Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практические задания



 

Упражнения по теме «Морфологические нормы русского языка»

Практические задания

Упражнение 1.Учитывая род существительных, составьте словосочетания

«существительное + прилагательное».

1) ... бра, ... кашне, ... простыня, ... туфля, ... тюль, ... шампунь, ... шинель;

2) ... кольраби, ... кофе, ... манго, ... повидло; 3) ... алиби, ... бандероль, ... мозоль, ...

пенальти, … пари, ... табель, ... такси, ... сажень, ... ханты, ...хинди; 4) ...

атташе, ... визави, ... инкогнито, ... конферансье, ... маэстро, … протеже, ... ябеда;

5) ... иваси, ... кенгуру, ... лосось, ...пони, ... шимпанзе; 6) ... Баку, ... Бали, ... Дели, ...

Килиманджаро, ...Марокко, ... Миссури, ... Сухуми, ... Тбилиси, ... Чили; 7) ...

АТС, ... ДЮСШ (спорт.), ... МИД, … РАН, ... НАТО, ... РИА (пресс.), ... СНГ, ... СОЭ

(мед.), ... ЮНЕСКО; 8) … крепость-герой, … машина-автомат, … кресло-качалка, …

ракета-носитель, … блок-схема.

Упражнение 2. Употребите данные слова в форме ед. ч., разделите их на группы в зависимости от родовой принадлежности.

Банкноты, босоножки, ботинки, гетры, идиомы, катаракты, клавиши,

компоненты, коррективы, кроссовки, манжеты, метаморфозы, перифразы, плацкарты, расценки, рельсы, сандалии, туфли, эполеты.

Упражнение 3.
Образуйте форму Им. п. мн. ч. следующих существительных
1.Автослесарь, бойлер, боцман, брат, бухгалтер, вензель, возраст, ворох,

вымпел, диктор, директор, договор, жемчуг, инженер, инспектор, конвейер,

конструктор, корректор, лектор, месяц, округ, пальто, полис, порт, прииск,

профессор, редактор, ректор, сестра, табель, торт, тренер, шофер, шрифт, эксперт.
2.Борт, буфер, веер, вексель, вензель, директор, доктор, жёлоб, жернов, катер, кивер,

китель, купол, кучер, лемех, невод, окорок, округ, ордер, отпуск, парус, паспорт,

погреб, сорт, сторож, тетерев, тополь, цех, шомпол. 3.Бункер, воз, госпиталь,

диспетчер, драйвер, инструктор, корректор, короб, комбайнер, крейсер, кузов, обод,

пекарь, писарь, приговор, прииск, принтер, плейер, свитер, сектор, слесарь, стог,

токарь, том, флигель, флюгер, хутор, штурман, ястреб.

Упражнение 4..Употребите данные существительные в форме Род. п. мн. ч.

1.Аптекари, башкиры, болгары, бушмены, грузины, казахи, калмыки2.2.Амперы, вольты, герцы, граммы, гектары,

динары, килограммы, километры

3.Ботинки, ботфорты, боты, бутсы, валенки,гетры

4.Статьи, ведомости, слоги, купоны, места,

жирафы, цапли

5.Абрикосы, апельсины, баклажаны, бананы,

вафли, грейпфруты, гренки, макароны

Упражнение 5.Выберите вариант, соответствующий нормам литературного языка. При наличии двух вариантов укажите их стилистическую окрашенность (если она имеется).
1.Билет (с плацкартом — с плацкартой), красивый георгин — красивая

георгина, ГЭС уже дал электроэнергию — ГЭС дала электроэнергию, (синий —

синее) платье-костюм.

 2.Прибыла партия (макарон — макаронов), двести (грамм —

граммов) кофе, песни (грузин — грузинов), несколько пар (носок — носков), пять

(килограмм — илограммов) (яблок — яблоков), запах (апельсинов — апельсин,

мандаринов — мандарин, бананов — банан).

3.Много (народа — народу), принял

таблетку (аспирина — аспирину), навалило (снега — снегу), упустил из (вида —

виду), мёда — мёду, чая — чаю, коньяка — коньяку, мела — мелу, сахара — сахару,

супа — супу, сыра — сыру, цемента — цементу, плеч — плечей, свеч — свечей,

ясель — яслей, в быте — в быту, в аэропорте — в аэропорту, на счёте — на счету, в

спирте — в спирту.

4.Годы — года, дизели — дизеля, крейсеры — крейсера,

редакторы — редактора, слесари — слесаря, тракторы — трактора.

 

 

Упражнение 6 . Запишите данные прилагательные в краткой форме. Выявите различия в значении и функционировании полной и краткой форм.
Яркая звезда, смирные дети, нервная девочка, серое небо, пустые вёдра, тусклый свет, светлые волосы, зелёная листва

 


 


Упражнение 7.Образуйте все возможные краткие формы мужского рода единственного числа следующих прилагательных.

Бессмысленный, бесчувственный, естественный, искусственный,

родственный, свойственный, существенный, тождественный.

 

Упражнение 8. От данных прилагательных образуйте простую форму сравнительной степени.

Бойкий, горький, дорогой, злой, красивый, ловкий, мелкий, мокрый, плохой
Упражнение 9. Исправьте ошибки в образовании форм степеней сравнения имён

прилагательных, употребите их правильные варианты.

Более выше, менее слаще, более помоложе, более лучше, самый наилучший,

самый наименьший. И я думаю, что с этого момента я буду стараться достигать

наиболее лучших результатов в моём профессиональном росте.
/…числительные – отдельно…/

Упражнение 10. Образуйте нужную падежную форму местоимений ОН, ОНА, ОНО, ОНИ с предлогами:

а) без, для, до, из, у, вокруг, возле, мимо, около, сзади, после; к, за, с, между, в;

б) вопреки, согласно, наперекор, вслед, навстречу, подобно, благодаря,

сообразно.


Упражнение11.
Прочитайте. Найдите ошибки, двусмысленность в данных

высказываниях. Исправьте.
Мимо их пронеслась машина.
По поводу него уже много говорили.
Сестра старше него.
 Мы работаем лучше неё.
Он велел другу передать сестре свои извинения.

Упражнение 12.

От данных глаголов образуйте глаголы несовершенного вида с

суффиксами -ыва (-ива), -ва или .

Заработать, засорить, надломить, нажить, обособить, обусловить, огорошить, одолжить, отдать, подготовить

 

Упражнение 13. Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед. ч. настоящего или будущего

простого времени данных глаголов (если это возможно).
 
Образец: бороздить — я борозжу, он

бороздит.

Басить, бриться, брызгать, выздороветь, вынудить, гудеть, двигать, дерзить, колесить, колыхать ложиться, присмотреться, радоваться, сеять, слышать,стелить, постлать, тащить, таять.

Упражнение 14. Употребите глаголы лечь и стереть в формах 1, 2 и 3-го лица ед. и мн.ч. будущего времени.

 


Упражнение 15.
Определите, какие нормы русского литературного языка нарушены.

Исправьте ошибки.

Текёт, жгёт, убегёт, убёг, хотит, хочут, бежат, ляжь, ездиит, едь, смеялися, победя противника, хотев

 

Упражнение 16.
Образуйте все возможные формы деепричастий следующих глаголов.

Отметьте их стилистические особенности.

Запереть, вытереть, вывезти, вывести, обрести, прочитать, сказать

Упражнение 17.
Определите, с какой падежной формой имени употребляется тот или иной предлог или предложное сочетание; употребите их в сочетании с именами существительными.

1. Ввиду, вследствие, в силу, по окончании, по прибытии, по причине. 2.Благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.