Экспертное заключение на содержание текста
Экспертное заключение на содержание текста
Указа Главы Донецкой Народной Республики № 293 от 25.08.2020г.
«О применении на территории Донецкой Народной Республики Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Общероссийского классификатора занятий, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональных стандартов Российской Федерации».
Введение.
Переход на общероссийский классификатор профессий, общероссийский классификатор занятий, Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), Единый квалификационный справочник (ЕКС), и, наконец, на профессиональные стандарты Российской Федерации способствует интеграции в экономику РФ. Однако, все перечисленные институты управления рынком труда являются неотъемлемыми элементами Национальной системы квалификаций Российской Федерации и не могут существовать вне действующих правил, установленных решениями Национального Совета по квалификациям при Президенте РФ, федеральными законами, указами первого лица государства, постановлениями Правительства, приказами ответственных министерств и ведомств. И главное, они отвечают сложившемуся технологическому укладу Российской Федерации, который ушёл вперёд от украинского на 20 лет вперёд. Требования же ТКС Украины, действующие в ДНР, вполне соответствуют отсталому техническому парку конца 80-х годов времён СССР, который имеет место быть в Республике.
Важно понимать, что профессиональные стандарты применяются в организациях в целях: 1) определения трудовых функций работников; 2) разработки штатных расписаний, должностных инструкций; 3) аттестации работников; независимой (от образования) оценки квалификации; 4) организации профессионального образования (в том числе дополнительного). профессионального обучения и повышения квалификации работников.
В связи с вышеизложенным, попытки «временно» адаптировать базовые элементы Национальной системы квалификаций Российской Федерации в несоответствующую правовую, экономическую и социальную среду приведут к провалу и дискредитации инновационного проекта с самого начала его актуализации в ДНР. Успешная же реализация положений Указа Главы Донецкой Народной Республики № 293 возможна исключительно при выполнении ряда условий, которые приведены в экспертном заключении ( см. таблицу).
| Обязательные условия для реализации Указа (в концепции НСК РФ).
| Наличие обязательных условий в ДНР.
| Необходимые обязательные действия.
|
| Наличие Трудового Кодекса ДНР
| Отсутствует
| Принять ТК в редакции ТК РФ
|
| Юридическое определение понятий: «профессиональный стандарт» и «профессиональная квалификация»,и порядка применения проф.стандартов
| Отсутствует
| Принять ТК в редакции ТК РФ
|
| Наличие Национальной рамки квалификаций ( НРК).
| Отсутствует
| Утвердить Приказом Минтруда и соц. политики ДНР российскую НРК.
|
| Наличие объединения работодателей, как основного заказчика квалификаций на рынке труда и образовательных услуг. В РФ координация Национальной системы квалификаций проводится на платформе Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты РФ.
| Отсутствует.
Обращения в ТПП ДНР не имели ответной реакции.
| Реорганизация ТПП ДНР в объединение работодателей или образование Республиканского союза промышленников и предпринимателей
(аналог Российского СПП )
|
| НаличиеНационального (республиканского) Совета по профессиональным квалификациям при Главе ДНР ( Совет разрабатывает основные направления гос. политики; координирует деятельность органов гос. власти; проводит экспертизу: законопроектов и нормативно-правовых актов в сфере системы квалификаций и рынка труда, проектов профессиональных стандартов, государственных образовательных стандартов и программ проф. обучения)
| Отсутствует
| Создаётся Указом Главы ДНР при обязательном условии, что Председателем Совета должен быть избран представитель руководящего органа Республиканского объединения работодателей (отсутствует).
|
| Наличие отраслевых профессиональных сообществ, на основе которых создаются Советы по профессиональным квалификациям (СПК).
| Отсутствуют
| Предоставить российским профессиональным сообществам и их СПК право юридического присутствия в ДНР.
|
| Наличие независимого оператораНациональной системы квалификаций (аналог Автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций»,которое является уполномоченным экспертно-методическим центром НСК РФ).
| Отсутствует.
В ДНР нет правовой формы – «автономная некоммерческая организация».
| Учреждается совместно: Администрация Главы, Правительство, объединение работодателей (РСПП, ТПП), Министерство труда, Министерство образования, профсоюзы.
|
|
Наличиенезависимой оценки квалификаций ( НОК-процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.). • Единственная процедура подтверждения профессиональной квалификации в Российской Федерации, установленная законодательно.
|
Отсутствует.
Квалификации в ДНР присваивает исключительно МОН ДНР через навязанные программы повышения квалификаций в системе формального образования. Подобная практика полностью противоречит Национальной системе квалификаций РФ.
| 1.Принять закон ДНР «О независимой оценке квалификаций»-установить категорийно-понятийный аппарат и функционал всех участников системы, приоритеты в присвоении профессиональных квалификаций.
2.Внести изменения в закон ДНР « Об образовании» -отменить право министерства образования присвоения профессиональных квалификаций.
3.Внести изменения в закон ДНР «О лицензировании» -отменить лицензирование корпоративных учебных заведений..
4.Внести изменения в налоговый кодекс-установить налоговые льготы и вычеты участникам НОК .
5.Постановление Правительства-установить правила и регламенты независимой оценки в виде профессионального экзамена.
|
|
Сфера профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций построена на требованиях профессиональных стандартов. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС РФ) являются одной из составных частей Национальной системы квалификаций.
| Отсутствует.
| Обязать МОН ДНР провести немедленный и безоговорочный переход системы образования наФГОС РФ поколения «3++». (В России этот переход уже произошёл в 2019 году).
|
| Наличие системы постоянной подготовки и повышения квалификации специалистов для функционирования Национальной системы квалификаций ( эксперты по оценке, разработчики профессиональных стандартов и оценочных средств и т.д.)
| Отсутствует.
| Привлечь потенциалАкадемии образования АНО «НАРК.Очное и он-лайн обучение, открытие филиала академии в ДНР.
|
| Наличие информационных ресурсов Национальной системы квалификаций (nspkrf.ru , nark.ru, rosmintrud-profstandart.ru, Nok-nark.ru)
| Кроме технологически отсталого сайта Минтруда и соц. политики ДНР остальное отсутствует.
| Актуализироватьпрограммно-аппаратный комплекс «Профстандарт» Минтруда РФ, создать силами Минсвязи ДНР «Республиканский реестр независимой оценки квалификаций – биржа квалификаций Донбасса».
| Итоговое заключение:В виду явного отсутствия необходимых и обязательных условий функционирования Национальной системы квалификаций на территории Донецкой Народной Республики реализовать положения Указа Главы ДНР № 293 в отведённый срок не представляется возможным. Инициаторы подписания Указа непрофессионально оценили предполагаемые риски и поставили под угрозу авторитет Главы Республики, дав ему на утверждение заранее неисполнимое поручение.
Эксперт Национальной системы квалификаций
Российской Федерации А.А.Салахов
|