|
|||
УЧИМСЯ, ИГРАЯ.УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников. Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах». Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни. С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры. Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи» Задачи: ∙ учить понимать образные слова в пословицах и поговорках; ∙ развивать интерес к значению слова; ∙ Учить активно использовать их в речи. Тише едешь – (дальше будешь). Крепкую дружбу водой — (не разольёшь). Один в поле — (не воин). Глупые ссорятся, а умные – (договариваются). Под лежачий камень – (вода не течет). Семь раз отмерь – (один отрежь). Что посеешь – (то и пожнешь). Дидактическая игра «Угадай-ка». Задачи: ∙ учить понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи; ∙ развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.) Не цветы, а вянут? (Уши вянут.) Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.) В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.) Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.) Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.) Дидактическая игра «Одним словом». Задачи: ∙ учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов; ∙ познакомить с тем, что слова имеют значением смысл, в разговоре их необходимо употреблять в соответствии со значением; ∙ развивать аналитическое мышление.
Надуть губы. (Обидеться.) Как снег на голову. (Внезапно.) Вылетело из головы. (Забыть.) Как по команде. (Дружно.) Со всех ног. (Быстро.) Рукой подать. (Близко.)
|
|||
|