Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Новое недовольство мемориальной культурой



Новое недовольство мемориальной культурой

Das neue ubehagen an der Erinnerungskultur

Алейда Ассман

 перевод: Борис Николаевич Хлебников

 

 

Москва: Новое литературное обозрение, 2016. 232 с. (Библиотека журнала "Неприкосновенный Запас"). ISBN 978-5-4448-0516-9.

 

Аннотация

Новая книга немецкого историка и теоретика культурной памяти Алейды Ассман полемизирует с все более усиливающейся в последние годы тенденцией, ставящей под сомнение ценность той мемориальной культуры, которая начиная с 1970—1980-х годов стала доминирующим способом работы с прошлым. Поводом для этого усиливающегося «недовольства» стало превращение травматического прошлого в предмет политического и экономического торга. «Индустрия Холокоста», ожесточенная конкуренция за статус жертвы, болезненная привязанность к чувству вины – наиболее заметные проявления того, как работают современные формы культурной памяти. Частично признавая обоснованность позиции своих оппонентов, Алейда Ассман пытается выстроить такую мемориальную перспективу, в которой ответственность за совершенные преступления, этическая готовность разделить чувство вины и правовые рамки, позволяющие услышать голоса жертв, превращали бы работу с прошлым в один из важных факторов сознательного движения к будущему.

 

Оглавление

Введение

Забвение, умолчание, воспоминание

1. Проблемы мемориальных исследований

Индивидуальная и коллективная память

История и память

Культурная память

Связь с идентичностью

Значение понятия «мемориальная культура»

2. Работа над немецкой семейной памятью – бесконечная история?

Нарушенное молчание – телесериал «Наши матери, наши отцы»

Латентность молчания – Герман Люббе о послевоенной немецкой истории

Финальная черта и разделительная линия

Экстернализация и интернализация

Крещендо памяти о Холокосте

3. Проблемы немецкой мемориальной культуры

Чемпион мира по памяти?

Интерпретативная власть и «жертва по ощущению». Мемориальная культура как конфликт поколений

  Холокост как негативный учредительный миф

Исчерпанная память?[83]

Ритуализация

Политкорректность

Морализация и историзация

Практические аспекты немецкой мемориальной культуры

4. Память о двух немецких диктатурах

Память о ГДР – особый немецкий путь?

Дискуссия об обеих немецких диктатурах

Сохранение прошлого и преодоление прошлого

Память о жертвах ГДР

Европеизация памяти о ГДР

5. Память в миграционном обществе

Негативная память как право гражданина?

Этнический парадокс и плюрализация национальной памяти

Шок 4 ноября 2011 года

Человеконенавистничество по отношению к определенной социальной группе

Эмпатия между различием и сходством

Транснациональные перспективы

6. Конкуренция жертв

Эксклюзивный и инклюзивный экскурс о жертве

Расколотая память Европы

Политика покаяния

Исторические травмы

Разнонаправленная память (multidirectional memories)

7. Четыре модели обращения с травматическим прошлым

Помнить или забыть?

Диалогическое забвение

Помнить, чтобы никогда не забывать

Помнить, чтобы преодолеть

Диалогическая память

Заключение

Пять тезисов о предпосылках новой мемориальной культуры

Мемориальный дискурс как шанс для критической рефлексии

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.