|
|||
Приложение 1 2 страница
[194] На самом деле это произошло позже, в 614 г., уже при Ираклии.
[195] 610 г
[196] Обычно датой аварского вторжения считают 611 г., хотя некоторые считают, что оно могло быть даже в 602 г. Фока правил с 602 по 610 гг. Если смерть Севера, патриарха Аквилеи, произошла в 606 г., то аварское вторжение состоялось после этой даты, поскольку Гизульф советовался по поводу его приемника (Hodgkin, VI, 51). Предшествующие отношения лангобардов и авар были самого дружеского характера. Были договоры о союзе, совместных походах в Истрию. Франкам авары посылали предостережения, чтобы те хранили мир с лангобардами, а Агилульф предоставлял кагану корабелов для морской экспедиции против Восточной империи (см. выше. Гл.24; Hodgkin, VI, 50‑51)
[197] на реке Тальяменто
[198] В Карнии
[199] В Фриуле
[200] Около Чивидале на дороге в Кормону (Waitz). Согласно другим, Инвилино (Abel)
[201] Священное поле не идентифицировано
[202] Вергилий, Георгики, IV, 83, где это говориться о пчелах. Павел немного изменил цитату
[203] Возможно, Павел пропускает некоторые линии в своей генеалогии. Четыре поколения очень мало для времени, прошедшего после Леупхия, пришедшего в Италию вместе с Альбоином в 568г., и Павлом, который родился между 720 и 730 гг. Также примечательно, что Леупхий, уже взрослый человек в 568 г, оставляет пятерых маленьких детей во время аварского вторжения в 610 г. (Hodgkin, VI, 58)
[204] Hodgkin, VI, 59 и Hartmann, II, I, 236. Долина Гайля (Gail) в Каринтии и восточном Тироле
[205] Эта церемония показывала, что тот, кто обрил бороду и подстриг волосы, достиг возраста зрелости. Аналогично, эту же церемонию провел Лиутпранд для сына Карла Мартелла (см. ниже кн.6, гл.53)
[206] Фредегар (IV, 69) рассказывает историю (которая некоторыми рассматривается как вариант данной) об убийстве Тасо патрицием Исааком. Король Ариоальд предложил Исааку простить один из трех кентенариев золота, которые империя должна была ежегодно выплачивать лангобардам, если он убьет ставшего мятежником Тасо. Исаак пригласил Тасо в Равенну, вместе с отрядом воинов, которые предварительно сложили свое оружие у стен города. И когда они вошли в город, то были убиты. Дань была соответственно уменьшена. Вскоре после этого Ариоальд умер. Поскольку Ариоальд правил в 626‑636 гг., а Исаак не был экзархом до 630 г., этот рассказ не соотносится с историей Павла, так как события, описанные в ней произошли на много лет раньше. Или Фредегар излагает неточную версию, или же совпадение имен – случайность, и эти истории относятся к двум разным событиям. (Hodgkin, VI, 59)
[207] De Rubeis говорит, что это произошло в 616 г
[208] После смерти Секунда в 612 г. источники Павла по истории Трента становятся скудными, и мы уже мало слышим об этом герцогстве
[209] Вероятно в 615 или 616 г. (Waitz, Hodgkin, VI, 147)
[210] Фредегар (гл.49) рассказывает эту историю так: Адалоальд, по совету некого Евсевия, намазал себя в бане некой мазью, и после этого не мог делать ничего, кроме того, о чем ему говорил Евсевий. И что таким образом его убедили приказать убить всех вождей и ноблей лангобардов, а после такого убийства – сдаться империи, вместе со всеми своими людьми. И что будто бы, когда он предал двенадцать человек смерти, без какой бы то ни было вины с их стороны, то остальные договорились возвести на трон Ариоальда, герцога Турина, который был женат на Гундиперге, сестре Адалоальда. И Адалоальд принял яд и умер, а Ариоальд сразу же овладел королевством. Возможно, рвение Теуделинды и Адалоальда к католической вере могло вызвать реакцию у лангобардов, которые были арианами и, возможно, они были недовольны примирительной, по отношению к империи, политикой, что было характерным для баварской династии правителей – потомства Теуделинды. Легенда о Евсевии, возможно, была отражением этого недовольства. Приемник Адалоальда определенно был арианином. Мы уже видели, (гл.34) что во времена Адалоальда экзарх Элевтерий победил и предал смерти взбунтовавшегося и захватившего Неаполь Иоанна из Компсы. После этого мятежа война с лангобардами возобновилась, и лангобардский полководец Сундрар несколько раз разбил экзарха, который в конце концов получил мир ценой ежегодной дани в 500 фунтов золота (Hodgkin, VI, 154‑155). Позже мы видим, что экзарх Элевтерий пытался установить самостоятельную власть и был убит, хотя Павел ошибочно относит эти события в времени правления Агилульфа. В 625 г. папа Гонирий I обращаясь в письме к новому экзарху Исааку, говорит, что некоторые епископы по ту сторону По выдвинули некоего Петра, который видимо занимал высокую должность, но поддерживал не католика Адалоальда, а тирана Ариопальта (Ариоальда) (Hodgkin, VI, 158). Поскольку преступление епископов было слишком одиозно, то папа просил экзарха прислать их в Рим для наказания, как только Адалоальд будет восстановлен на престоле. Этот спор между Адалоальдом и Ариоальдом, видимо происходил между 624 и 626 г. (Hodgkin, VI, 160), и кажется вероятным, что Адалоальд мог найти приют у экзарха в Равенне, из чего Wiese заключает, что его смерть, возможно, произошла по приказу Исаака – тем самым тот старался избежать осложнения отношений с лангобардами. Мы не знаем, каково было в этом споре участие Теуделинды. Она умерла 22 февраля 628 г, вскоре после смерти Адалоальда (Hodgkin, VI, 160)
[211] Вероятно, в 626 г
[212] Фредегар (гл.51) сообщает нам, что Гундиперга (жена Ариоальда и дочь Агилульфа и Теуделинды) однажды сказала, что Адалульф, знатный человек на королевской службе, обладает красивой внешностью. Адалульф, прослышав об этом, предположил, что должно быть она готова нарушила с ним клятву супружеской верности. Но она с презрением отвергла его домогательства, после чего он обвинил ее в том, что она имела тайное свидание с Тасо, герцогом Тосканы, и обещала тому отравить короля и возвести Тасо на трон. Из‑за этого Ариоальд заключил ее в крепость. Два года спустя Хлотарь II, король франков, отправил послов к Ариоальду спросить, почему она заточена, и когда была объяснена причина, то один из послов предложил себя для судебного поединка и либо подтвердить ее виновность, или установить, что она невинна. Поединок состоялся, Адалульф был убит защитником королевы, и она была восстановлена в королевском достоинстве. (Hodgkin, VI, 161‑163)
[213] Вероятно до этого времени – в 612 г
[214] Св. Колумбан родился не в Шотландии, а в Ирландии около 543 г. и поступил в монастырь в Бангоре в то время, когда ирландские монастыри были центрами культуры. Спустя несколько лет он приобрел опыт, чтобы самому проповедовать евангелие, сперва в Британии, а затем – в Галлии. Сигиберт, король Австразии и муж Брунгильды, дал ему разрушенную виллу Анагратий, в которой он основал монастырь, но через некоторое время он удалился в пещеру, и столь прославился чудесами, что вокруг него собралось много учеников, и было найдено необходимым основать другой монастырь в Луксовии во владениях Гунтрама Бургундского (современные Вогезы). Около Ад Фонтанас был основан третий (Hodgkin, VI, 110,113). Позже он навлек на себя гнев Брунгильды и ее внука Теудериха Бургундского и был изгнан из королевства. При покровительстве Теудеберта Австразийского он нашел убежище в Брегенце (Bregenz) на озере Констанц, где положил конец существовавшему в окрестностях культу языческих богов. По смерти Теудеберта, которую святой предсказал, он отправился в Италию, где был хорошо принят Агилульфом и Теуделиндой. Он провел несколько месяцев при королевском дворе в Милане и имел там споры с арианскими священниками. Некий Йокунд пришел к королю Агилульфу и рассказал о прелестях монашеской жизни, предлагая для этого деревню Боббио на Требии, среди Апеннин. Колумбан удалился туда и там построил монастырь, который стал важным инструментом в деле обращения лангобардов из арианства в католичество и в деле распространения римской культуры среди этого народа (Hartmann, II,2,225). Он был человеком большой учености. Он помогал Теуделинде в ее конфликте с арианством, но при этом, он стал сторонником схизматиков в споре о Трех Главах, и Теуделинда использовала его в их защите, что он и сделал в длинном письме к папе Бонифацию IV, третьему приемнику Григория Великого. Агилульф желал покончить со схизмой, и Колумбан утверждал в своем письме, что король обещал принять католичество, если сможет быть уверенным в этом предмете. Колумбан умер в 615 г, в том же годе, что и Агилульф
[215] Hartmann (II, I, 235) полагает, что в этот срок включено и то время, когда Адалоальд возглавлял мятеж против Адалоальда. Ротари взошел на престол в 636 г. (Waitz)
[216] Фредегар рассказывает, что после смерти Ариоальда, его вдову Гундипергу, также как и Теуделинду, просили выбрать его приемника. Именно ее выбор пал на Ротари, она пригласила его с тем, чтобы он развелся со своей женой и женился на ней. Он так и сделал, но впоследствии держал ее во дворце в одной маленькой комнате, тогда как сам жил со своими наложницами. После 5 лет такого заточения вмешался франкский король Хлодвиг II, и она была восстановлена в своем королевском достоинстве (Hodgkin, VI, 165‑166). Эта история выглядит повторением опалы Гундиперги во время правления ее первого мужа. Кажется, что брак Ротари с Гундипергой, подобно браку Агилульфа с Теуделиндой, должен был подкрепить законность его притязаний на трон и, возможно, тот факт, что он был арианином, а она – католичкой, и породил вышесказанную историю (Hartmann, II, I, 239‑240)
[217] Фредегар рассказывает (гл.71), что в начале своего правления он предал смерти многих непослушных ноблей и, что в своих усилиях по поддержанию мира он был очень строг
[218] За исключением Адалоальда, все короли лангобардов того времени были арианами, хотя их религиозные убеждения и не были очень твердыми, и вообще, они были веротерпимы (Hodgkin, VI, 144‑145). Верования захватчиков приведенных Альбоином были довольно смешанными. Некоторые из них еще были пропитаны духом язычества, большинство было арианами, а сопровождавшие его в походе жители Норика и Паннонии – католиками. Обращение лангобардов в католичество стимулировалось смешанными браками с римлянками. Теуделинда, которая была католичкой, много сделала для ускорения этого процесса. Даже уже во времена Григория Великого у лангобардов были католические епископы
[219] Это сомнительно. Павел знал о некоторых арианских епископах и он, конечно, ошибочно предположил, что в тех же местах были и католические (Hartmann, II, I, 278)
[220] Ср. этот рассказ с «Chronicum Gothanum»: «Ротари правил 16 лет, и при нем у лангобардов получили начало закон и право, и впервые законы им были даны законы в письменном виде. До этого при вынесении судебных решений руководствовались обычаем („cadarfada“), благоразумием и традициями». Эдикт Ротари был опубликован 22 ноября 643 г. Он состоял из 388 статей. Хотя он и был написан на латыни, но большая его часть – чисто лангобардского происхождения. По этому кодексу, человек, который злоумышлял против короля или дезертировал от своих командиров в бою, должен был быть предан смерти, но тех, кого обвиняли в менее тяжких преступлениях, могли решать дело поединком. Если свободный человек замыслил и осуществил убийство другого, то можно было придти к соглашению с убийцей в зависимости от ранга убитого (Hodgkin, VI, 175‑179). Если кто‑нибудь «поставит себя на пути» свободной женщины или девушки, или надругается над ней, то должен заплатить 900 солидов. Если кто‑нибудь «поставит себя на пути» свободного человека, то он заплатить ему 20 солидов, если не нанесет ему телесных повреждений. Эти условия показывают высокое положение свободных женщин. Если кто‑нибудь «поставит себя на пути» раба другого мужчины, или прислужницы, или полусвободного («aldius»), то он должен заплатить 20 солидов хозяину этого человека. Все телесные повреждения имели расценки, будь то зубы, пальцы рук, пальцы ног – все перечислены, и для каждого случая установлена фиксированная плата. Много статей относится к телесным повреждениям полусвободных или домашних рабов. Это были не равнозначные понятия и, видимо, покоренное римское население относилось к первому типу (то есть полусвободным – aldius). Еще более низким классом были рабы на полях (Hodgkin, VI, 180‑189). В законах о наследовании предусматривалось наделение как законных, так и внебрачных детей, хотя последних – в меньшем объеме. Отец никогда не мог лишить сына наследства, за исключением совершения им особо тяжких преступлений. Дарения имущества совершались в присутствии даримой вещи «thing» и при наличии, по меньшей мере, нескольких свободных людей – пережиток народного права древних германцев, от которого пошло латинизированное слово «thingare» для названия подарка или пожертвования. Один из законов Ротари гласит, что если кто‑нибудь желает отказать свое имущество другому, то должен сделать «дар копья» («gairething»), отнюдь не тайно, а перед свободными людьми. Лангобардские женщины всегда имели некоторую форму покровительства. Если человек совершал безнравственный поступок с женщиной рабыней, «принадлежащей народам», то должен был заплатить ее хозяину 20 солидов, если с римлянкой – то 12 солидов. Римские зависимые женщины имели меньшую ценность по сравнению с рабынями германского или какого либо другого происхождения. Это единственная в законах Ротари ссылка на римлян, как таковых. Если раб или aldius женился на лангобардской женщине, то ее родственники имели право убить или продать ее и поделить ее имущество. Никакой раб или aldius не мог обладать собственностью, иначе как с согласия своего хозяина или патрона. Рабы могли быть освобождены несколькими способами, но существовали суровые законы для преследования и возвращения беглых. В судебной процедуре преобладала практика испытания огнем и поединки. Кодекс Ротари был до крайности грубым и варварским по сравнению с законами Юстиниана, по которым население Италии жило до лангобардского нашествия. В законах Ротари права клана, столь важные в период переселения лангобардов, становились все более и более подчиненными правам государства (Hartmann, II, 2,11), права семьи все еще продолжали признаваться очень важными. Всеобщее собрание свободных людей продолжало прибавлять торжественности при свершении важным актов, таких как объявление новых законов или выборы короля., хотя теперь уже стала очевидной невозможность, как в ранние времена, собрания всех, способных носить оружие людей. Виллари (Villari (Le Invasioni Barbariche in Italia, p. 310)) полагает, что косвенное воздействие римского права на законы Ротари проявилось не только в латинском языке, на котором они были записаны, но и в некоторых фразах, подобных юстиниановским, и в самом их расположении по некоей системе, а также в некоторых положениях, которые, как он думает, не могут быть отнесены к германскому праву. Он добавляет, что нельзя себе представить того, чтобы лангобарды смогли разрушить существовавшую веками систему юриспрудениции, которая еще продолжала существовать среди покоренных жителей Италии в виде ряда законных отношений, неведомых их завоевателям., так что законы последних для них и не предназначались, ни того, что римское право могло бы быть уничтоженным, а впоследствии вновь возникнуть в лангобардской Италии, без какого бы то ни было упоминания в документах или хрониках ни о его исчезновении, ни о его восстановлении. Он заключает, что, хотя это официально и не признавалось, но все же допускалось жить по старым обычаям, и эти обычаи продолжали действовать в частных отношениях между покоренными жителями Италии. Это взгляд он подтверждает 204‑й статьей закона Ротари, в которой говорится: «если какая‑либо свободная женщина, живущая по закону лангобардов», и отсюда выводит, что были и другие, живущие не по этому закону. Кроме того, объявлялось (Hodgkin, VI, 231), что иностранцы, прибывшие, чтобы осесть на земле, должны жить по закону лангобардов, если только они не получили от короля право жить по какому‑либо другому закону. Виллари также видит доказательство сохранения римского права в позднейшем лангобардском законодательстве Лиутпранда в котором предусматривалось, что если лангобард, после того как породил детей, становился клириком, то на него продолжает распространяться действие того закона, по которому он жил до того, как стал клириком. Это должно показывать, что после того, как стать монахом, отец жил по какому‑то другому закону, а этот закон может быть только римским правом. Виллари, в другом месте законодательства Лиутпранда видит также и существование канонического права
[221] Ротари говорит о 76‑м годе.
[222] Его общение с римлянами, как и в случае с Адалоальдом, привело к безумию. Это – лангобардская идея о результатах контактов принцев их народа с римской роскошью и цивилизацией
[223] Этот фрагмент приводится в соответствии с текстом Waitz, который не является общепринятым
[224] То есть Беневентума. Это произошло в 641 г
[225] Этот фрагмент – согласно тексту Waitzа
[226] Радуальд и Гримоальд были соседями славян в герцогстве Фриуля, из которого они и пришли в Беневентум
[227] 642 г. (Hartmann, II, I, 241)
[228] Ротари был представителем национального – антиримского и арианского течения среди лангобардов, поэтому, мир с империей был нарушен и возобновилась война. Этим завоеванием он округлил свои владения в северной части королевства, и Нейстрия, западная часть этих владений, стала отделяться от расположенной восточнее Адды Австрии, подчинявшейся герцогам Трента и Фриуля. (Hartmann, II, I, 243)
[229] Это разрушение было не полным, но 25 лет спустя, при Гримоальде, это местечко исчезло совершенно
[230] Которыми командовал экзарх Исаак
[231] Землетрясение и мор в Liber Pontificalis приходятся на 6‑й индикт (617‑618 гг), но Павел ошибочно относит их ко времени правления Ротари (636‑652 г) (Jacobi, 54)
[232] Михаила
[233] 652 г
[234] В Модиции или, возможно, в Тицине. (Waitz)
[235] Если прав Фредегар (гл.50,51,70), то должен ошибаться Павел – раз Гундиперга была женой Ариоальда, то теперь, после смерти Ротари, ей должно быть более 50 лет (Waitz)
[236] Hartmann (II, I, 274) полагает, что Павел описывает здесь историю первого заключения Гундиперги, приводимую также Фредегаром, но переносит ее на 2 десятилетия позже (см. прим. к гл 41)
[237] Павел должен был написать 5 месяцев вместо 5 лет (Waitz). По‑видимому, он умер около марта 653 г. (Hartmann, II, I, 275)
[238] О причинах возведения на престол Ариперта, католика и члена баварской династии, дружественного к римлянам, вместо арианской и анти‑римской династии Ротари сведений нет (Hartmann, II, I, 244)
[239] Смерть Ираклия (641 г.) ошибочно помещена Павлом после смерти Родоальда (653 г.) и после взятия Одерцо Ротари
[240] То есть, императрица стала ее крестной матерью
[241] «Perfusus», видимо, должно означать обрызгивание, а не погружение, хотя последний способ крещения был в то время более распространен, кроме тех случаев, когда крестили умирающего
[242] Этот рассказ полностью вымышлен. Хосров II хотя и хорошо относился к христианской вере, но никогда не отказывался от собственной
[243] 653‑663 гг. (Hodgkin, VI, 96)
[244] 661 г
[245] Это первый случай раздела королевства при наследовании, если мы действительно можем вообще говорить о наследовании такого королевства как лангобардское, где принципы наследования менялись столь широко
[246] 662 г. (Hodgkin, VI, 243, Hartmann, II, I, 275)
[247] Tuguriwn – закрытое занавеской место. См. DuCange. Сама купель имела крышку или покрывало, державшееся на маленьких столбиках.
[248] 662 г. (Waitz). Гримуальд, братья которого, Тасо и Какко, были предательски убиты экзархом в Одерцо, был представителем национальных, антиримских, настроений своего народа и постоянно вел войны против империи
[249] Согласно другому источнику Перктарит засвидетельствовал честность Кагана, который отказался выдать его за целый модий золотых солидов (Waitz)
[250] Лоди. Древняя римская колония Laus Pompeia, недалеко к югу‑востоку от Милана и к северо‑востоку от Падуи
[251] Согласно DuCange «lectisternia» означала принадлежности кровати – подушки, валики и т.п
[252] «Vestiarius» – тот, кто подает одежду (DuCange)
[253] Асти
[254] Непонятно, относится это к состоянию самого Унульфа или же Перктарита (Hodgkin, VI,251)
[255] Rivus Francorum. Риволи
[256] Констант II или, правильнее, Константин IV родился в 631 г. и стал императором в 642 г., после смерти своего отца Константина III, в возрасте 11 лет. Во время его царствования сарацины завоевали Армению и захватили Кипр и Родос. Он лично сражался в морской битве с ними у берегов Ликии в 655 г., где потерпел поражение. В его правление империю волновала доктрина монофелитства или тех, кто утверждал, что у Спасителя была только одна воля. Это вызвало острые споры между римскими папами и патриархами. Его дед Ираклий высказался в пользу монофелитской ереси, и даже папа Гонорий одно время согласился с ней, хотя и осуждал распри и желал, чтобы церковь соблюдала древние положения. Наконец, Констант в 648 г., будучи только 17 лет от роду, издал указ, запрещавший споры обеих сторон. Папа Мартин I, чье назначение произошло без одобрения императора и который рассматривался последним как узурпатор, созвал в 649 г. собор в Латеранском дворце и анафемствовал этому указу и его защитникам. Констант расценил это как акт мятежа и в 649 г. послал своего постельничего Олимпия в качестве экзарха в Италию с приказом обеспечить принятие указа и, если возможно, доставить папу Мартина арестованным в Константинополь. Но экзарх нашел общественное мнение и расположение армии настолько неблагоприятным, что был вынужден отказаться от этих планов и вскоре стал союзником римского папы и италийцев. С их помощью он приобрел независимую власть и направился с армией в Сицилию против сарацин, где и умер в 652 г. Естественно, эти действия расценивались как мятеж против империи, и после его смерти, Констант послал в Италию в качестве экзарха Каллиопа (Calliopas), который в июне 653 г. вступил в Рим вместе с равеннским войском, схватил папу, нашедшего убежище в Латеранской базилике и послал его под арестом в Константинополь, где тот, после долгих проволочек, был обвинен в измене и подвергся оскорблениям, будучи выставленным на показ во время публичного представления на ипподроме. Он был закован в железо, замурован в темнице и приговорен к смерти, но последнее было заменено ссылкой в Крым. Там он томился и умер в 655 г. Ему наследовал Евгений (ум. 657 г.), который был избран папой еще при жизни Мартина, а Евгению – Виталиан (657 – 672 гг.), который жил в согласии с императором, хотя и нет доказательств того, что он отказался от доктрины своих предшественников. Именно при Виталиане произошел описанный в этой главе визит Константа в Италию
[257] 662 г
[258] Ачеренца. Крепость на одном из склонов Монте‑Вультуре (Monte Vulture)
[259] В современной провинции Абруцци, около 50 миль от Беневенто
[260] «Petraria»
[261] Все это, также как и две следующие главы, выглядит несогласным с мирным договором с Ромуальдом, о котором говорится в первой фразе этой главы. Waitz полагает, что, возможно, мир был заключен после инцидента с Сесуальдом – возможно, Павел объединил в своей истории сведения, почерпнутые из двух различных источников
[262] Калор протекает немного восточнее Беневента. Camiilus Peregrinius полагает, что имелась ввиду река Сабат (Сабато) (Sabatus (Sabato)), протекающая около Беневента, и около которой Павел Диакон помещает местечко под названием Pugna (Waitz)
[263] Между Авеллино и Ночерой, около 25 миль от Неаполя (Waitz)
[264] 5 июля 663 г. До этого императоры не посещали Рим в течении почти двух столетий (Hodgkin, VI, 276)
[265] Отношения между императором Константом и папами были весьма напряженными из‑за разногласий по поводу монофелизма (см. прим. к главе 6)
[266] Реджо
[267] Его целью было использовать Сицилию в качестве базы против сарацин в Африке (Hodgkin, VI, 280)
[268] Начался в сентябре 663 г
[269] Имеется в виду продажа в рабство, чтобы уплатить поземельный налог (Hodgkin, VI, 280)
[270] Ошибка. Это должен быть одиннадцатый индикт. Он был убит 15 июля 668 г. (Hodgkin, VI, 281)
[271] На Сицилии он распорядился о независимости церкви Равенны от Рима, пытаясь тем самым создать в Италии двух глав церкви, что было серьезным ударом по папству. Однако, эта мера была отменена после его смерти (Hartmann, II, I, 250‑251)
[272] Его камердинер Андрей ударил его ящиком из‑под мыла. (Hodgkin, VI, 281)
[273] Павел, по‑видимому, неправильно истолковывает Liber Pontificalis (Адеодат), из которого взял этот абзац, и в котором читаем: «Мезезий, который находился на Сицилии с армией Востока, восстал и захватил власть»
[274] См. гл.8, прим
[275] В Liber Pontificalis эти события помещены в год смерти папы Адеодата (672 г.)
[276] Книга 4, гл. 50
[277] Дата неизвестна. De Rubeis говорит о 661 г., Hodgkin полагает, что это случилось около 645 г
[278] Согласно De Rubeis – 663 г., согласно Hodgkin – около 660 г
[279] Градо
[280] Fluvius Frigidus – долина Виппах (Wippach) в провинции Крайне (Waitz), «холодная река ниже прохода Pear Tree», к юго‑востоку от Чивидале (Hodgkin, VI, 286)
[281] Название, приводимое Павлом (Carnuntum) и относящееся к современному Пресбургу, неправильно. Carantanum было собственным именем для Каринтии (Hodgkin, VI, 288)
[282] Эти славяне принадлежали к словенской ветви славян
[283] Примерно в 15 милях к северо‑западу от Чивидале
[284] Bethmann полагает, что подразумевается некое укрепление Пурuессим (Purgessimus), расположенное около моста, о котором будет говорится ниже. Другие полагают, что это Просаск (Prosascus), у истоков Натисоне (Natisone), третьи – Борго Брессана (Borgo Bressana), пригород Чивидале (Waitz). Mussoni (Atti del Congresso in Cividale, 1899) полагает, что все эти предположения невозможны и доказывает, что это было местечко ныне называемое Bridchis и расположенное около города
[285] Waitz говорит о мосте San Pietro dei Schiavi. Musori полагает, что это может быть ныне существующим мостом San Quirino
[286] Очевидно, что этот рассказ, который, несомненно, основан на устной традиции и, вероятно, имеет под собой какое‑то историческое основание, сильно преувеличен, если на самом деле просто нет ошибки в числах, как полагает Муратори. Намек на патриарха также является анахронизмом, так как только в 737 г., т.е. после этих событий, патриарх Каликст переместил свой престол в Чивидале. Славянские общины, до сих пор составляют часть населения Фриуля. По своим языковым особенностям они разделяются на 4 основные группы, и, видимо, прибыли в этот регион в разное время (Musori)
[287] Теудерада подражала Теуделинде в благочестии и утвердила герцогство Беневенто в католической вере. (Hodgkin, VI, 297‑8)
[288] На Эмилиевой дороге, в 20 милях от Равенны (Hodgkin, VI, 290)
[289] per Alpem Bardonis. Проход а Апеннинах около Пармы. Здесь, очевидно, есть некоторая ошибка поскольку эти два места расположены далеко друг от друга (Hodgkin, VI, 290). Otto von Freising (Gesta Frid. II, 13) полагает, что так назывался весь район Апеннин.
[290] В оригинале «Sabbato paschali». Abel переводит как «пасхальная суббота», Hodgkin (VI, 290) – как «пасхальное воскресенье», что кажется более правильным в данном контексте
[291] Феофан (Historia Miscella) рассказывает эту историю по иному
[292] Места в гористой части Самния (Hodgkin, VI, 284)
[293] В тексте – Дагиперт (Dagipert)
[294] Это кажется сомнительным. Так как Дагоберт II, о котором идет речь взошел на трон в 674 г., после смерти Гримуальда. Hartmann полагает, что договор был заключен, но не с Дагобертом. Возможно, а с Хлотарем III или Хильдериком
[295] Эти статьи затрудняли поединки за деньги, принимали более строгие меры против двоеженства, которое, кажется, в это время получило большое распространение. Он также ввел римский принцип наследства собственности, что когда умирает отец, то дети должны делить его долю
|
|||
|