Вопросы к экзамену по дисциплине История зарубежной литературы для ДКЖиБ
Вопросы к экзамену по дисциплине История зарубежной литературы для ДКЖиБ
I семестр.
- Понятие «художественная литература». Первобытные формы слова.
- Понятие мифа. Основные концепции и эволюция мифологического сознания древних.
- Человек и мир в Древнем Египте. Миф об Осирисе.
- Основные периоды античной литературы. Пантеон муз. Догомеровская лирика.
- Особенности композиции «Илиады», боги и герои.
- Гомеровский вопрос.
- Ахилл и Агамемнон - сравнительная характеристика.
- Культ Диониса. Устройство древнегреческого театра.
- Эсхил - воин, драматург, новатор. Художественное многообразие его трагедий.
- «Прометей прикованный» Эсхила как образ-архетип.
- «Орестея»: сюжетные особенности, система образов, актуальность драмы, сценическое воплощение.
- Нововведения и особенности трагедий Софокла. «Антигона».
- Еврипид. Критика мифологии. Психологизм трагедии «Медея».
- Творчество Аристофана
- Лирика в Древнем Риме: Овидий, Каттул.
- Вергилий. Понятие эклоги и буколическая поэзия. Тема и идея «Энеиды».
- Блаженный Августин и идея теократии.
- Сюжет и структура «Песни о Нибелунгах». Мотив мести.
- Категории чести и долга в «Песне о Хильдебранте». Особенности древнегерманского стихосложения.
- Скандинавская «картина мира»: «Старшая Эдда».
- Особенности поэзии скальдов. Образная структура.
- Мифологическая основа «Песни о Нибелунгах». Три хронотопа.
- «Высокий» и «низкий» миннезанг. Вальтер фон дер Фогельвейде.
- Христианское и языческое в «Песне о Нибелунгах». Историческая идентичность.
- Зарождение куртуазной лирики во Франции. Трубадуры и труверы.
- Трагедия Тристана и Изольды.
- «Песнь о Роланде»: основные герои и идея «священной войны».
- „Война“ и „мир“ в «Песне о моём Сиде». Руй Диас - воин и дипломат.
- Основные образы «Божественной комедии» Данте, колорит окружающего мира в поэме.
- Историческое и пророческое в «Божественной комедии» Данте, образ Беатриче.
- Творчество Франческо Петрарки и его сонеты к Лауре. (Один сонет по выбору – наизусть).
- «Декамерон» Дж. Боккаччо: идеи гуманизма, свободы и порядка.
- Возрождение в Италии основные этапы.
- Испанское возрождение – Золотой век: особенности национального колорита, основные представители.
- Лопе де Вега – «самодержец театральной империи». Система жанров его комедий.
- Комедии «плаща и шпаги» Лопе де Вега – система образов, основной конфликт. («Учитель танцев», «Собака на сене»)
- Дон Кихот – безумный мудрец или мудрый безумец? Смысл и рецепция романа Сервантеса.
- Испанский рыцарский и плутовской роман и пародия на него в творчестве М. Сервантеса.
- Вопросы религии, чести и долга в романе М. Сервантеса «Дон Кихот».
- Возрождение во Франции. Кружок Маргариты Наваррской, поэзия «Плеяды».
- Основные образы романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» карнавальность и смеховая структура романа.
- Образ Телемского аббатства – утопический взгляд на идеи Возрождения?
- Творчество У. Шекспира – основные этапы анализ трагедии «Гамлет». («Король Лир»)
- Шекспировский вопрос.
- Сонеты Шекспира – совершенство форм, полифония образов. (Один сонет по выбору - наизусть)
- Закат Возрождения в Англии Д. Донн и «метафизическая школа».
- Барокко как литературное направление.
- Характеристика испанского барокко на примере творчества Ф. Кеведо и Л. Гонгоры, «гонгоризм».
- Особенности классицизма как литературного направления.
- Основные идеи «Поэтики» Н. Буало и система жанров французского классицизма.
- Творческая биография Мольера. Обличение нравов общества на примере «Тартюфа» (или «Скупого»).
- Просвещение в Европе. Общая характеристика и основные предпосылки.
- Ранняя Сатира Дж. Свифта «Сказка бочки» и мастерство аллегории в романе «Путешествия Гулливера»
- Философия романа и концепция просветительской личности в романе Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо…»
- Комедия Р.Б. Шеридана «Школа злословия» – сатирическое обличение нравов английского общества.
- Просвещение во Франции. Деятельность энциклопедистов
- Гротеск и ирония философских повестей Вольтера. «Кандид, или Оптимизм» (или «Задиг»).
- Эволюция взглядов Руссо: от сентиментализма «Юлия, или Новая Элоизы» к реалистическому психологизму в «Исповеди».
- Философская основа Просвещения в Германии. Пиетизм.
- Период «бури и натиска» – теория и практика: И.Г. Гердер. И. Г. Гаманн, молодой Гёте.
- Творческая биография Ф. Шиллера анализ драмы «Разбойники» (или «Коварство и любовь»)
- Роман И.В. Гёте «Страдания юного Вертера» анализ основных аспектов.
- Баллады Гёте и Шиллера – голоса национальной культуры.
- «Фауст» И.В. Гёте – синтез идей Просвещения. История создания, основные образы, философский смысл первой части трагедии.
- Смысл финала трагедии Гёте «Фауст» («конечный вывод мудрости земной»). Образ Елены Прекрасной.
|