Структура индивидуального маршрута коррекционно-развивающей работы
Структура индивидуального маршрута коррекционно-развивающей работы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка
1.2. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы
1.3. Особенности ребенка с ОВЗ
1.4. Планируемые результаты работы
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание маршрута
2.2. Календарно-тематическое планирование
2.3. Содержание коррекционно-развивающих занятий
3. Организационный раздел
3.1. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий. Этапы индивидуального образовательного маршрута
3.2. Условия коррекционно-развивающих занятий
<...>
Cодержательный и организационный разделы,
образец оформления
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание маршрута
Маршрут включает коррекционно-развивающую работу по двум блокам.
Содержание первого блока направлено на познавательное и речевое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром. В этом блоке сформулированы цели и задачи занятий, представлено познавательное содержание, предложены игры и упражнения для развития высших психических функций.
Содержание второго блока направлено, с одной стороны, на формирование элементарных математических представлений и сенсорных эталонов, а с другой, призвано приобщить детей к материалу, который дает пищу воображению, затрагивает не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.
2.2. Календарно-тематическое планирование
Месяц
| Тема
| Количество занятий
| Сентябрь
| Фрукты
|
| Овощи
|
| Овощи, фрукты, ягоды
|
| Золотая осень
|
| Октябрь
| Игрушки
|
| Я и мое тело
|
| Дикие животные
|
| Ноябрь
| Поздняя осень
|
| Дикие животные: медведь – еж, заяц – белка, лиса – волк
|
| Декабрь
| Зима
|
| Зимующие птицы: сорока – воробей, ворона – синица
|
| Новый год
|
| Зимние игры и забавы
|
| Январь
| Зимние игры и забавы (продолжение)
|
| Одежда
|
| Февраль
| Обувь
|
| Домашние животные: корова, кошка – собака, лошадь – свинья
|
| Март
| 8 Марта – мамин день. Весна
|
| Моя семья
|
| Мебель
|
| Посуда
|
| Апрель
| Профессии
|
| Наш город
|
| Транспорт
|
| Весна
|
| Май
| Весенние работы в саду и огороде
|
| Домашние птицы
|
| Насекомые
|
| Всего
|
|
2.3. Содержание коррекционно-развивающих занятий
Тема
| Упражнения
| Фрукты
| Найди фрукты. Какая картинка лишняя. Сложи картинку: яблоко. Сенсорные эталоны: фигура круг. Один – много
| Овощи
| Найди овощи. Зашумленные картинки: овощи. Нелепицы: во саду ли, в огороде. Сложи картинку: корзинка. Цвет: зеленый. Большой – маленький
| Овощи, фрукты, ягоды
| Это ягоды. Сад-огород. Четвертый – лишний. Число и цифра: 1, 2. Понятие «пара»
| Золотая осень
| Осень в картинках. Сложи картинку: осень. Нелепицы. Найди предмет, который не похож на другие. Сосчитай и запомни. Логическая задача: грибы
| Игрушки
| Группы предметов: игрушки. Посмотри и запомни: игрушки. Что сначала, что потом: неваляшка. Найди матрешек одного цвета. Найди недостающую игрушку. Узнай игрушки на ощупь
| Игрушки (продолжение)
| Что сначала, что потом: пирамидка. Найди одинаковые игрушки. Правильное и неправильное обращение с игрушками. Логическая задача: игрушки. Работа с множествами: сравнение и уравнивание. Числовой ряд
| Я и мое тело
| Два предмета – одно слово. Что сначала, что потом: портрет. Чего один, чего два: пара. Вот ротик, вот носик. Добавь слово: «Глаза нужны, чтобы…». Понятия «раньше – позже», «до – после». Пространственное положение: лево, право, посередине. Помоги Пятачку и Винни-Пуху
| Дикие животные
| Кто спрятался. Что сначала, что потом: заяц. Нелепицы: в лесу. Сенсорные эталоны: фигура овал. Величина: большой – маленький, побольше – поменьше, самый большой – самый маленький. Цвет: зеленый, красный, желтый
| Поздняя осень
| Что изменилось. Четвертый – лишний: листочки. Найди одинаковые зонтики. Число и цифра 3. Числовой ряд от 1 до 3. Обратный счет. Прямой счет. Работа со множеством: сравни, уравни, выложи множество, которое равно образцу. Времена года: осень – зима
| Дикие животные: медведь – еж, заяц – белка, лиса – волк
| Кто где живет. Узнай по тени: белочка. Почини избушки зайцу и лисе. Кто спрятался в лесу. Чего не хватает. Запомни номера домов, где живут разные звери
| Дикие животные: медведь – еж, заяц – белка, лиса – волк (продолжение)
| Назови детеныша. Где чей хвостик. Сложи картинку: лиса, блоки Дьенеша. Пространственное положение: лево – право, верх – низ. Правильно ли художник нарисовал животных. Узнай животных по голосам
| Дикие животные: медведь – еж, заяц – белка, лиса – волк (продолжение)
| Нелепицы: в лесу. Сенсорные эталоны: фигура круг, сравнение круг – овал. Величина: высокий – низкий, выше – ниже, самый низкий – самый высокий. Цвета: зеленый, красный, желтый, синий. Логические задачи: кто больше; звери. Нелепицы: в зоопарке
| Зима
| Зима в картинках. Сложи картинку: зима. Запомни пары картинок. Варежки. Подбери пару: варежки. Число и цифра 4. Числовой ряд от 1 до 4. Обратный и порядковый счет. Работа со множествами: сравни, уравни, выложи множество, которое равно образцу
| Зимующие птицы: сорока – воробей, ворона – синица
| Найди зимующих птиц. Что изменилось. Кого не стало. Хлопни в ладоши, когда я назову зимующую птицу. Помоги птицам добраться до корма. Нелепицы: ворона. Время года: зима. Зима – осень. Последовательность, понятия раньше – позже, до – после. Пространственное положение: все, что изучили раньше, и впереди – сзади
| Новый год
| Фрагменты на картинке. Какой шар забыли положить. Сложи картинку: елочки. Помоги Чебурашке. Разложи новогодние игрушки. Сенсорные эталоны: понятие угол. Фигура квадрат, сравнение круг – квадрат. Величина: длинный – короткий, длиннее – короче
| Зимние игры и забавы
| Запомни сюжетную картинку: зима. Найди отличия: снеговик. Нелепицы: зимняя прогулка. Подбери пару. Сложи картинку: снеговик, блоки Дьенеша. Число и цифра 5. Числовой ряд от 1 до 5. Обратный и порядковый счет
| Зимние игры и забавы (продолжение)
| Найди тень от снеговика. Сложи картинку: горка; кубики Никитина. Работа со множествами: сравни, уравни, выложи множество, которое равно образцу. Независимость числа предметов от их цвета. Времена года: построй последовательность «лето – осень – зима» в прямом и обратном порядке. Понятия раньше – позже, до – после
| Одежда
| Группы предметов: одежда. Подбери пару: носки. Какой шарф, не такой как остальные. Нелепицы: одежда. Подбери подходящую заплатку. Сенсорные эталоны: закрепление пройденного материала
| Одежда (продолжение)
| Подбери пару: варежки. Найди недостающие колпачки. Четвертый – лишний. Пространственное положение: все, что изучили раньше, и «над – под». Раздели геометрические фигуры на части и преобразуй их в целое
| Обувь
| Группы предметов: обувь. Соедини пары. Где чьи тапочки. Логическая задача: тапочки. Четвертый – лишний. Число и цифра 6. Числовой ряд от 1 до 6. Обратный и порядковый счет
| Домашние животные: корова, кошка – собака, лошадь – свинья
| Найди домашних животных. Сколько собак за забором. Найди тени. Найди 5 отличий: кошка. Сложи картинку: козлик. Работа со множествами: образуй множество больше заданного на 1. Независимость числа предметов от их расположения. Мячи
| Домашние животные: корова, кошка – собака, лошадь – свинья (продолжение)
| Кто где живет. Нелепицы: в деревне. Где чьи следы. Кому чего не хватает. Сложи картинку: собака. Узнай, кто это: собака. Части суток: день – ночь. Помоги белочке добраться до кроватки. Пространственное расположение: далеко – близко, дальше – ближе
| Домашние животные: корова, кошка – собака, лошадь – свинья (продолжение)
| Сколько животных за забором? Количество лап. Где чей хвост. Назови детеныша. Кто не такой, как остальные. Сложи картинку: свинья, блоки Дьенеша. Сенсорные эталоны: фигура треугольник и его свойства, сравни с другими геометрическими фигурами. Величина: широкий – узкий. Цвет: черный, белый, серый. Логическая задача: узнай животное, найди лишнее
| 8 Марта – мамин день. Весна
| Зачеркни лишний цветок. Что сначала, что потом. Кто что подарит маме. Какой торт отличается от остальных. Сложи картинку: цветочек. Числа 7, 8. Числовой ряд. Прямой и обратный счет
| Моя семья
| Семья: кто кому приходится. Найди отличия: семья. Что неправильно на рисунках. Нелепицы: семейный обед. Найди 5 отличий. Найди трех близнецов. Покажи фрагменты изображения. Работа со множеством: образуй множество на 1 больше заданного, сравни, уравни
| Мебель
| Группы предметов: мебель. Часть – целое: шкаф. Четвертый – лишний. Хлопни в ладоши, когда я назову предмет мебели. Найди тени: мебель. Части суток: день – ночь, утро – вечер, установи последовательность. Пространственная ориентировка на плоскости: углы, края, центр
| Посуда
| Группы предметов: посуда. Зашумленные картинки: посуда. Сложи картинку: кружка. Подбери пару каждому предмету. Какую чашку забыли поставить. Для чего нужен этот предмет. Сенсорные эталоны: фигура прямоугольник и его свойства, сравни с другими геометрическими фигурами
| Профессии
| Найди отличия: художник. Что сначала, что потом: стрижка. Противоположности. Кому что нужно для профессии. Величина: толстый – тонкий. Цвет: оранжевый. Числа 8, 9. Числовой ряд. Различные виды счета: прямой, обратный, счет в пределе, досчет. Работа со множеством: образуй множество на 1 меньше заданного
| Наш город
| Нелепицы: город. Чего не хватает на рисунках. Найди 8 отличий. Логическая задача: город. Какой домик лишний. Сложи картинку: домик. Времена года: весна. Установи связи между временами года в прямой и обратной последовательности. Понятия: раньше – позже, до – после
| Транспорт
| Найди транспорт. Найди два одинаковых кораблика. Предмет, не похожий на другие. Зашумленные картинки: транспорт. Что сначала, что потом: машина, самолет. Найди отличия: паровозы. Пространственная координата: лево – право, ориентировка по отношению к другому объекту
| Весна
| Весна в картинках. Сложи картинку: весна. Найди лишний рисунок. Запомни пары картинок. Найди и сосчитай: цветы. Сенсорные эталоны: форма многоугольник и его свойства. Цвет: фиолетовый. Величина: закрепление изученных параметров и дифференцирование категорий величины
| Весенние работы в саду и огороде
| Нелепицы. Посади недостающие цветы. Что во что превратится. Найди дерево по описанию. Число 10. Числовой счет от 1 до 10. Разные виды счета: прямой, в пределе, обратный. Работа со множеством: образуй множество на 1 меньше заданного
| Домашние птицы
| Найди домашних птиц. Нелепицы: в деревне. Где чья мама. Отгадай загадку. Что сначала, что потом: цыпленок. Узнай животное, найди лишнее: петух. Сколько куриц за забором. Времена года: прямая и обратная последовательность, до, после. Лето
| Насекомые
| Это насекомые. Куда летят насекомые. Нарисуй недостающую фигуру. Найди трех одинаковых бабочек. Сложи картинку: бабочка, стрекоза, блоки Дьенеша. Пространственная координата: лево – право, ориентировка по отношению к другому объекту. Сенсорные эталоны: закрепление. Голубой – цвет майского неба
|
3. Организационный раздел
3.1. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий
Длительность занятий по ИОМ: один учебный год, всего 34 занятия.
Периодичность: один раз в неделю, в утреннее время.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Этапы индивидуального образовательного маршрута
Месяц
| Этап
| Цель
| Содержание работы
| Cентябрь
| Начальный
| Сформировать предпосылки для успешного освоения ребенком ИОМ
| Провести диагностику, оценить актуальный уровень развития психических процессов ребенка, разработать ИОМ
| Сентябрь – январь
| Основной
| Корректировать задержку психического развития и освоение ИОМ
| Корректировать нарушения развития речи, внимания, памяти и мышления, эмоционально-волевой сферы личности, коммуникативной компетентности ребенка. Адаптировать содержание образовательной программы детского сада для возраста ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития
| Февраль – май
| Основной
| Оценить актуальный уровень развития ребенка и эффективность коррекционно-развивающей работы по ИОМ
| Корректировать нарушения развития речи, внимания, памяти, мышления, развития эмоционально-волевой сферы личности, коммуникативной компетентности ребенка. Адаптировать содержание образовательной программы детского сада для возраста ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития
| Июнь
| Завершающий
| Оценить эффективность коррекционно-развивающей работы по ИОМ
| Оценить эффективность коррекционно-развивающей работы по ИОМ на основе анализа динамики развития ребенка по результатам первичной, промежуточной и итоговой диагностики
| 3.2. Условия коррекционно-развивающих занятий
Перечень методических пособий.
|