|
|||
Практическое задание №1. Контрольный блок
Теории происхождение государства Перечисленные теории возникновения государства представлены в табл.1. Таблица.1 Теории происхождения государства Теория Основные причины возникновения государства Теократиче- ская Государство — результат божественного промысла, согласно которому «вся власть — от Бога» Патриархаль- ная Государство возникло вследствие соединения родов в племена, племен — в союзы племен, и последних — в государство Договорная Государство есть результат добровольного заключения между людьми общественного договора в целях обеспечения своих прав и защиты свободы и собственности Марксистская Государство есть результат раскола общества на антаго-нистические классы и непримиримости классовых про-тиворечий, обусловленных частной собственностью Психологиче- ская Государство сформировалось в результате психологических взаимодействий людей и является самой совершенной формой их эмоционального общения Насилия Государство возникло в результате завоевания более сильным племенем (народом) слабых племен (народов) Расовая Государство создают «высшие» расы для господства над «низшими» расами А) Одной из самых ранних теорий, объясняющих процесс возник-новения государства, была теократическая теория (от греч. theos — бог и kratos — власть). В этой теории государство рассматривалось как божий промысел, а основным был тезис «Вся власть от Бога». Бог — творец всего сущего на земле, в том числе и государства. Проникнуть в тайну божественного замысла, а следовательно, постичь природу государства невозможно. Основой для формирования теократической теории послужили реальные факты: первые государства имели, как правило, религиозные формы (правление жрецов); божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность. Б) Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, где отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Сторонники этой концепции считали, что государство возникло в результате соединения родов в племена, племен в общности — государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю. Государство, по мнению одного из основателей патриархальной теории — китайского философа Конфуция, должно опираться не-на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость добродетельного правителя и его талантливых и достойных помощников. В) В XVII—XVIII вв. появляется договорная теория происхождения государства. Согласно этой теории, государство появилось в результате заключения общественного договора, по которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство. Г) Марксистская теория (XIX в.) объясняет происхождение госу-дарства расколом общества на антагонистические классы, что было следствием разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. Эта теория происхождения государства была создана немецкими мыслителями К. Марксом, по имени которого ее стали называть, и Ф. Энгельсом, а затем она была поддержана многими их сторонниками и последователями. Д) По мнению сторонников теории насилия, государство является результатом прямого политического действия — внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым было учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоеваний возникло не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность. Е) Сторонники психологической теории рассматривали государство как результат психологических взаимодействий людей, как совершенную форму эмоционального общения, которая обеспечивает человеку приспосабливание к изменениям среды обитания. Один из осно-воположников психологической теории — русский юрист Л. И. Петражицкий полагал, что государство появилось в результате реализации психологической потребности человека в общении. Психологическая теория происхождения государства обращает особое внимание на роль и значение биологических и психологических особенностей человека. Ж) В значительно большей мере роль биологических факторов учи-тывают авторы расовой теории происхождения государства. Одним из основателей расово-антропологической школы в социологии был французский писатель Жозеф Артур де Гобино (1816—1882). Согласно его теории, в мире существуют «высшие» расы, призванные господствовать, и «низшие» расы, которым по своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших». В период своего создания расовая теория обосновывала правомерность колониальных завоеваний развитыми странами отсталых народов Азии, Африки, Латинской Америки. Затем она стала теоретической основой построения расового государства в Германии в 30-е гг. XX в., в Южно-Африканской Республике. Сущность расового государства, в частности арийского, выразил один из его создателей — Адольф Гитлер. «Мы хотим произвести, — писал он, — отбор слоя новых господ, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой». В рассмотренных теориях отмечается один из аспектов социальной сущности государства: * оно либо служит интересам общества и личности, * либо выступает средством подавления имущими классами неимущих и «низших». Исторические факты При введении новых налогов государство иногда проявляет чудеса изобретательности, следуя старому правилу: «деньги не пахнут». Происхождение этой фразы приписывают римскому императору Веспасиану, который правил в 69-79 гг. н.э. Он был видным государственным деятелем, которого отличали такие черты, как бе-режливость и изобретательность. Так, заботясь о пополнении казны, Веспасиан ввел новый сбор — налог на римские отхожие места, т.е. общественные туалеты. «Туалетные» деньги дали государству существенную прибавку. Однако сын и наследник императора Тит стал упрекать отца за то, что тот опустился до такой меры. В ответ Веспасиан поднес к лицу сына монету и спросил, ощущает ли тот неприятный запах. Тит ответил: «Нет». «А ведь она из мочи», — заметил Веспасиан. В качестве первых флагов использовались разукрашенные шесты. Древние греки использовали как флаг кусок ткани с какой-либо буквой, прикрепленный к шесту. Первый матерчатый флаг в форме квадратного полотнища на перекладине, которое крепилось к копью, изобрели римляне. Самыми ранними государственными флагами являются флаг Дании, принятый в 1219 г., и флаг Швейцарии - в 1229 г. После Великой Французской революции белый флаг Бурбонов был заменен трехцветным знаменем. В 1787 г. был введен государственный флаг США, на котором изображались 13 звезд, означавших 13 штатов, вошедших в новое государство. Монархия и ее основные формы Основные формы неограниченной монархии Республика и ее формы Основные типы государства по национально-территориальному устройству Сравнительная характеристика типов государства по политическому режиму Основные формы правления в обществе Сравнительная характеристика стабильных и нестабильных государств Основные права и свободы личности в демократическом государстве Задание на подготовку к семинару №3 по политологии Тема: «Личность и политика» Цель изучения темы: усвоение студентами содержания понятий, связанных с назначением лидерства, его природой и функциями, факторами, обусловливающими господство того или иного типа лидера; представление о современных теориях элит, об условиях формирования политической элиты, ее роли в обществе и способах влияния на социальные процессы. Реализация цели предполагает решение следующих задач: • уметь находить отличия в теориях политического лидерства и политических элит, продиктованных конкретным историческим временем и опытом правления; • раскрыть суть понятий «традиционное лидерство», «харизматическое лидерство», «рационально-легальное лидерство», а также – «стили политического лидерства»; • провести параллели между «классическими» и современными теориями элит применительно к политической ситуации стран ближнего и дальнего зарубежья и самой России; • иметь представление о политтехнологиях по выдвижению политического лидера и формированию политической (правящей) элиты общества. Учебные вопросы занятия: 1. Природа и теории политического лидерства. 2.Современные теории и практика политических элит. Литература 1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. М., 2007. 2. Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М., 2005. 3. Мелешкина Е.Ю. Политические партии на постсоветском пространстве: опыт коллективного исследования // Полис. 2006. № 6. 4. Мельник В.А. Современный словарь по политологии. Минск, 2004. 5. Мониторинг Левады-Центра. Власть в общественном мнении // Социс. 2006. № 8. 6. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2005. 7. Пастухов В.Б. Третий срок Путина как альтернатива политическому ханжеству // Полис. 2006. № 2. 8. Пихоя Р.Г Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий, 1985-2005. М., 2007. 9. Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны, 1945-1985. М., 2007. 10. Политическая имиджелогия / Под ред. А. А. Дергача, Е.Б. Перелыгиной. М., 2006. 11. Политология: Учебник для вузов / Под ред. С.В. Решетникова. Минск, 2004. 12. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2005. 13. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для вузов. М., 2006. 14. Саква Р. Путин: выбор России. М., 2005. 15. Санаев А. Выборы в России. Как это делается. М., 2005. 16. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. М., 2006. 17. Шайхутдинов Р. Современный политик: охота на власть. М., 2006. 18. Энкельманн Н.Б. Власть мотивации. Харизма, личность, успех. М., 2001. Темы рефератов 1. Политический лидер: факторы взлета и падения. 2. Роль средств массовой информации в становлении (или дискредитации) лидера. 3. Политическая элита: социальная, экономическая и правовая обусловленность. Методические рекомендации для подготовки 1 вопроса семинарского занятия Рассмотрение первого вопроса необходимо начать с выяснения понятия «политическое лидерство». Политическое лидерство – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие – отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации. В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимо направленных потоков наступает состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса и руководителей, т. к. они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение массы и уверены в своих силах. Утрата доверия ведет к возникновению явления, противоположного лидерству – противодействия или политического вызова. Оно выражается в различных проявлениях скрытой или явной враждебности по отношению как к самому лидеру, так и к тем ценностям, которые он представляет. Выяснив сущность понятия «политическое лидерство» необходимо рассмотреть типологию лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены. Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению. По отношению лидера к выдвинутой им цели или программе можно выделить романтиков, настойчиво стремящихся к полной и последовательной реализации ее и не останавливающихся перед препятствиями и жертвами, и прагматиков, способных четко соотносить наличные ресурсы и выдвинутые цели, отказываясь, если это требуется, от одной цели и выбирая другую, в данных условиях более реальную. По отношению к характеру используемых средств выделяют лидеров-радикалов, сторонников решительных, дающих немедленный эффект средств, и лидеров-реформистов, уповающих на постепенные преобразования. Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т. п.) – их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, – это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических – наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. На семинаре можно рассмотреть вопросы связанные с образом лидера и его функциями. В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает от остальных собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. Лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях. Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т. п. (марксизм). Функции лидера: 1. политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; 2. определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3. мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей; 4. интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству; 5. нахождение и принятие оптимальных политических решений; 6. социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания; 7. коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти; 8. инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей; 9. легитимация строя. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме, демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются. Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории – культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Культ политических руководителей – неотъемлемый элемент сакрализации власти. По своей сути он является воскрешением языческого идолопоклонства и, в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т. п. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензиях на монопольное обладание социальной истиной, универсальной, всеобщей значимостью. «Отцы» такой «единственно верной идеологии» наделяются качествами пророков и ясновидцев. Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей непосредственной причиной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства. Методические рекомендации для подготовки 2 вопроса семинарского занятия Изучение многогранных аспектов проблемы политического лидерства вплотную подводит и к вопросу о политической элите. Первоначально в политической науке французский термин «элита» получил распространение в начале XX в. благодаря трудам Сореля и Парето, хотя идеи политического элитизма возникли вне Франции в глубокой древности. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории сколь-нибудь серьезного социологического обоснования еще не получили. Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX – начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса. Политическая элита – это составляющая меньшинство общества, внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью. Ее существование обусловлено действием следующих основных факторов: 1. психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; 2. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности; 3. высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; 4. широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико- управленческий труд прямо связан с распределением ценностей); 5. практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями; 6. политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики. Анализ многообразных факторов обуславливающих существование политической элиты дает возможность представить и ее типологию и рассмотреть порядок отбора элит. В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на: 1. наследственные, например аристократия; 2. ценностные – лица, занимающие престижные и влиятельные общественные и государственные позиции; 3. властные – непосредственные обладатели власти; 4. функциональные – профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию. Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство. Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся интенсивностью коммуникаций и насчитывающее обычно 200-400 человек. К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам – доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите. К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику. Одной из достаточно содержательных классификаций политической элиты в демократическом обществе является выделение в зависимости от степени развитости и соотношения вертикальных (социальная представительность) и горизонтальных (внутри-групповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов: стабильной демократической («этаблированной») элиты – высокая представительность и высокая групповая интеграция; плюралистической – высокая представительность и низкая групповая интеграция; властной – низкая представительность и высокая групповая интеграция и дезинтегрированной – низкие оба показателя. Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации, позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для всех, компромиссные решения. Системы рекрутирования (отбора) элит определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг лиц, осуществляющих отбор и побудительные мотивы его действий. Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская (предпринимательская) система. В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий – в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере. Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны: 1. закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх; 2. высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров – формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т. д.; 3. небольшой, относительно закрытый круг лиц, осуществляющих отбор.Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель – глава правительства, фирмы; 4. подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции; 5. тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают: 1. открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2. небольшое число чисто формальных требований и институциональных фильтров; 3. широкий круг лиц, осуществляющих отбор, который может включать всех избирателей страны; 4. высокая конкурентоспособность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5. изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами. Задание на подготовку к семинарскому занятию №4 по политологии Тема: Государство как универсальный политический институт Цель изучения темы: получение студентами представления о сущности, природе и трансформации государства в политической жизни общества; применительно к России – понимание специфики его эволюции. Учебные вопросы: 1. Происхождение и сущность государства. 2. Типы, формы, структура и основные функции государства. Литература 1. Гаман-Голутвина О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе // Полис. 2006. № 2, 3. 2. Гончаров П.К. Политический транзит: от концепции модернизации к парадигме транзитологии // Вестник Моск. ун-та. 2006. Сер. 18. № 2. 3. Горелов А.А. Политология: Учебник для вузов. М., 2006. 4. Дахин А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. 2006. № 2. 5. Демидов А.И. Политология: Учебник. М., 2006. 6. Зазнаев О.Н. Преимущества и недостатки президентской, парламентской и полупрезидентской системы // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 5. 7. Ирхин, Ю. В. Политология: учебник / Ю. В. Ирхин. – М., 2006. 8. Кара-Мурза С.Г. Государство переходного периода: исчезновение народа // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 1. 9. Киркин А. Российское государство: генезис и эволюция // Наука. Культура. Общество. 2006. № 1. 10. Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Муниципальное управление: Учебник. М., 2006. 11. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: Учебник для студентов вузов. М., 2007. 12. Мухаев, Р. Т. Теория политики: учебник / Р. Т. Мухаев. – М., 2005. 13. Петров К.Е. Доминирование концептуальной многозначности: «сильное государство» в российском политическом дискурсе // Полис. 2006. № 3. 14. Политология: учебник / под ред. М. А. Василика. – М., 2007. Политология: учебник / под ред. С. Г. Киселева. – М., 2008. 15. Политология: хрестоматия / сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. –СПб., 2006. 16. Рогов С. Функции современного государства: вызовы для России // Социс. 2006. № 7. 17. Состоялось ли гражданское общество в России («круглый стол»)? // Социс. 2007. № 1. 18. Тощенко Ж.Т. Государство как субъект теократии // Социс. 2007. № 2. 19. Храмцов А.Ф. Социальное Государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социс. 2007. № 2. 20. Храмцов А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт. М., 2005. Темы докладов и рефератов 1. Сравнительный анализ форм правления современных государств. 2. Унитарная и федеративная формы государственного устройства. 3. Сравнительный анализ политических режимов современного мира. 4. Проблемы развития гражданского общества и формирования правового государства в Российской Федерации. 5. Правовое государство: история и современность. 6. Перспективы становления социально-правового государства в современной России. Общие указания 1) Подготовится к дискуссии по вопросам практического задания №1, для чего в своих конспектах сформулировать ответы на вопросы практического задания №1. При необходимости ответы на некоторые из вопросов практического задания (например, вопросы №5,6,8,9) в своих конспектах можно не фиксировать, но быть готовым к их обсуждению. ВНИМАНИЕ !! Результаты выполнения практического задания №1 и тезисы ответов на вопросы контрольного блока в конспектах будут проверены в ходе семинара. 2) В своих конспектах по необходимости сформулировать ответы на вопросы контрольного блока. Практическое задание №1 1) Соотнести статус и полномочия Президента, Правительства и Федерального собрания РФ (по конституции РФ – гл. 4, 5, 6) с признаками парламентской и президентской республики. Какие признаки преобладают? 2) В чем выражается суверенитет государственной власти на практике? Приведите примеры. 3) Что отличает современные демократические государства от форм советского государства и стран народной демократии? 4) Равнозначны ли понятия «правовое» и «социальное» государства? Аргументируйте свою точку зрения. 5) Чем, по вашему мнению, вызвано усиление исполнительной вертикали власти в российском государстве? 6) Как вы оцениваете перспективу создания союзного государства между Россией и Белоруссией на принципах конфедерации? 7) Чем отличается государство от других политических институтов, что обусловливает его особый статус в политической системе? 8) Какие из перечисленных ниже утверждений, на ваш взгляд, соответствуют истине и почему? > «Государство выражает интересы всех граждан». > «Государство — это организация экономически сильных и имущих для подавления и эксплуатации экономически слабых и неимущих». > «Государство — это люди, которые его составляют. Каждый гражданин имеет право сказать: «Государство — это я». > «Государство - это институты, которые обеспечивают управление». 9) В чем разница между современным и традиционным государством? Контрольный блок 1. Что такое государство? 2. Какие факторы влияют на формирование государства? 3. Каковы основные признаки государства? 4. Что такое суверенитет? 5. Какие функции выполняет государство в социальной системе? 6. Перечислите основные элементы государственного аппарата. 7. Назовите основные принципы правового государства. 8. Чем отличаются парламентская, президентская и смешанная республики? 9. Чем отличаются унитарные государства и федерации?
|
|||
|