Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





на проект федерального закона № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»



на проект федерального закона № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

(в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации),

внесенному депутатами Государственной Думы А.И.Аршиновой, О.А.Николаевым, О.Н.Смолиным, Е.В.Строковой, Б.А.Чернышовым, Н.В.Говориным, Н.Д.Боевой, А.П.Петровым и другими

 

Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее – Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 7 июня 2018 года (протокол № 125 пункт 64) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации) (далее – законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А.И.Аршиновой, О.А.Николаевым, О.Н.Смолиным, Е.В.Строковой, Б.А.Чернышовым, Н.В.Говориным, Н.Д.Боевой, А.П.Петровым и другими (далее - авторы), и отмечает следующее.

 

Законопроектом закрепляется право на преподавание и изучение государственных языков народов Российской Федерации, с учетом потребностей обучающихся на добровольной основе. При этом законопроектом предлагается сохранить в системе образования право граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) на основании письменных заявлений. При выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик Российской Федерации, в обязательном порядке учитывается мнение обучающихся и их родителей (законных представителей).

Согласно части 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом вопросы, связанные с выбором языков обучения, процедурами индивидуального отбора обучающихся для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов регулируются в законах об образовании субъектов Российской Федерации.

Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (далее - Закон о языках).

Так, исходя из требований части 3 статьи 14 Закона об образовании в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республик Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик. При этом преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации также закреплен в иных законодательных актах Российской Федерации, в том числе Федеральном законе от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Территории, на которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - коренные малочисленные народы Севера), являясь составной частью единого образовательного пространства России, представляют собой зону гарантированного развития языков и культуры  коренных малочисленных народов Севера.

Изучение родного языка как самостоятельного предмета в районах проживания коренных малочисленных народов Севера имеет особое значение в получении основного общего образования на родном языке. Дети из числа коренных малочисленных народов Севера по объективным причинам находятся в особо трудных условиях проживания и жизнеобеспечения. Это относится к проблеме изучения национальных языков в школах.

Действующим законодательством предусмотрена возможность опубликования нормативных правовых актов на необходимом национальном языке с целью расширения их доступности для населения.

Таким образом, предложенный законопроектом принцип преподавания и изучения государственных языков в Российской Федерации, прежде всего, должен учитывать конституционно-правовой статус государственных языков коренных малочисленные народы Севера, который в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона о языках предусматривает его использование в работе органов государственной власти республик наряду с государственным языком Российской Федерации.

Комитет обращает внимание, что данная законодательная инициатива носит неоднозначный характер, а ряд проектируемых положений требуют доработки.

Комитет считает, что при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо провести мониторинг общественного мнения.

Например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре родные языки исключены из предметной части и переведены в вариативную часть. Однако, действующим законодательством предусмотрено преподавание родных языков в пределах возможностей, предоставляемых системой образования в установленном порядке.

Предлагаемый подход, уточняющий правовую норму (часть 4 статьи 14 Закона об образовании) с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), не позволяет обеспечить решение вопроса подготовки педагогических и научных кадров в области родных языков и традиционной культуры, а также подготовки современной учебно-методической литературы, пособий и их экспертизы.

В этой связи необходимо при рассмотрении законопроекта в первом чтении предусмотреть возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации, в том числе языков народов Российской Федерации, в предметной части, а не в факультативной, в целях недопущения утраты нематериальных ценностей культуры малых народов, которое может в целом привести к исчезновению этносов.

 

С учетом вышеизложенного Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации).

 

Председатель Комитета                                                            Н.М.Харитонов



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.