Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контрольная работа



 

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет экономики

Кафедра экономики, организации и управления производством

 

 

Контрольная работа

 

Тема: Теория потребительского выбора: ординалистский подход

Дисциплина: Микроэкономика

Специальность: Экономика

Выполнила: Талгаткызы Асем, ИДс-52-16

Проверила: доцент каф. ЭОиУП  Валиева Л.Ш.

 

__________________________«_____»__________2016 г.

 

Москва, 2016


План

 

Введение..................................................................................................3

I. Теоретическая глава............................................................................4

1. Основы теории потребительского выбора……………...…………4

2. Ординалистская теория потребительского поведения………….12

II. Практическая глава……………………………………………………14

1. Потребительский выбор и потребительское поведение. Правило максимизации полезности…………………………………………..14

2. Ординалистская теория: условие равновесия потребителя………16

3. Эффект дохода и эффект замещения………………………………19

4. Практическое применение теории…………………………………21

Заключение………………………………………………………..…….23

      Список литературы……………………………………………………...24

 


Введение

 

В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов.

Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

    Целью данной контрольной работы является: Теория потребительского выбора: ординалистский подход и ее применение. Задачи в связи с поставленной целью являются изучить теорию полезности и рассмотреть ее применение с использованием ее теории.

 

I. Теоретическая глава

 

1. Основы теории потребительского выбора

Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного товара. Потребитель стремится к максимизации полезности. Однако если товар и обладает полезностью для потребителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность приобретения этого товара: это цена товара и доход потребителя (бюджетное ограничение). Поскольку величина дохода и цены заданы, то потребитель не может купить все те товары, которые ему хотелось бы купить. Бюджетное ограничение, и следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляет потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.

Таким образом теория рационального потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т.е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств).

Существуют две версии теории потребительского поведения – кардиналистическая и ординалистическая (от математических понятий: кардинальное (количественное) число – один, два, три и т.д. и ординальное (порядковое) число – первый, второй, третий и т.д.).

Кардиналистическая теория потребительского поведения опирается напосредственно на понятие полезности и исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности – «утиль» (от англ. утилити – полезность). Согласно этой теории рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к его цене для всех товаров, приобретаемых потребителем, равны. В этом случае потребитель достигает состояния равновесия. Потребительское равновесие – это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

Алгебраически правило максимизации полезности или условие потребительского равновесия может быть выражено следующими образом:

pa = pb = pc = …= pn

MUaMUbMUc MUn

где

MU – предельная полезность товаров а, b, с, п;

р – цена товаров а, b, с, п.

Рассмотрим следующий пример (табл. 1.): предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С, цены и предельная полезность каждого из которых приведена в левой части табл. 1.

 

Таблица 1

Первоначально

После перераспределения

  Товар Цена, ден. ед. (р) Предельная полезность, утил. (MU) Отношение предельной полезности к цене(MU/р) Отношение предельной полезности к цене (МU/р) Предельная полезность, утил. (MU)
А
В
С

 

Из приведенных данных следует, что первоначально доход распределен нерационально, так как в расчете на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20), а наименьшую товар А (10). Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 утилям (100+80+45). Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В. Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности). Перераспределяя доход таким образом, потребитель постепенно достигнет состояния, при котором предельная полезность всех товаров по отношению к их ценам будет равна. Допустим, это соотношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезность достигнет 255 утилей (150+60+45), т.е. возрастет.

Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась многочисленной критике. В противовес кардиналистической теории ряд экономистов выдвинули ординалистическую (порядковую) теорию полезности.

Согласно этой теории субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя.

Допустим, что потребитель ежемесячно потребляет определенное количество товара X (одежда) и товара Y (продукты питания) (табл. 2). Удовлетворить свои потребности потребитель может за счет разных наборов, состоящих из разного количества товаров X и Y.

 

 

Таблица 2

Набор товаров Количество X, ед. Количество Y, ед.
А
В
С
D
E
F
G

 

Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной оси – товар X и найдя координаты различных наборов этих двух товаров, приведенных выше, можем построить кривую, которая называется кривой безразличия (рис 1). Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.

 

Рисунок 1

 

Кривая безразличия (U) показывает, что потребитель безразличен к первым пяти наборам (А, В, С, D и Е). Набор F предпочтительнее пяти первых наборов, так как содержит больше и товара X, и товара Y.

Набор G менее предпочтителен, так как содержит меньше, чем любой из первых пяти наборов товаров Х и Y.

Описать предпочтения по всем наборам разных товаров (Х и Y) можно с помощью карты кривых безразличия (см. рис. 2). Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности.

 

Рисунок 2

Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безразличия, характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем дальше кривая безразличия удалена от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребностей и, следовательно, полезность набора товаров. Кривая безразличия U3 характеризует наибольшую степень удовлетворения потребностей, кривые U1 и U2 соответствуют более низкому уровню удовлетворения потребностей и, следовательно, наборы безразличия, описываемые этими кривыми, обладают для потребителя меньшей полезностью.

Таким образом, карта безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель. Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать покупательную способность потребителя, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров.

Предположим, что доход потребителя составляет 4000 руб. и он нуждается в двух товарах Х и Y. Цена товара Х = 100 руб., цена товара Y = 200 руб. В этих условиях потребитель может приобрести следующие наборы товаров (табл.3).

 

Таблица 3

Наборы товаров Товар X, ед. Товар Y, ед. Общие расходы, руб.
А
В
С
D
Е

 

Алгебраически бюджетное ограничение может быть представлено следующим образом:

pX X + pY Y = I ,

где

pX и pY – цена товара Х и товара Y;

Х и Y – количество товаров Х и Y, которое может быть куплено на доход потребителя;

I – доход потребителя.

Совокупность вариантов выбора, открывающегося перед потребителем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика бюджетной линии. Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной – товар Х и найдя координаты каждого из наборов, построим бюджетную линию (рис. 3). Бюджетная линия (BL) – это линия, графически отображающая набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.

 

Рисунок 3

Любая точка, лежащая на бюджетной линии, доступна потребителю, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров Х и Y. Покупатель не может себе позволить набор товаров, соответствующий точке F, т.е. лежащий выше и правее бюджетной линии, так как такой набор, содержащий 35 единиц товара Х и 9 единиц товара X, потребовал бы 5300 руб. Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (G), доступна потребителю, но приобретая такой набор (25 единиц Х и 4 единицы Y), который требует 3300 руб., он не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны наборы, содержащие больше и товара X, и товара Y.

Изучив потребительские, предпочтения и бюджетные ограничения, можно показать, как потребитель делает конкретный выбор, т.е. решает, сколько товаров каждого вида приобрести. Осуществляя свой выбор, напомним, что потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджетном ограничении.

Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: он должен находиться на бюджетной линии и должен быть предпочтителен по сравнению с другими наборами.

Этим условиям соответствует точка касания кривой безразличия бюджетной линии. На рис. 4 – это точка е.

 

0

     Количество товара X, ед.

Рисунок 4

Рис. 4.График максимального удовлетворения потребностей.

Положение равновесия потребителя

 

Набор, который обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей, соответствует точке касания самой высокой кривой безразличия бюджетной линии – точке е. В этой точке потребитель находится в положении равновесия – состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность. Точки а и в кривой безразличия U1 достижимы для потребителя, но потребитель при том же доходе может увеличить степень удовлетворения своих потребностей, перейдя на более высокую кривую безразличия – U2 ,. Точка сна кривой безразличия U3 обеспечивает еще более высокий уровень удовлетворения потребностей, который, однако, не может быть достигнут при существующем доходе.

Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения потребительских благ индивидуально и субъективно. Но из индивидуального спроса потребителей складывается совокупный рыночный спрос на отдельные товары, сигнализируя производству (предложению) о том, какое количество товара требуется на рынках.

 

2. Ординалистская теория потребительского поведения

Ординалистская, или порядковая, теория потребительского поведения исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности. Принимая этот тезис, необходимо принять ряд положений, характеризующих отношения предпочтения и безразличия потребителя. Современная экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких постулатах.

1. Ненасыщенность. Потребности в благах не имеют насыщения. Люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Более высокую оценку потребителя и его предпочтения получит тот набор, в который входит большее количество благ. Под это положение не подходят некоторые продукты, которые люди менее всего предпочитают или даже избегают — антиблага (загрязнение окружающей среды, шум, сигаретный дым и пр.). Потребление антиблаг снижает благосостояние индивида.

2. Сравнимость предпочтений. Принимая решение о приобретении блага или отказываясь от его покупки, потребитель в обоих случаях должен предварительно сформировать свое отношение к рассматриваемому благу. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель может ранжировать альтернативные блага и может указать, какое из сравниваемых благ лучше, или отметить их равноценность. Иными словами, потребитель может указать, что благо X лучше блага Y, или благо Y лучше X, или оба блага равноценны.

3. Транзитивность предпочтений. Принимая решение о покупке, потребитель должен последовательно переносить свои предпочтения с одних благ на другие. Если человек предпочитает благо X благу Y, а последнее благу Z, то он должен предпочитать благо X благу Z Действительно, если благо X приносит потребителю большее удовлетворение, чем благо Y, а благо Y приносит большее удовлетворение, чем благо Z, то благо X приносит больше пользы, чем благо Z Если же индивид полагает, что полезность блага равна полезности блага Y, а полезность Y равна полезности блага Z, то он не должен видеть разницы между потреблением X и Z.

Каждый потребитель желает приобрести различные блага, и в реально потребляемых наборах число видов благ достаточно велико. Однако для изучения закономерностей процессов потребления можно ограничиться всего двумя благами.

 

       II. Практическая глава

 

1. Потребительский выбор и потребительское поведение. Правило максимизации полезности

На земле практически нет человека, который не был бы ограничен в своих доходах. Можно назвать имена двух трех десятков людей, которые имеют неограниченные возможности покупать. Но ведь их возможности ничем не ограничены с нашей точки зрения, при нашем уровне доходов. А если спросить их самих? Наверняка им самим тоже не хватает доходов, чтобы удовлетворить свои потребности. Потому, что потребности не ограничены. Таким образом, первым фактором, влияющим на потребительский выбор, является бюджетное ограничение, или бюджетное сдерживание.

Вторым по значимости фактором потребительского выбора являются цены. Все товары поступают на рынок уже с определенными ценами, установленными с позиции издержек производства и добавленной стоимости. Однако для облегчения нашего анализа мы будем исходить и условий совершенной конкуренции, то есть из того, что цены на продукты заданы, они постоянны, а следовательно потребители и производители исходят из них как из чего-то данного, положенного.

Очень важным фактором потребительского выбора является субъективное восприятие товара потребителем или потребительские предпочтения. Человеку свойственно расставлять в определенном порядке свои альтернативные потребности в соответствии с уровнем получаемой полезности. Люди предпочитают именно этот порядок удовлетворения потребностей, так как по их субъективному мнению, он принесет больше полезности. При этом данный удовлетворения потребностей не вечен. Он может измениться. То есть он транзитивен.

Иначе говоря полезность одного и того же товара разная для различных покупателей, что очень четко определяет их поведение на рынке. Одни предпочитают есть французский сыр камамбер, для других он – заплесневевший сыр и ничего более. Совершенно очевидно, какую роль могут сыграть в рыночной судьбе этого сыра те, кто потребительское предпочтение отдает ему (позитивная оценка), и, конечно же те, кто от него отворачивается, даже не вынося его вида (негативная оценка). Значит, потребительский выбор зависит от потребительского предпочтения.

Три элемента (факторы) определяют потребительский выбор. Здесь все логично и понятно. Названные факторы обуславливают такое поведение потребителя, при котором он должен извлечь максимальную пользу из своего ограниченного бюджета. Распределить расходы по своим потребностям так, чтобы удовлетворить их с максимальной отдачей, то есть максимизировать совокупную полезность потребляемых товаров.

Иначе говоря, потребительское поведение представляет собой процесс формирования спроса, который зависти от конкретных доходов потребителя, а следовательно, именно из этого спроса должен исходить производитель, планируя свою стратегию и тактику на рынке.

Безусловно, поведение людей на рынке субъективно. При том, что потребитель, конечно же, не чертит кривую своего спроса на соответствующий товар. Но мы исходим их того, что средний потребитель – разумный человек, пытающийся разумным способ распорядиться своими доходами. В этом стремлении формируются нечто общее, свойственное среднему потребителю и отсекающее крайние индивидуальные особенности в потреблении.

На таких предпосылках и строиться потребительское поведение.

Потребительское поведение методологически исходит из теории предельной полезности. Потребитель покупает товары и услуги для удовлетворения своих потребностей, то есть он хочет получить определенную полезность от них. Следовательно, полезность есть то удовольствие или удовлетворение, которые потребители получают от покупаемых товаров или услуг.

В теории предельной полезности существует два ее направления: кардиналистская и ординалистская.

 

2. Ординалистская теория: условие равновесия потребителя

Ординалистская теория предельной полезности является более поздней разработкой двух экономистов В. Парето и Дж. Хикса.

Согласно данному направлению теория предельной полезности:

1. Предельная полезность неизмерима

2. Субъект измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ

3. Субъект в состоянии измерить только порядок предпочтения наборов благ

4. Все наборы благ можно сгруппировать, распределив их по множествам на основе предельной полезности входящих в эти множества благ

5. Графически набор вариантов, обладающих равной предельной полезностью, изображается в виде набора кривых безразличия

6. Функция полезности заменяется индексными функциями

7. Теория предельной полезности предстает в целом как модель кривых безразличия.

Именно второе направление теории предельной полезности ложится в фундамент потребительского поведения.

В процессе потребления интенсивность потребления падает, так как человек насыщается. Возьмем пример с земляникой. Первые 100 грамм мы съедим с огромной охотой, вторые – тоже, но все таки с меньшей. Последние десятые 100 грамм, скорее всего, доедим с определенным безразличием (наелись), а может быть, предпочтем купить что-то другое. Ясно, что полезность каждых последующих 100 грамм земляники будет падать для нас, как для потребителя.

Полезность этих последних 100 грамм и будет представлять собой предельную полезность. Это явление необходимо в сознании как закон убывающей предельной полезности, который таким образом характеризует зависимость количества потребляемого блага и полезности от каждой потребленной дополнительной единицы блага.

Как известно, потребитель потребляет много продуктов, и для каждого из них вышеназванный закон действует. Совершенно очевидно, что потребитель будет приобретать в первую очередь те товары, которые обладают большей полезностью. И так до тех пор , пока предельные полезности потребляемых им товаров не сравняются. Если хотя бы у одного товара предельная полезность будет хоть чуточку выше предельной полезности других товаров, потребитель отдаст предпочтение ему.

Когда же предельные полезности всех потребляемых им товаров сравняются, сложится как раз необходимая ему одному структура расходов. Ничто не сможет его заставить изменить структуру расходов, так как предельные полезности всех продуктов одинаковы, равны.

Сам же потребитель будет находиться в состоянии равновесия. Значит, условием равновесия потребителя является равенство предельных полезностей приобретаемых им продуктов.

А правило максимизации полезности, в соответствии со сказанным, заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов , приносил бы одинаковую добавочную (предельную) полезность. Вывести потребителя из состояния равновесия смогут теперь только изменения потребительских предпочтений, цены на продукты и размер доходов. Все вместе или каждый фактор в отдельности.

Поясним сказанное на примере. Наш доход допустим ограничен 350 р. Покупаем только два товара (для простоты анализа) – X и Y. Оценим предельные их полезности следующим образом (табл. № 1). Наибольшую предельную полезность принесло бы приобретение товара Y, но цена его такова, что в рамках нашего бюджета мы не можем себе позволить этого сделать. Мы вынуждены комбинировать, то есть считать, какую полезность каждый из товаров принесет на 1 р. Затрат. Безусловно, соотношение полезности двух товаров изменится. Из данных таблицы вытекает, что максимальную полезность принесет комбинация из трех единиц товара Х и двух единиц товара Y.

Любая другая комбинация товара или не отвечает правилу максимизации их полезностей или выходит за рамки наших бюджетных возможностей.

 

Количество

Предельная полезность товара X (цена 50 р. за шт.)

Предельная полезность товара Y (цена 100 р. за шт.)

MU

на 1 р.

MU

на 1 р.

 

0,10

0,09

 

0,08

0,06

 

0,06

0,05

 

0,04

0,03

 

0,02

0,01

 

Табл. № 1 Выбор сочетания товаров X и Y, максимизирующего полезность

 

 

     3. Эффект дохода и эффект замещения

Равновесие потребителя нарушается, если изменяются цены на товары или меняется величина дохода. Очевидно, при падении цен на товары при неизменной величине дохода потребителя он будет покупать больше этих товаров. И не только. Если, согласно его индивидуальным оценкам, полезности товаров, на которые цены были снижены, равны, ему нет необходимости увеличивать из потребление, он может увеличить потребление других товаров, цены на которые остались прежними. За счет высвобождения части его доходов от снижения цен. Ведь данное снижение цен означает то же, что и увеличение его доходов, хотя доходы номинально и не выросли. Однако увеличение доходов столь же реально, как и в случае заработной платы, например. Способность потребителя покупать больше товаров и услуг за счет снижения цен на них называется эффектом дохода.

С другой стороны, потребитель, если не хочет увеличения потребления подешевевших товаров, может перейти на потребление аналогичных, но более качественных и дорогих товаров. Эффект дохода вызывает в этом случае эффект замещения (субституции).

Эффект замещения будет иметь место и тогда, когда потребитель начнет покупать больше товаров, на которые снизились цены, и заменят ими товар , на который цены постоянны или даже выросли

Особенно в последнем случае, когда качество потребления снижается, но бюджетные ограничения заставляют потребителя идти на это. Так, например, хотя за годы реформы цены на хлеб выросли почти в 8 тыс. раз, - потребление его растет постоянно, но в то же время значительно снизилось потребление хлебобулочных и кондитерских изделий, на которые цены выросли еще больше. Здесь работает эффект замещения.

Этот эффект впервые описал английский экономист Гиффен. Он обратил внимание на странное с точки зрения теории рынка, поведение кривой спроса на хлеб. Чем больше росла цена на хлеб, тем больше его покупали английские бедняки. Парадокс! Но все объясняется просто. Поскольку бюджет английских бедняков был очень скуден, как и у большинства населения в современной реформируемой Росси, они вынуждены были покупать хлеб в больших количествах, чтобы выжить. Естественно, при этом сокращалось потребление других товаров. Указанное явление получило название "Эффекта Гиффена", который весьма характерен для бедных стран. А товары для которых данный эффект работает, называют "гиффеновскими" товарами (хлеб, лекарства). Кривая спроса "гиффеновских" товаров имеет восходящий вид

Как было сказано выше, при максимизации общей полезности от потребления предельная полезность на один рубль продукции одинакова для всех продуктов. В этом случае цена продукции отражает ее предельную полезность, и, стало быть наступает равновесие потребителя при неизменной покупательной способности денег. Именно при этих условиях возникает понятие излишка потребителя.         

Излишек потребителя представляет собой разницу в денежном выражении между максимальной ценой, которую потребитель заплатил бы за необходимый ему товар, и ценой, которую он действительно платит за него. Рассмотрим это явление подробнее

Например Евгений очень любит бананы. На оси ординат отложим цену на один банан, а на оси абсцисс – потребление бананов Евгением.

Проведем через точки a, b, c, d линию, характеризующую спрос Евгения на бананы. Точка Р1 – максимальная цена, которую он может и готов заплатить за первый банан. Это предельная цена банана. Окажись она выше Р1, Евгений вообще не стал бы покупать банан. Но на уровне Р1 он готов платить. За второй банан Евгений готов заплатить Р2 (закон убывающей полезности) и т.д. Реальная же цена бананов на рынке равна Рn . Следовательно, покупая первый банан Евгений получает потребительский излишек в размере Р1 – Рn, покупая второй, - в размере Р2 – Рn и т.д. В целом, Евгений имеет излишек, соответствующий всей заштрихованной части графика. Этот излишек Евгений готов расходовать на что угодно, даже на то, чтобы цена на бананы вообще не поднималась. В таком случае, даже с меньшим доходом, Евгений моет не уменьшать своего потребления.

 

4. Практическое применение теории

Теория поведении я потребителя объясняет многие реалии жизни.

DVD – диски и DVD – плееры.

Почти каждый привлекательный новый продукт захватывает воображение потребителей. Одним из таких продуктов можно назвать DVD – диск и DVD – плеер. Диски DVD и плееры DVD появились в США в 1997 г., и уже в тот год в этой стране было продано 320000 DVD – плееров . В 2002 г. Годовые продажи DVD – плееров достигло 17 млн., а общее число таких плееров в США составило 48млн. На покупку или прокат кинофильмов, записанных на DVD, в 2002 г. В этой стране было затрачено почти 12 млрд. долларов.

Резкий взлет популярности DVD – дисков и DVD – плееров стал результатом учета ценовых и качественных характеристик. Хотя цена DVD – дисков снизилась незначительно, цена DVD - плееров упала во много раз. Если после своего появления эти плееры стоили 1000 долларов и даже больше, то сейчас большинство из них стоят меньше 200 долларов. DVD – диски и DVD – плееры являются взаимодополняющими товарами. Более низкая цена на DVD – плееры повысила объем их продаж и резко увеличила спрос на фильмы, записанные на DVD – дисках.

Более того, DVD – диски предоставляют более высокое качество аудио – и видеозаписей, чем видеокассеты, к тому же их гораздо легче хранить. С точки зрения просмотра DVD – диски и видеокассеты являются товарами – субститутами. Более хорошие аудио – и видеохарактеристики DVD и, следовательно, более высока степень удовлетворения потребителей заставила многих из зрителей переключиться с видеокассет на DVD – диски.

В параметрах нашего анализа многие потребители пришли к выводу, что у DVD – дисков более высокое соотношение полезности (MU/P), чем у видеокассет. Эти потребители повысили свою совокупную полезность, покупая DVD – диски, а не видеокассеты.

 


Заключение

 

 

Список литературы

 

1. Иохин, В.Я. Экономическая теория/ В.Я. Иохин. М.: Экономист, 2005.

2. Макконел, К. Экономика/ К. Макконел, С. Брю. – М.: Инфра – М, 2006.

3. Интернет источник: http://bibliotekar.ru/economika/36.htm

4. Интернет источник:                                                                                                                          http://modern-econ.ru/micro/potrebitel/ordinalistskaya.html

5. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С., и др./ Экономическая теория/ Издательский дом «Питер», Санкт- Петербург, 2001

6. Ж.А. Кулекеев, Г.К. Султанбекова/ Микроэкономика/ Учебное пособие для ВУЗ-ов/Алматы, РГП «Казстатинформ»- 2001.

7. Микроэкономика. Теория и российская практика/ Под ред. Грязновой А.Г. и Юданова А.Ю.- М.: ИТД «КноРус», 2002., 112-138с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.