|
|||
Цивилизационный подход.
1. Философия - это наука о природе, обществе и человеческом мышлении. Круг основных проблем философии: А) онтология - учение о мире или бытии. Б) гносеология - теория познания. В) методология · диалектика · метафизика Г) антропология Д) аксиология - учение о ценностях. Е) социальная философия - учение об обществе. В истории философии выделяют 3 подхода к пониманию её предмета: · старо - античный - философия тождественна науке и её предмет - вся действительность; · традиционный - наука о первых началах или метафизика; · современный - философия - учение о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Функции философия ( её роль в обществе): · мировоззренческая - даёт готовый теоретический уровень мировоззрения. · гносеологическая - определение направления дальнейшего познания мира. · методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику. · аксиологическая - духовные ценности · гуманистическая - воспитание гуманистических идей. 2. Основным вопросом философии является соотношение в мире мышления и бытия, сознании и материи, идеального и материального. Данный вопрос характеризуется 2 сторонами: · онтологическая - отвечает на вопрос: что первично - идеальное или материальное- 2 направления для решения этого вопроса: А) монизм - философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало - материальное или идеальное Б) дуализм Монизм делится на материализм (материя первична, а сознание вторично) и идеализм (идеальное первично, а материальное вторично). Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека). · гносеологическая - отвечает на вопрос, познаваем ли мир. Гностицизм - мир познаваем, агностицизм - мир полностью или частично не познаваем. 3. Мировоззрение - совокупность взглядов, принципов, оценок, определяющих понимание мира человеком и своего места в нём и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Структура мировоззрения: · познавательный компонент; · ценностно-нормативный; · эмоционально - волевой; · практический. 3 стороны мировоззрения: · эмоционально - психологическая (чувства, настроения) - мироощущение; · опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений - мировосприятие; · познавательно - интеллектуальная сторона - миропонимание. Уровни мировоззрения: - жизненно - практический; - теоретический - к нему относится философия. 4. Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое мировоззрение, характеризующееся эмоционально - образной формой, очеловечиванием природы, отсутствием рефлексии (самосознания), утилитарной направленностью ( практика). Исторически вторым типом мировоззрения является религиозное, которое основывается на вере в существование сверхъестественных сил, опирается на образно - эмоциональные и чувственно - наглядные формы восприятия, рефлексия отсутствует. Исторически третий тип мировоззрения - философия - отражение мира в рациональной теоретической форме, является рефлексивным, т. е. содержит размышления над собственными представлениями о мире и человеке; основной принцип - свободомыслие. 5. Античная философия охватывает период с 6 века до н. э. до 6 века н. э. В её истории выделяются след. этапы: - сократовская ( древнегреческая философия); - классическая греческая философия; - эллинистическая философия. Досократовская философия 6 век до н. э. до 5 века н. э.). Милецкая школа - представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они первые попытались найти первоосновы всего существующего, стремились понять природу в целом, выяснить, что остаётся неизменным, несмотря на изменчивость форм. На первом месте для них - поиск причины. Фалес - причина всего сущего - вода, так как все материальные вещи связаны с водой. Анаксимандр - за первоначало брал некое безкачественное первовещество (апейрон), которое не имеет границ, но из него обособляются тёплое и холодное - качественные противоположности, которые дали начало всем веществам. Анаксимен - в качестве первоначала брал воздух. Школа не сделала никаких научных открытий - материалисты, диалектики. Школа Пифагора - представители занимались философско-математическими изысканиями, считая, что число есть существо и ядро реальной вещи (является субстанцией). Ими было положено начало полярно - диалектическому мышлению, идеализму и мистике. Они пытались сформулировать законы развития мира на основе математики - материалисты, метафизики. Гераклит - в качестве первоначала считал огонь как символ всеобщей стихии в образе живого динамичного первоначала, объясняющего изменчивость и многообразие мира. Природа - носительница всего существующего, всего, что исчезает и возникает, но из природы и огня он выделяет, но не отрывает логос (слово), которое присуще всем и всему, всем и через всё управляемое - материалист, диалектик. Эллейская школа - Сенофал, Парменид - разработали учение, во многом противоположное учению Гераклита и Милецкой школы, считая главной проблемой проблему бытия и мышления. Бытие - это то, что можно познать только разумом, а не органами чувств, потому что только мышлению дано неизменное и единое, т. е. бытие. Субстанцией у них являлась стихия - материалисты, метафизики. Атомисты - Демокрит и Левкипп - принимают тезис о том, что бытие есть нечто простое и неделимое, в качестве бытия берут атом - наименьшие физические частицы, разделённые пустотой. Атом - бытие, пустота - небытие. Атом нельзя увидеть, но о них можно помыслить. Цепляясь друг за друга, они образуют чувственно - постигаемые вещи - материалисты, диалектики. Софисты - их учение вводит тему человека и сознания. Представители: Протогор и Горгий - их отношение к философии имело утилитарную направленность. "Человек есть мера всех вещей". Они считали, что бытие - это изменчивый, чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Они положили начало поиску новых форм достоверности знаний. Классическая философия (5-4 век до н. э.). Представители: Сократ, Платон, Аристотель. Сократ - философия его есть этический рационализм. Главная проблема - человек и его сознание. Главная задача - научить человека думать. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к человеку, к самому себе. Платон - в его учении можно выделить составные части: - онтологию - бытие - вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Оно множественно, т . е. бытие есть вид, идея, сущность. Платон различает сущность и явления, т. е. то, что существует по истине и то, что существует, но не имеет истинного бытия - разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. - Космологию - учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса. Космос получил бытие как одушевлённое и одарённое умом - объективный идеализм (Демиурд). - Гносеологию - опирается на учение о душе. Тело человека смертно, а душа бессмертна. Душа, соприкасаясь с миром идей, созерцает их. Таким образом, познание есть припоминание душой мира идей. Истинное знание даёт мышление, а чувственное восприятие даёт мнение. - Этику - условие нравственных поступков - истинное знание, которым в принципе обладает душа. Части души: разумная, волевая, вожделеющая. Сочетание этих 3 частей души под руководством разума даёт начало добродетели, справедливости. Аристотель - ученик Платона - провёл разграничение наук на теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, ремёсла). Онтология - бытие есть нечто устойчивое, неизменное, неподвижное. Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она делает предметы, не позволяя им сливаться с другим. Есть низшие сущности, состоящие из материи как формы, где форма превращает материю из возможности в действительность, и высшие сущности, т. е. чистые формы - лишённые материи формы. Учение о душе - Душа есть форма по отношению к материи - это проявление активности жизненных сил. Душа и тело связаны между собой. Выделяет 3 вида души: растительная (способность к питанию), животная (способность к ощущению), разумная. Учение о человеке - Человека отличает способность к интеллектуальной жизни, которая предполагает нравственную позицию. Добродетели бывают дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Высшая форма деятельности человека - познавательная и теоретическая. Эллинистическая философия (конец 4 века до н. э. до 6 века н. э. ). Высшей ценностью считается дружба. В данный период существуют следующие основные течения: - Эпикуреизм - предание удовольствию; - Стоицизм - следование судьбе и долгу; - Кинизм - воздержание от суждений. Все они обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души - отказ от разработки фундаментальной философии. Предпочтение отдаётся этике, причём весьма односторонней, которой отстаиваются пути достижения "атарксии" - невозмутимости. 6. Отличительная черта философии Нового времени (17-18 век) - обращение к гносеологии. Данный период отличается неравномерностью своего развития. Принципиальная новизна философии Нового времени в том, что, "заглянув" в глубины человеческого бытия, она резко отделила и обособила 2 сферы: - То, что принадлежит повседневному, актуальному познанию человека; - То, что принадлежит его глубинной сути, сущности. Бэкон - "новый органон" - дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Главными препятствиями на пути познания он считал человеческое заблуждения, которые назвал идолами. Бэкон выдвинул теорию двойственной истины, разграничив философию и теологию. Цель философии - изучение законов природы и разработка методов познания природы. Центральная часть философии Бэкона - учение о методе. Метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта (эмпиризм). Познание начинается с чувственных восприятий внешнего мира, но они нуждаются в экспериментальной проверке. Опыты должны ставиться по методу индукции. Рационализм Декарта - рационалистический метод - считал, что научные открытия совершаются не вследствие опыта, а вследствие деятельности ума, который направляет опыт. Ко всем наукам применял особенности математического метода познания. Основой научного метода по Декарту является постулат: "Я мыслю, значит, я существую", т. е. сомневаться можно во всём, но только не в своём существовании. Выдвигая на первый план проблему познания, Бэкон и Декарт заложили основы новых философских систем и раскола действительности на субъект и объект познания, где субъект - носитель познавательной деятельности, мыслящая субстанция. Спиноза - учение о субстанции - сторонник рационализма, противопоставляет чувственные представления (воображения) пониманию. Чувственные представления - низший род знаний, слагается из 2 способов восприятия: ¨ смутный опыт - даёт неполную правду; ¨ рассудок или разум - оперирует общими понятиями и даёт достоверные знания. Главная проблема для Спинозы - проблема взаимоотношения человека с Богом. Бог - неисчерпаем, бесконечен, он может обличье, нести своё Слово в форме, доступной людям определённой эпохи. Бог Спинозы - это субстанция - первооснова мира, имеющая основания своего бытия в самой себе. 7. Философия средних веков охватывает период с 5 по 15 века. Этот период тесно связан с христианством. Основные вопросы связаны с проблемой Бога, что отражало тенденцию философии к сокрализации (сближение с религиозным учением) и морализации (сближение с этикой). Философия определяется следующим: ¨ библейским традиционализмом, ретроспективностью; ¨ особым значением экзегетики - искусством правильного толкования и разъяснения положений Завета; ¨ тенденцией к назидательству, учительству; ¨ теоцентризмом - Бог в центре мира. При всей внутренней цельности средневековой философии в ней чётко выделяются этапы патристики (1- 6 века) и схоластики (11 - 15 века). Вершина патристики - Августин Блаженный. Августин принял положение Платона о существовании бестелесных идей. Он обосновывает креационизм, т. е. положение о творении природы и материи Богом. В теоцентризме Августина происходит конкретизация религиозного представления о Боге. В этот период происходит оформление крестьянской догматики и философии, в которой определённую роль играют элементы платонизма. Фома Аквинский - пик средневековой схоластики. На этом этапе происходит систематическая разработка христианской философии под влиянием наследия Аристотеля. Центральная проблема Фомы Аквинского - гармония веры и разума - томизм. Другая проблема, которая находилась в фокусе внимания Фомы Аквинского, - это проблема существования Творца мира и человека. Бытие Бога постигается и верой и разумом. Недостаточно ссылаться только на то, что каждый верующий принимает Бога интуитивно. 8. Философия эпохи Возрождения. (14-17 века).- это период перехода от средневековья к Новому времени, когда происходит возрождение античной культуры. Философия в этот период характеризуется следующим: ¨ поиск жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям; ¨ обоснование идеи доверия к естественному человеческому разуму; ¨ заложение основ философии, свободной от религиозно - мировоззренческих предпосылок; ¨ антропоцентризм - человек - центр мира; ¨ гуманизм; ¨ пантеизм - Бог растворяется в природе - переход от Бога - личности к Богу - духу. Данте - "Божественная комедия" - человек имеет двоякую - смертную и бессмертную - природу, он есть среднее звено между тленным и нетленным. Поэтому имеет двойное предназначение. У человека 2 "конечные" цели: ¨ достигается в земной жизни, заключается в проявлении собственной добродетели; ¨ достигается посмертно и при содействии божественной воли. Петрарк - развивал идеи Данте о двойном предназначении человека - философия схоластического типа непригодна для жизненного наставления. Салютати - главное - воспитать нового человека, обладающего способностью совершать добродетельные поступки. Это свойство вырабатывается со временем. Хотя земная жизнь и дана Богом, задача человека состоит в том, чтобы построить её в соответствии с природными законами добра и справедливости. Кузанский, Дж. Бруно - на более высоком уровне вели поиск метафизических оснований гуманистических воззрений. Кузанский считал, что каждая вещь, в т. ч. и человек, выступает как содержащая в свёрнутом виде весь мир, как микрокосм. Но человек является микрокосмом и на другом уровне, он предназначен для творчества. Дж. Бруно лишает Солнце положения центра Вселенной, принимая гелиоцентрическую концепцию Коперника. Центр - нигде, и он - везде. Человек - конечное земное существо - обладает конечной смертной душой. Только разумная безличная часть души может быть бессмертна. Человек предназначен для творческого созидания на основе познания. Разум - способность постичь бесконечную Вселенную. Эразм Роттердамский - для него философия - это знание нового типа, к которому стремился Сократ, это мудрое понимание жизни. Он осуществляет перевод и критическое издание Нового завета, публикует труды отцов церкви, критикует церковные порядки, духовенство. Он жаждет великой религиозной реформы. Мелахтон - существование общих религиозных идей - учение о постигаемой естественным разумом естественной религии. Философия эпохи Возрождения - родоначальница автономной философии, свободной от религиозно - мировоззренческих предпосылок. 9. Немецкая классическая философия ( нач. 18 века - середина 19 века). Основные представители - Кант, Гегель, Фейербах. Кант - первый этап творчества - докритический. На этом этапе он выступал как учёный, астроном и географ. Но основу немецкой классической философии заложила Кантовская философия критического периода после опубликования: "Критики чистого разума", "Критики практического разума", "Критики способности суждения". Он заинтересовался проблемой субъекта, что позволяет человеку познавать мир. Эти работы представляют собой обоснование системы трансцендентального идеализма. Кант пересмотрел центральную проблему гносеологии - взаимодействие субъекта и объекта, сделав предметом философии специфику познающего субъекта. Кант поставил задачу установить различия между субъективными и объективными элементами знания о самом субъекте и впервые ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает 2 уровня: ¨ эмпирический (опытный); ¨ трансцендентальный (нах -ся по ту сторону опыта). Познание имеет 2 источника: эмпирический и априорный (доопытный). Подлинно научные знания обеспечивают априорные формы сознания (пространство, время, формы рассудка - понятия и категории). Кант - агностик. Философия по Канту не должна изучать природу, мир, человека, но и открывать законы разума и познавательной деятельности. Теория познания по Канту: существуют вещи сами по себе (материалистический подход). Эти вещи воздействуют на органы чувств человека, порождая ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем. На этой основе возникают восприятия, которые носят субъективный характер. Рассудок при помощи понятий и категорий придаёт им всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе является субъектом и человек может знать только явления, т. е. вещь остаётся "вещью- в - себе" (непознанной и нераскрытой вещью). Рассудок совмещает апостериорные и априорные знания. Кант одновременно выступает как материалист и идеалист. Категорический императив Канта - человек должен вести себя так, чтобы его поведение стало законом для других людей. Гегель - объективный идеалист - отверг учение Канта о непознаваемости мира; впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса; попытался раскрыть внутреннюю связь движения и развития - заложил основы диалектической системы. Гегель как объективный идеалист исходит из того, что в основе мира лежит духовное начало (абсолютная идея) или мышление. Мышление есть не только субъективная, но и объективная сущность, первооснова всего существующего. Мышление отчуждает своё бытие в виде материи, оставаясь в ней внутренним содержанием- принцип тождества бытия и мышления. Абсолютная идея - не только начало, но и развивающееся содержание мирового процесса и результат его существования. Высшая ступень абсолютной идеи - абсолютный дух человечества и человеческой истории. Абсолютная идея содержит в свёрнутом виде все определения общественных, духовных и природных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит стадии: ¨ логика - через неё раскрывается абсолютная идея в виде системы категорий; ¨ природа - из природы возникает человек, вместе с ним - человеческий дух, который развивается сначала как субъективный дух, а затем как объективный дух.; ¨ высшая форма самореализации абсолютной идеи - абсолютный дух. Фейербах - "Человек вышел из природы как бабочка из кокона" - метафизик - человек рождается с чётким сознанием и нет никакого развития. Бог, по Фейербаху, - это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек - ставится в зависимость от последнего. При обосновании материалистического мировоззрения Фейербах отказывается использовать понятие "материя". Вместо этого понятия он использует понятие "природа", т. е. его мировоззрение называется натурализмом. Природа существует вечно, она независима от Бога. В центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Именно человек является субъектом в системе Фейербаха. В решении конкретных проблем теории познания Фейербах стоит на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит взгляды французских материалистов. Исходным пунктом познания является ощущение. Источник же ощущений заключается в самом мире, природе. 10. Марксистская философия (конец 30- конец 40 -х гг. 19 века). В марксистской философии появилось новое содержание, отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. Маркс и Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества. Основные черты марксизма: ¨ единство партийности и научности; ¨ революционность; ¨ гуманистичность. Это единство трёх принципов вытекало из нового понимания практики в марксизме. Маркс подверг критике прежний материализм (материализм Фейербаха) и идеализм за сведение практики к чисто теоретической деятельности. Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания. Практика у него - это исходный пункт, движущая сила, критерий истины, цель познания. Практика - это процесс труда в единстве социально - исторических условий его функционирования. Она невозможна вне связей и общения между людьми. Практика является сферой приложения знания. Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина - соответствие наших мыслей, знаний о мире самому этому миру, объективной реальности. Маркс и Энгельс считают, что любая истина объективна, т. е. содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания человека. Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Абсолютная истина не достигаема, так как мир бесконечен и неисчерпаем, т. е. человечеству невозможно получить полные и достоверные знания о мире. Старый материализм и материализм марксистский остались предметно "тождественными" в том смысле, что принимали материю в качестве первичной субстанции. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма законы диалектики, которые связали между собой 3 основные сферы реальности: природу, общество и мышление. К своеобразию марксистской философии относится единство её основных методов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики. Маркс и Энгельс - основоположники диалектического материализма. Предпосылки зарождения диалектического материализма: 1. социально - политические: 2 класса : буржуазия и пролетариат; переход капитализма в крайнюю стадию развития - империализм. 2. Естественнонаучные открытия: открытие живой клетки, доказавшее наличие родства между растительным и животным миром; открытие электрических полей; теория Дарвина о происхождении видов. 3. Теоретические источники: французский утопический социализм Сенсимона и Оуэна, утверждающий, что капиталисты добровольно передадут в руки рабочих свою частную собственность; английская политэкономия Смитта, рассматривающая взаимоотношения между капиталистом и рабочим. Капиталист, обладая средствами труда, не сможет производить продукт труда, так как ему не хватает рабочей силы. Рабочий обладает только рабочей силой. Поэтому капиталист и рабочий встречаются на рынке труда, где один продаёт, а другой покупает. Недостатки марксизма: ¨ Недооценка проблемы человека как индивида; ¨ Переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики; ¨ Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии; ¨ Абсолютизация скачков - взрывов и недооценка постепенных скачков. С конца 80- х - начала 90- х годов именно философы этого направления стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать философское наследие России 19 - начала 20 веков и русского зарубежья 20 -50 -х гг. Марксистская или диалектико - материалистическая философия теперь занимает в обществе такое же место, как и многие другие течения философской мысли. 11. Бытие ( от слова быть, наличествовать) - это самая широкая и абстрактная философская категория и самая бедная по содержанию. Формы бытия: ¨ Материальная ( первая природа - естественная материя; вторая природа - созданное человеком); ¨ Идеальная ( субъективный дух - внутренний психический мир человека; объективный дух - формы общественного сознания). Именно вторая природа и субъективный дух составляют бытие человека или социальное бытие. Уровни бытия: ¨ Актуальное - всё, что есть в действительности; ¨ Потенциальное - всё, что есть в возможности. Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия (потенциальный уровень). Возможность есть потенциальное бытие, действительность - актуальное бытие (актуальный уровень бытия). Все различия в философских воззрениях касаются различий в понимании разных форм бытия, различной трактовки их взаимоотношения и взаимодействия и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производны, вторичны, зависимы от основной формы бытия. Проблемы, различные решения которых определяют различия в философских воззрениях: ¨ Обладает ли мир в своём существовании единством и что является основой этого единства? ¨ Является ли мир в своём существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? ¨ Упорядочен ли мир в своём развитии, подчиняется ли он каким - либо законам, или он изменяется произвольно? ¨ Обладает ли мир системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? Отсюда возникает идеализм и материализм, монизм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм и т. д. В категории бытия фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Бытие - интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории: ¨ Субстрат - то, из чего всё сделано (тождественно понятию "материя"). ¨ Субстанция - первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явлений, процессов, посредством которых и через которые они существуют. В 18 веке под субстанцией подразумевали всё, что существует само по себе и представляется само через себя. Но впоследствии термин "субстанция" был модифицирован, и он стал обозначать неизменную основу сменяющихся явлений. Противоположное понятие бытию - небытие - это всё, чего нет. 12. Материя как понятие - это прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок. Вопрос о сущности материи затрагивает основы любого более или менее развитого, а тем более философского мировоззрения, и его обсуждение не может не создавать множества трактовок материи. Материя - это: ¨ Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств. ¨ Субстанция. Вопрос о характере субстанции - главный в определении сущности основных направлений философии. Существует и другая точка зрения, согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции - гносеологический признак материи. Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются: ¨ пространство; ¨ время; ¨ движение как способ существования материи. Понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом развитии: 1. этап наглядно - чувственного её представления. В ранних древнегреческих философских учениях в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий. 2. Этап вещественно - субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости. 3. Этап философско - гносеологического представления о материи. 4. Этап философского субстанциально - аксиологического представления о материи. Происходит личностное понимание материи, прежде всего с точки зрения категории личности. Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, полно раскрыть причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям "вещество", "энергия" и др. Для раскрытия собственно философских понятий необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы. Очень важно, например, установить критерии физического существования, в том числе с целью отграничения "материального" от теологических феноменов. В не меньшей степени это касается также связей философии с психологией, социологией, гуманитарными науками. 13. Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обуславливают движение материи, которое является основным способом её существования. Движение материи - абсолютно, её покой - относителен. С философской точки зрения движение есть всякое изменение вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Свойства движения: ¨ Объективность (независимость существования от сознания человека); ¨ Всеобщность (любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи); ¨ Несотворимость и неуничтожимость; ¨ Абсолютность, т. е. абсолютная природа движения реализуется всегда только в определённых видах. Поэтому можно сказать, что всякий покой - это момент движения, т. к. он преходящ, временен, относителен. Покой - это как бы движение в равновесии, т. к. он включён в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением. Существуют следующие формы движения: ¨ Пространственное перемещение; ¨ Электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц; ¨ Гравитационная; ¨ Сильное (ядерное) взаимодействие; ¨ Слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона); ¨ Химическая (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов); ¨ Геологическая (связана с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д. ); ¨ Биологическая (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне и т. д. ); ¨ Социальная (процессы, происходящие в обществе). 14. Пространство и время являются важнейшими свойствами материи. Пространство характеризуется протяжённостью протяжённость и структурностью материальных объектов в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями. Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу существует 2 точки зрения: ¨ Субстанциональная концепция - пространство и время - самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё (Демокрит, Ньютон); ¨ Релятивистская концепция - пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. ( Аристотель, Лобачевский, Риман, Эйнштейн). Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность. Основными свойствами пространства являются: протяжённость, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трёхмерность. Основные свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость. Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в макромире, микромире, мегамире, в живой природе и в социальной действительности. 15. Понятие "диалектика" в философию было введено Сократом и первоначально оно означало искууство вести беседу, спор. Развивал это понятие Платон. Диалектика - это теория познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законов развития природы, общества и мышления. Существует 3 формы диалектики: 1) стихийная диалектика древних (Гераклит, Платон, Сократ). 2) идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель) 3) материалистическая диалектика (Маркс). Принципы диалектики: 1) принцип всеобщей связи. Диалектика изучает наиболее общие и существенные связи, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Типы связей: -структурные - отражают упорядоченность бытия, его целостность и многообразие; -системные - выражают принцип системности (система и элемент); -причинные - выражают принцип причинности (причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность); -связи детерминации - выражают принцип детерминизма, т. е. всеобщей обусловленности явлений материального и духовного мира. 2) принцип развития. Развитие - это вегда качественное изменение вещей, это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, движение идёт по спирали, каждый виток которой расширяется кверху. Развитие и механическое движение являются противоположностями, составляющими содержание движения как всякого изменения. Нет и не может быть развития вне или без движения, и движения, которое не содержало бы в себе развитие. Важнейший признак развития - необратимость, другой признак - направленность (изменение качества системы в определённом направлении - прогрессивное и регрессивное). Развитие может быть однолинейным и многолинейным, гармоничным и дисгармоничным, ускоренным и замедленным. 16. Законы материалистической диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности и противоречия. Виды противоречий. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие. Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). Противоположности применяются: 1. в науке (положительное, отрицательное), 2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность, содержание и форма), 3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная истина). На определенном этапе развития предмета противоположности начинают друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия противоположностей – противоречие . В процессе развития предмета , явления противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое состояние, новое качество с новыми, но вначале скрытыми противоположностями. «Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. Противоречие – это корень всякого движения и жизненности. Нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает жи
|
|||
|