Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.В. Рязанским, Е.В. Бибиковой, А.Г. Варфоломеевым, Т.А. Кусайко



 

Комитет Государственной Думы

по вопросам семьи, женщин и детей

 

Поручение Совета Государственной Думы

от 12.11.2018, протокол № 155, пункт 90

 

Заключение

по проекту федерального закона № 473140-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка, в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий», внесенному членами Совета Федерации

В.В. Рязанским, Е.В. Бибиковой, А.Г. Варфоломеевым, Т.А. Кусайко

(повторно, первое чтение)

 

Проектом федерального закона предусматриваются изменения в Семейный кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс) и Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», уточняющие отдельные вопросы записи «лиц, как состоящих в браке между собой, так и не состоящих в браке между собой, одиноких женщин» в качестве родителей ребенка, рожденного с применением вспомогательных репродуктивных технологий, а также оспаривания ими отцовства (материнства).

Законопроектом предусматривается, что при определении отцовства ребенка и его регистрации предполагается обязательное наличие согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на совершение указанных действий родителями ребенка. В связи с этим обращаем внимание, что суррогатная мать в силу части 9 статьи 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» заключает договор с потенциальными родителями, предметом которого является вынашивание и рождение ребенка. Полагаем, распространять действие данного договора, по сути являющегося гражданско-правовым, на возникающие после рождения ребенка отношения неправомерно. Учет мнения только одной стороны договора (суррогатной матери) после его исполнения (рождения ребенка) в определении правового положения ребенка без учета мнения родителей ребенка и вплоть до отказа родителям ребенка в его возращении также требует дополнительного обоснования.

Следует учитывать, что подобная ситуация не устраняет проблемы при регистрации ребенка, а создает их, подтверждением чему стало постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей».

Учитывая вышеизложенное, нормативное положение «о даче согласия суррогатной матерью» следует исключить как из Кодекса, так и из других федеральных законов, регулирующих правоотношения, связанные в том числе с регистрацией ребенка, рожденного в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий.

Кроме того, обращаем внимание на положения проекта федерального закона № 27698-7 «О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (с новым наименованием «О внесении изменений в статьи 48 и 49 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»), подготавливаемого к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении и также затрагивающего вопросы установления происхождения ребенка.

Законопроект нуждается в юридико-технической и лингвистической доработке.

 

 

Начальник управления                                                                          Е.В. Горбачева

 

 

О.А. Ефремова, 692-37-69, Ю.Д. Полатов, 692-16-38, Е.Ю. Евграфова, 692-58-04



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.