Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое задание №1. Контрольный блок



 

Теории происхождение государства

Перечисленные теории возникновения государства представлены в табл.1.

Таблица.1

Теории происхождения государства

Теория Основные причины возникновения государства

Теократиче-

ская Государство — результат божественного промысла, согласно которому «вся власть — от Бога»

Патриархаль-

ная Государство возникло вследствие соединения родов в племена, племен — в союзы племен, и последних — в государство

Договорная Государство есть результат добровольного заключения между людьми общественного договора в целях обеспечения своих прав и защиты свободы и собственности

Марксистская Государство есть результат раскола общества на антаго-нистические классы и непримиримости классовых про-тиворечий, обусловленных частной собственностью

Психологиче-

ская Государство сформировалось в результате психологических взаимодействий людей и является самой совершенной формой их эмоционального общения

Насилия Государство возникло в результате завоевания более сильным племенем (народом) слабых племен (народов)

Расовая Государство создают «высшие» расы для господства над «низшими» расами

А) Одной из самых ранних теорий, объясняющих процесс возник-новения государства, была теократическая теория (от греч. theos — бог и kratos — власть). В этой теории государство рассматривалось как божий промысел, а основным был тезис «Вся власть от Бога». Бог — творец всего сущего на земле, в том числе и государства. Проникнуть в тайну божественного замысла, а следовательно, постичь природу государства невозможно. Основой для формирования теократической теории послужили реальные факты: первые государства имели, как правило, религиозные формы (правление жрецов); божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность.

Б) Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, где отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Сторонники этой концепции считали, что государство возникло в результате соединения родов в племена, племен в общности — государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю. Государство, по мнению одного из основателей патриархальной теории — китайского философа Конфуция, должно опираться не-на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол

тирана, а на мудрость добродетельного правителя и его талантливых и достойных помощников.

В) В XVII—XVIII вв. появляется договорная теория происхождения государства. Согласно этой теории, государство появилось в результате заключения общественного договора, по которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство.

Г) Марксистская теория (XIX в.) объясняет происхождение госу-дарства расколом общества на антагонистические классы, что было следствием разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. Эта теория происхождения государства была создана немецкими мыслителями К. Марксом, по имени которого ее стали называть, и Ф. Энгельсом, а затем она была поддержана многими их сторонниками и последователями.

Д) По мнению сторонников теории насилия, государство является результатом прямого политического действия — внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым было учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоеваний возникло не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Е) Сторонники психологической теории рассматривали государство как результат психологических взаимодействий людей, как совершенную форму эмоционального общения, которая обеспечивает человеку приспосабливание к изменениям среды обитания. Один из осно-воположников психологической теории — русский юрист Л. И. Петражицкий полагал, что государство появилось в результате реализации психологической потребности человека в общении. Психологическая теория происхождения государства обращает особое внимание на роль и значение биологических и психологических особенностей человека.

Ж) В значительно большей мере роль биологических факторов учи-тывают авторы расовой теории происхождения государства. Одним из основателей расово-антропологической школы в социологии был французский писатель Жозеф Артур де Гобино (1816—1882). Согласно его теории, в мире существуют «высшие» расы, призванные господствовать, и «низшие» расы, которым по своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших». В период своего создания расовая теория обосновывала правомерность колониальных завоеваний развитыми странами отсталых народов Азии, Африки, Латинской Америки. Затем она стала теоретической основой построения расового государства в Германии в 30-е гг. XX в., в Южно-Африканской Республике.

Сущность расового государства, в частности арийского, выразил один из его создателей — Адольф Гитлер. «Мы хотим произвести, — писал он, — отбор слоя новых господ, слоя, который будет сознавать, что он имеет право

на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой».

В рассмотренных теориях отмечается один из аспектов социальной сущности государства:

* оно либо служит интересам общества и личности,

* либо выступает средством подавления имущими классами неимущих и «низших».

Исторические факты

При введении новых налогов государство иногда проявляет чудеса изобретательности, следуя старому правилу: «деньги не пахнут». Происхождение этой фразы приписывают римскому императору Веспасиану, который правил в 69-79 гг. н.э. Он был видным государственным деятелем, которого отличали такие черты, как бе-режливость и изобретательность. Так, заботясь о пополнении казны, Веспасиан ввел новый сбор — налог на римские отхожие места, т.е. общественные туалеты. «Туалетные» деньги дали государству существенную прибавку. Однако сын и наследник императора Тит стал упрекать отца за то, что тот опустился до такой меры. В ответ Веспасиан поднес к лицу сына монету и спросил, ощущает ли тот неприятный запах. Тит ответил: «Нет». «А ведь она из мочи», — заметил Веспасиан.

В качестве первых флагов использовались разукрашенные шесты. Древние греки использовали как флаг кусок ткани с какой-либо буквой, прикрепленный к шесту. Первый матерчатый флаг в форме квадратного полотнища на перекладине, которое крепилось к копью, изобрели римляне.

Самыми ранними государственными флагами являются флаг Дании, принятый в 1219 г., и флаг Швейцарии - в 1229 г. После Великой Французской революции белый флаг Бурбонов был заменен трехцветным знаменем. В 1787 г. был введен государственный флаг США, на котором изображались 13 звезд, означавших 13 штатов, вошедших в новое государство.

Монархия и ее основные формы

Основные формы неограниченной монархии

Республика и ее формы

Основные типы государства по национально-территориальному устройству

Сравнительная характеристика типов государства по политическому режиму

Основные формы правления в обществе

Сравнительная характеристика стабильных и нестабильных государств

Основные права и свободы личности в демократическом государстве

Задание на подготовку к семинару №3 по политологии

Тема: «Личность и политика»

Цель изучения темы: усвоение студентами содержания понятий, связанных с назначением лидерства, его природой и функциями, факторами, обусловливающими господство того или иного типа лидера; представление о современных теориях элит, об условиях формирования политической элиты, ее роли в обществе и способах влияния на социальные процессы.

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

• уметь находить отличия в теориях политического лидерства и политических элит, продиктованных конкретным историческим временем и опытом правления;

• раскрыть суть понятий «традиционное лидерство», «харизматическое лидерство», «рационально-легальное лидерство», а также – «стили политического лидерства»;

• провести параллели между «классическими» и современными теориями элит применительно к политической ситуации стран ближнего и дальнего зарубежья и самой России;

• иметь представление о политтехнологиях по выдвижению политического лидера и формированию политической (правящей) элиты общества.

Учебные вопросы занятия:

1. Природа и теории политического лидерства.

2.Современные теории и практика политических элит.

Литература

1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. М., 2007.

2. Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М., 2005.

3. Мелешкина Е.Ю. Политические партии на постсоветском пространстве: опыт коллективного исследования // Полис. 2006. № 6.

4. Мельник В.А. Современный словарь по политологии. Минск, 2004.

5. Мониторинг Левады-Центра. Власть в общественном мнении // Социс. 2006. № 8.

6. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2005.

7. Пастухов В.Б. Третий срок Путина как альтернатива политическому ханжеству // Полис. 2006. № 2.

8. Пихоя Р.Г Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий, 1985-2005. М., 2007.

9. Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны, 1945-1985. М., 2007.

10. Политическая имиджелогия / Под ред. А. А. Дергача, Е.Б. Перелыгиной. М., 2006.

11. Политология: Учебник для вузов / Под ред. С.В. Решетникова.

Минск, 2004.

12. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2005.

13. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для вузов. М., 2006.

14. Саква Р. Путин: выбор России. М., 2005.

15. Санаев А. Выборы в России. Как это делается. М., 2005.

16. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. М., 2006.

17. Шайхутдинов Р. Современный политик: охота на власть. М., 2006.

18. Энкельманн Н.Б. Власть мотивации. Харизма, личность, успех. М., 2001.

Темы рефератов

1. Политический лидер: факторы взлета и падения.

2. Роль средств массовой информации в становлении (или дискредитации) лидера.

3. Политическая элита: социальная, экономическая и правовая обусловленность.

Методические рекомендации для подготовки 1 вопроса семинарского занятия

Рассмотрение первого вопроса необходимо начать с выяснения понятия «политическое лидерство».

Политическое лидерство – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие – отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.

В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимо направленных потоков наступает состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса и руководителей, т. к. они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение массы и уверены в своих силах.

Утрата доверия ведет к возникновению явления, противоположного лидерству – противодействия или политического вызова. Оно выражается в различных проявлениях скрытой или явной враждебности по отношению как к самому лидеру, так и к тем ценностям, которые он представляет.

Выяснив сущность понятия «политическое лидерство» необходимо рассмотреть типологию лидерства.

Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории,

не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.

Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

По отношению лидера к выдвинутой им цели или программе можно выделить романтиков, настойчиво стремящихся к полной и последовательной реализации ее и не останавливающихся перед препятствиями и жертвами, и прагматиков, способных четко соотносить наличные ресурсы и выдвинутые цели, отказываясь, если это требуется, от одной цели и выбирая другую, в данных условиях более реальную.

По отношению к характеру используемых средств выделяют лидеров-радикалов, сторонников решительных, дающих немедленный эффект средств, и лидеров-реформистов, уповающих на постепенные преобразования.

Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т. п.) – их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, – это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических – наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи.

На семинаре можно рассмотреть вопросы связанные с образом лидера и его функциями.

В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного.

Лидера-знаменосца отличает от остальных собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы.

Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни.

Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению.

Лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.

В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т. п. (марксизм).

Функции лидера:

1. политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;

2. определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;

3. мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей;

4. интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству;

5. нахождение и принятие оптимальных политических решений;

6. социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания;

7. коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти;

8. инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей;

9. легитимация строя. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме, демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются.

Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории – культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека.

Культ политических руководителей – неотъемлемый элемент сакрализации власти. По своей сути он является воскрешением языческого идолопоклонства и, в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т. п. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензиях на монопольное обладание социальной истиной, универсальной, всеобщей значимостью. «Отцы» такой «единственно верной идеологии» наделяются качествами пророков и

ясновидцев.

Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей непосредственной причиной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства. Методические рекомендации для подготовки 2 вопроса семинарского занятия

Изучение многогранных аспектов проблемы политического лидерства вплотную подводит и к вопросу о политической элите.

Первоначально в политической науке французский термин «элита» получил распространение в начале XX в. благодаря трудам Сореля и Парето, хотя идеи политического элитизма возникли вне Франции в глубокой древности. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории сколь-нибудь серьезного социологического обоснования еще не получили. Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX – начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.

Политическая элита – это составляющая меньшинство общества, внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.

Ее существование обусловлено действием следующих основных факторов:

1. психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3. высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4. широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-

управленческий труд прямо связан с распределением ценностей);

5. практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

6. политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

Анализ многообразных факторов обуславливающих существование политической элиты дает возможность представить и ее типологию и рассмотреть порядок отбора элит.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на:

1. наследственные, например аристократия;

2. ценностные – лица, занимающие престижные и влиятельные общественные и государственные позиции;

3. властные – непосредственные обладатели власти;

4. функциональные – профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты.

Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся интенсивностью коммуникаций и насчитывающее обычно 200-400 человек.

К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам – доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.

К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Одной из достаточно содержательных классификаций политической элиты в демократическом обществе является выделение в зависимости от степени развитости и соотношения вертикальных (социальная представительность) и горизонтальных (внутри-групповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов: стабильной демократической («этаблированной») элиты – высокая представительность и высокая групповая интеграция; плюралистической – высокая представительность и низкая групповая интеграция; властной – низкая представительность и высокая групповая интеграция и дезинтегрированной – низкие оба

показателя.

Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации, позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для всех, компромиссные решения.

Системы рекрутирования (отбора) элит определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг лиц, осуществляющих отбор и побудительные мотивы его действий.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская (предпринимательская) система. В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий – в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:

1. закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх;

2. высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров – формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т. д.;

3. небольшой, относительно закрытый круг лиц, осуществляющих отбор.Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель – глава правительства, фирмы;

4. подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

5. тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают:

1. открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

2. небольшое число чисто формальных требований и институциональных фильтров;

3. широкий круг лиц, осуществляющих отбор, который может включать всех избирателей страны;

4. высокая конкурентоспособность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;

5. изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

Задание на подготовку к семинарскому занятию №4 по политологии

Тема: Государство как универсальный политический институт

Цель изучения темы: получение студентами представления о сущности, природе и трансформации государства в политической жизни общества; применительно к России – понимание специфики его эволюции.

Учебные вопросы:

1. Происхождение и сущность государства.

2. Типы, формы, структура и основные функции государства.

Литература

1. Гаман-Голутвина О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе // Полис. 2006. № 2, 3.

2. Гончаров П.К. Политический транзит: от концепции модернизации к парадигме транзитологии // Вестник Моск. ун-та. 2006. Сер. 18. № 2.

3. Горелов А.А. Политология: Учебник для вузов. М., 2006.

4. Дахин А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. 2006. № 2.

5. Демидов А.И. Политология: Учебник. М., 2006.

6. Зазнаев О.Н. Преимущества и недостатки президентской, парламентской и полупрезидентской системы // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 5.

7. Ирхин, Ю. В. Политология: учебник / Ю. В. Ирхин. – М., 2006.

8. Кара-Мурза С.Г. Государство переходного периода: исчезновение народа // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 1.

9. Киркин А. Российское государство: генезис и эволюция // Наука. Культура. Общество. 2006. № 1.

10. Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Муниципальное управление: Учебник. М., 2006.

11. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: Учебник для студентов вузов. М., 2007.

12. Мухаев, Р. Т. Теория политики: учебник / Р. Т. Мухаев. – М., 2005.

13. Петров К.Е. Доминирование концептуальной многозначности: «сильное государство» в российском политическом дискурсе // Полис. 2006. № 3.

14. Политология: учебник / под ред. М. А. Василика. – М., 2007. Политология: учебник / под ред. С. Г. Киселева. – М., 2008.

15. Политология: хрестоматия / сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. –СПб., 2006.

16. Рогов С. Функции современного государства: вызовы для России // Социс. 2006. № 7.

17. Состоялось ли гражданское общество в России («круглый стол»)? // Социс. 2007. № 1.

18. Тощенко Ж.Т. Государство как субъект теократии // Социс. 2007. № 2.

19. Храмцов А.Ф. Социальное Государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социс. 2007. № 2.

20. Храмцов А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт. М., 2005.

Темы докладов и рефератов

1. Сравнительный анализ форм правления современных государств.

2. Унитарная и федеративная формы государственного устройства.

3. Сравнительный анализ политических режимов современного мира.

4. Проблемы развития гражданского общества и формирования правового государства в Российской Федерации.

5. Правовое государство: история и современность.

6. Перспективы становления социально-правового государства в современной России.

Общие указания

1) Подготовится к дискуссии по вопросам практического задания №1, для чего в своих конспектах сформулировать ответы на вопросы практического задания №1. При необходимости ответы на некоторые из вопросов практического задания (например, вопросы №5,6,8,9) в своих конспектах можно не фиксировать, но быть готовым к их обсуждению.

ВНИМАНИЕ !! Результаты выполнения практического задания №1 и тезисы ответов на вопросы контрольного блока в конспектах будут проверены в ходе семинара.

2) В своих конспектах по необходимости сформулировать ответы на вопросы контрольного блока.

Практическое задание №1

1) Соотнести статус и полномочия Президента, Правительства и Федерального собрания РФ (по конституции РФ – гл. 4, 5, 6) с признаками парламентской и президентской республики. Какие признаки преобладают?

2) В чем выражается суверенитет государственной власти на практике? Приведите примеры.

3) Что отличает современные демократические государства от форм советского государства и стран народной демократии?

4) Равнозначны ли понятия «правовое» и «социальное» государства? Аргументируйте свою точку зрения.

5) Чем, по вашему мнению, вызвано усиление исполнительной вертикали власти в российском государстве?

6) Как вы оцениваете перспективу создания союзного государства между Россией и Белоруссией на принципах конфедерации?

7) Чем отличается государство от других политических институтов, что обусловливает его особый статус в политической системе?

8) Какие из перечисленных ниже утверждений, на ваш взгляд, соответствуют истине и почему?

> «Государство выражает интересы всех граждан».

> «Государство — это организация экономически сильных и имущих для подавления и эксплуатации экономически слабых и неимущих».

> «Государство — это люди, которые его составляют. Каждый гражданин имеет право сказать: «Государство — это я».

> «Государство - это институты, которые обеспечивают управление».

9) В чем разница между современным и традиционным государством?

Контрольный блок

1. Что такое государство?

2. Какие факторы влияют на формирование государства?

3. Каковы основные признаки государства?

4. Что такое суверенитет?

5. Какие функции выполняет государство в социальной системе?

6. Перечислите основные элементы государственного аппарата.

7. Назовите основные принципы правового государства.

8. Чем отличаются парламентская, президентская и смешанная республики?

9. Чем отличаются унитарные государства и федерации?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.