Таблица № 2. Расчёт баллов для получения экзаменационной оценки по итогам работы на семинарах
Общие рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
- Необходимо сделать письменный (написанный от руки) конспект лекции (тема к каждому занятию зафиксирована в таблице № 1 «Задание на семинары к дисциплине Философия»). Подготовка включает прослушивание лекции по теме (на сайте «Философский лекторий» https://sites.google.com/view/baranetz-lectorij/философия) и чтение пособия Баранец Н.Г. «Курс общей философии» (Ульяновск, 2019). Представляется в отдельной тетради «для Лекций».
- Выучить понятия (список к каждому занятию зафиксирован в таблице № 1 «Задание к дисциплине Философия». Словарь понятий на сайте «Философский лекторий»).
- Решить задачи из пособия Баранец Н.Г. «Сборник задач по философии» (номера задач к каждому занятию зафиксированы в таблице № 1 «Задание к дисциплине Философия»). Представляется в отдельной тетради «для Упражнений». Рекомендуемый образец решения задачи с условием и ответом записывается в тетрадь.
Таблица № 1 «Задание на семинары к дисциплине Философия»
№
|
Тема семинара
|
Тезаурус
(словарь понятий)
Оценка: 1-3 балла за понятие при устном опросе.
Форма письменного/устного контроля во время занятия
|
Конспект лекции
Посмотреть по теме семинарского занятия. видео-фильм и прочесть раздел в учебнике Баранец Н.Г. «Курс общей философии» на сайте «Философский лекторий»
Оценка: от 1 до 5 баллов за каждый ответ (устный опрос) + оценивается конспект (от 1 до 5 баллов).
Конспектом можно пользоваться во время самостоятельных работ
|
Упражнения и задачи:
Необходимо разобрать образец решения задачи и по аналогии решить задачи из пособия «Сборник задач по философии».
Обозначения:
* - образец решения задачи.
№ 1.1. или 1.3 - задачи для решения
Оценка: от 1 до 8 баллов за задачу
| 1.
| Доказательство и аргументация
| Понятие, определение, категория, дедукция, индукция, абдукция, аналогия, вероятность, классификация.
Доказательство, аргументация, философия, наука, религия, рационализм, эмпиризм, идеализм, материализм, онтология, гносеология, аксиология.
| Конспект лекции по видео-фильму «Доказательство и аргументация» и раздела «Правила рассуждения» (стр.6-42) из пособия «Курс общей философии».
Наибольшее внимание уделить темам:
1. Классификация определений
стр. 10-11
2. Виды суждений.
стр. 13
3. Структура дедуктивного и индуктивного рассуждения (с примерами)
стр. 16 - 18
4. Виды доказательств.
стр. 32-33
5.Степень обоснованности и способы аргументации.
стр. 40-42
| Образец № 1.1*. Решить № 1.2
Образец № 1.5*. Решить № 1.6
| 2.
| Античная и средневековая философия
| Бытие, Логос, душа, совесть, идеи (= эйдос), материя, знание, информация, вера, апологетика, патристика, схоластика, креационизм, провиденциализм, теоцентризм, теодицея.
| Конспект лекции по видео-фильмам «Античная философия», «Средневековая философия» и раздела «Очерк развития общества и философии» (стр.42-62) из пособия «Курс общей философии».
Наибольшее внимание уделить темам:
1.Проблема происхождения первоначала мира.
(стр. 44)
2.Софисты и Сократ о власти и этике.
стр. 46
3.Концепции Платона и Аристотеля.
стр. 47-48
4.Концептуальные позиции в раннем христианстве.
стр. 53-54
5.Спор об универсалиях. Проблема доказательства бытия Бога (Фома Аквинский)
стр.57-61
| Решить № 1.7., № 2.5
Образец № 1.13*. Решить № 1.14
|
| Научная революция. Философия Нового времени
| Гуманизм, реформация, субстанция, метафизика, натурфилософия, общественный договор, конституция, парламентаризм, либерализм, гражданское общество, права человека
| Конспект лекции по видео-фильмам «Философия эпохи Возрождения», «Научная революция 16-17 вв.», Философия Нового времени»», и раздела «Очерк развития общества и философии» (стр.62-76) из пособия «Курс общей философии».
Наибольшее внимание уделить темам:
1.Структура абдуктивного рассуждения
стр. 30-31
2. Гуманизм эпохи Возрождения. Концепции реформаторов.
стр.64-65
3.Н.Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон – борьба за гелиоцентризм.
стр. 65-71
4. Научный метод по Ф. Бэкону и Р. Декарту.
стр. 73-74.
5.Концепции права 18-19 вв..
стр. 75
| Образец № 1.20*. Решить № 1.23
Образец № 2.2*. Решить № 2.3
| 4.
| Философия Нового и Новейшего времени
| Априори, апостериори, антиномия (примеры), категорический императив, абсолютная идея, диалектика
| Конспект лекции по видео-фильмам «Философия Нового времени», «Современная философия» и раздела «Очерк развития общества и философии» (стр.76-87) и «Онтология» (стр.101-124) из пособия «Курс общей философии».
Наибольшее внимание уделить темам:
1.Рационализм и иррационализм об устройстве мира 19 в.
стр. 78-79
2.Естественнонаучная картина мира 20 в.
стр. 123-124
3.Законы диалектики
стр. 81-82
4.Уровни организации мира. Характеристики материи, пространства и времени
стр.103-106
5.Синтетическая теория эволюции.
Стр. 112.
6. Концепция Большого взрыва. Инфляционная модель Вселенной.
Стр.113-115
7. Гипотеза зарождения жизни на Земле гипотеза А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Этапы эволюции живых существ на Земле
стр. 118-121
8. Стадии антропогенеза
стр. 122
| Решить № 2.10.
Образец № 2.13*. Решить № 2.14
|
| Контрольная работа № 1
| Необходимо знать: понятия, способы решения задач и упражнений (разобранные на семинарах), лекционный материал от вводной лекции от темы «Характеристика философии» до темы «Онтология. ЕНКМ 20 в.»
| 6.
| Социальная философия и философия истории
| Деятельность, общественная формация, социальный класс (буржуазия, пролетариат), способ производства, революция, общественное бытие, общественное сознание, капитализм, социализм, коммунизм.
| Конспект лекции по видео-фильмам «Социальная философия», «Философия истории» и раздела «Очерк развития общества и философии» (стр.79-84) и «Общество. Политика. История» (стр.129-151) из пособия «Курс общей философии».
Наибольшее внимание уделить темам:
1.Марксизм. Материалистическое понимание истории. Законы истории.
стр.80-84
2.Социальные проекты (позитивизм, социализм, утилитаризм) 19 века.
стр. 79-80
3.Идеологии капиталистического общества.
Стр.133
4.Формы государства. Политико-правовые режимы.
стр. 136-139
5.Стадии развития цивилизации.
стр. 145-147
| Образец № 1.27*. Решить № 1.28
Образец № 2.31*. Решить – добавить к анализу концепцию эволюции Ч. Дарвина.
Решить: представить виды суждений (описательное, оценочное, нормативное) относительно социальных проектов 19 века.
| 7.
| Русская философия
| Соборность, русская идея, национальная идея, евразийство
Космизм, ноосфера, анархизм, социальная справедливость.
| Конспект лекции по видео-фильмам «Социальная философия», «Философия истории» и раздела «Отечественная философия» (стр.91-100) из пособия «Курс общей философии».
Наибольшее внимание уделить темам:
1. Ключевые идеи древнерусских мыслителей
стр. 91-93
2.Спор о судьбе России.
стр. 97
3.Русский радикализм (анархизм, народничество)
стр. 97- 98
4.Русский консерватизм.
стр.98-99.
5.Концепции русского космизма.
стр. 99
| Решить № 2.29.
Проанализировать национальные идеи (когда была сформулирована, что является социальным идеалом, какова особенность данной нации, основные положения): американскую, английскую, немецкую, японскую, российскую.
| 8.
| Философия науки. Антропология и этика
| Понимание, объяснение, верификация, фальсификация, парадигма, научная проблема, гипотеза, теория, истина, метод, наблюдение, эксперимент, зло, добро, свобода, ответственность, гедонизм, утилитаризм, эгоизм, альтруизм, ценности,
| Конспект лекции по видео-фильмам «Философия науки», «Человек. Философские учения о сущности человека и его личности», Сознание и мозг» и разделов «Очерк развития общества и философии» (стр.87-91), «Человек» (стр.151 - 163), «Этика» (стр. 163-182) из пособия «Курс общей философии».
Наибольшее внимание уделить темам:
1. Эволюция позитивизма 19-20 вв.
стр. 88-91
2. Доказательство. Оценка обоснованности знания. Истина. Концепции истины.
стр.127-129
3. Сущность человека. Концепции человека
стр,151-144
4. Концепции сознания. Структура сознания.
стр. 157-160.
5. Классификация этических систем, средства социальной регуляции.
Стр. 164, 174.
6. История развития этических концепций.
стр. 164-171
| Образец № 1.42*. Решить № 1.43
Образец № 1.44*. Решить № 1.45
Решить № 3, 9; 3.11.
Принести тетрадь с лабораторными работами по своей дисциплине.
| 9.
| Контрольная работа № 2
| Необходимо знать: понятия, способы решения задач и упражнений (разобранные на семинарах), лекционный материал по тематике «Гносеология. Концепции истины», «Философия науки. Позитивизм», «Русская философия», «Человек. Сознание. Личность», «Общество. Политика. Философия истории», «Этика».
|
Таблица № 2. Расчёт баллов для получения экзаменационной оценки по итогам работы на семинарах
«3» - удовлетворительно
| «4» - хорошо
| «5» - отлично
| 220-250 / среднее - 226 баллов
| 255-310 / среднее - 275 баллов
| 324-370 / среднее число баллов -330 баллов
| Обязательные условия получения оценки:
- отсутствие долгов по устной сдаче конспектов и понятий (от 2-х пропусков – справка – как условие допуска сдавать задолжности / устный опрос при сдаче конспекта)
- написание 2-х контрольных работ с базовым минимумом – 12 баллов на оценку «удовлетворительно», 16 баллов - «хорошо», 20 баллов – «отлично».
|
Вопросы к экзамену
1. Характеристика философии, религии и науки как видов знания.
2. Разделы и функции философии. Основные философские направления. Общая периодизация философии.
3. Виды доказательства и аргументации.
4. Способы рассуждения: индукция, дедукция, абдукция.
5. Философия Востока. Буддизм как религия и философская система.
6. Античная философия: Проблема единого и много.
7. Античная философия: Проблема первоначала.
8. Античная философия: Софисты и Сократ о власти и этике.
9. Античная философия: Концепции Платона и Аристотеля.
10. Средневековая философия. Концептуальные позиции в раннем христианстве.
11. Средневековая философия. Спор об универсалиях.
12. Возрождение. Модель государства по Т. Мору и Н. Макиавелли.
13. Научная революция 16-17 вв. Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон – борьба за гелиоцентризм.
14. Научная революция 16-17 вв. Научный метод по Ф. Бэкону и Р. Декарту.
15. Концепции права 18-19 вв.
16. Рационализм и иррационализм об устройстве мира 19 в.
17. Социальные проекты 19 в. (утилитаризм, позитивизм, социализм).
18. Классификация этических систем, средства социальной регуляции.
19. Эволюция этических идей от античности до20 в.
20. Спор о судьбе России: западники, славянофилы, почвенники, евразийцы
21. Русская религиозная философия о человеке и Боге (Ф. Достоевский, А. Толстой, В. Соловьёв, Н. Бердяев).
22. Русский радикализм (Н. Бакунин, П. Лавров, В. Ленин) и консерватизм (К. Леонтьев).
23. Концепции русского космизма (В. Вернадский, Н. Фёдоров, К. Циолковский).
24. Эволюция позитивизма: классический позитивизм и эмпириокритицизм.
25. Эволюция позитивизма: неопозитивизм, постпозитивизм.
26. Философия истории. Стадии развития цивилизации.
27. Онтология. Картина мира в античности.
28. Онтология. Картина мира в средние века.
29. Онтология. Картина мира в эпоху Возрождения.
30. Онтология. Картина мира в период научной революции и Нового времени.
31. Научный материализм. Философия естествознания в 19-20 вв.
32. Проблема пространства и времени.
33. Проблема причинности. Виды детерминизма в естествознании.
34. Гносеология. Знание, мнение, вера, сомнение.
35. Источники познания: опыт, разум, интуиция.
36. Теория познания по И. Канту.
37. Понимание и объяснение.
38. Концепции истины. Критерии оценки истинности, достоверности и правдоподобности знания.
39. Наука как объект философского анализа. Позитивизм о науке.
40. Теории сознания. Психика: сознательное и бессознательное.
41. Теории личности. Искусственный интеллект. Трансгуманизм.
42. Смысл жизни как философская проблема.
43. Этика. Моральный реализм и моральный релятивизм.
44. Марксизм и его эволюция 19-20 вв.
45. Либерализм и его эволюция в 18-20 вв.
46. Историческое развитие философской мысли в России.
47. Философия всеединства В.Соловьева.
48. Персоналистская философия Н.Бердяева.
49. Экзистенциализм как философия человека (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер).
50. Бытие как исходная категория философского понимания мира.
51. Пространственно-временной континуум бытия. ЕНКМ 20 в.
52. Сознание как реальность. Современные исследования мозга и изменение в концепциях сознания.
53. Познание как предмет философского анализа. Теории отражения и репрезентации.
54. Классическая неклассическая НКМ.
55. Методология науки. Правила научного исследования.
56. Эволюция науки. Классификация научных дисциплин.
57. Ценности, нормы и идеалы современной науки.
58. Философия техники. Научное и техническое знание.
59. Научно-технический прогресс, его социальные и гуманитарные последствия.
60. Этика. Ценности и их природа. Иерархия ценностей.
61. Философия религии. Классификация религиозных систем.
62. Социальная философия. Общество как целостная и саморазвивающаяся система. Социальный прогресс и его критерии.
63. Философия истории. Формационный, цивилизационный и миросистемный подходы.
64. Философия истории. Факторы и образы исторического процесса. Законы истории.
65. Философия истории. Образы будущего. Футурология.
66. Интеграционные процессы в развитии человечества: "осевое время", модернизация, глобализация.
67. Философия политики. Функции и формы государства.
68. Образ человека в истории. Антропогенез.
|