Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формирование ценностных ориентаций обучающихся на уроках истории как фактор становления гражданской идентичности подрастающего поколения»



«Формирование ценностных ориентаций обучающихся на уроках истории как фактор становления гражданской идентичности подрастающего поколения»

 

Подготовила:Щукина Евгения Радиковна,

учитель истории МОУ «Степнинская СОШ»

Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,

Плавать по воде, как рыбы,

Нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди.

Бернард Шоу.

 

  В настоящее время все больше употребляется такое понятие, как гражданская идентичность. Что же это такое? (идентичность личностиэто способность смотреть на мир через призму своей культуры, одновременно сохраняя и развивая ее содержание и традиции). Существуют различные понятия этого определения. Скорей всего – это представление человека о самом себе, принадлежность его к определенной социальной группе и осознание им этого факта. «Гражданская идентичность людей имеет свои особые черты в любой стране. Идентичность позволяет человеку осознать себя частью организованной силы, которой является, например, его этническая или гражданская общность, а также защищает человека от негативной социальной информации».

   Современные реалии российского общества подводят к необходимости решения задач в области образования, которые помогли бы правильно сориентировать молодое поколение в системе ценностей. Манипулирование сознанием приобретает все более массовый характер. В этих условиях возникает исключительно важный вопрос: как человеку разобраться в том, где подлинные ценности, а где навязанные исподволь ему псевдоценности.

 

  Ценностные ориентации – это относительно устойчивое социально обусловленное, избирательное отношение личности к материальным и духовным благам, которые для нее выступают как цель или средство удовлетворения потребностей.

  Мы все прекрасно осознаем, что воспитать настоящего человека, личность совсем не просто, особенно в период смены ценностных ориентиров и идеалов. К сожалению, многие выпускники абсолютно инфантильны, неясно представляют реальную действительность, их ценностные ориентиры противоречивы. Поэтому современная школа призвана создать условия для позитивного ценностного самоопределения в ранней юности.

 

   Одна из главных задач учителей истории – формирование у обучающихся следующих качеств:

- патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины.

- уважающий ценности иных культур, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.

- креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

 

  Одним из главных направлений по организации и осуществлению воспитания такой личности является воспитание историей, воспитание на духовно-нравственных и культурно-исторических традициях нашего народа.

На уроках истории школьники сопереживают судьбам людей, которые создали Отечество, приумножая его духовные и материальные богатства. Учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они не поступили на его месте. На любом этапе работы с текстом учебника, документами уместны вопросы: Каково ваше отношение к событиям? Кого бы вы поддержали в этой ситуации? Объясните почему? Отвечая на такие вопросы на материале уже свершившихся исторических событий, школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Так накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности.

 

Приведу ряд примеров:

 

6 класс.

По теме «Восточные славяне» на уроке истории России в 6 классе раскрывается вопрос о развитии земледелия. Для формирование нравственного понятия «трудолюбие» приводится пример из русских былин об Илье Муромце, первым подвигом которого был хлебопашеский: «Он дубы – колоды все повырубил, во глубокому реку все повыгрузил. Расчистил поле для посева хлебов». В результате обсуждения выделяем качества, присущие гражданину: сила, настойчивость, трудолюбие, опыт и т.д.

 

5-9 класс.

Исторические факты свидетельствуют о том, что величие России определялось не только ее территорией, количеством населения, оснащенностью армии, мощностью экономики и науки, но и духовным потенциалом. Преданность Родине, готовность ставить ее интересы выше личных, самопожертвование во имя ее безопасности – этим всегда была сильна Россия, в этом стержень ее национального духа.

На уроках истории России используется материал, свидетельствующий о преданности наших соотечественников Родине, верности воинскому долгу – как в царской России, так и в годы Советской власти, в постсоветское время, в современной России. Немаловажную роль играет религия. В России наиболее распространенной религией является православие. Для православного человека отказ от воинской службы не мыслим. Православная церковь причисляла воинов, защитивших Родину ценой собственной жизни к числу мучеников и святых. Сергий Радонежский, Святитель Московский Гермоген благословляли воинов на ратный подвиг. Русские священники еще со времен Ярослава Мудрого шли на врага впереди русских воинов.

Ø Синквейн на историческое лицо;

Ø Портфолио исторической знаменитости;

 

  Таким образом, одна из главных наших задач, как историков, заложить в сердцах детей чувство гордости за свою страну, а это в свою очередь является очень важной характеристикой гражданской идентичности. Гордость за свою страну представляет собой важнейший индикатор отношения к гражданской принадлежности как к ценности.

 

  Работая учителем истории, я все чаще думаю о том какую гражданскую основу подводить под воспитание учащихся. И снова я подхожу к тому, что одним из важнейших факторов гражданского воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой.

 

  Для меня, как учителя важно развитие гражданской идентичности учащихся, приобщение их к общечеловеческим ценностям, в результате чего происходит формирование личности, - обеспечивающий самоопределение и самоутверждение. Нравственные ценности не могут быть принесены кем-то извне, они результат активной деятельности самого ребенка. Традиции народа должны войти в человека как естество, стать душой, плотью, проявиться в привычках во всей системе общественного и семейного поведения. Поэтому стараюсь создавать с детьми исследовательские и проектные работы по темам Родного края (Степное сельское поселение: люди, территория и т.д.).

 

  Воспитать граждан Отечества – дело очень сложное еще и потому, что понятие «Отечество» для каждого свое, по разному видят люди будущее своего Отечества. В трагические переломные периоды истории нашей страны понять это было легче людям с различными, подчас противоположными взглядами: все, как один, вставали на защиту Отечества. Горя, бед, трагедий было предостаточно в нашей истории. И все-таки, несмотря на это, хочется верить и надеяться на то, что прийти к единству в этом вопросе нам поможет любовь и горячее желание служить на пользу России.

 

  Процесс формирования российской гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу. Главное – формировать личность ребенка как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Самое важное в нашей педагогической деятельности – это любить и уважать личность каждого ребенка.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.