Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок-путешествие по стране Лексике.



Урок-путешествие по стране Лексике.

УРОК «СИНОНИМЫ»

Цель: повторить изученное о синонимах.

Оборудование: на листе ватмана нарисована карта этой страны: здесь есть оазис Омонимов, гора Профессиональных слов, равнина Многозначных слов, река Антонимов, полуостров Устаревших слов, остров Синонимов. По этой карте путешествуют веселые человечки: Незнайка и его друзья, герои книг Н. Носова.

Ход урока

– Веселые человечки побывали уже на равнине Многозначных слов, отдохнули в оазисе Омонимов и теперь они должны продолжить путешествие к неизвестному острову (название острова на карте пока не написано). Все в сборе, нет только Незнайки, Сиропчика и Пончика. Но вот дверь распахнулась, и в комнату ворвался Незнайка, а за ним вбежали Пончик и Сиропчик. Они поняли, что провинились.

– Не сердитесь на нас, – сказал Незнайка.

– Не обижайтесь, – прошептал Сиропчик.

– Не дуйтесь, – попросил Пончик.

– Где вы были? – строго сдвинул брови Карандаш.

– В школе, тут близко, – сообщил Незнайка.

– Совсем недалеко, – подтвердил Сиропчик.

Рядом, – кивнул Пончик.

– Что же вы там делали? – заинтересовались веселые человечки. – И почему вы так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же, но по-разному.

Учитель обращается к ребятам:

– А вы заметили это? (Обычно дети сразу замечают слова рядом, близко, недалеко. Если нет – не страшно, слушают дальше рассказ учителя.)

– Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах-друзьях. Их еще называют синонимами, – продолжал Незнайка.

– Да, синонимами, – в один голос подтвердили Сиропчик и Пончик.

Учитель. Вот и тема нашего урока называется: «Синонимы».

(В дальнейшем, когда в рассказе будут встречаться синонимы, они все записываются на доске и в тетрадях.)

Незнайка рассказывал дальше:

– Синонимы – это слова-друзья. Можно, например, сказать: «Дюймовочка маленькая».

– А можно, – перебил Незнайку Пончик, – по-другому...

(Здесь учитель вновь обращается к классу: «Знаете, как можно назвать по-другому маленькую Дюймовочку?» Если ребята начали понимать тему, они готовы ответить: небольшая, крошечная. Их ответы подтверждают Пончик и Сиропчик.)

Незнайка одобрительно посмотрел на своих друзей и продолжал:

– Ведь можно сказать так: «Пончик и Сиропчик – мои друзья».

– А я скажу: «Сиропчик и Незнайка – мои... (приятели)».

– Я тоже скажу: «Пончик и Незнайка – мои... (товарищи)».

Веселые человечки с интересом выслушали рассказ Незнайки и решили побольше узнать о словах-друзьях.

– Как они называются? – вопрос учителя к ученикам. – А почему они друзья?

Итак, корабль веселых человечков отправился в плавание по морю-океану.

Однажды поднялся сильный ветер, небо потемнело, волны с ревом накатывали на корабль.

Вопрос к ребятам:

– Когда такое случается на море, как это называется?

– Начинается шторм! – крикнул Незнайка.

– Идет страшный ураган! – отозвался Сиропчик.

– Настоящая морская буря! – воскликнул Пончик.

– Есть ли в их речи синонимы? – вопрос к ребятам, если они не смогли назвать их раньше.

Веселые человечки выдержали натиск бури. Они вели себя смело. А как еще можно об этом сказать? (Храбро, геройски, мужественно, отважно, бесстрашно.)

Но буря утихла. Выглянуло солнышко, и корабль продолжил свой путь. Впереди – остров. На карте он не обозначен. Кто тут живет? Вот первый, кого они встретили... (Учитель показывает классу рисунок, изображающий Робинзона на острове). Какой он обросший, нечесаный, растрепанный...

Посмотрели веселые человечки на него и поняли, как надо назвать остров – остров Синонимов. (Поручаем прикрепить табличку с названием острова к карте самому активному участнику урока.)

На острове расположился зоопарк. Здесь друзья увидели жирафа (учитель показывает подготовленный к уроку рисунок: за оградой зоопарка стоит большой жираф, на пальме висит обезьянка, позади них в бассейне бегемот, а рядом с оградой стоят маленькие-маленькие человечки).

Коротышкам из Цветочного города жираф показался... (длинным, огромным, высоким, громадным, гигантским).

По деревьям прыгали... (обезьянки, мартышки). В бассейне плавал… (бегемот, гиппопотам).

Незнайка и его друзья сели отдохнуть в тени прекрасных деревьев и стали отгадывать загадки:

Я то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун,

А называюсь я… (тайфун).

Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем их… (антракт);

На время что-то прекратив,

Мы объявляем… (перерыв);

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим… (передышку);

После урока непременно

Нужна ребятам… (перемена).

Следующее задание – исключить лишнее слово:

1.Огонь, дым, пламя.

2. Алфавит, азбука, чистописание.

3. Лошадь, конница, кавалерия.

4. Бросать, кидать, ловить.

5. Ураган, дождь, буря.

6. Шалун, тихоня, озорник.

Очень понравилось Незнайке и его друзьям на острове Синонимов.

– Что же они узнали?

Потом идут различные виды работ со словарями, с упражнениями учебника, по индивидуальным карточкам. На выбор ученикам даются творческие работы: сочинить сюжеты о веселых человечках или других героях сказок, любимых книг с использованием синонимов.

Ребята играют с большим интересом, материал легко запоминается. На следующем уроке работа по теме может быть продолжена, причем (с учетом подготовки учащихся) это может быть самостоятельная творческая работа, сочинение-миниатюра, работа с деформированным текстом и т. д.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.