|
|||
Общая анатомия строения костейОбщая анатомия строения костей План: 1. Форма костей 2. Строение костей 3. Химический состав костей 4. Развитие косей
1. Форма костей Форма костей разнообразная предается по наследству и условий функций костей. Различают трубчатые, короткие, плоские, смешанные, пневматические и сесамовидные кости. Длинные трубчатые кости расположены на конечностях и обеспечивают большой размах движений. Они состоят из средней части – тело (диафиз) и двух концов (эпифозов) – проксимальный и дистальный. Внутри диафиза находится костно – мозговая полость. Действует как рычаг; гасит толчки. Короткие кости находятся там, где необходима прочность. Формируют группы костей. Это позвоночный столб, кости запястья, приплюсны. Плоские кости участвуют в образовании полостей для защиты органов (кости черепа, таза, лопатка). Смешанные кости имеют разную форму (височная). Пневматические заполненные воздухом (решетчатая кость). Сесамовидные - коленная чашечка. 2. Строение костей Структурно – функциональная единица скелета – кость. Каждая кость построена из костной ткани. В состав которой входят межклеточной вещество и костные клетки: · остеоциты – зрелые клетки; · остеобласты – молодые клетки; · остеокласты – старые клетки. Кость как орган: · надкостница – оболочка покрытая снаружи; · компактное костное вещество – твёрдое и плотное; · губчатое вещество – лёгкость и прочность при большом объёме; · красный костный мозг – орган кроветворения; · жёлтый костный мозг; · сосуды и нервы. 3. Химический состав костей Кости человека на 50% состоят из воды, 28% - органические вещества и 21 – неорганические вещества. Органические вещества представлены оссеином, они обеспечивают эластичность и упругость костей. Неорганические вещества состоят из солей фосфора, кальция, магния, которые придают костям прочность и твёрдость. Химический состав костей меняется с возрастом и зависит от функциональных нагрузок, питания и других факторов внешней среды. ! Кости — единственный твердый материал в нашем теле. Они обладают прочностью стали, но при этом в три раза легче ее. Если бы скелет человека был стальным, то вес тела доходил бы до 180—240 кг и давил бы на нас, кок непосильная ноша. Наш организм "использовал" архитектурный принцип уменьшения массы и "сделал" кость пустотелой. В результате скелет составляет примерно 12 кг у мужчин и 10 кг у женщин. 4. Развитие костей В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. Развитие кости: 1. Хрящевые образования (модель кости). 2. На поверхности хрящевой модели кости формируется внешний слой кости – надкостница. Под ней откладывается костная ткань. Которая постепенно заменяет хрящевую и образует компактное костное вещество. 3. В центре кости образуется область – первичная точка окостенения, где хрящ замещается губчатым костным веществом. 4. В середине образовывается костно-мозговая полость. В концах кости образуются вторичные точки окостенения. 5. Слой суставного хряща формируется на поверхности каждого эпифиза. Рост кости в толщину происходит за счет клеток надкостницы. Рост кости в длину происходит за счет клеток хрящевой ткани, покрывающей концы костей У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18—25 лет.
Задание по данной теме: 1. Прочитать лекцию и ответить устно на вопросы: - Какие бывают формы костей? - Опишите строение костей. - Каков химический состав костей? - Сколько весит примерно женский скелет и сколько весит мужской скелет? - Расскажите развитие костей. - Объясните, почему искривление костей чаще бывают у детей, а переломы – у пожилых людей. - Сколько костей в скелете новорождённого? 2. Записать тему в тетрадь и выучить её
Литература: · А.А.Гладышева « Анатомия человека», стр 54-59 · Е.А. Воробьёва «Анатомия и физиология»71-77
|
|||
|