Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

Практическое занятие № 1. Культура и природа.

Цель занятияпоказать, что характеристика феномена культуры не возможна без понимания неразрывной связи культурной деятельности человека с природой; выяснить, какие тенденции существуют во взглядах на взаимодействие природы и человека.

Задание 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы.

а) Культура как вторая природа. Культурологическая мысль о взаимодействии природы и культуры.

б) Роль природных факторов (ландшафт, климат и др.) в формировании того или иного типа культуры.

в) Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

Задание 2. Подготовиться к обсуждению проблемы «Причины конфликта и пути гармонизации природы и культуры».

При изучении данной темы необходимо усвоить следующие понятия: внебиологичность культуры,«вторая природа»,«очеловечивание природы»,географический детерминизм,экология,«экологический пессимизм»,научно-технический оптимизм»,ноосфера.

 

 

Практическое занятие № 2-3. Религия, искусство и наука в системе культуры.

Цель занятия – а) рассмотреть религию как особую форму культуры, которая оказала влияние на все стороны развития человечества как в древности, так и в современном мире; выяснить, какие существуют подходы к объяснению феномена религии.

б) показать процесс возникновения и развития науки, в результате которого она превращается в культурообразующий фактор и начинает выполнять социальные функции; выяснить проблему соотношения религии и науки в истории культуры.

в) определить особенности искусства как феномена духовной культуры, дать характеристику видам искусства, проанализировать функции искусства.

Задание 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы.

а) Истоки религиозного сознания (рациональный и теологический подходы). Сущность религии.

б) Предпосылки возникновения науки. Принципы научного познания.

в) Отличительные признаки религии и науки как феноменов культуры.

г) Искусство как художественно-образное отражение и постижение мира. Теории происхождения искусства.

д) Принципы классификации видов искусства. Стили в искусстве.

Задание № 2. Определить и сравнить функции религии, науки и искусства в форме таблицы, подобрать примеры для характеристики функций.

При изучении данной темы необходимо усвоить такие понятия, как политеизм, анимизм,тотемизм,фетишизм,магия,миф,обряд,культ,монотеизм,теоцентризм, теология,схоластика,иррационализм,рационализм,жанр,катарсис,унификация.

 

 

Практическое занятие № 4. Роль религии в формировании китайской, индуистско-буддийской и арабо-исламской цивилизации.

Цель занятиярассмотреть сущность религиозных систем данных цивилизаций, методом сопоставления определить их особенности, выявить связь религиозных особенностей со своеобразием государственного, социального и духовного устройства Китая, Индии и арабо-исламского мира.

Задание 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы.

а) Китайско-конфуцианская религиозная традиция-цивилизация.

б) Индуистско-буддийская религиозная традиция-цивилизация.

в) Арабо-исламская традиция-цивилизация.

Задание 2. Подготовиться к обсуждению вопроса об особенностях традиций-цивилизаций и проблеме сосуществования в современном мире.

При изучении данной темы необходимо усвоить такие понятия, как конфуцианство,культ предков,Веды,ведизм,брахманизм,джайнизм,индуизм,буддизм, реинкарнация,сансара,карма,нирвана,мокша,ислам,шариат,хадж,Коран,исламский фундаментализм; запомнить основателей религиозных системКонфуция, пророка Мухаммеда, Будду (Сиддхартха Гаутама).

 

 

Практическое занятие № 5. Античность как тип культуры. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии.

Цель занятияобъяснить, в результате влияния каких факторов, сформировался особый тип античной культуры; благодаря каким идеям христианство стало сначала государственной религией Римской империи, а впоследствии – мировой религией, выяснить причины раскола христианства и особенности христианских конфессий; показать, какое влияние оказали античная культура и христианство на становление Западной цивилизации.

Задание 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы.

а) Особенности античной (греко-римской) культуры.

б) Сущность христианства, становление христианской церкви.

в) Причины раскола христианства.

г) Католицизм, православие, протестантизм.

Задание № 2. Вопросы для обсуждения: почему из двух монотеистических религий (иудаизм и христианство) на территории Римской империи именно христианство стало ее государственной религией? Идеи какой христианской конфессии вам ближе, почему?

Необходимо усвоить следующие понятия: полис,демократия,олигархия,пантеон,антропоморфизм, антропоцентризм, космос, агонистика, Ветхий Завет, Мессия, апостол, Евангелие,христианизация,миссионер,Ватикан,патриарх,Византия; знать следующих исторических деятелей: Гомер,Платон,Аристотель,Сократ,Геродот,Иисус Христос, Мартин Лютер,Жан Кальвин.

 

 

Практическое занятие № 6. Основные этапы истории культуры России. Культурологическая мысль в России.

Цель занятияпоказать отличительные черты русской культуры (молодость, свой ритм, не соотносимый с периодизацией истории Западной Европы, «культурное одиночество», прерывистость, катастрофичность, растворенность в природе, бинарность); попытаться выяснить их причины; определить роль западников и славянофилов в становлении русской культурологической мысли.

Задание № 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы:

а) Влияние природно-географического, геополитического и религиозного факторов на развитие русской культуры.

б) Отличительные черты основных этапов истории культуры России.

в) Основные направления в культурологической мысли России (славянофилы, западники).

г) Особый тип – советская культура.

д) Характерные черты современного культурного процесса в России.

Задание 2. Вопросы для обсуждения. Какие социальные установки доминируют в русском культурном архетипе? В чем проявляется бинарность (двойственность) и амбивалентность русской культуры? Достижения и утраты советской культуры. Дать аргументированную оценку состоянию культуры в современной России.

Необходимо усвоить следующие понятия: византийская традиция,двоеверие,исихазм,иконопись,«Москва есть третий Рим»,«культурное одиночество»,соборность, церковный раскол,обмирщение культуры,золотой век русской культуры,серебряный век русской культуры,«русская идея»,оттепель.

Запомнить следующих деятелей русской культуры: Владимир Святой,Андрей Рублев,Сергий Радонежский,Иван Федоров,патриарх Никон,протопоп Аввакум,       М.В. Ломоносов,Н.М. Карамзин,А.С. Хомяков,П.Я. Чаадаев,В.С. Соловьев,                Н.А. Бердяев,Д.С. Лихачев,А.И. Солженицын.

 

 

Практическое занятие № 7. Культура и общество.

Цель занятия: показать, что культура социальна по своей природе, культура и общество взаимопроникают; выяснить, какие функции выполняет культура в обществе; дать характеристику культурам той или иной социальной группы.

Задание № 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы:

а) Социальное и индивидуальное в культуре. Социальные функции культуры.

б) Культура социальных групп (маргинальная культура, этническая и национальная, демократическая и элитарная, молодежная субкультура, массовая культура).

в) Понятие идентичности, ментальности.

Задание № 2. Вопросы для обсуждения: Культура какой социальной группы отличается закрытостью, консерватизмом, опорой на традицию, почему? Какие черты присущи массовой культуре? Опасна ли для человечества массовая культура? Почему молодежная субкультура громко заявила о себе только в эпоху техногенной цивилизации?

Необходимо усвоить следующие понятия: маргинал,этнос,нация,элита, субкультура,контркультура,ментальность,идентичность,техногенная цивилизация.

 

 

Практическое занятие № 8.Межкультурные коммуникации.

Цель занятиявыяснение роли ценностей как факторов социального взаимодействия, определение понятия «межкультурная коммуникация», выяснение сущности толерантности и эмпатии как специфических черт коммуникативных процессов, характеристика особенностей культурного взаимодействия в условиях глобализма.

Задание № 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы:

а) Знания, ценности, регулятивы как составные элементы культуры.

б) Категории «социализация личности», «культурная интеграция», «культурная ассимиляция», «аккультурация», их содержание и соотношение.

в) Этноцентризм, ксеноцентризм и культурный релятивизм как разновидности межкультурной коммуникации. Язык как главный элемент межкультурной коммуникации.

г) Понятие «толерантность», его сущность и значение. Эмпатия как один из уровней взаимодействия. Культурное взаимодействие и глобализация.

Задание № 2. Вопрос для обсуждения: В культурологии существует деление культур на интровертивные – закрытые для межкультурной коммуникации, и экстравертивные – направленные на окружающий мир, межкультурный обмен. Попробуйте определить тип отечественной культуры в контексте такой классификации.

Необходимо усвоить следующие понятия: социализация,культурная ассимиляция, аккультурация,этноцентризм,ксеноцентризм,релятивизм,толерантность,эмпатия, аномия,культурные универсалии.

 

 

Практическое занятие № 9. Проблемы культуры ХХ века. Модернизм и постмодернизм.

Цель занятиявыяснить сущность новых культур (модернизм, постмодернизм) ХХ века, показать их связь с научно-технической и информационной революциями, с обществом потребления.

Задание № 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы:

а) Модернизм: понятие, общая характеристика, основные стилевые разновидности.

б) Постмодернизм: понятие, тенденции в культуре постмодернизм.

в) Информационная революция и культура.

Задание № 2. Вопросы для обсуждения: Почему в культуре модерна в искусстве отказались следовать природе, изображать ее видимую реальность?

Необходимо усвоить новые понятия: модернизм,постмодернизм,интуитивизм, абсурд,хаос,фрагментарность,ирония,гротеск,эклектика.

Основная литература:

1) Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2011. – 495 с.

2) Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: учеб. пособие / Андрей Александрович Белик; Ин-т «Открытое о-во». – М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1998. – 238 с.

3) Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие / А.А. Горелов. – М.: Юрайт, 2002. – 398 с.

4) Грушевицкая Т.Г. Культурология: учеб. для вузов по гуманитар.-соц. специальностям / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 687 с.

5) Гуревич П.С. Культурология: учеб. для вузов / П.С. Гуревич. – М.: Проект, 2003. – 332 с.

6) Драч Г.В. Культурология: учеб. пособие для вузов / Г.В. Драч [и др.]; под науч. ред. Г.В. Драча. – Изд. 15-е . – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 571 с.

7) Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии / Ю.Н. Емельянов. – СПб., 1994.

8) Ерасов Б.С. Социальная культурология: учеб. для вузов по направлениям «Социология», «Культурология» / Б.С. Ерасов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Аспект-пресс, 2000. – 590 с.

9) Золкин А.Л. Культурология: учеб. пособие для вузов / А.Л. Золкин; Под ред. Н.В. Михайловой. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2001. – 334 с.: a-ил.

10) Кармин А.С. Культурология: учеб. / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – СПб.: Питер, 2006. – 463 с.

11) Кнабе Г.С. Культурология. История мировой культуры: учебное пособие для вузов по соц.-гуманитарным специальностям и направлениям / Г.С. Кнабе [и др.]; под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003.

12) Костина А.В. Культурология: учеб. пособие для вузов по экон. специальностям и направлениям / А.В. Костина. – М.: КноРус, 2006. – 314 с.

13) Кравченко А.И.Культурология: словарь / А.И. Кравченко. – М.: Акад. проект, 2000. – 670 с.: a-ил.

14) Кравченко А.И. Культурология: учебник / А.И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2007. – 285 с.: a-ил.

15) Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, 1998. – 574 с.: a-ил.

16) Культурология. ХХ век: словарь / Гл. ред., сост. и авт. проекта А.Я. Левит. – СПб.: Унив. кн., 1997. – 630 с.

17) Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э.А. Орлова; Рос. ин-т культурологии. – М.: Изд-во МГИК, 1994. – 214 с.: a-a-ил.

18) Орлова Э.А. Морфология культуры: структура и динамика: учебное пособие / Э.А. Орлова. – М., 1994.

19) Платонова Э.Е. Культурология: учеб. пособие для высш. шк. / Э.Е. Платонова. – М.: Акад. проект, 2003. – 782 с.

20) Силичев Д.А. Культурология : учеб. пособие для вузов / Д.А. Силичев. – М.: Приор-издат, 2004. – 350 с.

21) Толпыкина Т.В. Культурология : учеб. по дисциплине «Культурология» блока ГСЭ Гос. образоват. стандарта / Т.В. Толпыкина, В.Е. Толпыкин. – М.: Гардарики, 2005. – 380 с.

22) Флиер А.Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для высш. шк. / А.Я. Флиер. – М.: Акад. проект, 2002. – 458 с.

23) Хоруженко К.М. Культурология: энцикл. словарь: 2550 слов. ст. / К.М. Хоруженко. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 639 с.

Дополнительная литература:

1. Азбука христианства: слов.-справ. важнейших понятий и терминов христиан. учения и обряда / Сост. А. Удовенко . – М.: Наука, 1997. – 286 с. : a-ил.

2. Актуальные проблемы культуры ХХ века: учеб. пособие для студентов негуманитарных спец. / О-во «Знание» России. – М.: Б.и., 1993. – 190 с.

3. Античность. Словарь-справочник по истории, культуре и мифологии : для гуманитар. вузов и фак. и учащихся ст. кл. сред. шк., лицеев и гимназий по дисциплине «Древ. яз. и культуры» / И. Е. Ермолова [и др.]; под общ. ред. В. Н. Ярхо. – Изд. 2-е испр . – Дубна: Феникс+, 2003. – 295 с. : a-ил.

4. Астапов С.Н. История религий: учеб. пособие / С.Н. Астапов, Е.В. Бурлуцкая, А.Н. Бурлуцкий. – М.: Дашков и К°, 2007. – 254 с.: a-ил.

5. Белик А.А. Личность, культура, этнос: Соврем. психол. антропология: сборник: пер. с англ. / под общ. ред. А. А. Белика. – М.: Смысл, 2001. – 555 с.: a-a-ил.

6. Библейская энциклопедия: с ил. Гюстава Доре и цв. вклейками. – 3-е изд. – М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. – 763 с.: a-ил.

7. Васильев Л.С. История религий Востока : учеб. пособие для вузов / Л.С. Васильев. – 8-е изд. – М.: Университет, 2006. – 702 с.

8. Вебер М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер; пер. А.Ф. Филиппов, П.П. Гайденко; Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 707-735.

9. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский; сост. Н.А. Костяшкин, Е.М. Гончарова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 573 с.: c-портр.

10. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. – М.,1977. – С. 231.

11. Гумилев Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилев. – М.: АСТ, 2004. – 396 с.: a-a-ил.

12. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 556 с.: a-a-ил.

13. Данилевский Н.Я. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XIIвв.): курс лекций: [Учеб. пособие для гуманитар. фак. вузов] / [Ин-т "Открытое о-во"] / Н.Я. Данилевский. – М.: Аспект-пресс, 1998. – 398 с.: a-ил.

14. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский; сост., послесл., коммент. С.А. Вайгачева. – М.: Книга, 1991. – 573 с.

15. Дворниченко А.Ю. История России: учебник для вузов по специальности «История» / А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков. – М.: Проспект, 2006. – 469 с.

16. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / Ганс Зедльмайр; Пер. с нем. Ю. Н. Попова. – СПб.: Аксиома, 2000. – 271 с.

17. Злобин Н.С. Культурные смыслы науки / Рос. ин-т культурологии МК РФ и РАН, Ин-т истории естествознания и техники РАН. – М.: ОЛМА-пресс, 1997. – 288 с.: a-ил.

18. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. – М.: Интрада, 1998. – 255 с.

19. История Древнего Востока : учеб. для вузов по направлению и специальности «История» / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп . – М.: Высш. шк., 1999. – 462 с.: a-ил.

20. История Древнего мира. Древний Восток: Индия. Китай. Страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск: Харвест, 1999. – 844 с.: a-ил.

21. История мировой культуры: наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / М. Л. Андреев, А. Я. Гуревич, Г. С. Кнабе и др.; Отв. ред. С. Д. Серебряный; Ин-т «Открытое о-во». – М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1998. – 425 с. : a-ил.

22. История России для технических вузов: учеб. пособие по дисциплине «Отечеств. история» / Асадов А. И. [и др.]; под ред. Б.В. Личмана. – Изд. 3-е, перераб. и доп . – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 571 с.

23. Кант И. Критика способности суждения : пер. с нем. / Вступ. ст. А. Гулыги. – М.: Искусство, 1994. – 365 с.

24. Кант И. Критика чистого разума: Пер. с нем. /Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. – М.: Мысль, 1994. – 591 с.

25. Кассирер Э. Философия символических форм (введение и постановка проблемы) // Культурология ХХ века. Антология / Э. Кассирер. – М., 1996.

26. Кефели И.Ф. Культура и природа / И.Ф. Кефели // Соц.- политический журнал. – 1995.

27. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культур. последствия техн. развития: Пер. с нем. / Петер Козловски. – М.: Республика, 1997. – 240 с.

28. Кондаков И.В. Культура России: краткий очерк истории и теории: учеб. пособие / И.В. Кондаков. – 3-е изд. – М.: Университет, 2007. – 356 с.

29. Леви-Строс К. Структурная антропология / Клод Леви-Строс; [Пер. с фр. под ред. и с примеч. В.В. Иванова]. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001. – 510 с.: a-ил.

30. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПБ, 2000. – 703 с.: a-ил.

31. Лотман Ю.М. Типология культуры. Взаимное воздействие культуры / Ю.М. Лотман. – М., 1982.

32. Малиновский Б. Научная теория культуры: [Пер. с англ.] / Б. Малиновский. – М.: ОГИ, 1999. – 205 с.

33. Мень А.В. История религии : пособие для дополнит. образования учащихся: в 2 кн. / А.В. Мень. – М.: ИНФРА-М, 2005, 2005.

34. Мысли о культуре: учеб. изд. / Гос. ун-т – Высш. шк. экономики; сост. Ф. В. Шелов-Коведяев. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 159 с.

35. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т.: [Пер. с нем.] / Ф. Ницше; [Сост. и примеч. К. А. Свасьяна]. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998, 1998. – 862 с.

36. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: [Пер. с исп.] / Хосе Ортега-и-Гассет; [Сост., предисл. В. Ю. Кузнецова]. – М.: АСТ, 2001. – 509 с.

37. Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М., 1983. – 604 с.

38. Религиоведение: Хрестоматия: учеб. пособие для вузов: [Пер. с англ., нем., фр.] / Под ред. [и сост.] А.Н. Красникова. – М.: Университет: Юрайт, 2000. – 798 с.

39. Религия в истории и культуре: учеб. для вузов / М.Г. Писманик, Р.Г. Балтанов, Г.Р. Балтанова и др.; под ред. М.Г. Писманика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2000. – 591 с.: a-ил.

40. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: пер. с нем. / Генрих Риккерт; Общ. ред. и предисл. А.Ф. Зотова; Сост. А.П. Полякова, М.М. Беляева; Подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой. – М.: Республика, 1998. – 410 с.

41. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура: сборник / В.В. Розанов; Сост. и вступ. ст. А.Н. Николюкина; Коммент. Н.Д. Александрова, М.П. Одесского. – М.: Республика, 1992. – 397 с.

42. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии [пер. с англ.] / А.Р. Рэдклифф-Браун. – М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. – 414 с.

43. Сирин А.Д. Необоримая стена. – Иркутск: Журн. «Сибирь», 2000. – 204 с.: a-ил.

44. Соколов Э.В., Ортега-и-Гассет Х. Век элитного искусства и массового общества / Э.В. Соколов, Х.Ортега-и-Гассет // Человек, №6. – 2002.

45. Сорокин П.А. Социальная мобильность: пер. с англ. / П.А. Сорокин; под общ. ред. В.В. Сапова. – М.: Академия, 2005. – 588 с.: a-a-ил.

46. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин; Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова. – М.: Политиздат, 1992. – 542 с.

47. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре: пер. с англ. / Э.Б. Тайлор. – Смоленск: Русич, 2000. – 623 с. : a-ил.

48. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. / Э.Б. Тайлор; Предисл. А.И. Першица. – М.: Политиздат, 1989. – 572 с.: a-ил.

49. Тетенькин А.В. Культурология: учеб. пособие для всех форм обучения всех специальностей / А. В. Тетенькин; Иркут. гос. техн. ун-т. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003. – 94 с.

50. Тойнби А.Д. Постижение истории: Сборник: Пер. с англ. / А.Д. Тойнби; Сост. Огурцов А.П. – М.: Прогресс, 1990. – 730 с.: a-ил.

51. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры: пер. с англ. / Л. Уайт. – М.: РОССПЭН, 2004. – 1062, [1] с.

52. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции 1-15: [Перевод] / З. Фрейд. – СПб.: Алетейя, 2000. – 278 с.

53. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции 16-35: [Перевод] / З. Фрейд. – СПб.: Алетейя, 2000. – 497 с.

54. Фрейд З. Тотем и табу: сборник: Перевод / З. Фрейд; Сост. и авт. предисл. П.С. Гуревич. – М.: Олимп; Назрань: АСТ, 1997. – 446 с.

55. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: исслед. магии и религии: пер с англ. / Д.Д. Фрейзер; ред., послесл. и коммент. С.А. Токарева. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 702 с.: a-ил.

56. Хайдеггер М. Бытие и время / Мартин Хайдеггер; Пер. В.В. Бибихина. – М.: Ad Marginem, 1997. – 451 с.

57. Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хейзинга. – М., 1992.

58. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: [Сб. работ]: Пер. с нем. / А. Швейцер; Сост. и послесл. А.А. Гусейнова; Общ. ред. А.А. Гусейнова, М.Г. Селезнева. – М.: Прогресс, 1992. – 573 с.: a-ил.

59. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории / Освальд Шпенглер; пер. [с нем.] И.И. Маханькова. – М.: Айрис-Пресс, 2003 - Т. 1 Образ и действительность. – Б.м.: Б.и., 2003. – 522, [1] с.: c-портр.

60. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории / Освальд Шпенглер; пер. [с нем.] И.И. Маханькова. – М.: Айрис-Пресс, 2003 - Т. 2 Всемирно-исторические перспективы. – Б.м.: Б.и., 2003. – 611, [1] с.: a-a-ил.

61. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований: [Перевод] / При участии Г.С. Винер. – М.: ВГБИЛ, 1997. – 413 с.

62. Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг; Пер. с нем. С. Лорие, перераб. и доп. В. В. Зеленским; Под общ. ред. В. В. Зеленского. – СПб.: Азбука, 2001. – 732 с.

63. Юнг К.Г. Психология бессознательного [Пер. с нем.] / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 1998. – 397 с.

64. Язык как средство транслитерации культуры: сб. статей. – М., 2001.

65. Ясперс К. Смысл и назначение истории: сб.: Пер. с нем. / Карл Ясперс. – 2-е изд. – М.: Республика, 1994. – 527 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.