|
|||
Новое недовольство мемориальной культуройСтр 1 из 43Следующая ⇒ Новое недовольство мемориальной культурой Das neue ubehagen an der Erinnerungskultur Алейда Ассман перевод: Борис Николаевич Хлебников
Москва: Новое литературное обозрение, 2016. 232 с. (Библиотека журнала "Неприкосновенный Запас"). ISBN 978-5-4448-0516-9.
Аннотация Новая книга немецкого историка и теоретика культурной памяти Алейды Ассман полемизирует с все более усиливающейся в последние годы тенденцией, ставящей под сомнение ценность той мемориальной культуры, которая начиная с 1970—1980-х годов стала доминирующим способом работы с прошлым. Поводом для этого усиливающегося «недовольства» стало превращение травматического прошлого в предмет политического и экономического торга. «Индустрия Холокоста», ожесточенная конкуренция за статус жертвы, болезненная привязанность к чувству вины – наиболее заметные проявления того, как работают современные формы культурной памяти. Частично признавая обоснованность позиции своих оппонентов, Алейда Ассман пытается выстроить такую мемориальную перспективу, в которой ответственность за совершенные преступления, этическая готовность разделить чувство вины и правовые рамки, позволяющие услышать голоса жертв, превращали бы работу с прошлым в один из важных факторов сознательного движения к будущему.
Оглавление Введение Забвение, умолчание, воспоминание 1. Проблемы мемориальных исследований Индивидуальная и коллективная память История и память Культурная память Связь с идентичностью Значение понятия «мемориальная культура» 2. Работа над немецкой семейной памятью – бесконечная история? Нарушенное молчание – телесериал «Наши матери, наши отцы» Латентность молчания – Герман Люббе о послевоенной немецкой истории Финальная черта и разделительная линия Экстернализация и интернализация Крещендо памяти о Холокосте 3. Проблемы немецкой мемориальной культуры Чемпион мира по памяти? Интерпретативная власть и «жертва по ощущению». Мемориальная культура как конфликт поколений Холокост как негативный учредительный миф Исчерпанная память?[83] Ритуализация Политкорректность Морализация и историзация Практические аспекты немецкой мемориальной культуры 4. Память о двух немецких диктатурах Память о ГДР – особый немецкий путь? Дискуссия об обеих немецких диктатурах Сохранение прошлого и преодоление прошлого Память о жертвах ГДР Европеизация памяти о ГДР 5. Память в миграционном обществе Негативная память как право гражданина? Этнический парадокс и плюрализация национальной памяти Шок 4 ноября 2011 года Человеконенавистничество по отношению к определенной социальной группе Эмпатия между различием и сходством Транснациональные перспективы 6. Конкуренция жертв Эксклюзивный и инклюзивный экскурс о жертве Расколотая память Европы Политика покаяния Исторические травмы Разнонаправленная память (multidirectional memories) 7. Четыре модели обращения с травматическим прошлым Помнить или забыть? Диалогическое забвение Помнить, чтобы никогда не забывать Помнить, чтобы преодолеть Диалогическая память Заключение Пять тезисов о предпосылках новой мемориальной культуры Мемориальный дискурс как шанс для критической рефлексии
|
|||
|