Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теория стресса (Г. Селье) и реакция релаксации (Г. Бенсон)



35. Теория стресса (Г. Селье) и реакция релаксации (Г. Бенсон)

Как известно, стресс, или универсальный адаптаци­онный синдром, описанный физиологом Гансом Селье, в букваль­ном переводе означает реакцию напряжения.

Имеется в виду в пер­вую очередь напряжение адаптационных физиологических механиз­мов. В рамках данной модели психосоматические расстройства рассматриваются как «болезни адаптации».

Впрочем, для психокоррекционных целей мы считаем целесообразным совместить пред­ставления моделей Г. Селье и У. Кеннона, распространив на описа­ние стрессовой реакции напряжение еще и в прямом смысле - на­пряжение мышечное. Таким образом, описанная выше реакция «борьбы или бегства» входит в реакцию напряжения как ее состав­ная часть.

Менее описана в литературе «обратная сторона медали» - про­тивоположная по направленности совокупность закономерных регуляторных сдвигов, призванных нейтрализовать, уравновесить из­менения в организме, вызванные острым стрессом. Эта физиологи­ческая реакция, являющаяся «противоядием» от стресса, была описана под названием реакции релаксации кардиологом Гербер­том  Бенсоном в конце 1960-х гг. Основой для ее выделения в каче­стве самостоятельного адаптационного процесса послужило изуче­ние функционального состояния людей во время медитации. При­ведем краткое сравнение двух взаимно противоположных реакций.

Физиологические показатели реакции напряжения и

реакции релаксации

 

Физиологические   показатели Реакция напряжения Реакция расслабления
Эмоциональная напряженность Нагнетается Устраняется
Мышечный тонус Повышается Снижается
Сердцебиение Повышается Замедляется, нормализуется  
Артериальное давление     Повышается Снижается, нормализуется  
Дыхание Учащается Замедляется, успокаивается
Кровоснабжение внутренних органов Уменьшается (кровь приливает к мышцам) Восстанавливается
Кровоснабжение удаленных участков конечностей Уменьшается Восстанавливается
Секреторная активность органов пищеварения Снижается выработка пищеварительных соков Восстанавливается
Моторная активность органов пищеварения Замедляется (реакция борьбы) или ускоряется (реакция бегства) Нормализуется
Уровень глюкозы в крови Повышается Нормализуется    
Уровень холестерина в крови Повышается Нормализуется
Уровень гормонов надпочечников Повышается (вначале за счет гормонов мозгового вещества, а затем - коры надпочечников) Нормализуется
Уровень гормонов щитовидной железы Повышается Нормализуется
Свертываемость крови Повышается Нормализуется    
Доминирующий отдел нервной системы Симпатический Парасимпатический

 

 

 С учетом описанных закономерностей становятся понятными механизмы развития многочисленных психосоматических рас­стройств, как «неотреагированных» сердечно-сосудистых, эндо­кринных, мышечно-тонических и других сдвигов, связанных с фи­зиологическим обеспечением реакции напряжения. Так, повышение артериального давления и частоты сердечных сокращений при стрессе лежат в основе развития гипертонической болезни (после­дний фактор провоцирует также возникновение аритмий сердца). Изначальное же приспособительное значение этих физиологичес­ких изменений, как отмечалось ранее, направлено на усиление кро­вотока скелетных мышц (компонент реакции борьбы или бегства). Общая тенденция к централизации кровотока - максимум крови, максимум энергии к скелетным мышцам и сердцу за счет «эконо­мии» на кровоснабжении внутренних органов - негативно сказы­вается на состоянии последних.

К этому добавляются локальные сосудистые реакции, также связанные с перераспределением кровотока, со спазмом перифери­ческих сосудов в дистальных отделах конечностей - не случайно при стрессе «ледяные руки» и «зябкие ноги» (точнее, холодные ки­сти и стопы - синдром «перчаток» и «носков»). Первоначальное, эволюционно-приспособительное значение этих физиологических реакций - уменьшение риска кровопотери при травмах, так как при физическом противоборстве первобытного человека (с хищным зве­рем или с себе подобным) повреждение именно этих частей тела было наиболее вероятным. При нынешнем образе жизни человека это не только потеряло целесообразность, но и может являться пред­располагающим фактором развития таких опасных сосудистых за­болеваний, как облитерирующий эндартериит и синдром Рейно. Как отмечает Э. Уэйл (1999), «всегда холодные руки» не только явля­ются следствием вызванного стрессом повышения активности симпатического отдела вегетативной нервной системы и отражают состояние внутренней напряженности, но и, как правило, сочета­ются со стрессовыми расстройствами пищеварения и других сис­тем организма.

Учащенное дыхание - гипервентиляционный синдром - край­не неприятен сам по себе, а также может неблагоприятно сказывать­ся на состоянии здоровья людей, страдающих хроническими забо­леваниями бронхо-легочной системы (в частности, провоцировать приступы удушья у больных бронхиальной астмой).

Такие биохимические сдвиги, как повышение в крови уровня глюкозы (адаптивная цель которого - обеспечить мышцы источни­ком энергии) и холестерина (строительного материала для «стрес­совых» стероидных гормонов, вырабатываемых корой надпочечни­ков) - предпосылка развития соответственно сахарного диабета и атеросклероза с такими грозными осложнениями, как инфаркты миокарда и инсульты. В сочетании же с повышением свертываемо­сти крови (еше один адаптивный механизм предотвращения крово-потери при травмах) риск этих осложнений и других сосудистых тромбозов еще больше возрастает.

Итак, изначально приспособительная реакция напряжения при определенных условиях может становиться антиадаптивной, осо­бенно если ей на смену вовремя не приходит противоположная по физиологической направленности реакция релаксации. Как же со­четаются реакция стресса и реакция релаксации в норме? В здоро­вом организме, как это и было изначально предусмотрено приро­дой, они циклически чередуются, сменяя друг друга естественным образом. Как только стрессовая ситуация закончилась - и при этом связанные с ней физиологические сдвиги были должным образом использованы организмом либо истощились необходимые для ре­ализации стрессовой реакции энергетические ресурсы, - автомати­чески включается реакция релаксации, призванная эти ресурсы вос­полнить и нормализовать физиологическое состояние. В противном же случае, если физиологическая подготовка к борьбе или бегству осталась не востребованной организмом, этого не происходит. А отсюда недалеко и до психосоматических болезней, особенно если подобное состояние повторяется раз за разом и вызванные им теле­сные реакции накапливаются, становясь все более выраженными, постепенно переходя ту пограничную черту, за которой заканчива­ются допустимые для здорового организма пределы физиологичес­ких изменений.

Для понимания естественного, физиологического соотношения реакции напряжения и релаксации необходимо вспомнить схему протекания стресса по Г. Селье. Первоначальную стадию стрессо­вой реакции составляет фаза тревоги. Это экстренная и в то же вре­мя краткосрочная адаптация, во время которой происходит «запуск» описанной реакции напряжения. Она обеспечивается, по представ­лениям Селье, за счет «поверхностной», легко доступной (как бы «по первому требованию») адаптационной энергии. На эндокринном уровне основными «действующими лицами» этой физиологи­ческой перестройки выступают в первую очередь гормоны мозго­вого вещества надпочечников - адреналин и норадреналин.

Далее в результате мобилизации ресурсов организма наступа­ет фаза резистентности. Это стадия средне- и долгосрочной адапта­ции, на протяжении которой сохраняются и утилизируются рассмот­ренные физиологические сдвиги, способствующие повышенной со­противляемости организма (реакция напряжения). На эндокринном уровне это обеспечивается повышением выработки гормонов коры надпочечников. По Селье, на обеспечение подобного состояния за­трачивается «глубокая» адаптационная энергия, истощение за­пасов которой может быть необратимым. Соответственно, если со­стояние повышенной сопротивляемости сохраняется длительное время, превышающее приспособительные возможности организма, исчерпывающее его ресурсы, наступает фаза истощения (Г. Селье), или срыв адаптации.

 

Когда реакция напряжения циклически сменяется реакцией релаксации, то, как показали отечественные ученые Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина и М.А. Уколова (1990), адаптивные возможности орга­низма длительное время сохраняются на прежнем уровне (реакция тренировки) либо даже возрастают (реакция активации), что при­водит к повышению стрессоустойчивости.

Естественное «включение» реакции релаксации после перене­сенного острого стресса человек в течение жизни неоднократно пе­реживает на собственном опыте. Каждому знакомы такие интро­спективные описания переживания внезапной, спонтанной релак­сации на телесном уровне, как «будто тяжесть с плеч свалилась» (снятие внутренней напряженности) или «внезапно навалилась усталость, как будто тяжелое покрывало» (непосредственно мышеч­ное расслабление). На психоэмоциональном уровне этому соот­ветствуют такие переживания, как «не хочется думать, не хочется вспоминать о том, что случилось, и многие моменты выпадают из памяти», «кажется, что все это происходило не со мной», «мысли становятся как будто бы замедленными и тяжеловесными». По-ви­димому, когда бурная реакция активации при стрессе сменяется за­щитным торможением в центральной нервной системе, развиваю­щимся как компонент реакции релаксации, этот процесс, во-первых, способствует «стиранию» памяти о психотравмирующих событиях (точнее, препятствует доступу к соответствующей информации в долговременной памяти, блокирует воспроизведение соответству­ющих энграмм). Во-вторых, тормозится проявление отрицательных эмоций, связанных как с тревогой/страхом, так и с агрессией.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.