинается шторм! – крикнул Незнайка. – Идет страшный ураган! – отозвался Сиропчик. – Настоящая морская буря! – воскликнул Пончик. – Есть ли в их речи синонимы? – вопрос к ребятам, если они не смогли назвать их раньше. Веселые человечки выдержали натиск бури. Они вели себя смело. А как еще можно об этом сказать? (Храбро, геройски, мужественно, отважно, бесстрашно.) Но буря утихла. Выглянуло солнышко, и корабль продолжил свой путь. Впереди – остров. На карте он не обозначен. Кто тут живет? Вот первый, кого они встретили... (Учитель показывает классу рисунок, изображающий Робинзона на острове). Какой он обросший, нечесаный, растрепанный... Посмотрели веселые человечки на него и поняли, как надо назвать остров – остров Синонимов. (Поручаем прикрепить табличку с названием острова к карте самому активному участнику урока.) На острове расположился зоопарк. Здесь друзья увидели жирафа (учитель показывает подготовленный к уроку рисунок: за оградой зоопарка стоит большой жираф, на пальме висит обезьянка, позади них в бассейне бегемот, а рядом с оградой стоят маленькие-маленькие человечки). Коротышкам из Цветочного города жираф показался... (длинным, огромным, высоким, громадным, гигантским). По деревьям прыгали... (обезьянки, мартышки). В бассейне плавал… (бегемот, гиппопотам). Незнайка и его друзья сели отдохнуть в тени прекрасных деревьев и стали отгадывать загадки: Я то же, что и ураган, Но только гость восточных стран. На море я гроза для шхун, А называюсь я… (тайфун). Простое слово «промежуток»: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт, Мы называем их… (антракт); На время что-то прекратив, Мы объявляем… (перерыв); В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим… (передышку); После урока непременно Нужна ребятам… (перемена). Следующее задание – исключить лишнее слово: 1.Огонь, дым, пламя. 2. Алфавит, азбука, чистописание. 3. Лошадь, конница, кавалерия. 4. Бросать, кидать, ловить. 5. Ураган, дождь, буря. 6. Шалун, тихоня, озорник. Очень понравилось Незнайке и его друзьям на острове Синонимов. – Что же они узнали? Потом идут различные виды работ со словарями, с упражнениями учебника, по индивидуальным карточкам. На выбор ученикам даются творческие работы: сочинить сюжеты о веселых человечках или других героях сказок, любимых книг с использованием синонимов. Ребята играют с большим интересом, материал легко запоминается. На следующем уроке работа по теме может быть продолжена, причем (с учетом подготовки учащихся) это может быть самостоятельная творческая работа, сочинение-миниатюра, работа с деформированным текстом и т. д.
|
|||
|