Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учитель: Гнеушева Н.Н.




 


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


3-5


2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1)

2.1. Целевой раздел

2.1.1. Пояснительная записка....................................................................................... 6-10

2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования ....................................................................................................................  …………………………………………………………………………………….12-15


2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования …………………………………………..16-18


 


2.2. Содержательный раздел

2.2.1. Программа формирования универсальных учебных действий...................... 19-28

2.2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области


............................................................................................................................................  29-138

2.2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания............................. 139-143

2.2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

жизни.................................................................................................................................. 144-147

2.2.5. Программа коррекционной работы.................................................................... 148-154

2.2.6. Программа внеурочной деятельности................................................................ 155-202

2.3. Организационный раздел

2.3.1. Учебный план......................................................................................................... 203-204


2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи         …………………………………………………………………………………………….205-211




1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) начального общего образования (далее-НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР)- это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АООПНОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

АООПНОО обучающихся с ТНР состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

АООПНОО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, а так же способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООПНОО.

Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ТНР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

Программу формирования универсальных учебных действий;

программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-



развивающей области и курсов внеурочной деятельности;

программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с

ТНР;

программу формирования экологической культуры, здорового безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел включает учебный план НОО (реализующ- предметные и коррекционно-развивающую области, внеурочной деятельности);

систему специальных условий реализации АООПНОО обучающихся с ТНР.

В основу разработки АООПНОО обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы. Дифференцированный подход к построению АООПНОО обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АООПНОО создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОСНОО обучающихся с ОВЗ требованиями к структуре образовательной программы; условиям реализации образовательной программы; результатам образования.

Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию.




Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.




2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

(ВАРИАНТ 5.1)

2.1. Целевой раздел

2.1.1. Пояснительнаязаписка

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального Общего образования обучающихся с ТНР направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществедуховно-нравственными и социокультурными ценностями.

Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Представлены в разделе 1.Общие положения.

Общая      характеристика      адаптированной                  основной

общеобразовательной программы начального общего образования

Вариант 5.1.предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООПНОО составляет 4года.

Вариант 5.1предназначается для обучающихся с фонетико- фонематически и фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи I ПНУуровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалииит.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.




Адаптация АООПНОО предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООПНОО обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя - логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР

У детей с фонетико-фонематическими фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонким и акустико- артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звукам и простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (несоответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова),либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевого материал, с большим




количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Обучающиеся с нерезковыраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, таки слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования. У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в




нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.

Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.

Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой - устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм




возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:

- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным

нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания,

ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

-получение начального       общего образования  в условиях

образовательных организаций общего типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,

реализуемого как через содержание предметных и коррекционноразвивающей областей       и                  специальных                                      курсов, так      и                  в процессе

индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;

-создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений




-координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;

- получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

-индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;

-постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

-применение специальных методов, приемов и средств обучения, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей»коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;

-профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства,




Увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

-психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

обучающимися с ТНР АООПНОО соответствуют ФГОС НОО2 .

Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООПНОО Дополняются результатами освоения программы коррекционной работы

Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи программы коррекционной работы

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы

должны соответствовать требованиями ФГОСНОО3 ,которые дополняются группой специальных требований.

Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать

правильное и неправильное произнесение звука; умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять


Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт начальногообщего образования, утвержденный Приказом
Минобрнауки России от 06.10.2009 N373 (зарегистрирован Министерством юстицииРоссийской Федерации
22декабря2009г.,регистрационный№15785Хред.от18.12.2012) (далее- ФГОСНОО).



Пункт19.8разделаШФГОСНОО.




членение речевого потока по средством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; сформированность                                       психофизиологического,                                       психологического,

лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.

Требования к результатам овладения социальной компетенцией

должны отражать:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в виде, физической нагрузки, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать




решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемым и в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления обустройстве домашнейи школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника;

-овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи;




- дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков

понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи;

- дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.

Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.




2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООПНОО соответствует ФГОС НОО.

Результаты ученика-это действия по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, предметных и метапредметных). В соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе вводятся:

- таблицы метапредметных результатов - регулятивные УУД, коммуникативные, познавательные УУД.

- таблицы личностных неперсонифицированных результатов Отметки заносятся в таблицы результатов: Обязательно (минимум):

- за метапредметные и личностные (два раза в год)

- за предметные (каждую четверть)

- за любые другие задания (письменные или устные) от урока к уроку. Типы оценок:

1. Текущие, за задачи, решённые при изучении новой темы (выставляются по желанию ученика)

2. Тематические проверочные (контрольные работы) отметки выставляются обязательно всем ученикам с правом пересдачи хотя бы 1 раз.

Критерии оценивания по признакам трёх уровней успешности.

- базовый уровень-решение типовой задачи, подобной той, что решали уже много раз (раздел « Ученик научиться). Это достаточно для продолжения образования.

-качественные оценки (норма) - решение задач с недочётами

- повышенный - решение нестандартной задачи, где потребовалось:

1) либо действие в новой, непривычной ситуации («Ученик может научиться»)

2) либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний, выходящих за рамки опорных знаний;




3) решение не изучавшейся в классе « сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения и действия.

3. Итоговая оценка - это предметные четвертные (среднее арифметическое) и итоговая определяется на основе положительных результатов, накопленных учеником в портфеле достижений, а также на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

4. Итоговая оценка за ступень начальной школы - это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:

- комплексной накопительной оценки

- результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике

- результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4 класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы

На основе трёх этих показателей формулируется один из трёх возможных выводов - оценок результатов по предметам и УУД:

Решение принимается педагогами экспертами на основании динамики и в пользу ученика. На основании итоговой оценки принимается решение педагогического совета МБОУ СОШ №7 о переводе ученика на следующую ступень обучения.

1. В 1 классе вместо балльных отметок:

- учитель у себя в таблице результатов ставит »+» или «- «

- ученик у себя в дневнике рисует кружки


Вывод- оценка о возможности продолжения образования на следующей ступени.


Комплексная оценка (данные « Портфеля достижений»)


Итоговые работы (русский язык, математика, межпредметная работа)




1. Не овладел опорной системой знаний и не обходимыми учебными действиями Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы( предметные, метапредметные и личностные результаты) Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого ( базового) уровня
2. Овладел опорной Достижение Правильно выполнено не
системой знаний планируемых менее 50% заданий
и необходимыми результатов по всем необходимого
учебными основным разделам ( базового) уровня
действиями, образовательной  
способен программы как  
использовать их минимум с оценкой «  
для решения зачтено» , нормально  
простых    
стандартных    
задач.    
3. Овладел опорной Достижение Правильно выполнено не
системой на планируемых менее 65% заданий
уровне результатов не менее необходимого
осознанного чем по половине ( базового) уровня и не
применения разделов менее50%от
учебных образовательной максимального балла за
действий в том программы с оценкой выполнения заданий
числе при «хорошо» или повышенного уровня.
решении «отлично»  
нестандартных    
задач    

Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы

Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации




вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки.

2.2. Содержательный раздел

Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР ,программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО4.

Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.

2.2.1. Программа формирования универсальных учебных действий

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся с ТНР определяется требованиями ФГОС НОО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

Программа предусматривает формирование у обучающихся с ТНР: способов деятельности, применяемых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; формирование основ гражданской идентичности личности, ее ценностно- смысловой сферы; развитие умения учиться.

Программа формирования универсальных учебных действий обеспечивает:

— успешность (эффективность) обучения в любой предметной области, общность подходов к осуществлению любой деятельности обучающегося вне

— зависимости от ее предметного содержания;

- реализацию преемственности всех ступеней образования и этапов усвоения содержания образования;

— создание условий для готовности обучающегося с ТНР к дальнейшему образованию, реализации доступного уровня самостоятельности в обучении;




- целостность развития личности обучающегося.

Задачи программы:

- установление ценностных ориентиров начального образования для обучающихся с ТНР;

- овладение обучающимися с ТНР комплексом учебных действий, составляющих операциональный компонент учебной деятельности;

- формирование основных компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные операции);

- определение состава и характеристики универсальных учебных действий;

- выявление в содержании предметных областей универсальных учебных действий и определение условий их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;

- формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

У обучающихся с ТНР формируются личностные, регулятивные, познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание




(постановка у



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.