|
|||
Объединения юридических лиц: проблемы правового статуса и пути их разрешенияСтр 1 из 2Следующая ⇒ Объединения юридических лиц: проблемы правового статуса и пути их разрешения
Тему реформирования российского гражданского законодательства продолжает Т.В. Сойфер - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. В статье исследованы существующие проблемы правового статуса объединений юридических лиц, многие из которых, по мнению автора, могут быть разрешены путем принятия обсуждаемого сейчас проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) является весьма распространенной в имущественном обороте формой некоммерческого юридического лица, позволяющей обеспечить многообразные интересы своих членов. Однако практика деятельности объединений в современных условиях выявляет некоторые недостатки в правовом регулировании их статуса и неэффективность ряда гражданско-правовых норм. Устранению такой ситуации во многом должны способствовать разработка Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, осуществленная во исполнение Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации"*(1), и подготовка на ее основе проекта федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ*(2) (далее - Проект). Проект предусматривает существенное реформирование законодательства о юридических лицах, включая некоммерческие. Предполагается, что будут изменены и подходы к регламентации ассоциаций и союзов. ГК РФ допускает возможность создания объединений юридических лишь в одной из двух форм - ассоциации или союза, не устанавливая при этом признаки, по которым можно было бы провести разграничение между этими понятиями. Соответственно логичен вывод об их правовом тождестве. В литературе неоднократно подчеркивалось: понятия "ассоциация" и "союз" являются синонимами*(3). Между тем некоторые обнаруживает между ними отличия, полагая, что для первых доминирующим признаком является однотипный состав участников, а для вторых - общность целей объединения*(4). Также предлагается рассматривать ассоциацию как первичное объединение организаций, а союз - как объединение ассоциаций*(5). Статья 121 ГК РФ и статья 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"*(6) предусматривают возможность создания объединений в форме ассоциации или союза либо только коммерческими, либо только некоммерческими юридическими лицами. Вместе с тем совместное участие в объединении тех и других организаций прямо не запрещается. Более того, согласно общей норме пункта 4 ст. 50 ГК РФ оно допустимо. В связи с этим весьма распространено мнение о принципиальной возможности существования объединений с совместным участием коммерческих и некоммерческих юридических лиц*(7). Но исходя из действующих норм с этим вряд ли можно согласиться. Цели деятельности и содержание правоспособности объединений коммерческих и некоммерческих юридических лиц существенно отличаются, и если допустить их совместное участие в объединении, неизбежно возникнет вопрос относительно рамок дозволенной для такой организации деятельности. Согласно пункту 1 ст. 121 ГК РФ коммерческие организации могут создавать объединения в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Возможность непосредственного осуществления таким объединением деятельности в иных направлениях, в том числе предпринимательской, исключается. При необходимости ведения предпринимательской деятельности объединение коммерческих юридических лиц должно быть преобразовано в хозяйственное общество или товарищество. Объединение также вправе учредить хозяйственное общество либо принять участие в его создании совместно с другими лицами. Прибыль, полученная ассоциацией (союзом) от предпринимательской деятельности учрежденных хозяйственных обществ, не распределяется между ее участниками, а направляется на реализацию уставных целей и задач. Деятельность объединений коммерческих организаций по координации предпринимательской деятельности их участников может привести к концентрации значительной власти на определенном товарном рынке и созданию условий для ущемления прав предпринимателей, не входящих в состав объединения, а также породить на практике спорные ситуации*(8). В связи с этим весьма важное значение в правовом регулировании деятельности ассоциаций (союзов) коммерческих организаций имеют нормы антимонопольного законодательства *(9). Общественные и иные некоммерческие организации также могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) (п. 2 ст. 121 ГК РФ). Законодатель не ограничивает возможные цели деятельности таких объединений, в силу пункта 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях они могут быть социальными, благотворительными, культурными и иными, направленными на достижение общественных благ. ГК РФ не содержит каких-либо особых правил относительно объема специальной правоспособности ассоциации (союза) некоммерческих юридических лиц, соответственно он определяется исходя из общих положений статьи 24 Закона о некоммерческих организациях. Данная норма допускает осуществление ассоциацией (союзом) некоммерческих организаций предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Полученная от предпринимательской деятельности прибыль не подлежит распределению между участниками ассоциации (союза). Однако не все разделяют подобную позицию, полагая, что запрет на непосредственное осуществление предпринимательской деятельности распространяется и на объединения некоммерческих организаций*(10). Хотя ни ГК РФ, ни Закон о некоммерческих организациях не предусматривают издание специальных актов, определяющих статус ассоциаций (союзов), в настоящее время действует ряд законов, нормы которых регулируют отношения, связанные с созданием и деятельностью объединений юридических лиц отдельных видов (союзов потребительских обществ*(11), союзов и ассоциаций кредитных кооперативов*(12), объединений (ассоциаций) профсоюзов*(13) и др.). Эти специальные нормы определяют особенности и принципы создания отдельных объединений, условий членства в них, специфику структуры органов управления и имущественной ответственности членов. В прямо указанных законом случаях специальные нормы имеют приоритет над общими правилами ГК РФ и Закона о некоммерческих организациях. Например, согласно пункту 2 ст. 24 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"*(14) профессиональное объединение страховщиков создается и действует в соответствии с правилами законодательства Российской Федерации, предусмотренными в отношении ассоциаций (союзов). Однако применяются эти общие нормы с учетом установленных Законом об ОСАГО особенностей статуса профессионального объединения страховщиков. На уровне специальных законов также могут быть детализированы цели деятельности создаваемого объединения, поскольку они во многом зависят от характера и области функционирования объединяющихся юридических лиц. Так, кредитные кооперативы объединяются в союзы и ассоциации в целях координации своей деятельности, представления и защиты своих интересов, оказания им информационных, правовых и других услуг, организации подготовки работников для кредитных кооперативов, повышения их квалификации, осуществления научно-исследовательской и иной деятельности (ч. 1 ст. 34 Закона о кредитной кооперации). В некоторых случаях специальные законы ограничивают объем правоспособности объединений юридических лиц отдельных видов по сравнению с установленным для ассоциаций и союзов в целом. Примером могут быть ассоциации (союзы), создаваемые саморегулируемыми организациями (СРО). Члены вправе передать ассоциациям (союзам) права на разработку единых стандартов и правил СРО, условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях - членах ассоциации (союза), на разрешение споров в третейском суде, профессиональное обучение и аттестацию работников - членов СРО, сертификацию произведенных ими товаров (работ, услуг), раскрытие информации, а также иные права СРО. Таким образом, у ассоциации (союза) саморегулируемых организаций могут возникнуть те же полномочия, что и у ее членов. Соответственно все ограничения, предусмотренные для СРО, полностью распространяются и на их объединения. В связи с этим ассоциация (союз) саморегулируемых организаций не вправе учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для объединившихся саморегулируемых организаций, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ. Кроме того, ассоциация (союз) СРО по общему правилу лишается возможности осуществлять и ряд других действий (ст. 14 и 24 Закона о саморегулируемых организациях). Некоторые из специальных правил об отдельных видах объединений не только не обладают необходимой четкостью, но зачастую противоречат положениям ГК РФ и Закона о некоммерческих организациях. В частности, содержание норм не всегда позволяет выявить правовую сущность создаваемых объединений и сделать однозначный вывод относительно их статуса. Так, в соответствии со статьей 142 Жилищного кодекса РФ товарищества собственников жилья вправе создавать объединения. Цели их создания установлены нормативно - это совместное управления общим имуществом в многоквартирных домах. Управление такими объединениями осуществляется по тем же правилам (гл. 13 ЖК РФ), какие предусмотрены для товариществ собственников жилья (ТСЖ). Исходя из этих особенностей, как полагают некоторые авторы, организационно-правовые основы таких объединений в настоящее время не определены*(15). Однако, по мнению судебных органов, то, что данные организации создаются в результате добровольного объединения некоммерческих организаций - ТСЖ, а источниками финансирования их деятельности являются членские взносы объединившихся товариществ, свидетельствует об их полном соответствии критериям, присущим объединениям юридических лиц*(16). Нечеткость законодательных формулировок приводит к достаточно широкому толкованию понятия "объединение юридических лиц" в юридической науке. К разновидностям ассоциаций (союзов) юридических лиц нередко относят образования, достаточно близкие к ним по своей сущности и целям деятельности, - объединения работодателей*(17) и торгово-промышленные палаты*(18). Однако в настоящее время и объединение работодателей, и торгово-промышленные палаты, исходя из целей их создания и иных признаков, являются самостоятельными организационно-правовыми формами некоммерческих юридических лиц*(19). Вместе с тем по своей правовой конструкции они настолько сходны с ассоциациями (союзами) юридических лиц, что вполне могут быть сведены к единой унифицированной форме объединения лиц, которую необходимо закрепить в ГК РФ. А особенности правового статуса отдельных разновидностей объединений должны предусматриваться на уровне специальных законов. Гражданский кодекс РФ не устанавливает требования относительно минимального и максимального количества участников объединения. Сохраняя свою самостоятельность и права юридического лица, член объединения может одновременно состоять в нескольких ассоциациях (союзах), в том числе имеющих схожие цели деятельности. В некоторых случаях законом устанавливаются исключения из этого общего правила. Что касается возможности участия в объединении отдельных категорий юридических лиц, необходимо соблюдение требований, предусмотренных пунктом 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях. Кроме того, члены объединения вносят взносы в его имущество, а также несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, и это затрудняет возможность участия в объединении для юридических лиц, не являющихся собственниками своего имущества, - учреждений и унитарных предприятий. Спорным в настоящее время является вопрос о возможности участия в объединении коммерческих юридических лиц граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Статья 121 ГК РФ не упоминает в числе участников ассоциаций и союзов индивидуальных предпринимателей. Но поскольку по общему правилу к их предпринимательской деятельности применяются нормы ГК РФ о коммерческих организациях (ст. 23), в литературе высказывается мнение о правомерности участия индивидуальных предпринимателей в объединениях совместно с коммерческими организациями*(20). Однако судебная практика основывается на буквальном толковании статьи 121 ГК РФ и статьи 11 Закона о некоммерческих организациях, согласно которым членами объединения в форме ассоциации (союза) могут быть исключительно юридические лица. Соответственно суды исходят из отсутствия у индивидуального предпринимателя права быть членом ассоциации (союза) и невозможности возникновения между ним и ассоциацией взаимных обязательств, в том числе по уплате членских взносов*(21). Напротив, если объединение в форме ассоциации или союза создается исключительно гражданами - индивидуальными предпринимателями, суды оценивают их как вполне легитимные, созданные в качестве общественных организаций*(22). Учредительными документами ассоциации (союза) в силу пункта 1 ст. 121 ГК РФ являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Однако совершение учредительного договора и его подписание в ряде случаев затруднительны ввиду массовости объединения, нахождения учредителей в различных регионах и т.п. Учитывая подобные обстоятельства, специальные законы, регулирующие вопросы создания и деятельности объединений юридических лиц отдельных видов, рассматривают устав в качестве их единственного учредительного документа. Примером могут быть объединения (ассоциации) профсоюзов, которые действуют только на основании устава (п. 1 ст. 8 Закона о профессиональных союзах). Имущество ассоциации (союза) прежде всего складывается за счет регулярных и единовременных поступлений от участников. Порядок внесения взносов участниками, их виды, размеры и формы определяются учредительными документами объединения. Иные возможные источники получения объединением имущества предусмотрены статьей 26 Закона о некоммерческих организациях. Круг источников формирования имущества ассоциаций (союзов) коммерческих организаций уже, чем созданных некоммерческими юридическими лицами. Это обусловлено способностью последних к непосредственному осуществлению предпринимательской деятельности. Их имущество может образовываться за счет выручки от реализации товаров, работ, услуг; дивидендов (доходов, процентов), получаемых по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходов, получаемые от собственности объединения. Действующее законодательство не устанавливает требования к минимальному размеру имущества ассоциации (союза) в связи с возможностью привлечения членов к субсидиарной ответственности по ее долгам. Имущество принадлежит объединению юридических лиц на праве собственности (п. 3 ст. 48, п. 3 ст. 213 ГК РФ). Характер имущества, принадлежащего объединению, предопределяется целями его создания и объемом специальной правоспособности. Поскольку объединения юридических лиц являются некоммерческими организациями, судебная практика исходит из того, что им не свойственно обладание имуществом, предназначенным для предпринимательской деятельности. По мнению судебных органов, в случае приобретения такого имущества объединение обязательно должно либо создать хозяйственное общество для осуществления предпринимательской деятельности, либо участвовать в таком обществе, наделив его соответствующим имуществом*(23). Ассоциация (союз) не несет ответственность по обязательствам своих членов. Напротив, члены ассоциации (союза) отвечают по ее обязательствам - несут субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 121 ГК РФ, п. 4 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях). Основания и пределы такой ответственности членов определяются в учредительных документах объединения. Там же должен устанавливаться вид ответственности, поскольку специального правила по этому поводу в законодательстве нет. Подобная ситуация создает условия для злоупотреблений и позволяет закрепить в уставе такой порядок, который существенно затруднит привлечение членов к ответственности по долгам ассоциации (союза). Кроме того, размер их субсидиарной ответственности может оказаться столь незначительным, что по сути будет носить лишь декларативный характер и не позволит реально обеспечить интересы кредиторов. Сведения об основаниях и пределах ответственности членов по долгам ассоциации (союза) не относятся к числу тех, которые должны включаться в ее учредительные документы в обязательном порядке. Поэтому вполне вероятна ситуация, когда соответствующие условия в учредительных документах объединения будут отсутствовать. Частично это может быть восполнено возможностью применения статьи 322 ГК РФ о солидарной ответственности. Но поскольку в имуществе объединения доли членов не выделяются, а размер вносимых им взносов может зависеть от самых разных обстоятельств, установить пределы ответственности, исходя из действующего законодательства, не представится возможным. Именно поэтому, если учредительные документы объединения не содержат положений, четко определяющих порядок и размер субсидиарной ответственности, которую несут члены по его долгам, суды отказывают во взыскании суммы долга с субсидиарных должников, удовлетворяя заявленные кредиторами исковые требования только за счет основного должника - объединения*(24). Устранению указанных проблем и спорных ситуаций может способствовать закрепление на законодательном уровне норм, устанавливающих вид и размер ответственности членов по долгам ассоциации. При этом соответствующие правила должны учитывать, что объединение юридических лиц является некоммерческой организацией, члены которой имущественных прав по отношению к ней не имеют. Размер ответственности члена может быть пропорционален его взносам в имущество ассоциации (союза), а если взносы по характеру различны, - какому-то из их видов. По меньшей мере, должны быть установлены общие границы, обеспечивающие соблюдение баланса интересов кредиторов объединения и его членов, в рамках которых объединение могло бы самостоятельно варьировать с учетом целей своего создания, сфер и видов осуществляемой деятельности, а также других факторов. Права и обязанности членов ассоциаций (союзов) закрепляются в их учредительных документах, составляемых с учетом требований специального законодательства, определяющего правовое положение членов объединений различных видов. В статьях 123 ГК РФ и 12 Закона о некоммерческих организациях названы лишь права, которыми наделены члены всех объединений независимо от особенностей их создания, субъектного состава, сферы деятельности, даже если в учредительных документах прямое указание на них отсутствует. Следует особое внимание обратить на право члена ассоциации (союза) по своему усмотрению выйти из ее состава по окончании финансового года. Установление таких временных рамок рассматривается некоторыми авторами как ограничение гражданских прав членов ассоциации, нарушающее пункт 1 ст. 1 ГК РФ*(25). Поскольку прекращающий свое участие в ассоциации (союзе) член несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода, введение каких-то специальных ограничений на выход является излишним. Обязанности устанавливаются в учредительных документах ассоциации (союза) и в силу этого обязательны для исполнения ее учредителями (участниками). Добровольно вступая в ассоциацию (союз), лицо одновременно также добровольно принимает на себя обязанность признавать устав ассоциации, уплачивать все установленные ею взносы и в полном объеме выполнять другие обязательные для членов ассоциации требования. Такое добровольное волеизъявление в силу пункта 2 ст. 307 ГК РФ относится к основаниям возникновения обязательства, при неисполнении которого ассоциация (союз) вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. В подавляющем большинстве случаев именно из этого исходят судебные органы, рассматривая споры между членом ассоциации (союза), не исполняющим обязанности по внесению членских взносов и полагающим, что за это его должны исключить из состава членов объединения, и ассоциацией (союзом), требующей оплаты членских взносов в принудительном порядке*(26). Обязанности по уплате регулярных или единовременных взносов возникают у членов только при условии четкого определения их размера учредительными документами или компетентным органом ассоциации (союза). По мнению судебных инстанций, в противном случае член лишь добровольно принимает на себя бремя расходов ассоциации, а конкретных обязанностей у него не возникает*(27). Но не все придерживаются указанной позиции. Исходя из того, что взносы членами ассоциации (союза) вносятся добровольно и право на их принудительное взыскание законом не предусмотрено, некоторые суды отказывают ассоциации (союзу) в удовлетворении исковых требований о взыскании членских взносов. При этом за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств член может быть исключен из состава ассоциации (союза) по решению общего собрания*(28). Ассоциации (союзы) могут прекратить свою деятельность посредством реорганизации и ликвидации по основаниям и в порядке, предусмотренным общими положениями ГК РФ, а также Законом о некоммерческих организациях. Согласно пункту 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях ассоциация (союз) вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, товарищество или некоммерческое партнерство. Решение о преобразовании ассоциации (союза) должно быть принято всеми членами, заключившими договор о ее создании. Данное требование сформулировано недостаточно корректно. Оно предполагает принятие решения о прекращении ассоциации (союза) посредством смены организационно-правовой формы только теми участниками, кто выступал ее учредителями. Такой законодательный подход ставит в неравное с ними положение членов, не участвовавших в создании ассоциации (союза), но входящих в ее высший орган управления и добросовестно исполняющих свои обязанности перед объединением, порождает условия для ущемления их интересов. Кроме того, не учитывается ситуация, при которой все лица, участвовавшие в создании ассоциации (союза) добровольно вышли или были исключены из ее состава. Решение вопроса о реорганизации некоммерческой организации относится к исключительной компетенции ее высшего органа управления (абз. 9 п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях) и, думается, нет достаточных правовых оснований для установления каких-то исключений применительно к ассоциациям (союзам), тем более касающихся лишь одной из возможных форм реорганизации. По меньшей мере норма, закрепляющая такое исключение, должна носить диспозитивный характер, предоставляя возможность определения иного порядка решения этого вопроса учредительными документами объединения. Судьба имущества, оставшегося при ликвидации ассоциации (союза) после удовлетворения требований кредиторов, в условиях отсутствия специальных положений, определяется исходя из общих правил, применяемых к большинству некоммерческих организаций. Это имущество в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации направляется на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Между тем возможность практической реализации этих общих положений применительно к ассоциациям (союзам) ограничена, исходя из особенностей их правового статуса. В частности, ассоциации (союзы) коммерческих организаций в силу прямого указания закона действуют в интересах именно своих членов - координируют их предпринимательскую деятельность, осуществляют представление и защиту общих имущественных интересов. Тем самым объединение содействует повышению эффективности предпринимательской деятельности исключительно своих членов, удовлетворяет их потребности в правовых и иных услугах и т.п. Соответственно при ликвидации ассоциации (союза) конкретных коммерческих организаций направить оставшееся имущество на цели, в интересах которых она была создана весьма затруднительно. Поэтому единственно допустимым будет использование имущества ликвидируемого объединения коммерческих организаций в благотворительных целях. Учитывая источники формирования имущества ассоциации (союза), такое положение сложно назвать адекватным. Возможность создания объединений некоммерческих организаций в любых общественно полезных целях предопределяет необходимость применения при их ликвидации общих для некоммерческих организаций правил относительно судьбы остающегося имущества. Даже краткий анализ некоторых особенностей статуса ассоциаций (союзов) позволяет констатировать недостаточную четкость и эффективность существующих гражданско-правовых норм. Наличие пробелов и неопределенностей в законодательстве негативно сказывается на деятельности объединений, осложняет достижение ими поставленных целей, порождает споры в правоприменительной практике. В рамках совершенствования гражданского законодательства подходы к правовому регулированию объединений юридических лиц, как и всей системы некоммерческих организаций, требуют серьезного пересмотра с целью выработки оптимальных норм, адекватных общественным потребностям. Проект федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ во многом позволит решить эту задачу. Предполагается, что учредителями и участниками ассоциации (союза) смогут быть наряду с юридическими, и физические лица. Число учредителей не должно быть менее пяти. Возможные цели создания ассоциаций расширены и могут состоять в представлении и защите совместных общественно значимых, в том числе профессиональных интересов, достижении общественно полезных непредпринимательских и иных не противоречащих закону целей. Единственным учредительным документом ассоциации будет устав. К организациям, имеющим форму ассоциации и союза, предполагается отнести некоммерческие партнерства, объединения работодателей, профсоюзов, кооперативов, общественных организаций, торгово-промышленные палаты и другие профессиональные объединения граждан, не состоящих в трудовых отношениях с работодателями, и (или) не имеющих целью защиту трудовых прав и интересов (объединения лиц творческих профессий, адвокатов, нотариусов, оценщиков и др.), в том числе СРО и их объединения. Тем самым статус указанных организаций, многие из которых в настоящее время представляют собой самостоятельные правовые формы, будет унифицирован. На членов не будет возлагаться субсидиарная ответственность по обязательствам ассоциации (союза). Однако устав ассоциации может устанавливать иное положение, при этом размер предусмотренной им субсидиарной ответственности членов должен быть кратным их членским взносам. Предполагается и установление некоторых специальных, по сравнению с применяемыми к другим корпоративным организациям, правил, касающихся управления в ассоциации (союзе), а также прав и обязанностей членов. В частности, на членов ассоциации (союза) будет возложена обязанность уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и по решению общего собрания производить дополнительные взносы в имущество организации; право членов на вход из ассоциации (союза) может быть реализовано ими в любое время без каких-либо оговорок и условий.
|
|||
|