Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социал-демократическая модель



Социал-демократическая модель

Под этим заголовком рассматриваются основные прин­ципы так называемой скандинавской или нордической моде­ли. Главным принципом распределения социального обеспе­чения является универсализм. Имеется в виду, что социаль­ное обеспечение — это право всех граждан, обеспеченное главным образом государственным сектором (бюджетом).

Хотя первой ввела обязательное страхование Германия при канцлере Бисмарке, Швеция отстала от нее ненадолго. Уже перед Первой мировой войной действовали две системы обязательного страхования: для пожилых и инвалидов (пен­сионное страхование по старости и инвалидности) и от без­работицы. Это позволило разорвать "обязательную" связь старости и бедности, привело к возникновению понятия "обес­печенная старость".

В 1930-е годы в Швеции и Норвегии (Финляндия в силу исторических причин запаздывала, однако после Второй мировой войны можно уже говорить о Скандинавии в целом) был сформулирован новый подход к социальным целям обще­ства. Необходимо было сократить разницу в условиях жиз­ни, так как оказалось, что социальная защита повышает спрос на товары и услуги на внутреннем рынке у "слабых" слоев населения и тем самым способствует экономическому росту.

В этот период оформилось разделение пенсии на "народ­ную" (социальную), выплачиваемую каждому жителю стра­ны по достижении 65 лет из бюджета, и трудовую, завися­щую от стажа, характера деятельности и пропорциональную объему страховых выплат. Если "народная" пенсия не превы­шает установленный государством и одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум гарантирован, но заин­тересованность в собственных усилиях сохраняется.

Тогда же впервые были введены дотации на каждого ребенка для каждого родителя. Ребенок стал объектом соци­альной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т. п.

В результате сложилась некая "картина социального мира", где четко обозначились группы, связанные с конк­ретными проблемами, а не с бедностью, которая "исчезла". Это, например, следующие "слабые группы":

— дети до 6 лет;

— неправильно воспитанные дети (имеющие плохих родителей) и трудные подростки;

— старики;

— инвалиды (люди с дизабилитациями);

— безработные;

— "зависимые" (алкоголики, наркоманы и т. п.).

Итак, активная перераспределительная политика реши­ла проблемы бедности, но не смогла решить проблемы "сла­бых групп". Подход к их решению базируется на следующих принципах:

1. Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности. Общество не может "выбросить" слабые элементы и должно предоставить возможности слабым "респектировать" свои потребности.

2. Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Только если клиенты не могут нести за себя ответственность, они могут быть принудительными.

3. Социальная защита должна быть непрерывной, охва­тывать все сферы жизни человека и давать возможность жить нормальной жизнью.

4. Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Нормализационный подход помогает преодолеть разрыв как в физических, так и в социальных возможностях "слабых" групп и всего общества. В частности, все должны иметь возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

  Модель предполагает достаточно успешное использова­ние корпоратизма, результатом чего является контролируе­мая классовая борьба, где представители различных групп интересов сотрудничают с государством, например, в трех­сторонних переговорах. Эта модель имеет обязательным пред­варительным условием высоко и хорошо организованное об­щество и является итогом политической приверженности прин­ципам институционального общества welfare в терминологии концепции Титмусса.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.