|
|||
Развивающее обучение. Вопросы самоконтроля. Проблемные вопросы. Проанализируйте ситуацииРазвивающее обучение План 1. Взаимосвязь процессов обучения и развития 2. Развитие интеллекта 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
Вопросы самоконтроля
1. Раскройте сущность понятий «обучение и развитие». 2. Назовите основные линии психического развития. 3. Охарактеризуйте особенности развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. 4. Охарактеризуйте особенности развивающего обучения л.В. Занкова.
Проблемные вопросы 1. Какие существуют точки зрения на соотношение процессов развития и обучения, какие из них, на ваш взгляд являются более состоятельными?
Проанализируйте высказывания ü «Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высокоинтеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения» Ш. Ауэрбах ü «Тот, кто умен, но не прилагает к делу своей учености, подобен человеку, который пахал бы, но не сеял». Арабское изречение Проанализируйте ситуации q К.А. Гельвеций утверждает, что «все люди с обыкновенной, нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями». Ему в ответ Д. Дидро возражает: «Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей, их готовы отдать вам на воспитание по вашей системе; скажите мне, скольких из них вы сделаете гениальными людьми? Почему не всех? Гении падают с неба ...» «Примите участие» в споре мыслителей. Кто же прав? Какова роль обучения и воспитания в развитии ребенка? q В класс пришли два мальчика – близнецы Павлик и Эдик. Спустя некоторое время учительница заговорила о том, что «близнецы плохо развиты, можно сказать дебильные». Завуч сделал вывод, исходя из беседы с мальчиками и их мамой, что при работе с ними нужно учитывать индивидуальные особенности их развития. Учительница с этим была не согласна. Им дали возможность обучаться на второй год во втором классе. В пятом классе мальчики стали успевать, а Эдик учился даже без троек . . . Почему учительница сделала вывод, что мальчики «дебильные»?В чем состоят особенности индивидуального подхода в случае с Павликом и Эдиком? q - Моему Васильку уже шесть с половиной. Осенью в школу пойдет. Прямо не знаю, как с ним быть? Он у меня даже букв не разбирает. Наверное, пора его начинать учить. Да что вы? Зачем? А в школе что он делать будет? Заскучает, избалуется. Учителя даже некоторые просят: ни в коем случае ничему не учите ребенка до школы, не мешайте нам. Вот видите, возражает первая собеседница, учителя говорят одно, а люди добрые делают другое. У соседей тоже мальчик шести лет. Так он уже читает свободно, складывать и вычитать умеет до двадцати.( по Б.Ц. Бадмаеву) Кто же прав? Дайте психологическое обоснование своему ответу.
Литература 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.1977,-226,346. 2. Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. Соч.Т.2.-М.,1982.-С.226-231,251. 3. Давыдов В.В. проблемы развивающего обучения.- М.,1986. 4. Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего.- М.,1974. 5. Занков Л.В. Обучение и развитие.-М.,1975. 6. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе.-М.,1986.- С.20-23. 7. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против.- М.,1981.-С.20-23. 8. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М. Матюшкина.- М.,1991. 9. Чуприков Н.И. Умственное развитие и обучение // психологические основы развивающегог обучения.- М.,1995.
|
|||
|