Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КРЮКОВ КАНАЛ



 

добрый день гости и жители нашего города, мы рады вас приветствовать на ......

мы отправляемся с вами в часовое путешествие по рекам и каналам исторического центра Петербурга.

Перед нами красавица- Нева. В самом ее широком месте, между правым и левым берегом Невы 1 км. Слева вы видите резиденцию российских императоров, Зимний дворец. Слева Дворцовый мост, построенный после первой мировой войны, 5-ти пролетный, центральный пролет моста разводной. Дворцовый мост соединил центр города со стрелкой Василевского острова, а стрелкой называют восточный берег, один из самых крупных островов в Петербурге. И вот слева по борту вы видите красные расстрельные колонны, и белоколонное здание бывшей биржи. Вот здесь у стрелки ВО более 100 лет, начиная с 30 годов 18 века, располагается морской порт Санкт-Петербурга, а расстральные колонны в те времена служили маяками. Стрелками же принято называть такие берега у островов, которые действительно вступают в воды реки и моря. И стрелка ВОздесь делит Неву на 2 самых крупных рукава, Малую и Большую Неву. Эти реки несут воду уже в Финский залив. А мы совершили плавный поворот, мы идем вверх по течению реки, и справа мы видим Дворцовую набережную- это первая гранитная набережная. Ее одели в гранит уже в 60-е годы 18 века, вдоль набережной вы видите великокняжеские дворцы, они построены для членов императорской семьи, рядом с зимним дворцом. И справа темно-коричневого цвета фасад Владимирского дворца, выполненный в стиле венецианского палаццо, округлые арки парадного входа поддерживают балкон, на котором можно рассмотреть мифологические скульптуры грифонов, они хранят тайну Владимирского дворца. Он построен для великого князя Владимира Александровича (сына Александра II), в середине 19 века, по проекту арх. Рязанова - профессора Императорской Академии художеств. Владимир Александрович был президентом Академии художеств в России. В настоящее время здесь располагается Дом ученых, где проводятся выставки, презентации.

 Недалеко справа Ново-Михайловский дворец, в центре фасада которого вы видите двойное ломаное крыльцо, он был построен уже после Михайловского дворца, в котором разместят позже Русский музей, а этот дворец будут называть Ново-Михайловский дворец. Его возводили в середине 19 века, по проекту арх. Штакеншнейдера, для великого князя Михаила Николаевича, сына императора Николая I. В настоящее время в Михайловском дворце научно-исследовательский институт Академии наук Петербурга.

 Ну а слева от нас историческая место с которого начинали строить наш город, колыбель нашего города - Петропавловская крепость. вот сюда в начале мая в 1703 году, прибыл Петр I ,обследуя дельту Невы, и здесь на развилке Невы, на два больших рукава и было обращено внимание на остров Енисаари ( с фни. Заячий.). Заячий остров слева, на нем 16 мая 1703 года заложили памятный камень ознаменовавший начало строительства новой русской крепости Санкт-Петербурх Святого Петра. Это название быстро перешло в название города, а вот крепость долгие годы оставалась безымянной. крепость, построена в форме неправильного вытянутого шестиугольника, в каждом углу которого возведен бастион ( в пер. с фран. -пятиугольная башня), и этими острыми углами бастионы выступают в воды Невы. Слева Нарыжкин бастион, а в центре крепости Петропавловский собор. Возведен в 1712-1733 годах арх. Доменико Трезини, на месте одноименной деревянной церкви(1703-1704).Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Собор является усыпальницей российских императоров, начиная с Петра I. А вот крепость своего прямого назначения, военно-оборонительного, так никогда и не выполнила. При Петре I крепость стала политической тюрьмой, первым заключенным здесь был царевич Алексей, обвиненный в предательстве реформам отца. И собственно колокольня возведена над могилой царевича. А в крепости теперь устроено множество интересных музеев здесь крупный музей истории Петербурга.

 

 Справа на дворцовой набережной вы видите Мраморный дворец. дворец — первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем. при строительстве использовал 32 сорта мрамора, особенно эффектно смотрелся розово-красный тивдийский камень, но от времени он потускнел.

  Дворец построен в 1768-1785 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди по заказу императрицы Екатерины для её фаворита графа Г.Г. Орлова, который умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа, а в 1796 году пожаловала его великому князю Константину Павловичу (своему внуку) по случаю его бракосочетания. В 1797-1798 годах во дворце жил последний король Польши (и также бывший фаворит Екатерины) Станислав Понятовский, умерший здесь же в 1798 году. Позже дворец принадлежал императорской семье, здесь жили великие князья, последним из владельцев был Константин Константинович Романов. В настоящее время это филиал Русского музея.

 А слева от дворца вы видите дворцовые здания, с фасадами светло-зеленого цвета, это хозяйственные постройки, на первом этаже огромные округлые окна напоминают, что в старину здесь располагались княжеские конюшни, а на верхних этажах жили конюхи и прислуга Мраморного дворца.

А мы с вами продолжаем двигаться вверх по течению Невы. Наша река берет свое начало далеко из Ладожского озера, на протяжении 74 км несет воды в Финский залив, который не так далеко за спиной. В черте города длина Невы 32 км,Называется она от озера из которого вытекает «Нео» так раньше называлось Ладышкое озеро. Около 4тыс. лет возраст Невы, на всем своем протяжении наша река судоходна, она входит в состав Волго-Балтийкого пути России, за одну навигацию по нашей реке проходит более 7тыс разнообразных кораблей. И с первой половины 19 века на Неве начали разводить протяженные разводные мосты.

Перед нами один из них, красивейший мостов Троицкий мост. Он был построен по проекту французской компании " Ботиньоль", в разработке проекта этого моста принимал участие знаменитый французский инж. Эйфель и российские арх. такие как Померанцев, Пшеницын. Это один из протяженных мостов на Неве, его длина 582 метра, открытие движения по мосту произошло в день 200- летия Петербурга, 27 мая 1903 года при большом скоплении народа, в присутствии императорской семьи.

Слева как бы пропеллер вращается, вот под этим сводом моста пролетел на самолете, знаменитый советский летчик Валерий Чкалов (1927), за это он был наказан и отстранен от полетов, мы сейчас пройдем свод моста, и недалеко справа на гранитной опоре моста вы увидите белую дверь, перед этой белой дверью разводной пролет Троицкого моста. Этот мост соединил центр Петербурга Адмирлтейский остров с левым Петроградским. Слева вы видите небольшую часовню. с золоченым куполом, она восстановлена к 300 летию Петербурга, на месте разрушенной в годы советской власти Троицкой церкви. Отсюда название Троицкого моста и первой площади Петербурга, на которой стоит часовня. И вот здесь на Троицкой площади в Троицкой церкви в ноябре 1721Петр I был провозглашен российским императором, в честь победы России в Северной войне.

Но я ваше внимание сейчас отвлеку, посмотрите на право вдалеке виднеется Спас на крови, с золочеными, мозаичными куполами. И марсово поле.

Обратите внимание, на сквер Именно здесь на Петроградском острове сохранился первый дом нашего императора, который был построен за 3 дня, в мае 1703года. В небольшом садике стоит небольшое кирпичное строение, это каменный футляр построенный над бревенчатыми царскими хороминами. Чтобы сохранить этот дом для потомков. Здесь находится музей, который так и называют домик Петра I, и слева же Петровская набережная, ее одели в гранит в начале 20 века, когда строили Троицкий мост. А немного дальше мы видим 3 серых трубы и 2 мачты- это крейсер Аврора. Особой датой для неё стало 25 октября 1917 года, когда матросами корабля был дан сигнал штурму Зимнего дворца. С этого выстрела началась «Великая октябрьская революция». Мы с вами достигли дельты Невы, отсюда Нева распадается на множество рек и 42 острова. Путешествуя от острова к острову, обратим внимание на Летний сад, справа. Полюбуйтесь, решеткой летнего сада графический узор решетки чередуется с монолитными гранитными колоннами, их 36. Вот здесь у летнего сада заканчивается дворцовая набережная, прямо перед нами набережная Кутузова, в центре набережной голубой дом в 3 этажа, в нем жил Кутузов. Отсюда он ушел на войну с Наполеоном. в 1812 году

Вы успеете сейчас посмотреть в правую и левую сторону, последние мгновения остаемся в Неве, полюбуйтесь понорамой исторического центра Петербурга.

Мы прошли под сводами прачечного моста,  один из первых постоянных мостов в Петербурге, построен одновременно с сооружением каменных берегов Фонтанки. Название мост получил от располагающихся слева дворцовых прачечных. В народе мост имел название- " Пьяный", вот в эти самые окошки сажали пьяниц, они там быстро трезвели и очень долго потом не хотели пить.

Перед нами снова летний сад. Уже в 1704 году здесь сформировали первые аллеи. Мы видим летний дворец Петра Великого. Вот такой скромный, двухэтажный с мелкой расстекловкой, по проекту Трезини в 10е годы 18 века.

Здесь Петр I любил жить в летнее время. Во дворце, в летнем саду устраивали знаменитые петровские ассамблеи, где по указанию Петра I , в летнем саду возвели множество фонтанов, они питались водой из сложной водной системы, в нее входили воды реки по которой мы с вами сейчас путешествуем, эту реку и стали называть фонтанной рекой, так родилось название Фонтанка. Здесь же мы видим кофейный домик, это прогулочный павильон летного сада, на месте разрушенного страшнейшим наводнением в 1777году грота с фонтаном, с тех пор фонтаны не восстановили в летнем саду. Об их существовании напоминает лишь название реки - Фонтанки.

 А слева здание с белыми колоннами, здесь в 30е годы 19 века впервые в России открыли училище Правоведения, там получали юридическое образование. Это училище закончили Чайковский, Мусоргский, муз. критик Стасов. А далее протяженное здание с зеленой крышей, здесь при Петре I располагалось фортикулярная судостроительная верфь, здесь строили лодки, шлюпки, яхты. По программе ПетраI эти малые речные суда горожанам давали бесплатно, таким образом император приучал горожан пользоваться речным флотом. Ведь Петр I мечтал об Амстердаме, Венеции. Уже в конце 18 века на этом месте разместились склады, в них хранили соль и вино, поэтому сейчас это место называют соленой городок.

А в конце 19 века здание перестроили и здесь впервые в России была проведена крупнейшая промышленная выставка, поэтому так пышно декорирован центр фасада, слева округлые арки парадного входа, встроенные колонны, скульптуры. Сейчас тут промышленно- художественная академия им. Штиглеца.

Впереди ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКИЙ мост, на месте подвесного, цепного, пешеходного мостика, этот мост построен в начале 20 века, фонари моста венчают золотые двуглавые орлы, которые символизируют , что мы приближаемся к царской резиденции.

 Но вначале вы увидите знаменитого чижика -пыжика, с правой стороны, инженерный мост, здесь река МОЙКА берет начало из ФОНТАНКИ, и смотрите перед инженерным мостом, народ смотрит вниз, в метре от воды памятник, размер его 11 см, а вес 500 грамм. Есть примета, если кинуть монетку на чижика, и она задержится, на нем, то желание непременно сбудется.

 Ну а слева старинная набережная, дома построены в конце 18 -нач 19 веков. Такие особняки возводили для аристократов в России, потому что они находились напротив императорского дворца. Справа царская резеденция-Михайловский замок.

Хотя фасады здания находятся в идеальном состоянии, с трудом можно представить, что этот архитектурный ансамбль задумывался и строился, как парадная резиденция русского императора. Скорее он выполнен в стиле средневекового рыцарского замка. А так как Павел 1 был очень мнительным и боялся заговоров против себя, он велел окружить замок водой, через которую всего 2 моста, опускались дважды в сутки.

Идея создания «своего» дворца возникла у Павла 1 еще до восшествия на престол, после большой европейской поездки. Павел лично рисовал наброски дворца.

Только после смерти матери – Екатерины Великой и восшествии на престол, Павел получил возможность исполнять свои желания.

Спустя всего лишь две недели после смерти матери Павел издает указ о начале строительства.

Окончательный проект новой царской резиденции был разработан Баженовым

По тем временам замок был построен довольно быстро. От момента закладки первого камня, до освящения дворца прошло всего 4 года. Но для Павла эта поспешность обернулась не радостью, но трагедией.

Царь строил свой новый дворец четыре года и прожил в нем новом доме ровно сорок дней. В результате заговора царь был убит в собственной спальне в ночь с 11-12 марта 1801 года.

Дворец был покинут всеми почти на четверть века, а потом в нём разместилось военное училище. Отсюда и пошло название, заменившее недолгое «Михайловский дворец» - Инженерный замок.

Лишь в 1991 году, Михайловский замок был передан Русскому музею.

 В середине 19 века на территории замкового парка впервые в России построили стационарное здание государственного цирка, вы сейчас с права видите здание цирка, его несколько раз перестраивали. Парадным фасадом оно обращено к площади Белинского, а площадь распахнута на мосту Белинского. Впереди каменный трехпролетный мост 18 века, в старину имел название Симеоновский мост, потому что слева в глубине площади вы видите одну из первых церквей Петербурга, церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, построенная в честь старшей дочери ПетраI - Анны. Уже в 30е годы 18 века она перестроена в камне, по проекту арх. Земцова.

 А мы продолжаем путешествовать по Фонтанке, почти на протяжении всего 18 века была границей Петербурга, поэтому с права городская территория формировалась от Невы до Фонтанки. А слева почти до конца 18 века была загородная территория, и здесь до самой Фонтанки стояли непроходимые леса, болота и остались воспоминания обывателей, что в те давние времена, жители города по вечерам слышали вой волков, раздававшийся из леса.

Слева вы видите старинную загородную усадьбу 18 века - ШЕРЕМЕТЬЕВСКИЙ дворец.Выполнен в петровском стиле, но убранство фасадов в стиле барокко. Фасад его желтого цвета, в два этажа, с белой лепниной. Внутренние помещения дворца неоднократно перестраивались. Семья Шереметьевых владела дворцом свыше 150 лет. В конце 18 нач. 20 веков дворец являлся одним из центров культурной жизни Петербурга. В нем бывали В. Жуковский, А. Пушкин, И. Тургенев, М. Глинка и многие другие. Во флигеле дворца жила А. Ахматова. Последний владелец, граф С. Шереметьев в 1918 г. передал дворец со всеми находившимися в нём художественными коллекциями советским властям. В разное время в нём помещались институт археологии, музей быта, политпросвет база; в течение почти 50 лет в нём располагался Институт Арктики и Антарктики. В 1990 г. дворец был передан музею театрального и музыкального искусства, разместившему там свой филиал – музей музыкальных инструментов. Музей обладает одной из крупнейших в мире коллекций музыкальных инструментов. Среди экспонатов – инструменты знаменитых мастеров (Н. Амати, И Батов и др.) инструменты, принадлежавшие М. Глинке, А. Даргомыжскому, А. Бородину, А. Глазунову и др. В музее систематически проводятся лекции и концерты, в том числе концерты старинной музыки с использованием инструментов из коллекций музея. Государственный литературно-мемориальный музей А.А. Ахматовой в Фонтанном доме.Музей открыт в 1989 г. в флигеле Шереметьевского дворца (Фонтанного дома), где провела значительную часть своей жизни Анна Андреевна Ахматова (Горенко) – выдающаяся русская поэтесса, сквозной темой творчества которой является наш великий город. О нелёгком жизненном и творческом пути поэтессы рассказывает экспозиция музея. Этот дворец называют еще фонтанный дом, так как возведен на набережной реки фонтанки.

Слева мы видим фасад здания с белыми колоннами,по треугольным фронтонам - это бывший Екатерининский институт благородных девиц,в настоящее время здесь один из филиалов национальной библиотеки.

 А с правой стороны мы видим светло-серого цветаШУВАЛОВСКИЙ дворец.Первоначально зданием на набережной реки Фонтанки, построенным в конце 18 столетия, владел граф Воронцов, а с 19 века в нем поселилось семейство Нарышкиных. Новые владельцы любили устраивать в своем особняке пышные балы и концерты, для которых они даже завели собственный оркестр, игравший на старинных рогах. Широко известна была собранная ими коллекция картин и различных редких вещиц, привезенных из Греции и Италии. Несколько раз дом Нарышкиных перестраивался, и узнать, как изначально выглядели внутренние помещения здания, сегодня не представляется возможным.

В середине 19 века дочь владельца дворца С. Л. Нарышкина вышла замуж за П. П. Шувалова. По этому поводу во дворце был организован грандиозный праздник, а затем особняк подвергся еще одной, наиболее масштабной перестройке, длившейся более десяти лет. Обновленный дворец стал называться Шуваловским, однако традиция проводить в нем светские вечера и концерты осталась прежней. Они стали даже еще более многолюдными, поскольку после реконструкции во дворце был создан Белоколонный зал, который по площади был самым большим в городе. По воспоминаниям современников, на некоторые балы в Шуваловский дворец съезжалось больше тысячи человек, но на тесноту никто из приглашенных не жаловался.

В 20 веке большинство архитектурных памятников ожидала почти одинаковая судьба: их национализировали и приспособляли под различные государственные нужды. Не избежал этой участи и Шуваловский дворец, превратившийся сперва в лазарет, затем в один из многочисленных в то время Музеев быта, потом в Дом Печати и наконец в Дом техники инженерно-технических работников. После Великой Отечественной войны во дворце располагались различные проектные организации, а затем в нем был открыт Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран, и он стал местом проведения выставок, концертов и конференций для иностранных делегаций.

Сегодня в Шуваловском дворце находится Санкт-Петербургский Центр международного сотрудничества, который также устраивает всевозможные конференции, семинары и выставки, посвященные укреплению деловых и культурных связей России с другими государствами.

 А мы с вами вновь приблизились к Невскому проспекту, и здесь на реке Фонтанке центральную улицу продолжает АНИЧКОВ мост. Мост украшают четыре конных скульптуры Петра Клодте. Они оллецетворяют победу человеческого разума над стихией. Справа на скульптурах изображено, что возничий уже обуздал коня.Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Первого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе. Первый Аничков мост был построен в мае 1716 года.

Слева на углу Невского проспекта розового цвета фасады дворца БЕЛОСЕЛЬСКИХ- БЕЛОЗЕРСКИХ. Княжеский род берет свое начало у Владимира Монамаха, а дворец построен в середине 19 века.

 А вот справа за деревьями можно рассмотреть красивейший фасад Аничкова дворца. Один из первых дворцов Петербурга, построен в 40 годы 18 века, по воле императрицы Елизаветы Петровны, в дар ее тайному супругу Алексею Разумовскому. В настоящее время это самый крупный дворец творчества юных.

 А слева вы видите особняк с фасадом бледно- розового цвета, в центре фасада ажурный балкон, сторожилы называют его- дом графини Павловой. Усадьба еще в 18 веке принадлежала личному священнику Елизаветы Петровны. Затем в этой усадьбе жил Зиновьев, воспитатель детей АлександраII. А в конце 19 века особняк был куплен герцогом Люктенбургским,он был правнуком императора Павла I, в наследство он получил Михайловский замок, который был отдан русскому музею, а герцог купил здесь усадьбу и жил со своей супругой Натальей .............. Теперь здесь известная библиотека Голицина.

А слева сейчас на бывшей загородной территории видимдоходные домаконца19 - нач. 20веков. А мы приблизились к знаменитому Толстовскому Дому, если влево посмотреть под округлые арки ворот , то можно увидеть проходной, смежный, тройной двор, декорированный как парадный зал под открытым небом, этим и знаменит доходный дом, построенный для графа Михаила Толстого в 10 годы 20 века.

Справа старинная набережная , вдоль которой вы видите жилые малоэтажные дома, они построены в основном в первые годы 19 века.Вот еще в 30 годы 18 века впервые была создана комиссия, которая разрабатывала проекты образцовых домов для улиц и набережных Петербурга. Вдоль набеоежной Фонтанки было рекомендовано строить дома не выше 2-3 этажа. Рассатривая справа фасады домов легко определить сколько этажей застроили позже, они отличаются по архитектурному складу. А слева над нами реклама банка, фасад дома выглядит как печатный пряник, коричневого цвета- это доходный дом знаменитых торговцев Енисеевых, построен в конце 19 века.

 Впереди вы видите построение 18 века мост- ЛОМОНСОВА( бывш. Чернышев) по единому проекту в 10е годы 18 века, на Фонтанке возвели 7 образцовых мостов, только этот сохранил исторический облик. В старину в башнях были установлены подъемные механизмы, которые поднимали центральный пролет. И справа площадь Ломоносова, бывшая Чернышева, строилась по проекту знаменитого Карло Росси, когда знаменитый зодчий возводил всем известный теперь Александринский театр. Резко оглянитесь за правое плечо, видите вдалеке под ярко зеленой крышей фасад Александринского театра. А два белоколонных дома формируют знаменитую улицу Росси. В правом здании сейчас балетная школа им. Вагановой. А улица Росси в середине 20 века была признана одной из красивейших улиц европы. Когда проходишь по улице зодчева, ощущение, что идешь по белоколонному залу под открытым небом.

Прямо пред нами Лештуков мост. В народе получивший название " Нет ли лишнего билетика", так как уже на нем выстраивалась очередь в БДТ, который вы видите справа с фасадами зеленого цвета, в центре парадного фасада виднеется резное старинное крыльцо, это здание Большого Драматического театра им. Толстаногова. Знаменитый БДТ справа. Каменное здание театра было построено в 10 годы 20 века, на месте сгоревшего Суровенского театра. Первым художественным руководителем был Блок. Доронани, Смоктуновский, Лавров служили на сцене БДТ, в настоящее время здвсь можно увидеть Фрейндлих,Басилашвили. Правда с прошлой осени театр закрыт на реставрацию, артисты театра гастролируют на сцене ДК Горькова, это рядом с метро Нарвская.

А сейчас вы видите купола Свято-троицкого измайловского собора,с золочеными звездами. Построен по проекту арх . В. П. Стасова в 30г 19 века Голубые купола Троицкого собора усеянные звездами, замкнули перспективу 8-ой и 9-ой линий Васильевского острова. Внутри здание просто, но эффективно задумано. На стенах храма висели мраморные домки, на которых были высечены имена погибших в сражениях офицеров Измайловского полка. В 1886 г. перед собором был построен стогий памятник Славы в честь подвигов русских солдат в русско-турецкой войне в 1877-1878гг. через несколько минут вы сможите рассмотреть его с разных ракурсов.

 А слева фасад зданий декорированных белыми колоннами, они поддерживают протяженный балкон .Это бывшие казармы лейп-гвардии московского полка, квартировавшего здесь в 19 веке, это означало , что лейп-гвардия охраняла императорскую семью. Слева от ворот между колонн установлена мраморная памятная доска, она расказывает, что от сюда 14 декабря 1825года вышли солдаты под командованием Бестужева, они проследовали по СЕМЕНОВСКОМУ мосту который впереди, и в правую сторону ,по гороховой улице, почти бегом солдаты первыми прибыли на Сенадскую площадь и приняли участие в Востании декабристов.

 А мы уже под сводами Семеновского моста. Он так называется, потому что слева в царские времена здесь располагались казармы семеновского полка. Мост часто перестраивали, в 1949 году реставрация прошла последний раз,опоры моста частично переложили до уровня воды. Подводную часть отремонтировали, а пролетное строение заменили новым, металлическим сварным, балочным, трехпролетным. Тротуар вынесли на консоли. Длина моста составила 52,2 м, ширина - 19,51 м. Перильные ограждения моста установлены новые, чугунные, художественного литья. Работы производились по проекту инженера П. В. Баженова .

 Ну а сейчас слева и справа мы видим доходные дома, 18-19 веков, чем пышнее декорированы фасады этих домов, тем больше надежд возлагали домовлажельцы, что прибегут квартиросъемщики. В середине 19 века, начался "бум" строительства доходных домов. Дом в 5-6 этажей, успевали строить за 2-3 месяца. На 2и 3 этажах таких домов устраивали роскошные многокомнатные квартиры, а верхние сдавались разночиным Петербуржцам, которые сняв наверху дешевую квартиру, зачастую сдавали в ней комнату, а кто имел комнату, сдавал в ней угол.

 А теперь справа мы видим три похожих дома, с фасадами розового, желтого и зелного цвета, это образцовые жилые дома 18 века, и с тех пор никогда не перестраивались. Они дают нам представление как выглядела набережная Фонтанки в 18 столетии. Уже в 19 веке два из этих домой принадлежали семье Олениных, глава семьи Алексей Оленин был презедентом Академии художеств России. Он был первым директором публичной библиотеки в Петербурге. Они были очень гостеприимны, устраивали литературные салоны, здесь можно было услышать филосовские рассуждения еще молодого Чаадаева, Крылов свои басни впервые читал у Оленина. А А. С. Пушкин побывав здесь впервые встретил здесь Анну Керн, в тот же вечер он написал о ней в своих стихах

                                  " Я помню чудное мгновенье,

                                    Передо мной вилась ты...."

 Но и в дочь Олениных, Аннет, Пушкин Был влюблен, он сватался к ней,но несколько раз он получал отказ. Девушка была возмущена, что такой некрасивый молодой человек сватается к ней- красавице. Но Пушкин прославил Аннет в своих стихах , одно из них вы помните " Я вас любил, любовь еще быть может в душе моей угасла не совсем".

 

 Впереди ужеОбуховский мост.Он входил в число семи образцовых мостов 18 века. Расположен на Московском проспекте, у Обуховской площади. Назван по фамилии "посадского человека" Обухова, построившего здесь мост в 1717 г. В 1738 г. мост перестраивали несколько раз, свой первоначальный облик он давно уже утратил, сохраняя старинные волнорезы, внизу его опоры заканчиваются остроугольными гранитными плитами.

 

Сейчас слева вы увидите огромной рекламный щит, а слева от щита стоит мраморный верстовой столб, это солнечные часы. Вот отсюда в 18 веке стали отсчитывать первые версты с Петербурга в Царское Село.

 А справа за решеткой ворот в глубине двора можно рассмотреть один из Юсуповских дворцов В Петербурге, по проекту Кваренги, построен в конце 18 века, здесь Юсуповы жили почти 10 лет. Затем дворец был продан в городскую казну. В нем впервые открыли корпус инженеров. В настоящее время во дворце факультет Петербургского университета ЖД путей и сообщений.

 Слева пышная зелень старинных музеев, это небольшая часть знаменитого Измайловского сада, сохранилась до нашего времени. А с конца 18 века Измайловский сад здесь занимал огромное пространство, и здесь на открытой сцене в теплое время года, петербуржцы устраивали встречи, спектакли. Сейчас там сцена молодежного театра, а Фонтанке, один из знаменитых театров нашего города, которым руководит Спивак.

 А мы уже видим слева ажурную решетку, она соединяет боковые фасады подковообразного дома,

это особняк Гавриила Романовича Державина, русского поэта 18 века. Государственного деятеля времен Екатерины II и ПавлаI, Александра I. Такая роскошная усадьба объясняется тем,что первая супруга Державина была молочной сестрой императора, ведь вы видите парадный фасад особняка, а за домом раскинулся огромный сад, его восстановили, на днях обещают открыть. (восстановили пруды, фонтаны.) В летние ночи здесь будут устраивать небольшие камерные концерты.

 Впереди Измайловский мост, слева от него находится фасад здания с белыми колоннами и, бывшие казармы измайловского полка, переведенного из села Измайлово. В годы правления Анны Иоанновны.

А мы продолжаем путешествие вниз по течению реки Фонтанки, она на ровне с Невой, ей более ста лет, была главной транспортной протокой. О ее назначении напоминают кольца справа и слева, также пандусные причалы для людей и товара.

КРЮКОВ КАНАЛ

А мы с вами уже вступили в воды крюкова канала, рукотворный канал строили по воле Петра I. Первыми строительными работами занимался подрдчик Крюков. отсюда и названеи крюков канал. Здесь мы также видим пандусы, предполагалось использовать канал как транспортную протоку,но ошиблись с подсчетами глубины. Здесь мелководие. По крюкову каналу никогда не ходили грузовые суда и в настоящее время здесь можно увидеть лишь небольшие катера и теплоходы. Слева на набережной притаился 18 век, мы видим двухэтажные дома , постепенно так называемый евроремонт стирает старинное архитектурное убранство. А мы свами приближаемся к историческому адресу. вы увидите дом в котором свои последнии дни пробыл А. В. Суворов. , его приходил навещать его любимый ученик Багратион. И вот в этом доме Суворов скончался 6 мая 1800 года.

 А справа мы видим огромные арочные строения, это никольский рынок, на котором на ряду с разнообразными товарами торговали крепостными, причем в розницу, разлучая семьи. Вот уже несколько дней ведутся споры в нашем городе по поводу рынка, городская общественность требует, чтобы рынок сохранили,отреставрировать и использовать как торговые ряды, а правительство предлагает устроить здесь еще один отель.

 И мы с вами в одном из романтических мест. Здесь воды двух каналов смешиваются между собой. Это место называют перекресток семи мостов. сзади -2, спереди 2, справа 2 и слева 1. Не спроста Петербург называют Северной Венецией, часто наш город называют город-рек и каналов.

Тютчев писал в своих стихах:

О север, север,- чародей

Иль я тобою околдован

 Иль в самом деле я прикован

 К гранитной полосе твоей

 И справа на гранитной набережной мы видим колокольню Никольского собора, и сам красавец собор в глубине сада сияет золоченым пятиглавием, МОРСКОЙ Приходской БОГОЯВЛЕНСКИЙ Собор и колокольня построены в 40 годы 18 века, в стиле елизаветинского барокко, (архитектор С. И. Чевакинский). При освящении собор наименован морским, в нём отмечались победы российского флота. Главная святыня собора — греческая икона святителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей — находится в нижнем храме. При соборе с 1870 года действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней. После Октябрьской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941—1999 годах был кафедральным. Собор повлиял на топонимику города и дал свое имя площади, переулку, рынку и Старо- и Новоникольскому мостам, а также прежнему названию улицы Глинки.

Слева за мостом угловой дом, нижний балкон все видят. здесь в 20 годы 19 века жил Жуковский. именно здесь на субботних вечерах Жуковского, юный Пушкин и читал отрывки из Руслана и Людмилы.

 и всегда отмечают доходный дом справа, с фасадами темно-серого цвета, он был построен в начале 20 века, по проекту арх. Овсянникова. здесь в одной из квартир жил дирижер Мариинскиго театра Зилотти. Он был женат на знаменитой дочери Третьякова, а дружил с ним молодой Прокофьев. Сергей Прокофьев часто заходил в гости.

 Следующей двухуровневый дом сенатора Колосова, построен в середине 19 века, в этом доме располагалась знаменитая ленинградская студия кинохроники, в которой хранятся документальные фильмы об исторических событиях Российского государства.

 И фасад светло-зеленого дома, здесь в одной из квартир в начале 20 века жил великий русский певец, Федор Шаляпин. Долгие годы он служил на сцене мариинского театра оперы и балета, здание к которому мы приблизились. Парадным фасадом театр обращен к театральной площади. Слева вы видите новые стены второй сцены мариинского театра, которую строят с большими скандалами, уже более 5 лет. Обещают, что вторая сцена Мариинки Распахнет свои двери зрителям уже в будущем году, 2012.

 А вот сначала 18 века, справа была " Карусельная " площадь, она в те давние времена была распахнуты в сторону Крюково канала, и здесь на большой площади, простой городской люд, устраивали гулянья, водили хороводы, танцевали. Но несколько лет назад историки докапались до названия, ну вот почему она была Карусельная?? Оказывается в те давние времена модный танец назывался карусель.   

Наш Мариинский театр был построен в годы правления Александра II , императрицу звали Мария, отсюда название. Сейчас в Мариинском театре руководит Валерий Гергиев. Ну а мы покидаем с вами театральный уголок Петербурга и стремительно приближаемся к острову Новая Голландия. Слева за мостом ,за высокими деревьями, мы видим старинные краснокирпичные стены складов. они были построены на безымянном острове во второй половине 18 века. здесь хранили корабельный лес на просушке, на голландский манер, так родилось название острова. Новая Голландия. Что значит на Голландский Манер? Корабельный лес располагали вертикально, слегка наклонив в сторону,т. е присланив к стене. Представляете какой мощи были стены, чтобы выдержать такую огромную нагрузку. Можно сказать ,что мы с вами приблизились вплотную к 18 веку. А наш капитан совершает плавный поворот и мы возвращаемся в руслореки мойки.

Мы совсем немного не дошли ло финского залива, а мы дышим с вами морским воздухом. Залив остался позади. 

 А впереди вы видите знаменитый " ПОЦЕЛУЕВ" мост. Памятник начала чугунного мостостроения, сохранивший свой внешний облик с начала XIX века. Одно из знаковых мест Санкт-Петербурга, которое обросло легендами за счёт своего названия. Мост, панорама которого с видом на Исаакиевский собор нередко используется в картинах художников.Назван по фамилии купца Поцелуева, содержавшего трактир на левом берегу реки Мойки, на углу теперешней улицы Глинки. Трактир назывался «Поцелуй», поэтому и ведущий к нему мост стали называть Поцелуев.

Сохранились предания, что в старину Поцелуев мост служил местом для свиданий молодых влюбленных, по каким-то причинам вынужденных скрывать свои чувства.

Согласно одной из легенд название объясняется тем, что в старину у влюблённых был обычай: при переходе через мост целоваться, чтобы, как они говорили при этом друг другу, никогда не расставаться. В 1950-е годы появилась известная песня " Ленинградские мосты" в исполнении Леонида Утесова

 

 Стареем неизбежно мы,

но с Леною по-прежнему

Друг в друга влюблены. А в чем секрет?

А в том, признать приходится,

Что все мосты разводятся,

А Поцелуев, извините, нет!

Слева на набережной вы уже увидели отреставрированные кирпичные стены крюковских казарм, сюда со стрелки В. О. переводят военно-морской музей, а в здании биржи будут проходить реставрацонные работы.

А мы идем вверх по тече



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.