Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра философии КемГУ

       «Утверждаю»

Первый проректор КемГУ

                                                                    ___________Б.П. Невзоров

                                                   «___»___________ 2008 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГИКЕ

 

для специальности ___030500_____юриспруденция____________________________

                              (номер и наименование специальности)

 

Факультет _____юридический________                  Экзамен ______

Курс _________________________                                          (семестр)

Семестр ______________________

Лекции _______________________ (часов)

Практические занятия _________ (часов)      Зачет _____________

Самостоятельные занятия ______ (часов)                       (семестр)

ВСЕГО часов __________________

 

Кемерово 2008

 

Составитель: к.филос.н., доцент кафедры философии Грицкевич Т.И.

           

 

Рабочая программа по логике /Сост. Грицкевич Т.И. – Кемерово: КемГУ, 2004. – 15 с.

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

протокол № 4 от «5» ноября 2004 г.

Зав. кафедрой,

д.ф.н., профессор ________________ Щенников В.П.

 

Одобрено методической комиссией

кафедры философии КемГУ

протокол № 4 от «5» ноября 2002 г.

председатель методкомиссии,

к.ф.н., доцент ___________________ Кузнецова Н.В.                           

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по логике предназначена для студентов дневного и заочного обучения юридического факультета, факультета филологии и журналистики, социально-психологического факультета, факультета истории и международных отношений, факультета романо-германской филологии, физического факультета и института дистанционного образования. Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным стандартом для юридического факультета и факультета филологии и журналистики, но поскольку курс логики ведется на других факультетах и в Институте дистанционного образования и имеет общую структуру, то данная программа применима для использования в иных подразделениях КемГУ, с учетом их учебной нагрузки.

Цель курса. Рабочая программа по логике вводит в мир основных принципов и операций человеческого мышления, дает представление о законах логического мышления и формирует общеметодологические навыки научного мышления.

Задачи курса. Изучение логики преследует формирование у студентов следующей системы знаний: о логической структуре языка и дискурсивной структуре мышления; о структуре понятия и основных операциях над ним; о правилах, обязательных для корректного обращения с понятиями, как в обыденной жизни, так и в рамках научной, профессиональной деятельности; о знании логических характеристик высказываний, о логической информации, содержащейся в них и возможностях работы с ней; об основных видах умозаключений; о правилах, определяющих их корректность, и логических принципах повышения их истинности; об основных способах аргументации и правилах, определяющих ее корректность; об основных видах вопросов и условиях их правильности и продуктивности; о построении и оперировании гипотезами; о соотношении рационально-логического и внелогического (эмотивного, социокультурного) в процессе познания; о процессах, обеспечивающих развитие научного знания, о современном состоянии логики и рационально-логических практик, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения.

Место курса в системе социогуманитарного образования. Изучение логики как традиционной дисциплины гуманитарного и общеобразовательного цикла является важной составной частью любого профессионального обучения. Знания и навыки, приобретаемые студентами при изучении логики, позволяют более эффективно усваивать, анализировать и преобразовывать информацию, вырабатывать корректные определения и формулировки, следить за основательностью каких бы то ни было заключений, что, безусловно, является необходимым условием интеллектуальной деятельности не только в сфере выбранной специальности, но и в любой области жизни.

Требования к уровню освоения содержания курса. Бакалавр (дипломированный специалист) в области логики должен:

а) иметь представление о сущности познания, роли и значении абстрактного (логического) мышления в процессе научного познания;

б) иметь представление об основных формах фиксации и преобразования знания на уровне абстрактного мышления;

в) иметь представление о связи мышления с языком и роли последнего в мыслительных процедурах;

г) обнаружить знание основного содержания классической дедуктивной логики, основных разновидностей неклассических логик;

д) обнаружить владение познавательными приемами правдоподобных рассуждений, приемами ведения аргументационного процесса, приемами и способами ведения дискуссий и полемики. 

 

Тематический план

тема часы лекции практика Методические пособия Самостоятельная работа Формы контроля
1 Предмет и значение логики     Рабочая программа по логике /Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. «История развития логики и развитие математики в ХIХ -ХХ в» (4часа) Доклад «Логика и развитие абстрактных форм мышления человека»
2   Понятие как форма мышления 7 Рабочая программа по логике /Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. Практикум по логике/ Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. 1.Полное содержание понятия как научная теория. (2 часа) 2. История возникновения и развития логики классов (2 часа) 1.Домашние задания. 2.Опросы на практических занятиях. 3. Контрольная работа по теме «Понятие» 4. Доклад «Полное содержание понятия как научная теория». 5.Доклад «Разнообразие и применения приемов сходных с определением»
3   Суждение как форма мышления   Рабочая программа по логике /Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. Практикум по логике/ Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. 1. Проблема формализации суждений (2 часа) 2. Деонтическая модальность (3 часа) 1.Домашние задания. 2.Опросы на практических занятиях. 3. Контрольная работа по теме «Суждение» 4. Доклад «Проблема формализации суждений»
4   Исчисление высказываний Деонтически-правовая оценка поступков человека           Рабочая программа по логике /Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. Практикум по логике/ Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. 1. Проблема разрешимости формул исчисления высказываний. (1 час) 2. Прикладное значение символической логики. (1 час) 3. Возможность деонтически-правовой оценки поступков человека (3 часа) 1.Домашние задания. 2.Опросы на практических занятиях. 3. Доклад «Деонтическая модальность»
5 Дедуктивные умозаключения     Рабочая программа по логике /Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. Практикум по логике/ Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. 1. Обоснование модусов простого категорического силлогизма (2 часа) 2. Опосредованные дедуктивные умозаключения и условия их достоверности. (4 часа) 1.Домашние задания. 2.Опросы на практических занятиях. 3. Контрольная работа по теме «Дедуктивные умозаключения»
6 Недедуктивные умозаключения   Рабочая программа по логике /Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. Практикум по логике/ Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. 1. Виды индукции и повышение вероятности вывода. (2 часа) 2. Аналогия свойств и отношений. Аналогическое моделирование. (3 часа) 3. Достоверные и правдоподобные умозаключения в процессе познания. (2 часа) 1.Домашние задания. 2.Опросы на практических занятиях. 3. Контрольная работа по теме «Понятие» 4. Доклад «Достоверные и правдоподобные умозаключения в процессе познания»
7 Гипотеза, проблема, вопрос   Рабочая программа по логике /Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. Практикум по логике/ Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. 1. Гипотеза как форма развития знания. (2 часа) 1.Домашние задания. 2.Опросы на практических занятиях. 3. Коллоквиум по теме «Логические основы теории аргументации»
8 Доказательство и опровержение   Рабочая программа по логике /Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. Практикум по логике/ Сост. Овчаров А.А., Архипова И.В. – Кемерово: КемГУ, 2003. 1. Доказательство и убеждение. ( 2 часа) 2. Ошибки в доказательстве и опровержении. (2 часа) 1.Домашние задания. 2.Опросы на практических занятиях. 3. Коллоквиум по теме «Логические основы теории аргументации»
9 Логическое и внелогическое 1. Этика в доказательстве: убеждение и принуждение. Проблема власти дискурсивного пространства.
 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994.

2. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996.

3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии (фундаментальный курс). В 2х кн. М., 1994.

4. Гетманова А.Д. Логика. М., 2000.

5. Гетманова А.Д. Логика: словарь и задачник. М., 1998.

6. Горский Д.П. Логика. М., 1963.

7. Иванов Е.А. Логика. М., 1996.

8. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.

9. Ивин А.А. Теория аргументации: Учебное пособие для ВУЗов. М., 2000.

10. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учебник для ВУЗов. М., 2000.

11. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений. М., 1998.

12. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000.

13. Кириллов В.И. и др. Упражнения по логике: Учеб. пособие. М., 1997.

14. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.

15. Малахов В.П. Основы формальной логики. М., 1998.

16. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика/ Пер.с англ. С.А. Котляровского. СПб., 1995.

17. Мельников В.Н. Логические задачи: Учебник для гуманитарных специальностей ВУЗов. Киев 1998.

18. Свинцов В.И. Логика. М., 1998.

19.  Упражнения по логике: [Учебное пособие для юридических ВУЗов/ Г.А. Орлов и др.]. М.,1990.

20.  Формальная логика. В 2 ч. Л., 1977.

21.  Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994.

22.  Черч А. Введение в математическую логику. Т.1. М., 1960.

 

 

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Том 2. М., 1978.

2. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. М., 1991.

3. Бизам Д., Герцег Я. Игра и логика. М., 1975.

4. Брутян Г.А. Аргументация. Ереван, 1984.

5. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996.

6. Введенский А.И. Логика, как часть теории познания. Пг., 1917.

7. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.

8. Галенок В.А. Логика в вопросах, задачах, ответах (анализ ситуаций из практики органов внутренних дел). Минск, 1998.

9. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М., 1970 – 1972.

10. Гжегорчик А. Популярная логика. М., 1979.

11. Горский Д.П. Определение. М., 1974.

12. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.

13. Зегет В. Элементарная логика. М., 1985.

14. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

15. Ивин А.А. По законам логики. М., 1983.

16. Ивин А.А. Строгий мир логики. М., 1988.

17. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

18. Ивлев Ю.А. Курс лекций по логике. М., 1988.

19. Калужнин Л.А. Что такое математическая логика? М., 1964.

20. Курбатов В.И. Логика. Ростов-на Дону, 1996.

21. Курбатов В.И. Женская логика. Ростов-на-Дону, 1997.

22. Кэролл Л. История с узелками. М., 1983.

23. Кэролл Л. Логическая игра. М., 1991.

24. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967.

25. Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Том 3. М., 1984.

26. Логика: логические основы общения. Учебное пособие для вузов: / Под ред. В.Ф. Беркова. Минск, 1997.

27. Лосский Н.О. Логика. Часть 1: Понятие – Суждение. Берлин, 1922.

28. Лосский Н.О. Логика. Часть 2: Суждение – умозаключение. Берлин, 1923.

29. Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959.

30. Маковельский А.О. История логики. М., 1967.

31. Меськов В.С. и др. Логика: наука и искусство. М., 1993.

32. Минто В. Индуктивная и дедуктивная логика. СПб, 1994.

33. Наумов А.В., Новиченко А.С. Законы логики при квалификации преступлений. М., 1978.

34. Новиков П.С. Элементы математической логики. М., 1959.

35. Огородников В.П. Основы формальной логики: Учебное пособие. СПб., 1995.

36. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

37. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. М., 1991.

38. Поварнин С.П. Спор. О теории и практике спора. М., 1993.

39. Поппер К.Р. Что такое диалектика? //Вопросы философии. 1995. № 1. С.118-138.

40. Практикум по логике. М., 1997.

41. Родос В.Б. Теория и практика полемики. Томск, 1989.

42.  Сборник упражнений по логике /Под ред. В.И. Бартона, В.Ф. Беркова и др. Минск, 1990.

43. Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988.

44. Свинцов В.И. Логика. М., 1987.

45. Смаллиан Р. Как же называется эта книга? М., 1981.

46. Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985.

47. Смаллиан Р. Алиса в стране смекалки. М., 1987.

48. Сорина Г.В., Меськов В.С. Логика в системе культуры //Вопросы философии. 1996. № 2. С.93-103.

49. Старченко А.А. Логика в судебном исследовании. М., 1958.

50. Уемов А.И. Задачи и упражнения по логике. М., 1961.

51. Упражнения по логике. М., 1990.

52. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1990.

53. Формальная логика. Л., 1977.

54. Хмелева А.П. Логика диалога. Кемерово, 1995.

55. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994.

56. Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема I. Предмет логики

Мышление как логики предмет. Формально-логическое понимание процесса познания. Роль мышления в познании. Мышление и познание: формы чувственного познания мира и формы абстрактного мышления. Основные компоненты содержания мышления как представления (репрезентации) реальности. Античная логическая традиция. Аристотелевская логика. Средневековый панлогизм, спор об универсалиях. Развитие логики в Новое время, проблема места логики в познании и системе наук. Логические исследования Х1Х – ХХ веков.

Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Мышление и язык. Язык как знаковая система. Понятие знака, виды знаков. Основные семиотические аспекты языка. Семантические категории, соответствующие основным компонентам мышления: дескриптивные (описательные) и логические термины (логические постоянные константы). Виды дескриптивных выражений: имена предметов, имена свойств и отношений (одноместные и многоместные предикаторы). Понятие логической (пропозициональной) функции. Истолкование свойств, отношений и логических связок как пропозициональных функций.

Понятие о логической форме как структуре мышления. Выражение структуры мыслей при помощи символов. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Понятие о процессе формализации.

Понятие логического закона. Соблюдение законов логики – необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения. Основные законы логики (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания) и их интерпретация.

Понятие формальной правильности и истинности рассуждений.

Формальная логика. Символическая логика. Диалектическая логика. Параконсистентная (паранепротиворечивая) логика.

Теоретическое и практическое значение логики. Теоретико-методологическое значение формальной логики. Логика как наука и как «нормативная» дисциплина, предписывающая принципы и законы логически правильного рассуждения, то есть как «техника» и «инженерия» мышления. Роль логики в научном познании и в профессиональной деятельности специалиста. Овладение логикой – условие повышения индивидуальной культуры мышления. Практическое значение формальной логики. Логика и язык права.

Литература

 

1. Аристотель. Сочинения. Т.1. М., 1976. С. 124-134, 278-284.

2. Васильев Н.А. Воображаемая логика. Избр. труды. М., 1989. С. 53-94.

3. Вригт Г.Ф. Логика и философия в 20 веке//Вопросы философии. 1992. № 8.

4. Гуссерль Э. Логические исследования. Т.1. Пролегомены к чистой логике. Новочеркасск, 1994.

5. Кант И. Логика// Трактаты и письма. М., 1980. С. 319-394.

6. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 70-74, 79-84.

7. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995.

8. Маковельский А.С. История логики. М., 1967.

9. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994.

Тема 2. Понятие

Понятие как форма представления реальности. Языковые формы выражения понятий. Основные логические приёмы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Содержание понятия. Виды признаков предметов: свойства и отношения. Понятие логического предмета. Основные логические характеристики двухместных отношений: рефлексивность, симметричность, транзитивность. Существенные и несущественные признаки.

Объём понятия. Классы, подклассы, элементы класса. Отношение принадлежности элемента к классу и включение класса в класс.

Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия.

Виды понятий. Общие и единичные понятия: понятия с нулевым и универсальным объёмом; относительные и безотносительные понятия; положительные и отрицательные понятия; собирательные и несобирательные понятия; абстрактные и конкретные понятия.

Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: тождество, перекрещивание, подчинение (родовидовое отношение). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.

Операции над классами (объёмами понятий): пересечение, объединение и дополнение. Основные законы логики классов: коммутативность, ассоциативность операций пересечения и объединения; законы дистрибутивности; законы поглощения. Законы операций дополнения.

Ограничение и обобщение понятий.

Деление понятий. Виды деления по видоизменяющему признаку, дихотомическое деление. Правила и ошибки в делении.

Классификация. Естественная и искусственная классификация. Значение деления и классификации в науке и практике.

Определение (дефиниция) понятия. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Основной вид явных определений: определение через род и видовое отличие. Неявные определения: контекстуальные, индуктивные, через отношение, аксиоматические. Приёмы, граничащие с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и так далее. Правила явного определения. Ошибки в определении. Значение определения в науке и практике. Научная терминология. Роль уточнения смысла слов в процессе рассуждения.

Литература

1. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1978. С.87-135.

2. Горский Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий. М., 1961.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С.31-45.

4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000. 

 

 

Тема 3. Суждение

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения, их логический смысл. Простые и сложные суждения.

Простое суждение. Состав простого суждения: субъект, предикат, связка, кванторы. Единичные и множественные суждения; роль кванторов в образовании множественных суждений.

Категорические суждения и их виды Деление простых суждений по характеру предиката: суждения свойства, суждения отношений (рефлексивные, симметричные, транзитивные), экзистенциальные суждения. Атрибутивные суждения. Деление простых атрибутивных суждений по качеству и количеству: утверждающие и отрицающие; общие, частные, выделяющие, исключающие, единичные.

Объединенная классификация простых категорических суждений. Структура суждений А, Е, I, О. Распределенность терминов в простом категорическом суждении. Отношения между атрибутивными суждениями по логическому квадрату.

Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. Табличное определение основных логических связок. Слабая и сильная дизъюнкция. Логические союзы и их семантика. Понятие о символической логике.

Деление суждений по модальности. Понятие о модальности суждений. Эпистемическая модальность суждений и её виды. Выражение в естественном языке проблематических суждений. Деонтическая модальность суждений и её виды. Структура деонтической модальности. Алетическая модальность суждений и её виды. Понятие модального оператора. Значение модальных суждений в науке и практике.

 

Тема 4. Исчисление высказываний.

 Деонтически-правовая оценка поступков человека.

Понятие о символической логике. Истинность и ложность высказываний. Понятие об исчислении высказываний. Проблема разрешимости формул исчисления высказываний. Тождественно-истинные и тождественно-ложные формулы. Конъюнктивная и дизъюнктивная нормальные формы. Материальная импликация и условное суждение. Понятие необходимого и достаточного условий.

Деонтически-правовая оценка поступков человека. Деонтически-правовая оценка поступков человека с точки зрения исчисления в булевой алгебре. Возможность исчисления поступков в унарной и бинарной системе при наличии оценки поступка как плохого или хорошего. Понятие равноценных морально-этических правовых форм поступков.

Ригористические системы в морально-правовой оценке поступков человека. Конъюнкция, дизъюнкция, тождество, импликация в характеристике ригористического отношения к двум поступкам. Проблема формально-этического отношения к поступкам в правовой среде, направленным на познание предмета. Проблема существования вечных законов морали и права.

Литература

1. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. С. 70-96.

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С. 63-119.

3. Свинцов В.И. Логика. М., 1987. С. 82-95.

4. Тавенец П.В. Суждение и его виды. М., 1953.

5. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 53-80.

 

Тема 5. Дедуктивные умозаключения

Общее понятие об умозаключении (выводе). Умозаключение как абстрактная форма мышления человека. Структура умозаключения: посылки и заключение. Понятие логического следования. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные и по аналогии. Непосредственные и опосредованные умозаключения.

Непосредственные умозаключения и их виды: обращение, превращение, противопоставление предикату, выводы по “логическому квадрату”.

Дедуктивные умозаключения. Общее понятие о дедуктивных умозаключениях. Категорический силлогизм: аксиома, структура категорического силлогизма, фигуры и модусы категорического силлогизма. Правила фигур, терминов и посылок простого категорического силлогизма. Сокращённый категорический силлогизм (энтимема) и его структура. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейремы).

Условные и условно-категорические умозаключения. Разделительные и разделительно-категорические умозаключения. Модусы и условия достоверности этих силлогизмов. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения.

Литература

1. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. С.125-197.

2. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. СПб., 1995.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С. 120-198.

4. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 87-161, 173-177.

Тема 6. Дедуктивные умозаключения

Понятие недедуктивных (правдоподобных) умозаключений и их виды.

Индуктивные умозаключения. Индукция. Общая схема индуктивных умозаключений. Понятие вероятности (субъективная и объективная вероятность). Условия повышения вероятности индуктивного вывода. Полная и математическая индукция. Неполная индукция и ее виды. Статистическая индукция. Методы установления причинной связи явлений: метод единственного сходства, метод единственного различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.

Полная индукция. Виды неполной индукции. Понятие вероятности. Индуктивные методы установления каузальных связей.

Умозаключения по аналогии. Понятие аналогии. Виды аналогии: аналогия предметов, аналогия отношений. Условия состоятельности выводов по аналогии.

Значение аналогии в науке и практике.

Достоверные и правдоподобные умозаключения в процессе познания.

 

Литература:

1. Иванов Е.А. Логика.М., 1996.

2. Гетманова А.Д. Логика. М., 2000. гл. 6, 7.

3. Горский Д.П. Логика. М., 1963. стр. 180-220.

4. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. М., 1991.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1982. гл. 10,11.

6. Кондаков Н.И. Логический словарь справочник. М., 1975.

7. Формальная логика. Л., 1977, Ч.1, гл.4.

8. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994.

9. Ивлев Ю.А. Логика. М., 1994, гл.5.

10. Малахов В.П. Основы формальной логики. М., 2000, гл. 5.

11. Свинцов В.И. Логика. М., 1998, гл.6, 7.

 

Тема 7. Гипотеза, проблема, вопрос.

Понятие научной проблемы. Вопрос как логическая форма постановки проблемы. Структура вопросов. Виды вопросов: уточняющие, восполняющие, простые и сложные. Проблема формализации и условия корректности вопросов. правила постановки простых и сложных вопросов.

Гипотеза как форма развития знания. Общая характеристика гипотезы. Методологические условия состоятельности научных гипотез. Гипотеза в праве (версия). Виды гипотез. Общие и частные гипотезы. Понятие рабочей гипотезы (версии). Конкурирующие гипотезы в науке.

Построение гипотез. Роль анализа, синтеза, различных форм умозаключений и опытных данных при построении гипотез. Метод множественных гипотез.

Способы подтверждения гипотез. Основной метод подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация. Роль эксперимента в процессе верификации. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез.

Опровержение гипотез путём опровержения (фальсификации) следствий.

Гипотеза и достоверное знание. Прямой и косвенный способы превращения гипотезы в достоверное знание. Роль гипотезы в развитии знаний.

 

Литература

1. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. С.223-237.

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С.238-254.

3. Челпанов Г.И. Учебник логики. М.,1994. С.162-167.

 

 

Тема 8. Доказательство и опровержение

Общая характеристика аргументации и доказательства. Доказательство – логическая основа научного знания. Доказательство и убеждение. Связь доказательства с выводным знанием. Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация. Аргументация как совокупность приёмов обоснования тезиса.

Прямое и косвенное доказательство. Понятие прямого доказательства. Виды непрямых (косвенных) доказательств.

Опровержение. Прямой и косвенный способы опровержения. Опровержение тезиса, аргументов и демонстрации.

Правила доказательства и опровержения. Ошибки, наиболее часто встречающиеся в доказательстве, и опровержения.

Софизмы и паралогизмы. Понятие о логических парадоксах.

Доказательство и подтверждение. Роль аргументации в познании и в дискуссиях.

Литература

1. Гетманова А.Д. Логика. М., 1995. С. 198-222.

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С. 199-237.

3. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора// Вопросы философии. 1990. № 3. С. 57-133.

4. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 178 – 192.

 

 

Тема 9. Логическое и внелогическое.

Доказательство и убеждение.

Этика в процессе доказательства и опровержения. Принудительность и властное подчинение рациональности мышления. Проблема выражения власти в дискуссиях.

Логика и сферы намерений, запретов, предпочтений.

 

Коллоквиум по теме:

«Логические основы теории аргументации».

1. Понятие научной проблемы.

2. Вопрос как логическая форма постановки проблемы. Структура и виды вопросов. Условия корректности вопросов.

3. Гипотеза как форма развития знания. Логическая структура гипотезы.

4. Основные принципы, методы и этапы формирования гипотезы. Обоснование и подтверждение гипотезы.

5. Проблема верификации и фальсификации гипотез.

6. Теория как форма и система знания.

7. Понятие доказательства. Доказательство и убеждение.

8.  Логическая структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

9. Виды доказательств: прямые и косвенные, прогрессивные и регрессивные, индуктивные и дедуктивные.

10. Аргументация как прием познавательной деятельности. Виды аргументации.

11. Подтверждение и критика тезиса.

12. Понятие опровержения. Опровержение тезиса, аргументов, демонстрации.

13. Требования, предъявляемые к доказательствам и опровержениям.

14.  Основные ошибки в доказательствах и опровержениях.

15. Этика в процессе доказательства и опровержения.

16. Понятие паралогизма, софизма, парадокса.

17. Спор и дискуссия как разновидности аргументации. Виды споров.

18. Уловки споров и основные способы их нейтрализации.

19. Рационализация споров: понятие о стратегии и тактике спора.

20. Проблема выражения власти в дискуссиях.

Учебники и литература к коллоквиуму:

 

Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. М., 1991.

Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Мышление. М., 1991.

Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М., 1954.

Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М.,1994.

Брутян Г.А. Аргументация //Вопросы философии. 1982. № 11.

Брутян Г.А. Аргументация. Ереван, 1984.

Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. В 2-х кн. М., 1994.

Гжегорчик А. Популярная логика: популярный очерк логики предложений. М., 1979.

Гетманова А.Д. Логика. М., 1998.

Жалдак Н.Н. Практическая логика. Белград, 1993.

Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.,1986.

Карпович В.Н. Термины в структуре теорий. Новосиб., 1978.

Курбатов В.И. Социально-политическая аргументация \ логико-методологический анализ\. Р-н-Д., 1991.

Ладенко И.С. Интеллект и логика. Красноярск, 1985.

Лакатос И. Доказательство и опровержение. М.,1967.

Лимантов Ф. Лекции по логике вопросов. Л., 1975.

Логические основы общения. М., 1994.

Малахов В.П. Основы формальной логики. М., 1999.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб, 1996.

Сергеич П. Искусство речи на суде. М.,1988.

Соколов А.Н. проблема научной дискуссии. Л., 1980.

Хмелева А.П. Логика диалога. Кемерово, 1995.

 

Экзаменационные вопросы по курсу

 

1. Мышление как предмет изучения логики. Мышление и рассуждение. Мышление и познание.

2. Мышление и язык. Язык как знаковая система. Понятие знака и основные семиотические аспекты языка.

3. Логическая форма и логический закон. Формальная правильность и истинность.

4. Основные законы логики: их содержание и применение.

5. Логика и другие науки о мышлении. Место и значение логики в процессе познания.

6. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия.

7. Признаки и виды признаков, отраженных в понятии.

8. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Отношения рода-вида, класса-подкласса-элемента класса.

9. Ограничение и обобщение понятий.

10.Логические виды понятий по объему и содержанию.

11.Отношения между понятиями. Виды отношений между совместимыми и несовместимыми понятиями. Круги Эйлера.

12.Возможность операций над классами понятий: объединение, пересечение. Языковая интерпретация операций.

13.Возможность операций над классами понятий: вычитание, образование дополнения. Языковая интерпретация операций.

14.Операция деления понятий. Логическая структура и виды деления.

15.Правила и ошибки деления. Классификация и ее виды.

16.Операция определения понятий. Виды определений.

17.Логическая структура, правила и ошибки в определении.

18.Приемы сходные с определением понятий.

19.Суждение как форма мышления. Виды суждений. Суждение и предложение.

20.Простое суждение, его структура. Деление суждений по характеру предиката.

21.Простые категорические суждения, их деление по качеству и количеству.

22.Распределенность терминов в простом категорическом суждении.

23.Отношения между суждениями по логическому квадрату.

24.Сложное суждение. Логические союзы и их семантика.

25.Понятие об исчислении высказываний. Табличное определение значения сложного высказывания.

26.Модальные суждения. Виды модальностей.

27.Деонтически-правовая оценка поступков человека.

28.Понятие умозаключения. Логическое следование. Структура умозаключения.

29.Виды умозаключений. Дедукция. Индукция. Аналогия.

30.Дедуктивные непосредственные умозаключения: превращение, обращение.

31.Дедуктивные непосредственные умозаключения: противопоставление предикату, умозаключения по логическому квадрату.

32.Дедуктивные опосредованные умозаключения: простой категорический силлогизм, его структура, аксиома силлогизма.

33.Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Правила фигур.

34.Правила терминов и посылок простого категорического силлогизма.

35.Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы.

36.Полисиллогизмы, их виды. Логическая структура полисиллогизмов.

37.Сорит. Эпихейрема.

38.Условные и условно-категорические силлогизмы. Модусы и условия достоверности условно-категорических силлогизмов.

39.Разделительные и разделительно-категорические силлогизмы. Модусы разделительно-категорического силлогизма.

40.Условно-разделительные силлогизмы и их виды.

41.Понятие недедуктивных (правдоподобных) умозаключений.

42.Индуктивные умозаключения. Понятие полной и математической индукции.

43.Неполная индукция и ее виды. Условия повышения вероятности вывода. Статистическая индукция.

44.Индуктивное определение причинной связи между явлениями. Методы установления причинной связи явлений.

45.Умозаключение по аналогии, его виды. Условия повышения степени правдоподобия выводов по аналогии.

46.Понятие научной проблемы. Общие принципы постановки и разрешения проблемы.

47.Вопрос как логическая форма постановки проблемы, структура и виды вопросов.

48.Гипотеза как форма развития знания. Логическая структура гипотезы.

49.Основные принципы, методы и этапы формирования гипотезы. Проблема верификации и фальсификации гипотез.

50. Подтверждение и опровержение гипотез.

51.Понятие доказательства. Доказательство и убеждение. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

52.Виды доказательств: прямые и косвенные, прогрессивные и регрессивные, дедуктивные и индуктивные.

53.Понятие опровержения. Опровержение тезиса, аргументов, демонстрации. Виды опровержений.

54.Требования, предъявляемые к доказательствам и опровержениям.

55.Основные ошибки в доказательстве и опровержении.

56.Парадоксы, паралогизмы и софизмы.

 

 

 КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ЛОГИКИ

 

 «Мышление», «формально-логическое мышление», «содержание мышления», «форма мышлени



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.