Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Абрахам Харольд Маслоу



 

Зигмунд Фрейд

Проблемы Примеры подходов к этим проблемам
Индивидуальные различия Причинами индивидуальных различий называл индивидуальные условия детства, особенности воспитания и прохождения психосексуальных стадий.
Адаптация и приспособляемость Фрейд выделял Эго, как структуру ответственную за адаптацию. Эго находит компромисс между инстинктивными желаниями ид(которые, в свою очередь отвечают нынешним условиям внешней и внутренней среды организма) и социальными ограничениями суперэго, откладывая или изменяя желания ид, социализируя их .  
Когнитивные процессы Называл их вторичными и противопоставлял их первичным- бессознательным процессом. Характеризовал их с точки зрения энергии и динамики-когда в первичных процессах энергия течет свободно, переливаясь из представления в представление посредством механизмов смешения и сгущения, в случае с вторичными процессами энергия связанна с самого начала, поток ее подконтролен, представления устойчиво нагружены, удовлетворение отложено. Противоположность между первичным и вторичным процессами соответствует противоположности между принципом удовольствия и принципом реальности.
Культура Во-первых, в своей основе культура есть совокупность бессознательных запретов, ограничений, накладываемых на инстинкты. Все социальные институты - власть, семья, собственность, право, неприкосновенность жизни укоренены в древних табу на самоубийство и кровосмешение. Вокруг этих первичных запретов развивается система нравственных, юридических и бытовых норм. Во-вторых, культура как конкретная общность людей, как социум, формируется благодаря сложной сети взаимных идентификаций, проекций, переносов, материалом которых являются первичные родительские образы и отношения в семье. Семья есть не только ячейка общества, но и источник всех социальных связей.
Общество Общество, как живой субъект исторической жизни конституируется благодаря культуре, в которой главную роль играют религия, мораль, искусство и познание.
Проблема развития Фрейд под развитием личности понимал прохождение психосексуальных (биологически-психических) стадий развития, которые формирую установки и модели поведения человека. Каждая психосексуальная стадия связанна с эрогенной зоной (зоной получения удовольствия), и в каждой стадии выделяется основная зона, имя которой носит эта стадия(оральная, анальная, фаллическая и др)
Развитее ребенка Формирует человеческую личность, проходит в 5 стадии-оральную(зоной получения удовольствия яв-ся рот, задержка на этой стадии может сформировать ); анальную(ребенок приучается к горшку, и соответственно приучается к контролю над собой), фаллическую(задача этого периода-формирование половой самоиндетификации); латентная(энергия либидо направленна на получения человеческого опыта и общение со сверстниками); генитальная(формируются здоровые сексуальные отношения)
Развитее взрослого Фрейд считал, что человеческая личность в общем неизменна, и внести реальные изменения возможно только болезненным и длительным психоанализом.

 

 

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ

Индивидуальные различия Объяснял различным содержанием личного бессознательного, различными комплексами, которыми мы мотивируют наше поведение, направляя его в сторону удовлетворения этих комплексов. Так же индивидуальные различия основываются на различиях в ведущих психологических функциях(2 рациональных-чувства и мышление, и два иррациональных-интуиция и ощущение) и их сочетание с эго направленностью-экстраверсией или интроверсией.
Адаптация и приспособляемость Не уделял особого внимания.
Когнитивные процессы  
Культура Культура играет большую роль в жизни человека, создавая архетипы-наследуемые образы и паттерны восприятия, сформированные обществом и культурой на всем протяжении существования человечества. 
Общество Так же играют роль в создании архетипов.
Проблема развития  Считал, что происходит на протяжении всей жизни, и уникально для каждого человека. Придавал большое значение приобретению самости-достижению единства всех компонентов личности. Считал, кто конечная цель жизни-реализация собственного "Я", достижение единой и уникальной личности, выражение всех ее элементов, и нивелированием негативных качеств, когда центром личности становится архетип, высвобождая энергию, которая может быть использована на личностный рост.
Развитее ребенка Не разделял взглядов Фрейда о том, что социализация ребенка яв-ся решающей в жизни человека.
Развитее взрослого Считал, что только человек достаточно образованный и обладающий достаточным количеством досуга может индивидуацию, конечной точкой которой яв-ся самореализация.

 

 

Альфред Адлер

Индивидуальные различия Объяснял разницей между стилями жизни людей. Стиль жизни-уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Кроме того, на индивидуальные различия влияет творческое "Я" человека, формируя его стиль жизни, цели, и поведение.
Адаптация и приспособляемость Адаптация и приспособляемость зависит от социального интереса, чем более он выражен тем лучше человек приспособлен к изменениям в мире, так как все изменения он рассматривает с точки зрения пользы общества.
Когнитивные процессы Не рассматривал
Культура Влияние культуры рассматривалось в ключе влияние общества.
Общество Считал общество необходимой частью каждого человека, и социальный интерес представлял как "барометр нормальности", так как только гармонично развитая личность может и должна учувствовать жизни общества, чувствовать единение с каждым ее представителем.
Проблема развития Считал, что вся жизнь человека является стремлением к совершенству, стремлением компенсировать основой которого является чувство слабости, развитию, свойственному каждому. Мотив развития у Адлера является фундаментальным.
Развитее ребенка Считал, что развитее ребенка зависит от порядка рождения ребенка(первый, второй), кроме того, давал большую роль отношению родителей к ребенку. Считал что из детства идет чувство неполноценности. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям.
Развитее взрослого Развитее взрослого выражается в реализации стиля жизни через творческое "Я", созидание, однако считал что серьезных изменений во взрослой жизни в норме не происходит.

 

Карен Хорни.

Индивидуальные различия Определяются во многом отношением к ребенку в семье. Была согласна с Фрейдом, что становление личностью происходит в детстве, но не была согласна с тем, как это происходит. В основном исследовала социальные факторы окружения ребенка. Считала что основание неврозов-это чувство страха, чувство недостаточной безопасности.
Адаптация и приспособляемость Считала, что нормальная личность умеет изменять свои модели поведения, невротик же берет одну из трех основных моделей поведения (От людей, против людей, и на людей) и не может от не отказаться. Эти модели определяются 10 основами стратегиями(избыточными потребностями), которые помогают справиться с чувством недостаточной безопасности. 1. В любви и одобрении 2. В руководящем партнере 3. В четких ограничениях 4. Во власти 5. В эксплуатировании других 6. В общественном признании 7. В восхищении собой 8. В честолюбии 9. В самодостаточности и независимости 10. В безупречности и неопровержимости
Когнитивные процессы  
Культура Культурная среда влияет на развитее невротического поведения.
Общество  
Проблема развития  
Развитее ребенка Для детства Характерны 2 потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Главной в развитии ребенка яв-ся потребность в безопасности Если родители проявляют истинную любовь и тепло, вероятнее всего сформируется здоровая личностью, если нет то у ребенка развивается установка базальной враждебности, которая перерастает в базальную тревогу.
Развитее взрослого  

 

Эрик Фромм

Индивидуальные различия Потребность в идентичности. Все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самим собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Социальные типы характера (взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди): -рецептивные типы убеждены в том, что источником всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны. -Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. -накапливающие типы пытаются обладать как можно большим кол-вом материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накоплению -рыночный тип исходит из убеждения, что личностью оценивается как товар, которой можно продать и выгодно обменять -Продуктивный характер представляет собой конечную цель в развитии человека Этот тип-независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.
Адаптация и приспособляемость Невиданная свобода от жестких социальных, политических и пр., ограничений потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Преодоления чувства одиночества: -авторитаризм(«тенденция соединить самого себя с кем-то или сем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я») -деструктивность ( человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других) -неподчинение социальным нормам, регулирующим поведение(комфортность автомата) Люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом(позитивная свобода заключается в любви и в труде на благо обществу)  
Когнитивные процессы Конфликт между стремлением к свободе и стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей.
Культура Потребностью в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Потребность в системе взглядов и преданности. Людям необходима стабильна и постоянная опора для объяснения сложности мира. Фромм полагал, что религия часто обеспечивает людей опорной ориентацией, придающей смысл их жизни.
Общество Потребность в установлении связей(всем людям необходимо о ком-то заботится, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то) Неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время яв-ся одиночество, изоляция и отчужденность. Интенсивность конфликта между свободой и безопасностью и способы его разрешения зависит от экономических и политических систем общества.
Проблема развития  
Развитее ребенка Спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам.
Развитее взрослого  

 

Эрик Эриксон

Индивидуальные различия Объяснял различиями в прохождении 8 стадий развития, на прохождение которых оказывают большое влияние факторы среды и наследственность(т.е. условия прохождения каждого кризиса).
Адаптация и приспособляемость Основным направление развития личности является адаптация
Когнитивные процессы Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго.
Культура Культура так же играет большую роль в развитии эго, формирую внешнюю среду, которая влияет на человека, и опираясь на которую человек проходит каждый кризис.
Общество Общество играет большую роль на развитее эго, особенно на ранних стадиях развития от них зависит, каким станет человек, и как он пройдет каждую из стадий.
Проблема развития  Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных, для всего человечества стадий(в соответствии с эпигенетическим принципом), последовательность которых задана. Прохождение каждой стадии сопровождается кризисом(задачей, которую, ) но не каждая из них находит свое позитивное решение. Кроме того, каждая предыдущая стадия, формируя личность человека, обусловливает прохождение следующей стадии(т.е.если конфликт предыдущей стадии не был разрешен, под сомнение ставится успешное прохождении следующей стадии)
Развитее ребенка В основных вопросах развития ребенка был согласен с фредом, рассматривал в единеной системе с развитием взрослого. ребенок проходит 4 стадии развития: орально-сенсорную, мышечно-анальную, локомоторно-генитальную и латентную. Пятая, подростковая стадия является пограничной.
Развитее взрослого В отличие от многих предшественников, считал не только возможным, но и естественным, заложенным наследственно и культивируемым обществом. Взрослый человек проходит три стадии развития: рунную зрелость, среднюю зрелость, позднюю зрелость.

 

Реймонд Кетел

Индивидуальные различия Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик. которые при наблюдении выступают в "неразрывном" единстве Основополагающая структура личности образованна примерно 16 исходными чертами(блоками самого здания личности): А-Отзывчивость-отчужденность В-интеллект С-эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость F-Рассудительность-беспечность G-Сознательность-безответственность H-Смелость-робость I-Жестокость-мягкость L-Доверчивость-подозрительность M-мечтательность-практичность N-Дипломатичность-прямолинейность O-Склонность к опасениям-спокойствие Q1-Радикализм-консервативность Q2-самодостаточность-конформизм Q3-Недисциплинированность-контролируемость Q4-Расслабленность-напряженность
Адаптация и приспособляемость Черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени.
Когнитивные процессы Способность как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения Динамические черты отражаю мотивационные элементы поведения человека
Культура Общая черта-это такая черта, кторая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры
Общество Черты, сформированные окружающей средой обусловлены влиянием в социальной и физическом окружении. Эти четы отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатлённую в личности ее окружении. Помимо непосредственного воздействия ситуационных факторов, на поведение людей в значительной мере влияют те группы, к которым они принадлежат. Посредством черты личности можно описать не только отдельных людей, но так же и социальные группы, членами которых они яв-ся. Диапазон черты, с помощью которых могут быть объективно охарактеризованы группы называется синтальностью
Проблема развития  
Развитее ребенка  
Развитее взрослого  
Биологические факторы Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Знание генетических черты влияний существенно меняется от черты к черте.

 

 

Гордон Олпорт

Индивидуальные различия Уникальность в динамической организации индивидуальных склонностей, а не в понятии субъективного индивидуального опыта. Существует разница между концепциями уникальности и субъективности У разных людей наблюдается различные комбинации ценностей. Эти ценности лучше всего представить как черты более глубокого уровня: теоретической, экономической, эстетической, социальной, политической, религиозной.
Адаптация и приспособляемость Черта-это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Типы диспозиций Кардинальная диспозиция настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию Центральные диспозиции-это, строительные блоки индивидуальности. Вторичные диспозиции-черты менее заметные, менее обобщенные менее устойчивые и менее пригодные для характеристик личности. Направленность или намерения-это то, что скрепляет воедино человеческую жизнь. Концепция функциональной автономии означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами. -устойчивая функциональная автономии-склонность людей к удовлетворению своих потребностей известным и привычным образом -собственная функциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям.
Когнитивные процессы  
Культура  
Общество  
Проблема развития  
Развитее ребенка Проприум-позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости. Этапы развития: 1.Телесная самость. 2.Самоидентичность 3.Самоуважение 4. Расширение самости. 5.Образ себя 6.Рациональное управление 7. Проприавтиное стремление.
Развитее взрослого Созревание человека-это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становлению Многое в поведении взрослого обусловлено функционально автономными мотивами. Черты зрелого человечества:
  1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я»
  2. Зрелый человек способен к теплым сердечным социальным отношениям
  3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозобоченность и самоприятие
  4. Зрелый человек демонстрируется реалистическое восприятие, опыт и притязание
  5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувству юмора.
  6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

 

 

Абрахам Харольд Маслоу

Проблема Примеры подходов к этим проблемам
Индивидуальные различия     Творчество наиболее уникальная характеристика человека. Иерархия потребностей: -физиологические - потребность в безопасности и защите -в принадлежности и любви -в уважении -познавательные потребности -потребности в само актуализации  
Проблемы динамики  
Адаптация и приспособленность     Для достижения и выполнения различных задач требуется разный уровень осознаваемой адаптации. Социальная адаптация средство удовлетворения фундаментальных потребностей. Чем выше уровень социальной адаптации, тем выше по иерархии задействованы мотивационные потребности.
Когнитивные процессы   Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактулизации – наиболее полному раскрытию способностей и реализации собственного потенциала.  
Культура и общество     Среда и культура убивают присущий человеку генетический потенциал, но они не в состоянии его породить или усилить. Мало родится человеком, надо еще стать им.
Проблемы развития  
Развитие     На развитие личности влияют не только биофакторы, но и социальные: -семья -общество -культура Личность формируется в течении всей жизни.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.