|
|||
Благодарим за выбор справочно-правовых систем КонсультантПлюс!
1. ОБЗОР ВЕРХОВНОГО СУДА N 2 (2020): НА КАКИЕ ПОЗИЦИИ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ 2. УСТАНОВЛЕНЫ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 2020 ГОДУ 3. УТОЧНЕН ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА ДОЛИ УЧАСТНИКА ООО ОБЩЕСТВУ 4. В АВГУСТЕ НАЧНЕТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ДОСУДЕБНОМУ ОНЛАЙН-ОБЖАЛОВАНИЮ РЕШЕНИЙ КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 5. ПОДПИСАН ЗАКОН О РЕФОРМЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ("РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЕ") 6. ВС РФ: БАНК НЕ МОЖЕТ ВЗИМАТЬ ПОВЫШЕННУЮ КОМИССИЮ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ СДЕЛКАМ 7. ВИДЕОСЕМИНАР
1. ОБЗОР ВЕРХОВНОГО СУДА N 2 (2020): НА КАКИЕ ПОЗИЦИИ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ В обзор включены дела, которые были рассмотрены президиумом и коллегиями Верховного суда в конце 2019 года - первом полугодии 2020 года. Среди наиболее значимых позиций, которые могут быть интересны организациям и предпринимателям, выделим следующие: - в договоре должна быть прямая оговорка, исключающая действие правила о возобновлении аренды на неопределенный срок. Наличие условий о сроке возврата имущества и об ответственности за нарушение этого срока не отменяет действие указанного правила; - отсутствие акта о возврате арендованного имущества еще не означает, что аренда продолжилась. Определяющим является факт пользования имуществом; - отказ кредитора от требования в деле о банкротстве приравнивается к отказу от иска; - заказчик вправе потребовать возместить убытки, причиной которых стало некачественное оказание услуг по снижению кадастровой стоимости. Например, если в результате судебной экспертизы будет установлено несоответствие закону отчетов, подготовленных исполнителем; - ФАС не вправе требовать перечислить доход, полученный в связи с нарушением антимонопольного законодательства, на стадии вынесения предупреждения; - исполнитель не может лишиться оплаты выполненных работ из-за того, что заказчик при заключении договора не соблюдал требования Закона N 223-ФЗ; - если заключение контракта по Закону N 44-ФЗ приостановлено, победитель закупки вправе подписать его, когда ФАС примет решение по жалобе; - при частичном удовлетворении иска о выплате компенсации за нарушение исключительного права суд не может взыскать с заявителя судебные расходы, превышающие размер компенсации; - срок передачи квартир по ДДУ не может зависеть исключительно от того, когда будет получено разрешение на ввод дома в эксплуатацию. дал Верховный суд. Подробнее в документе: "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020) Дополнительно: Обзор: "ВС РФ включил два налоговых спора в очередной обзор практики за 2020 год" (КонсультантПлюс, 2020) Обзор: "ВС РФ разобрался в вопросах оплаты работ по Законам NN 44-ФЗ и 223-ФЗ и в других проблемных моментах" (КонсультантПлюс, 2020) Вернуться к оглавлению 2. УСТАНОВЛЕНЫ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 2020 ГОДУ Согласно закону общее собрание участников ООО, на котором нужно утвердить годовой отчет (бухгалтерский баланс), в 2020 году можно будет провести в форме заочного голосования. Для этого потребуется решение исполнительного органа общества. Ранее подобная возможность появилась у АО. Кроме того, в текущем году у АО будет в 2 раза больше времени на выполнение ряда обязанностей. Речь идет об увеличении сроков в рабочих днях: - 3-дневного срока на составление протокола об итогах голосования на общем собрании акционеров; - 4-дневного срока на направление отчета об итогах голосования лицам, которые включены в список тех, кто вправе участвовать в собрании; - 3-дневного срока на составление протокола общего собрания акционеров; - 3-дневного срока на составление протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета). При подготовке в 2020 году годового общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) будет обязан определить дату, до которой от акционеров принимаются предложения: - о внесении вопросов в повестку дня собрания; - о выдвижении кандидатов для избрания в органы АО. Эту дату нужно будет установить не менее чем за 27 дней до дня проведения собрания и указать ее в сообщении о проведении собрания. Закон предусматривает и другие правила направления и приема предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров. Все эти правила не применяются к собраниям, сообщения о проведении которых сделаны (будут сделаны) до дня вступления в силу рассматриваемого закона. Он начнет действовать со дня его официального опубликования - 31.07.2020. Подробнее в документе: Федеральный закон от 31.07.2020 N 297-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Дополнительно: Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок проведения очередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью Обзор: "Отсрочки и послабления по корпоративным процедурам в АО и ООО: закон опубликован" (КонсультантПлюс, 2020) Сроки проведения собраний акционеров АО и участников ООО в 2020 г. // Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)" (КонсультантПлюс, 2020) Вернуться к оглавлению 3. УТОЧНЕН ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА ДОЛИ УЧАСТНИКА ООО ОБЩЕСТВУ Уточнен порядок перехода доли участника общества с ограниченной ответственностью обществу при подаче им заявления о выходе из него. Уточнен порядок перехода доли или ее части к обществу при выходе из него участника, в том числе, совершенном независимо от согласия других его участников или общества. Ранее было установлено, что доля переходит к обществу с момента получения им соответствующего заявления либо требования о приобретении обществом принадлежащей участнику доли. Согласно внесенным изменениям, теперь переход к обществу доли вышедшего участника будет осуществляться с даты внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц в связи с выходом участника общества из общества (если общество является кредитной организацией, к такому обществу доля переходит с даты получения заявления участника общества о выходе из него) или с даты получения обществом соответствующего требования. Определено, что доля или часть доли переходит к обществу, в том числе, с даты внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц в связи с выходом участника общества из общества, если право на выход из общества участника общества предусмотрено уставом общества (в случае, если общество не является кредитной организацией), а также с даты получения обществом заявления участника общества о выходе из общества, если право на выход из общества участника общества предусмотрено уставом общества (в случае, если общество является кредитной организацией). Также установлено, что в случае выхода участника из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества, нотариус, удостоверивший заявление участника общества о выходе из общества, в течение двух рабочих дней со дня такого удостоверения подает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление подается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса. Подробнее в документах: Федеральный закон от 31.07.2020 N 251-ФЗ "О внесении изменения в статью 94 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Федеральный закон от 31.07.2020 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части совершенствования процедуры внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о выходе участника общества с ограниченной ответственностью из общества" Дополнительно: Обзор: "Правила выхода из ООО хотят упростить" (КонсультантПлюс, 2020) Готовое решение: Как осуществляется выход из состава участников (учредителей) ООО (КонсультантПлюс, 2020) Вернуться к оглавлению 4. В АВГУСТЕ НАЧНЕТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ДОСУДЕБНОМУ ОНЛАЙН-ОБЖАЛОВАНИЮ РЕШЕНИЙ КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ Правительство решило провести с 17 августа 2020 г. по 30 июня 2021 г. эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольных (надзорных) органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц. Речь идет о добровольной подаче жалоб через Единый портал госуслуг.
· эксперимент касается следующих видов федерального госконтроля (надзора): - пожарный надзор; - контроль качества и безопасности медицинской деятельности; - надзор в сфере обращения лекарственных средств; - контроль за обращением медизделий; - надзор в области промышленной безопасности; - энергетический надзор; - надзор в области безопасности гидротехнических сооружений; · в рамках эксперимента можно будет обжаловать решение о назначении плановой или внеплановой проверки, предписание об устранении нарушений, меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа; · организация должна будет заверить жалобу усиленной квалифицированной электронной подписью. Организации станет проще обжаловать решения контрольных органов. Подробнее в документе: Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 N 1108 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц" (вместе с "Положением о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц") Дополнительно: Обзор: "Реформа контроля и надзора прошла Совет Федерации: обзор изменений" (КонсультантПлюс, 2019) (по состоянию на 24.07.2020) Вернуться к оглавлению 5. ПОДПИСАН ЗАКОН О РЕФОРМЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ("РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЕ") Решено переработать систему обязательных требований, соблюдение которых оценивают в рамках государственного и муниципального контроля (надзора). Нормативно-правовые акты, которыми устанавливаются эти требования, будут вступать в силу в определенные сроки, чтобы бизнес и граждане успели подготовиться к изменениям. Новшества начнут действовать с 1 ноября, за исключением отдельных положений (ч. 1 ст. 16 Закона). С 1 февраля 2021 года положения нормативно-правовых актов, которыми устанавливаются обязательные требования, будут вступать в силу с 1 марта или с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования. Закон предусматривает обязанность правительства отменить до 1 января 2021 года множество актов: Правительства, федеральных органов исполнительной власти; исполнительных и распорядительных органов госвласти РСФСР и СССР. Подробнее в документе: Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Дополнительно: Справочная информация: "Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении контрольно - надзорных полномочий федеральными органами исполнительной власти" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) Вернуться к оглавлению 6. ВС РФ: БАНК НЕ МОЖЕТ ВЗИМАТЬ ПОВЫШЕННУЮ КОМИССИЮ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ СДЕЛКАМ Банк выявил репутационный риск в обслуживании счета клиента, поскольку на данный счет поступили деньги в результате сомнительной сделки. В связи с этим банк отказал клиенту во всех операциях по счету, кроме возврата средств по сделке, причем комиссия за возврат средств была увеличена с 1% до 10%. Клиент деньги возвратил, но с размером списанной комиссии не согласился. По мнению суда первой инстанции, действия банка основаны на законе, соответствуют договорам банковского счета и комплексного обслуживания и тарифам комиссионного вознаграждения. Такой подход поддержали апелляция и кассация. ВС РФ с нижестоящими инстанциями не согласился и направил дело на новое рассмотрение. Банк вправе относить сделки клиентов к сомнительным в целях борьбы с отмыванием преступных доходов. Однако в таком случае банк не может взимать повышенную комиссию за совершение расчетно-кассовых операций. Контроль, осуществляемый в указанных целях, является публичной функцией банка. Он не может реализовать ее в частных отношениях как способ извлечения выгоды за счет клиента. Кроме того, суды не учли доводы о том, что понятие "репутационный риск" в договоре не раскрывается. Это дает банку возможность произвольно толковать данное понятие. Подробнее в документе: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 по делу N 5-КГ20-54-К2, 2-4461/2019 Дополнительно: "Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020) Вопрос: Правомерен ли отказ банка в выполнении распоряжений по перечислению денежных средств и расторжению договора банковского счета, если банковская операция была квалифицирована в качестве подозрительной (сомнительной) сделки без запроса дополнительных документов? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020) Вернуться к оглавлению 7. ВИДЕОСЕМИНАР Новый продукт КонсультантПлюс «Перспективы и риски споров в СОЮ» поможет оценить свои шансы и подготовиться к спору в суде общей юрисдикции. Кому он будет полезен? Любым юристам, которые имеют дело с трудовыми спорами, спорами с потребителями и т.д. Лектор рассмотрит, как может помочь данный продукт в конкретной ситуации Подробнее см. видеосеминар: Автор: Климук Анна Евгеньевна ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ СПОРОВ В СУДЕ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ Вернуться к оглавлению
Благодарим за выбор справочно-правовых систем КонсультантПлюс! КонсультантПлюс – ключ к верным решениям!
|
|||
|