|
|||
Сообщение
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное бюджетное Общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 им. А.М. Позынича»
Сообщение по МХК на тему: «Анализ работы Ван Эйка»
Выполнил ученик 10 «Б» класса Шкетин Валерий
Новочеркасск 2020 Мадонна канцлера Ролена» — картина художника Яна ван Эйка, датируемая 1435 годом Своим названием картина «Мадонна канцлера Николя Ролена», созданная одним из основоположников Северного Возрождения, фламандским художником Яном ван Эйком (1385/1390-1441), обязана заказчику - бургундскому канцлеру Николасу Ролену.
Ван Эйк использовал в своих работах образы реальных людей, явив миру первые образцы портретного искусства. И это полотно правильнее было бы назвать портретом всесильного канцлера бургундского двора Николаса Ролена, хотя на картине присутствует и Мадонна с Младенцем Христом. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на коленях, коронуемая ангелом и сидящая напротив канцлера Ролена. Действующие лица располагаются в итальянской лоджии, декорированной колоннами и барельефами. На заднем плане виднеется город с пересекающей его рекой. Вероятно, это бургундский город Отён, родина Ролена. Некоторые из многочисленных земельных владений канцлера в окрестностях Отёна включены в пейзаж. Ван Эйк подробно изображает знаки старения на лице Ролена. Складки и морщины, однако, не уступают в точности изображению артерий на подбритых висках Ролена. Ван Эйк, хотя он и не был (несмотря на последующие утверждения Вазари) подлинным изобретателем масляной живописи, поднял это новое искусство до ранее беспрецедентного мастерства, выявив, благодаря повторным лессировкам, жизнь, пульсирующую под кожей Ролена. Ролену противопоставляется пейзаж с жилыми домами, Марии – панорама церквей, а линии расположенного по центральной оси далекого моста с движущимися по нему фигурками пешеходов и всадников как бы устанавливают связь между Роленом и благословляющим жестом младенца Христа. Маленький сад с цветами: розами, ирисами и лилиями, традиционно символизирующими Богоматерь – намекает на «заключенный сад» (hortus conclusus) из «Песни Песней» , метафорически в средневековых толкованиях приравненный к Деве Марии. Позади сада просматриваются две мужские фигуры, стоящие спиной к зрителю. В человеке, облаченном в синие одежды с красным тюрбаном на голове и с посохом в левой руке, многие видят автопортрет самого художника. Эмиль Кисер убедительно показал, что мост через реку, на котором можно разглядеть крошечное распятие, следует рассматривать в связи с убийством Иоанна Бесстрашного, отца Филиппа Доброго, на мосту Монтеро 10 сентября 1419 года. Аррасский договор, заключенный Роленом 21 сентября 1435 года, включал пункт о том, что на мосту в память об убийстве должно быть установлено распятие. Число лет между убийством и недавно заключенным Миром можно сосчитать по количеству плиток между аркадой и границей картины. О КАНЦЛЕРЕ РОЛЕНЕ. Николя был родом из бургундского города Отён, родился он в 1376 году. Он начал службу при герцогах Бургундских еще в 1404 году, сначала как скромный молодой адвокат при герцоге Филиппе Смелом. Затем он стал обращать на себя внимание знати благодаря обширным знаниям, дару пламенного оратора и небывалому красноречию; Ролен потихоньку стал продвигаться по «служебной лестнице». Более высокое положение Николя уже занимал при сыне Филиппа, Иоанне (Жанне) Бесстрашном. Высокие посты занимал с 1413 года. Герцог Иоанн был настолько благосклонен, что стал крестным отцом одного из сыновей Ролена. В Отёне до сих пор сохранился дом, в котором Николя родился и вырос, ныне в 20 его залах расположен городской «музей Ролена» - дом довольно большой, почти замок, это говорит о высоком достатке семьи. Отец Ролена умер рано, оставив вдову с двумя сыновьями. Мать Николя, скорее всего, не бедствовала, и он получил очень хорошее образование и выучился на адвоката. Интересна история первой женитьбы Ролена: в 1398 году повторно выходила замуж его овдовевшая мать Эми (к слову, за одного из городских старейшин), и одновременно с ней женились два ее сына на дочерях ее жениха! В народе есть поверье, что такие двойные, а тем более тройные «семейные» свадьбы не приносят счастья. Это всё, конечно, ерунда, но в случае с Роленами не повезло всем трем невестам – они умерли в скором времени, включая жену Николя, Мари Лайре. Ролен овдовел, не успев обзавестись детьми, и вскоре женился повторно. Вторая жена, Мари Ландэ, из семьи известных французских банкиров, родила Ролену четверых детей, включая любимого старшего сына Жана, и тоже умерла относительно молодой, года в 32-33 примерно. За свою жизнь Ролен скупил множество земель, владея чуть ли не половиной Бургундии. О его стяжательстве ходили легенды, говорили, что еще в бытность судьей Николя был весьма нечист на руку. Современники отзывались о нем, как о человеке жестком, беспощадном к врагам, неуживчивом, но хитром и изворотливом. Он любил все красивое, много средств тратил на строительство, покровительствовал живописцам. Известно, что картины он заказывал не только Яну ван Эйку. Сохранилось еще одно изображение Ролена – на алтаре Рогира ван дер Вейдена «Страшный суд». Здесь мы можем видеть его с третьей супругой Гигуаной-Игуаной.
.
|
|||
|