Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования



Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая (медицинская) психология со специализацией в психологии экстремальных ситуаций и состояний (2030)

Дисциплина:Психотерапия

Практическое задание 3, Модуль 2. Основные направления психотерапии

 

Выполнил:

 слушатель Виноградова Елена Алексеевна

Преподаватель:

Пантюшина Ольга Игоревна

 Москва – 2019

1. Произвольно выберите запрос клиента на работу с психологом. Запрос может быть реальным, может быть взятым из жизни художественных персонажей, героев фильмов или найденным на форумах психологической помощи.

 

Мама привела девочку 8-ми лет с бронхиальной астмой. Девочка обследована  врачом и направлена к психотерапевту: процесс заболевания носит характер функционального расстройства, органических патологических изменений внутренних органов не выявлено. Обратились в период обострения. Семья с ребенком, страдающим психосоматическим заболеванием, очень редко осознает, что ей нужна помощь. Как говорил Карл Витакер: «только когда семья в отчаянии, она меняется». Психосоматические расстройства имеют свою специфику, они характеризуются чередованием обострения и ремиссии, в периоды ремиссии родителям часто кажется, что нет повода для обращения к психотерапевту. Запрос на выздоровление-сокращение эпизодов приступов удушья.

 

2. Выберите 2 направления психологического вмешательства, которые Вам кажутся наиболее интересными в практической работе.

 

3. Заполните таблицу:

 

Основания для сравнения работы с конкретным запросом в рамках выбранных моделей

 

Выбранные Вами направления психологического вмешательства

Семейная психотерапия Психоанализ
Особенности понимания запроса в каждой из выбранных моделей. Запросом в психологической работе называется ориентировочная цель работы, направление, предполагаемый результат. Модель краткосрочной семейной психотерапии предусматривает работу с семьей, как с системой в целом. В рамках семейного подхода я считаю эффективным проведение аналитико-системной семейной психотерапии – работу с семьями в ситуациях «здесь и сейчас», а также «там и тогда». В ходе работы психотерапевт изменяет равновесие в семейной системе, подготавливая ее к изменениям, что вначале может приводить к усилению симптома (возникновение приступов удушья), поэтому необходимо провести ряд сессий с детской и родительской подсистемами отдельно. Это помогает снизить семейную тревогу, возросшую в начале перестройки семейных ролей, а также снизить тревогу и напряженность ребенка, который сможет эмоционально отреагировать свои проблемы. После этого терапевт продолжает работать с семейной системой в целом. Во время психотерапии мы работаем над тем, чтобы преодолеть семейную дисфункцию и максимально приблизиться к нормально функционирующей семье. Используя свои ресурсы, личностные и семейные, приложив много сил, члены семьи могут справиться с дисфункциональностью. Окончательной проверкой того, удалось ли семье стать функциональной, будет следующий нормативный стресс, например, когда ребенок перейдет из младшего школьного в подростковый возраст. Дисфункциональная семья, как правило, ригидна и ей трудно менять правила, установки, модели взаимодействия с ребенком, несмотря на то, что он уже стал старше и ситуация изменилась. А функциональная семья принимает произошедшие изменения, меняет семейные правила, вырабатывает новые функции. И вот когда семья начинает вырабатывать новые правила при изменении ситуации - это самый надежный показатель того, что семья уже функционирует нормально. Детский психоанализ представляет собой недирективную модель воздействия на психику ребенка и интерпретацию детской игры так, как будто это сновидение. В своих разговорах психоаналитик использует слова, которыми пользовались сами дети, но говорит прямо и откровенно и о сексуальности, и об агрессии, и о многом другом. При помощи игры внутренние конфликты ребенка проявляются вовне, таким образом, происходит снятие напряжения, и симптоматика уходит, т.е. результатом работы психоаналитика будет сокращение эпизодов удушья.
Мишени психологического воздействия в этом запросе в каждой из моделей Психотерапевтическое вмешательство направлено на семейную систему. Психотерапия направлена на коррекцию межличностных отношений и имеющее целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи Психотерапевтическое вмешательство направлено на «личность» ребенка. 1. Коррекция образа «Я»; 2. Достижение объективности собственной оценки; реабилитация «Я» в собственных глазах; 3. Коррекция системы ценности, потребностей и их «иерархии», 4. Приведение притязаний в соответствие со своими психофизиологическими возможностями;
Методы психологической работы в выбранном запросе в каждой из моделей В настоящее время границы между различными методами семейной психотерапии стираются. Оставаясь в своей основе системной, за годы своего развития семейная психотерапия вобрала позитивные моменты структурной, стратегической и когнитивно-поведенческой психотерапии. Например, в структурной терапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи. В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. В основе нарративного (повествовательного) подхода в семейной психотерапии лежит работа с жизненными историями пациентов (анализ проблемных историй) и создание альтернативных повествований, открывающих новые перспективы для людей. Нарративный подход может служить стратегической линией для системных и психодинамических гипотез. Методы работы в психоанализе: правило свободных ассоциаций, метод интерпретаций, метод толкования сновидений, анализ переноса, анализ неловких поступков. В детском психоанализе эквивалентом свободных ассоциаций является игра.
Ограничения психологической работы относительно запроса в каждой из моделей Время. Вся работа занимает, в среднем, пять месяцев. Период интенсивной работы – это 2,5-3 месяца, а на последнем этапе встречи с семьей происходят уже раз в месяц. Последний этап растянут во времени, потому что семьи психосоматиков не могут изменяться быстро, качественные изменения в такой семейной системе происходят долго, гораздо дольше, чем в функциональной семейной системе. Во время психотерапии мы раскрываем как личностные ресурсы каждого члена семьи, так и ресурсы данной семьи в целом. Этап отсоединения нужен для того, чтобы семья осознала свои силы, научилась пользоваться своими семейными ресурсами и в дальнейшем уже самостоятельно, без помощи психотерапевта, справлялась с трудными жизненными ситуациями. Долгосрочная терапия. Психоанализ претендует на работу с психикой во всей её сложности и многообразии.. Сперва нужен долгий период установления раппорта, затем должен развиться перенос на аналитика (состояние, в котором, якобы, клиент переносит свои отношения из раннего детства (не всегда, но чаще всего) на аналитика, например, пытается получить его любовь, как он это делал с матерью). Необходима настройка на анализ. Выжидание психоаналитической ситуации,  когда влечения, фантазии, переживания ребенка будут воплощены им в ходе игры в конкретное действие, которое можно будет интерпретировать.
Прогноз эффективности психологической работы с выбранным запросом в рамках каждой из моделей Поведенческая терапия к которой относится и семейная, значительно превосходит по эффективности спонтанную ремиссию, плацебо-лечение и психоаналитическую психотерапию и является лучшим методом лечения различных «невротических» расстройств. Она всегда содержит когнитивные элементы и носит директивный характер. Психотерапевт в директивной психотерапии – руководитель, учитель, организатор. Используется власть, авторитет специалиста. Стиль работы – влияющий, позиция – доминирующая. Терапевт определяет позиции и права, требует сотрудничества в роли «Родителя». Психотерапевт задает эталоны взглядов, механизм идентификации в терапевтическом процессе. Директивные формы психотерапии преимущественно используются в работе с детьми и нефункцциональными семьями. Ребенка побуждают к игре.  Терапевт большую часть времени слушает, он гибок. Создает атмосферу безопасности. Он эмпатичен. Темпы задает ребенок в отличие от директивной. Если психоаналитик занимает выжидательную позицию, то не понятно в какой срок будет реализована психоаналитическая психотерапия и как оценивать ее эффективность.

4. Сделайте вывод о том, какая из выбранных моделей более эффективна в работе с Вашим запросом. Аргументируйте свой ответ.

 

До и после психотерапевтической работы в рамках семейной психотерапии может проводиться клиническая психодиагностика по выявлению возможного органического генеза заболевания, исследование высших психических функций, интеллекта ребенка, а это позволяет оценивать динамику. Также через год после курса семейной психотерапии может быть использован катамнестический метод оценки, когда мы еще раз встречаемся с семьями и беседуем о том, как семья себя ощущает спустя время. Вполне наглядным критерием эффективности является уменьшение частоты обострений психосоматического заболевания. Если мы видим, что до обращения к психотерапевту приступы были регулярно, в процессе терапии они значительно снизились и уже в течение года не возобновлялись – позитивная динамика налицо. В результате терапии, как правило, происходит снижение интенсивности симптомов или наступает стойкая ремиссия. Процент улучшения соматического и психологического состояния детей достаточно высокий. Возможно, в некоторых сложных случаях может быть показана дополнительная психотерапия, уже не настолько интенсивная. В рамках психоанализа выстроить структурную работу и отслеживать динамику невозможно, так как этот вид психотерапии часто сводится к игровой терапии, выражающейся в игровых действиях и сопровождающей их вербализации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.