Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Умнеет ли наш народ?. или как мы выбираем власть)



 

Эй, народ! Посмотри на себя в зеркало...

Умнеет ли наш народ?

(или как мы выбираем власть)

Кажется совсем недавно, были выборы в представительный орган власти Удмуртии, а уже проглядывает предвыборная агитация очередной избирательной кампании в Госдуму России.

6 апреля этого года состоялись четвертые альтернативные выборы в парламент республики. До 1989 года, если вы помните, вся избирательная кампания заканчивалась на выдвижении кандидата трудовым коллективом. Дальше она превращалась в самую натуральную профанацию, так как изменить что-то уже было невозможно. Выдвинутый кандидат являлся единственным претендентом на депутатский мандат и процесс голосования становился абсолютно ненужной формальностью. Такая система выборов представительной власти распространялась и на все другие ее уровни: союзный, российский, республиканский и местный. Конечно, после этого трудно было ожидать политической грамотности населения. Но вот уже четвертый раз наш избиратель пришел на альтернативные выборы представительной власти республики, столько же раз он выбирал местную представительную власть, плюс одни союзные выборы и пять российских. Согласитесь, если человек не дурак, то пора бы уже чему-нибудь и научиться в этом деле. К сожалению, анализ избирательных кампаний показывает, что жизнь ничему нас не учит.

Для того чтобы грамотно выбирать представительную власть необходимо знать ее полномочия. Не зная правил дорожного движения, даже улицу перейти сложно, а как же выбирать депутатов, не прочитав в законах, чем они должны заниматься и что им делать запрещено. Депутаты всех уровней должны принимать законы и нормативные акты, регулирующие нашу жизнь и защищающие права в первую очередь рядового гражданина, так как его не защищает ни должность, ни собственность, ни деньги - только закон. А еще депутаты должны осуществлять депутатский контроль за исполнением законов и нормативных актов.

Если исходить из знания полномочий депутатов и конкретного представительного органа власти, а также здравого смысла, то логика умного и порядочного избирателя - рядового гражданина должна быть таковой:

Во-первых, мои интересы будет защищать только человек моего сословия - рядовой гражданин, не обремененный функциями руководства;

Во-вторых, депутат должен иметь активную гражданскую позицию, то есть он еще до избирательной кампании должен был себя проявить деятельностью по защите прав человека.

Давайте посмотрим, как учился выбирать представительную власть избиратель Удмуртии.

Во время первых альтернативных выборов (1989-90 г.), когда еще все были под впечатлением происходящих в нашей стране перемен, многие партийные, советские и хозяйственные руководители быстро сориентировались и под новыми перестроечными лозунгами поперли в депутаты. Впервые пошли во власть не по указке парткомов и рядовые граждане. Среди них было много очень грамотных людей, способных создать новое правовое поле страны. Но были и болтуны-конъюнктурщики, увидевшие возможность приобщиться к клану руководящей номенклатуры. Выбор был, причем во всех избирательных кампаниях и во всех округах. Но, увы, народ опять выбрал в основном руководителей (директоров, председателей, чиновников). Рядовых граждан в новых советах, выбранных по демократическим принципам (альтернативно), было от 15-30% в Союзном, Российском и региональных парламентах до 25-40% в местных советах, а это, как не крути, меньшинство.

Потом все стали возмущаться, почему приватизация прошла так несправедливо, в пользу директоров и чиновников. Так это вы, голосовавшие за директоров, доверили им принять законы приватизации. Вот они и приняли их, как и положено, для себя.

К следующим выборам (1994-95 г.) политическая обстановка обострилась. Люди власти поняли, что наличие в представительных органах рядовых граждан, да еще и принципиальных, мягко говоря нежелательно. Значит выборами надо управлять. Как? А очень просто! В первую очередь, надо сосредоточить “черный нал” - капитал для подкупа жадного, сволочного избирателя и для оболванивания через средства массовой информации безграмотных и тупых людей. Затем надо принять такое законодательство о выборах, при котором можно все - если есть деньги, и не сделаешь ничего - если их нет. К этому времени реальная власть на федеральном уровне была уже у исполнительных структур. Бал в стране стали править чиновники и олигархи. Начался разгул коррупции, крупного воровства, беззакония. Тут бы грамотным рядовым гражданам объединиться и выбрать депутатов, способных противостоять процессу концентрации власти у чиновников и генеральных директоров, увы, наш избиратель стал действовать совсем не объяснимо. Он взял и выгнал из местных представительных органов власти и республиканского парламента почти всех рядовых граждан, доверив защищать свои интересы в Госсовете УР (1995 г.) 57 генеральным директорам, 23 главам администраций, министрам и их заместителям. Приплюсуйте сюда 8 руководителей представительных органов власти, одного прокурора, который видимо без депутатского мандата никак не мог справиться с преступностью, одного старшего оперуполномоченного по борьбе с экономической преступностью и трех чиновников. В 92-х округах народ выбрал в депутаты людей по принципу: «охранять капусту должен козёл».

На всю сотню депутатов того созыва приходилось 3 инженера, 3 преподавателя и один адвокат. Уже на тех выборах прозвучал колокольчик для избирателей-идиотов - в двадцати округах выбора не было, в депутаты шли одни руководители и чиновники. Но звонка никто не услышал, да похоже и не хочет слышать - нечем, снесло башку. Смотрите что наш избиратель стал вытворять! Чем сильней над ним издеваются работодатели: не платят зарплату, выгоняют с работы... тем больше он их любит! В 1999 году он уже выбирает в Госсовет 71-го директора, а в 2003 - 76. Причем тех, кто защищает интересы рядового избирателя, этот самый избиратель решил извести совсем. Если 1990 году таких кандидатов было несколько десятков (из 600) и выбрали их человек 5-6 (на 200 мест), то уже в 1995 году на выборы пошли только 9 кандидатов, известных своими праведными делами, а выбрали только одного. Честность и активная гражданская позиция у нашего народа не в почете, ему подавай бесплатные котлеты, 100 грамм и прочие подачки. Вот теперь ты человек свой - такой же жулик, как и мы, только поумней - у нас воруешь тысячами, а на копеечку, нам дуракам подарочек. Дальше, еще хуже. На последних выборах в Госсовет в апреле 2003 г. людей, которых за их дела в любой нормальной стране выбрали бы в депутаты обязательно, у нас набралось только 5, а выбрали одного.

Ладно, пусть большинство наших граждан читать не умеют, по радио слушают только музыку для поп, по телевизору смотрят только про мексиканскую Маньку. Но ведь инстинкт-то самосохранения в человеке должен быть? Ведь он даже у зверюшек есть. Ну не выберут куры и зайцы в сторожа лису, а бараны - волка, сколько бы он их “баснями не кормил”. Сам Бог велел выбирать человека того же сословия. Нет и тут все наоборот. В 1995 году на выборы в Госсовет в качестве кандидатов в депутаты пошло 175 рядовых граждан, … «но им доверять нельзя, воровать и обманывать не умеют» - выбрали только 9-рых. В 1999 году рискнули заняться таким неблагодарным делом уже только 105 рядовых граждан - выбрали 7-рых. В этом году таких кандидатов было только 51, выбрали 4-рых. Скоро в депутаты будут идти только миллионеры.

Не лучшим образом обстоят дела и с другими выборами. Так, выбирая депутатов в Российский парламент в 1990 году избиратели Удмуртии выбрали 11 руководителей (начиная от первого заместителя председателя Совмина и заканчивая директором школы) одного очень конъюнктурного журналиста и только одного рабочего. Так ведь ему двенадцать рук надо, чтобы победить при голосовании за свои права и интересы (а значит права и интересы всех работников).

Хотите вспомнить, кто были участниками принятия всех тогдашних решений (приватизация, разоружение армии и вооружение Чечни...): Соловьев В. А. - первый зам. председателя Совмина УР, Шишкин Н. Н. - начальник стройуправления, Рождественский В. Н. - директор ПО “Чепецкий механический завод”, Одиянков Е. Г. - глав. врач кардиодиспансера, Подопригора В. Н. - первый зам. председателя Можгинского горисполкома, - это самые известные фамилии. Большинство из них выбирались в депутаты и в будущем.

В 1995 году в Госдуму России “умные” избиратели выбрали Генерального директора АО “Финансово-строительная компания “Град” Солуянова А. В и министра сельского хозяйства Удмуртии М. П. Кошкина (видимо крестьяне нашей республики жили очень хорошо). На следующих выборах в Госдуму были выбраны “отечественно-коммунистический” министр “эспэсовского” правительства Маслюков и председатель комитета при правительстве УР Смирнова.

Если смотреть результаты муниципальных выборов и, в частности, в Гордуму Ижевска, то и тут ума избиратели проявили ничуть не больше. В 1994 году в Гордуму выбрали в депутаты 24 руководителя (из 30), в 1998 - 28, причем двое не руководителей шли явно не для защиты интересов рядовых граждан (профессор и главный специалист муниципальной структуры). В 2002 году ижевский избиратель окончательно “созрел” и решил превратить представительную власть в городе в Совет генеральных директоров. И только в одном из округов, видимо по ошибке, перепутав слова доктор (наук) и директор, народ выбрал Забильского. Чьи интересы в городе представлял такой представительный орган?

Помните поговорку: “Каждый народ достоин того правителя, который им управляет”. Так чего же достоин народ Удмуртии? Можно ли сделать оценку его политической грамотности по прошедшим выборам? Только нецензурную!

 

Александр Вождаев

г. Ижевск, апрель 2003 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.