Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Матерная культура. Евгений Красько-Левин



Матерная культура

Евгений Красько-Левин

«Пироги, чтобы с маком
А частушки, чтоб с матом…»

Матерная культура


Когда человек или компания идут на пикник или в поход, то берут с собой для этой цели только необходимые вещи и это понятно, зачем носить лишнее в качестве балласта. Ещё более выражен этот момент при переезде в другой город на постоянное место жительства или переселение в эмиграцию на ПМЖ. Вещей много не возьмешь, а только самое необходимое без чего жизнь будет казаться не полноценной. Если это тенденция и переезжать приходиться более или менее регулярно, то в багаже у этого пилигрима вряд ли можно найти ненужный хлам. Так складывалась культура кочевых народов. Для примера можно привести скитание евреев (Израиль) в пустыне, а в дальнейшем вынужденные мигрировать по странам мира из-за невозможности обрести оседлость на своей исторической родине, а так же цыгане, чей кочевой образ жизни берет начало в глубине истории и до конца не изучена причина этого кочевья. Разумеется ведя такой образ жизни кочевники физически не могли перевозить с собой ничего лишнего включая материальные образцы культуры и её бытовые носители (книги, картины, художественные поделки и проч.). Но коль они были народом, то непременно общались между собой, а для этого существует язык общения. В него ничего не должно было быть лишним и в процессе использования соотноситься к словарям и справочникам и к прочим книжным носителям словесности, включая национальную литературу. Её просто не существовало, особенно в отсутствии книгопечатания. У евреев это была Тора и её устные вариации (Танах), у цыган и этого не было. Вся этническая культура обоих народов лежала в преданиях, сказаниях, притчах, песнях и прочих видах самовыражения, что только можно запомнить в устном пересказе. Основой этого процесса был и остается язык общения. Язык может жить самостоятельно без народа(латынь, санскрит и многие другие древние языки), но народ без языка существовать не может. Об этом масса этнографических и лингвистических работ. Фольклор это душа народа и его суть. Все эти принципы указанные здесь артикулировано присутствуют в культуре любого народа, где основополагающим фактором общения является язык. Чем более язык обширен и сложен, достигающий в литературе искусственных форм жизни, только в ней и присутствующих, тем более он неустойчив и напротив в среде конкретной коммуникации он выражен максимально конструктивно без морфологических надстроек. Собственно это и есть тело языка, то без чего никаких надстроек быть не может. Да и много ли нужно слов в быту, где сфера его применения лежит только в сфере необходимого для его уклада и бытовых норм поведения.. Речевые конструкции подвержены тем же законам унификации, как и любая жизнь в отдельной взятой форме её проявления. В одном слове должна быть заложена вся информация о предмете сообщения с его максимальной характеристикой применительно к контексту сообщения. Например: -Где эта дубина?-. Вопрос расшифровывается только применительно к контексту происходящего, это может быть как непосредственно предмет, так и человек с персонифицированными качествами этого предмета. В этом демонстрируется ёмкость и многогранность понятий. Если мы говорим, например, что запах духов был похож на аромат Райских цветов, то приходиться включать воображение, которое всё равно приведёт вас к земным аналогам этого запаха. Зачем на каждую конструкцию придумывать новый термин и загружать его в базу символов? Это же не литература, где слова зачастую служат атрибутом жонглирования и носят характер стиля изложения, для пущей красоты сюжета, если таковой вообще присутствует. Унифицирование это всеобщий принцип диалектики развития жизни. По этой причине, чем проще и многослойней язык, тем он надежней и более устойчив. В любом языке огромный массив слов и оборотов речи нашли лингвистическую смерть в словарях и энциклопедиях. Жизнь изменилась, и потребовались другие способы её описания. Однако, как и в любой конструкции, всегда присутствует её основа и фундамент последующим трансформациям и вот об этой основе сегодня пойдёт речь.
Почему же всё таки культура? Являясь частью духовной жизни и заняв в ней свою лингвистическую нишу, мат требует к себе соответствующего подхода и использовать его нужно исходя из норм человеческой жизни, стремясь гармонизировать эту жизнь и быть её необходимым инструментом. Всё что нас окружает это энергия, либо её отсутствие и по этой причине сфера применения языка находится возле обозначения пищи и продолжения рода и обстоятельств с этим связанных. Слова как бы становятся меткой этой энергии, как деньги являются не энергией, а билетом для её получения. Доллар вы не будете есть, а вот купленную еду за этот банковский билет, вы съедите и получите необходимую вам энергию. Но еда это просто «загрузка бункера» для получения энергии, которая в дальнейшей трансформации через работу и творчество, рассеивается в любые другие аспекты человеческого поведения. Если взять за основу постулат Фрейда, что вся базовая энергия , это энергия либидо, а всё остальное это её сублимация, то те слова и те понятия, которые лежат как можно ближе к этим физиологическим потребностям человека, имеют наибольшую энергетику в языке. Слова давно взяли на себя функцию энергетического проводника в социальной коммуникации, это общение, песни, призывы, молитвы, ругань, вербальная магия, и проч. Где требуется только направить энергию, а не что-либо обозначать в своём послании. Краткая молитва лучше длинной, притом же «сбросе" психической энергии, т.к. короткая молитва более ёмкая. Призыв к атаке в боевых условиях не предполагает многословие.Любой язык в процессе своей служебной жизни,если не умрёт как латынь,санскрит или древнегреческий, неизбежно адаптируется к её изменениям, привнося в свой багаж термины приобретённые в условиях обретения обществом новых аспектов производства и культурных находок, но только матерный язык рождённый на заре человечества и войдя в его обиход, не подвергается никаким инновациям будучи в своей служебной функции совершенным. Это делает его неистребимым, как неистребим сорняк в вашем огороде. Когда кто-либо из вашего окружения сообщает вам, что не знаком с матерщиной, то скорее всего он произведёт впечатление необразованного человека и во многих случаях его могут воспринимать как ущербного. Не знание же, произведений Шекспира ему простят. Матерный язык, это часть нашей лингвистической культуры и не принятие этого,выказывает вашу информационную ограниченность и пожалуй культурный инфантилизм.Мы все посещаем уборные, хотя об этом не принято говорить, но посещают то все...
Взрослые люди, занятые работой и другими формами реализации, пользуются речевыми конструкциями, связанными с реорганизацией энергии, напротив дети которые только потребляют информацию и собственно всё в своей жизни, используют в лексиконе слова типа; дай, мне, я хочу, мне купили, мне подарили и т.д. Переходя постепенно в более взрослую категорию в обороты речи входят конструкции взятые в употребления своего более старшего окружения : я ему сказал, я ему дал, я его послал, он у меня получит, т. е. наблюдается вектор на отдачу энергии. При этом происходит параллельно и самооценка личности в процессе её социализации. Стать значительным человеком в урбанизированном обществе не просто и требуется затратить много усилий для этой эскалации, но есть проверенный способ добиться этого много проще. Нужно дискредитировать и обезличить объект своих притязаний к коим ты не можешь подступиться и овладеть желаемым, таким образом лишить его значимости, а в идеале уничтожить его. Вот где находятся корни детского деструктивизма. Унижая других и обижая тех, кто слабее тебя он приобретает в своих глазах псевдозначимось и таким образом самоутверждается в глазах других и собственных. С возрастом эта проблема во многом снимается в процессе адаптации. Вся сфера детских амбиции лежит в сфере их старшего поколения, и они периодически пробуют эту жизнь «на вкус», пробуют курить, пробуют алкоголь, смотрят порнуху, ну и конечно ругаются матом. Но и первое, и второе, и третье вместе с четвёртым получается у них очень плохо. Курение после маминых леденцов это отрава, алкоголь вводит в хаос неустойчивых чувств и к этому нужны навыки, порнуха же,не может запустить в организме те энергии, которые еще не привязаны к органам физиологии в силу их неработоспособности, а вот материться можно без ущерба для всего вышеперечисленного.
****
Дети ругаются много и до отвращения омерзительно, не понимая ни в коей мере смысл и истинное назначение произносимых им слов взятых раньше времени из взрослой жизни. Причисляя себя, таким образом, к этой будущей жизни, подростки видят лишь верхушку айсберга, где обыгрывается стыд, но именно этот стыд, как и совесть являют собой продукт жизненного опыта и воспитания. Подросток сможет вам пересказать, а местами весьма дословно, сюжет «Анны Каренины», но о чём там по настоящему идёт речь скорее всего поймёт когда сам войдёт в эти энергии в известном возрасте. Для детей ругань, это показатель крутизны, тем более, что для его приобретения не нужно было изучать риторику Аристотеля. Юношеские компании, как и любое закрытое сообщество, пользуется «албанским языком», среди преступного мира в т.наз. бандах присутствует арго (феня), среди военных это язык уставных отношений. Вы не встретите среди этого контингента обороты речи заимствованные у Достоевского. Ситуация там должна быть обрисована как можно быстрее, точнее и что немаловажно, эмоционально окрашена. Да и к чему лить воду на мельницу; в выражении «еб……уться можно», смысл которого становиться понятен только в контексте картинки сюжета. Это так сильно хорошо, или так сильно плохо? Или же синонимы «охренеть», или «опиз…..неть» среди прочих аналогов. Ну и что ту добавлять? Краткость- сестра таланта и пожалуй ситуацию конкретней не опишешь доступными средствами передачи. Не существует терминов более ёмких, чем матерные, для передачи пика эмоционального настроения, где что-то сказать надо, но многословие неуместно. Такие слова как; восхитительно, превосходно, прекрасно, явно проигрывают в качестве передачи эмоционального восторга, если применить эпитет « ох……но» или «за…….ись». Тот, кто умеет правильно пользоваться не нормативным сленгом, демонстрирует слушателю свою вовлечённость в описываемую им ситуацию, что всегда производит понимающий эффект у слушателя. Вообще материться в обыденных ситуациях не принято, таким образом нивелируется значимость сакральных слов предназначенных исключительно для описания пиковых ситуаций, или употребляющиеся исключительно в совестных баталиях. Но когда рассказчик передавая в рассказе драматизм происходящего пересыпает свою речь «солёными» словечками, то его слушатели в конце его эмоциональной речи произносят с пониманием «Да…..Уж…», и могут добавить от себя : «Полный «звиздец»… Солидарность на лицо. В русском поссоветском обществе при различных встречах многочисленных доставшихся в наследство России народов, где уже давно доминируют национальные языки, разговор может хорошо «склеится» благодаря нецензурной брани, которая имеет интернациональный характер. Мат знают все без исключения. Когда хулигана приводят в суд с обвинениями в употреблении матерных (нецензурных) слов в общественном месте, то судья и если сучиться прокурор, идентифицируя эти самые слова не в специальном словаре крамольных фраз, а исходя из бытового опыта своей жизни, выносят ему соответствующее деянию приговор. Во как… Все в курсе, хоть в учебнике русского языка этих самых матерных слов не найти. Откуда же такая осведомлённость? Может мы живём в разных культурах? Табуирования мата происходит от тривиального табуирования секса как сферы деятельности людей в их непрерывной жизни. «В России секса нет»», а от куда же берутся дети? Кто обучает будущих родителей правильной культуре очень важного в жизни всего общества процесса их изготовления. Странная позиция государства пустившего эту часть жизни на самотёк. А свято место пусто не бывает. Относительно секса. В русской жизни доминируют патриархальные принципы регулирования сексуальных отношений, которые сильно деформируются в преступном мире. В местах заключения физическое и моральное наказание среди самих осуждённых часто носит характер насильственной смены сексуальной ориентации, так наз. «опускалово» и по этой причине матерные угрозы и отсылы типа : «пошёл ты на……..й» имеют под собой конкретную модель последствий. По этой причине мат в лагерях приобретает функцию отточенного инструмента, чего нельзя сказать о его применении на воле.Чтобы описать ситуация потребуется много слов, а чтобы описать эмоцию, то для этого можно обойтись минимумом символов напр. «зашибись», таким же минимальным набором слов обходятся для отдавания приказов, или вынесение вердикта, по этой причине мат, в этих ситуациях незаменим в виду своей краткости. Литература, как культурный и многословный продукт, существует параллельно матерщине в своей социальной нише, и они не часто пересекаются по этой причине. Смех также старается не пользоваться услугами матерщины, по причине его(юмора)положительной энергии, когда мат в своём проявлении почти всегда деструктивен и его использовавание не предполагает к весёлости настроения, ну разве что для связки слов.
Гендерные различия в употреблении матюков не значительные, но качественно отличаются в его исполнении. Женщины ругаются матом не реже, чем мужчины, но зная по «умолчанию» откуда « растут ноги» у многих нецензурных выражений, делают это с особой артикуляцией, присущей только знающей публике и понимающей толк в хорошем разговоре. Принято пресекать матерную ругань у женщин в силу того, что негоже оскверняться милой барышне употребляя срамную речь в отношениях. Однако многие мужчины вполне справедливо считают, что получить от женщины послание типа: «Да пошёл ты на х….!!!», выглядит особенно оскорбительным в силу того, что адрес , по вышеописанному принципу, не его, а потом женщина всегда вкладывает много страсти не только в процесс изготовления детей, но и в описании тех элементов человеческого тела, которые в этом участвуют. Если женщина называет другую товарку потаскухой, "бл...ью", "курвой" или проституткой, то это означает обыкновенную ревность, т.к. сама с удовольствием заняла бы её место, но в силу состояния здоровья, или несоответствующих внешних данных, не может разделить или занять то место женщины в обществе, на которое собственно она и предназначена и где постоянно происходит соискание среди претенденток, а именно возле мужчины как его избранница. Таким образом мы наблюдаем в матерщине сексуальную привязку к поведенческим нормам. Когда тот или иной человек, без особой привязки к полу, по разным причинам не в состоянии исполнять сексуальные функции, то он автоматически и безвозвратно переходит в более низшую социальную группу, как бы людей второго сорта, исполняя в жизни служебную второстепенную роль.по этой причине, когда человеку сообщается, Что он и "на хрен не нужен", в более выразительном его произношении, то здесь мат выступает как социальный регулятор. Это человек лишается титула, альфа-самца или просто самца, а самка переходит в разряд посудомойки. В приведённом выше примере матерная ругань является идеальным инструментом для обезличивания и применяется повсеместно именно в этом качестве и исключительно на межличностном уровне общения. Напротив, когда человека посылают "на х.....", то это просто рекомендация сменит направление в контексте разговора, или его завершение, к самому сексу не имеющее никакого отношения. Оскорбления, полученные с использованием матерщины, выступают как мощный разрушительный инструмент сродни вербальной магии, напротив сатира, как продукт культурной надстройки, лишает объект насмешки изнутри его значимости, лишая его таким образом энергии и этим самым нивелируя объект нападок, но это значительно сложнее. Краткость в этом случае "на руку" мату, т.к.не требует специального обучения. Кто после "обматерения" будет серьёзно относится к объекту нападок? Мат это грубая и разрушительная ментальная сила, вот почему он так порицается в культурах всех цивилизаций, использующие в этих случаях объективную критику. Государство, это общественный институт и вопросы регулирования конфликтов в нём решаются на общественном уровне(суды, собрания и.др), напротив использование мата предполагает самоуправное действие, по этой причине он ассоциален. Но мату на это глубоко (вставьте сюда что хотите), он существовал много веков до той поры когда Афины провозгласили себя республикой и утвердили в ней демократические принципы. Мат на это смотрит, как на никчемную надстройку на его мощном правовом фундаменте. Кто знает, во всяком случае с тех пор у демократии кроме проблем, в истории нет ничего хорошего, а вот с матом всё стабильно...
Мужчины в быту матерятся больше по привычке, и никакой цели, при этом, особо не преследуют.Вы обратили конечно внимание на том момент, что матерщину они , да и не только,используют в качестве связующего словесного материала, как бы цементируя набор хаотичных фраз, интуитивно понимая, что мат прекрасно справится с этой задачей и наилучшим образом передаст информацию. Во всяком случае этот метод не имел бы большого успеха, если бы его не понимали слушатели. Таким образом нецензурщина живёт среди нас в словесной культуре как альтернативная форма общения и к оскорблениям личности не имеющая никакого отношения. Бытовуха…
Коль матерный язык направляет нас в область так или иначе связанной с деторождением, то вопрос о нашей матери( «Да пошел ты к ё……й матери») стоит в области родства. По сути это не мат, а демонстрация вседозволенности говорящего. Выражение «матерный язык», собственно происходит от отношения к матери в известный момент времени, необходимый для рождения детей. Перед этим она ,пардон, должна быть «вые………й».Есть работы этнографов утверждающие, что это аспект означает, что человек, который заявляет вам, что он « Ё………твою мать», т.е. производил это известное интимное "дейсво" в прошлом, указывает вам на родственные связи с вами, на уровне ваших родителей, когда полигамия была более распространена в народе, нежели сейчас. Таким образом, заявляя вам, что он был «вхож» в то место, откуда вы родились на свет, можно установить дружеские и почти родственные отношения, и в этом смысле никаких оскорблений не преследовавшее, а напротив он хочет с вами породниться. Утверждение не однозначное, но на Кавказе это одно из сильнейших оскорблений, пожалуй, даже самое сильное, указывающие на то, что обидчик вхож в самое сокровенное что только есть в вашей семье, учитываю культ матери среди народов Кавказа, где достаточным оскорблением служит всего лишь сравнение оппонента с бараном. Но это уже не мат и не является предметом рассмотрения в этой статье. Мало ли среди нас баранов….
Итак, сделав сравнительный анализ употребления матерных слов среди разных социальных групп населения и возрастных особенностей, приходиться сделать вывод, что мат живёт в языке самостоятельной жизнью, не взирая, на перипетии культурных наслоений. Культура, это то, что культивируется и в отсутствии которой устойчиво продолжает жить сорняк. Литература это вычурное нагромождение чуждых обыденной жизни художественных построении, порой весьма далёких от самой жизни. Возьмите хотя бы фантастику или научный роман. Во времена тяжелых советских пятилеток, читать о трудностях жизни семейства Ростовых, где им не хватало денег на балы, в известном романе Льва Николаевича, было более чем ни кстати. Жизнь диктует законы, по которым она развивается. «Бытие определяет сознание». Писатель же, интуитивно избегает использовать жаргон и матерный сленг, понимая, что его стилистическая вычурная постройка рухнет под правдой жизни исконно народного глагола. Ну разве что, как художественный приём в описании специфического персонажа. Мат живёт неистребимо в устном народном творчестве; в анекдотах, частушках, побасенках и в…….сказках Афанасьева. Да, да, да, сам читал…. Своё начало, как и всякая исконная культура, он берёт в семье, где верой и правдой служит идеальным регулятором коротких бытовых отношений и прекрасно с этим справляется уже, который век. Школа номер один, - семья. Везде, где есть короткие связи в социуме и не обязательно дружелюбные, мат будет там находиться на своём месте как идеальный регулятор этих самых отношений, являя собой идеальный барометр нравственного порядка и субординации. Выходя на улицу и в последующем, в большую жизнь мат живёт латентно в своих носителях на правах домоустроителя их внутренней языковой культуры. Начав своё движение с обозначения энергетических и значимых мест человеческой жизни, он пребудет с людьми всегда, до тех пор пока они будут производиться в следствии определённых сексуальных процедур, при участии конкретных для этой цели изготовленных природой, органов человеческого тела, коим культурная словесность не нашла точного определения. Но их надо в быту каким то образом обозначать. И всё уже давно до нас названо. А то, процесс есть, а название у него нет…. «Мы с ним спали, и "наспали" детей», бред и какая то … уйня Самому значимому в жизни людей явлению не нашлось определении. Причинное место у мужчин называют «срамной уд», а у женщин…..прости Господи адекватной замены не нашлось. Не допустил Господь глумиться словоизобретателям над тем местом, откуда дети появляются на свет.
Исследование конечно не большое, но в нём освящены основные моменты этой закрытой для Русского человека деликатной темы. Жаль. Вот бы эту статью попросить написать Николая Васильевича в рассвет его писательского таланта. Думаю, его соображения по этому поводу были бы не безынтересны и сегодня, ведь мат, по сути не изменился в своих основных языковых принципах. Что касается литературного высокохудожественного языка, то его существование поддерживается искусственно,полинезийские и африканские племена которые старше Египта, общаются до сих пор языком в котором вряд ли наберётся пару сотен слов, да и к чему им больше? В командных центрах, в аппаратах президентов, в спортивных сообществах и в любых других конструктивных сообществах, общаются конкретно на уровне деклараций. А всё остальное, это излишество: "«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого»Мф. 5:37. И в заключении. Люди в обществе делятся на тех, кто слышит, или глухой и на тех кто зрячий или слепой. Так вот, если слепые хорошо слышат, то у глухонемых есть свой язык, для общения с такими же как они, т.н. "Жестовый язык". Именно ему принадлежит самый выразительный и очень "многословный" жест ( поднятый в верх средний палец ладони, т. наз. "факел"), который понимают все без исключения люди различных национальностей и любой культуры. В своём "красноречии", он совершенен, и стал немым памятником апофеоза торжества матерного послания, без применения каких либо слов. Во истину, краткость сестра таланта. По этой причине, как наставлял старый гвардейский мушкетёр своего сына Д Артаньяна: « Дерись везде, где только можно, ну и конечно где только нельзя!». И вы дорогой мой читатель: « Ругайтесь матом везде, где вам за это ничего не будет, ну и конечно везде где это только можно»…

P.S. Всех, кому это не понравится, посылайте их на……уй, хотя бы красноречивом жестом...

****

 

© Copyright: Евгений Красько-Левин, 2020
Свидетельство о публикации №220053101863

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.