|
|||
Обработка текстовой информации.
Характеристика издательской продукции. Основные понятия: формат издания ,формат листа, печатный лист, условный печатный лист, бумажный лист, тираж, объём издания. Полиграфическое производство – процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения информации. Печатание – многократной получение идентичных оттисков текста и изображения в результате переноса красочного слоя на запечатываемый материал. Фотоформа – носитель графической информации, предназначенной для переноса на печатную форму. Различают два вида фотоформ – негатив и диапозитив. На негатив изображение передается в обратных тонах, а на диапозитив – в прямых тонах. Печатная форма – носитель графической информации, предназначенной для полиграфического воспроизведения. Она представляет собой пластину или цилиндр, на поверхности которых находятся печатающие и пробельные элементы. Печатающие элементы смачиваются краской и при печатании передают ее на запечатываемый материал. Пробельные - элементы, не принимающие участия в процессе печатания. Производство печатной продукции состоит из трех или четырех раздельных. Но взаимосвязанных процессов: Обработки текстовой и изобразительной информации – оригиналов, подлежащих полиграфическому воспроизведению, в результате чего получают фотоформы (негативы или диапозитивы), содержащие информацию печатных форм; Изготовление печатных форм, предназначенных для размножения информации; Печатания тиража – получения с печатных форм определенного количества оттисков; Выполнение брошюровочно-переплетных или отделочных процессов – т.е. придание изданию законченного вида. Первые два этапа называются допечатными процессами, а третий и четвертый процессы могут выполняться как единый процесс на специализированном оборудовании. В полиграфическом производстве применяются следующие основные способы печати: плоская, высокая и глубокая, цифровая печать, флексопечать, трафаретная печать Они отличаются друг от друга принципом разделения печатающих и пробельных элементов. На печатных формах плоской печати, печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости. помимо общепринятых единиц измерения (СИ), используются специальные – типографские. Для измерения линейных размеров печатных форм и ее отдельных элементов, формата полос, размера строк, высоты шрифта применяются пункт и квадрат. Один типографский пункт равен 0,376 мм. Более крупной единицей является квадрат. Один квадрат равен 48 пунктов или 18,05 мм. Полиграфическая промышленность выпускает листовую бумагу в виде отдельных листов или рулонную, в виде бумажных лент. Форматы печатных бумаг стандартизированы и измеряются в сантиметрах. Книжно-журнальные листовые бумаги выпускаются форматами от 60 × 84 до 84 × 108 и рулонные шириной от 60 до 168 см. для газет выпускается рулонная бумага шириной от 42 до 168 см и листовая формата 42 × 60 и 60 × 84. Формат издания – это его размер по ширине и высоте, выраженный в миллиметрах. Формат издания определяется размерами обрезанного с трех сторон блока. В практике принято формат издания обозначать форматом печатного листа и долей печатного листа, например, 60×84/16, где 60×84 – формат печатного листа, а 16 – доля печатного листа, т.е. количество полос издания на одном печатном листе. Измерение объема печатной продукции выражается в следующих величинах. Авторский лист – единица измерения текста и изобразительной информации литературного произведения (рукописного и печатного). Он равен 40 тыс. печатных знаков, 700 строк стихотворного текста или 3 тыс. см2 изображений. Авторский лист служит для определения объема авторской работы, а так же труда рецензентов, научных и литературных редакторов. Издательский лист – единица измерения объема отпечатанного литературного произведения и равен как и авторский лист 40 тыс. печатных знаков, 700 строк стихотворного текста или 3 тыс. см2 изображений. В отличии от авторского листа в учетно-издательских листах измеряется объем всего издания, включая и тот материал, который составлен издательством (оглавление, аннотации и т.д.). он служит для оценки работы редакционно-издательских работников. Печатный лист – единица измерения объема печатной продукции, которая выражается двумя понятиями: физический печатный лист и условный печатный лист. Физический печатный лист – лист любого формата, используемый для печати данного издания. Так как физических печатных листов большое множество, то для определения общего объема печатной продукции удобно пользоваться условным печатным листом, приведенным к формату 60 × 90 см. Объем издания в условных печатных листах, Vупл, определяется по формуле (1.1).
Vупл = Кпр × Vфпл, (1.1)
где Кпр – коэффициент приведения; Vфпл – объем издания в физических печатных листах. Коэффициент приведения, Кпр, определяется по формуле (1.2).
(1.2)
где Sфпл – площадь физического печатного листа, см2; Sупл – площадь условного печатного листа, см2; Sупл = 60 ×90 см. Обработка текстовой информации. Основные понятия:рукописные, машинописные, машиночитаемые ,печатные текстовые оригиналы, курсивные, жирные, полужирные, наклонные шрифты, корректурные знаки. Издательский текстовый оригинал – это текст, заголовки, формулы, таблицы, подготовленные издательством к полиграфическому воспроизведению. В зависимости от сложности текста, проектируемого способа его полиграфического воспроизведения, технической оснащенности полиграфического предприятия и некоторых других условий могут использоваться следующие виды оригиналов: машинописный, рукописный, печатный, машинописный оригинал-макет, кодированный оригинал, кодированный оригинал-макет, репродуцируемый оригинал-макет. Основным требованием полиграфического воспроизведения текста, кроме передачи точности содержания, является достаточная его удобочитаемость, простота распознания отдельных знаков и хорошее зрительное восприятие оттисков. Эти требования зависят от характеристик шрифта и точности выполнения операций наборного процесса. Шрифт – это графическое изображение букв какого-либо алфавита с относящимися к нему знаками и цифрами. Рисунок шрифта является произведением графического искусства и характеризуется особенностями отдельных элементов, формирующих букву. По рисунку шрифты делятся на шесть основных и одну дополнительную группы. Начертание шрифтов, т.е. графическое видоизменение очка шрифта в пределах одной группы, разделяется по трем основным признакам: По насыщенности очка – светлые, полужирные и жирные; По наклону – прямые, курсивные и наклонные; По плотности очка – нормальные, узкие и широкие. Размер шрифта характеризуется размером кегля, выраженного в пунктах. Кегльопределяет высоту отпечатка буквы с небольшими пробелами сверху и снизу, необходимых для образования межстрочного пробела, а также для размещения надстрочных и подстрочных элементов. Шрифты различного кегля имеют свои названия. Внутри каждой из шести групп шрифты подразделяются на гарнитуры (подгруппы). Гарнитура – совокупность шрифтов во всех начертаниях и кеглях. По целевому назначению шрифты делятся на четыре группы: Текстовые шрифты, применяемые в основном для книжного, журнального, газетного и других текстов; Выделительные шрифты – для выделения слов в тексте; Титульные шрифты – для оформления титульных листов, заголовков; Афишно-плакатные шрифты. Главная задача верстки – в соответствии с замыслом художественно-технического редактора создать максимально удобочитаемые, хорошо оформленные, экономичные по использованию бумаги полосы издания. В зависимости от вида издания верстка может быть книжной, журнальной и газетной. По сложности текста книжная и журнальная верстки подразделяются на два вида: верстка простых текстов изданий, где полосы формируются из сплошного текста с заголовками и вспомогательных элементов и верстка усложненных текстов изданий, когда в полосу включаются формулы и таблицы. В процессе верстки должны выполняться определенные технические правила и условия общего и специфического характера для конкретного вида издания. После набора текста и после верстки полос издания следует выполнить корректуру, т.е. проверить оригинал на наличие орфографических, стилистических и др. ошибок, а также проверить правильность расположения элементов полос издания. Все пометки выполняются с помощью корректурных знаков. По результатам корректуры необходимо сделать правку, т.е. внести исправления в оригинал, основываясь на замечания корректора. Литература: 1.Матвеева Р.В., Трубникова Г.Г., Шифрина Д.А. Основы полиграфического производства. - М.: Книга-ЛТ.Д., 2004. 2.Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства - М.: Книга, 2001.
|
|||
|