Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Азаркова Юлия



 

 

УО «Полоцкий государственный университет»

 

Архитектура

стран европы и сша

80-х годов

 

 

Выполнила

студентка группы 13-ПГСз-4т

Азаркова Юлия

 

Новополоцк

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3

Постмодернизм (1972 – 1990) …………………………………… 4

Хай-тек (1980-е годы) ……………………………………………. 8

Деконструктивизм (конец 80-х годов) …………………………. 12

Новые строительные технологии ………………………………. 15

Заключение ………………………………………………………. 17

Список литературы ……………………………………………… 18

Введение

Архитектура зародилась много веков назад и имеет такую же длинную историю, как и само человечество. В переводе с латинского «архитектура» – это искусство создавать проекты и по ним строить различные сооружения, которые создают материально упорядоченную территорию, необходимую людям для полноценной жизни и трудовой деятельности.

Каждый этап развития человеческой цивилизации имеет свой характерный архитектурный стиль, который символизирует конкретный исторический период, его основные черты, идеологию и характер.

Появление новых течений в архитектуре 80-х годов 20 века объясняется не только внутренними причинами – кризисом модернизма и желанием предъявить миру альтернативу его доктрине, но и особым сцеплением событий и идей, решительно повлиявшим на состояние умов, на интеллектуальный климат общества. В различных сферах знания наблюдается тенденция построения различных эвристических моделей, тяготеющих к идее нестабильности. Нестабильность становится предметом интереса архитекторов. Неупорядоченность окружающего мира фиксируется сознанием, в силу чего возникает потребность ее как-то отразить, художественно освоить. Архитекторы вовлечены в постоянный поиск «трудного порядка». Идеи трудного целого, разнообразия, противоречий американского архитектора Роберта Вентури, сложности, многокодовости объекта архитектуры итальянца Паоло Портогези и американца Чарлза Дженкса рождались не только как реакция на усталость от норм модернистской стерильности, но и из понимания многозначности жизненного опыта современного человека.

В 80-е годы 20 века архитекторы строят некую эвристическую модель нестабильности и пытаются теоретически обосновать и ввести новые принципы и приемы мышления непосредственно в архитектурное формообразование, благодаря чему движение 80-х годов видится как новый шаг в развитии архитектурной мысли.

Постмодернизм

(1972 – 1990)

Во 2-й половине 70-х – начале 80-х гг. 20 века в архитектуре стран Европы и США господствовал постмодернизм.

Постмодернизм – это международный стиль в архитектуре, это направление, противопоставившее себя модернизму и претендующее на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним неоавангардизма или позднего модернизма, последовательно развивающего модернистские концепции. Постмодернизм пропагандирует «реалистичность», т. е. пассивное подчинение существующему социально-экономическому и культурному порядку общества. Для постмодернизма архитектура явно строится на привычных формах, местных традициях. Результатом является неоднозначный, часто иронический «радикальный эклектизм». Рецепт таков: взять легко узнаваемые элементы зданий (чаще всего классических) любых стран и скомпоновать их по своему усмотрению.

И в Америке, и в Европе ширилась критика модернизма за его невыразительность, анонимность, псевдофункциональность особенно в области жилищного строительства. От постмодернизма с его находчивыми, привычными формами ожидали конструктивной альтернативы.

Вдохновением для постмодернистской архитектуры стал Лас Вегас Стрип – примерно семикилометровый участок бульвара Лас-Вегас в округе Кларк в штате Невада, США. Американский архитектор Роберт Вентури и его коллега Дениз Скотт Браун изучили архитектуру этого района, и в своей книге «Уроки, извлеченные в Лас Вегасе», опубликовали результаты своих исследований, где они отметили обычность и всеобщность архитектуры.

Архитекторы постмодернизма попытались внести в архитектуру еще и другие законы, кроме функционального соответствия и максимального упрощения основных форм – выдумку, фантазию, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации. Еще одно качество, которое отличает архитектуру постмодернизма, особенно в европейских странах – это осознанное желание увязать новые постройки с историческим городским окружением, не испортив его новыми включениями, почувствовать городской контекст будущих построек. Иногда это направление постмодернизма называется контекстуализмом. Обращение к историческим формам в постмодернизме никогда не носит характера прямого цитирования, вместо этого появляется игра в намеки на прообразы, зашифрованная символика и сложные ассоциации.

В этом смысле характерным примером может служить вызвавшая сенсацию постройка архитектора Чарльза Мура – Пьяцца Д’Италия (г. Новый Орлеан, США). Желание заказчиков – создать материальное воплощение ностальгии – архитектор выполнил в форме гротеска, создав коллаж из классических европейских архитектурных мотивов, который располагается вокруг громадной каменной карты Италии. Сама постановка задачи здесь предопределила и сделала оправданным использование эклектичных форм ради создания художественного образа-ассоциации.

Другим примером постмодернистского непрямолинейного трактования форм и образов архитектуры прошлого может служить проект здания Американской телеграфно-телефонной кампании (г. Нью-Йорк, США), выполненный знаменитым американским архитектором Филиппом Джонсоном. Огромный небоскреб членится в соответствии с законами классического ордера на базу, тело и венчание. Пропорции всего здания, сгущенность или разреженность массы соответствуют идее ордерной архитектуры о распределении и несении нагрузки. Нижняя часть – "база" – выдержана в человеческом масштабе, что облегчает восприятие этого небоскреба, тело – стеклянная призма в обрамлении из серого гранита, а венчание, или "капитель" – это огромный фронтон своеобразной формы с круглым разрывом посередине. Ни одна из частей здания не воспроизводит в своем масштабе части классической колонны. Это выглядело бы чудовищно. Но на уровне системы членений и пропорций создается образ, намекающий на спокойную и ясную классику.

Среди архитекторов европейского постмодернизма следует упомянуть хотя бы таких мастеров, как Альдо Росси, создавшего интересный с точки зрения градостроительства проект кладбища в Модене, братьев Крие с их градостроительными проектами, Марио Ботта с его швейцарскими виллами и австрийца Ханса Холляйна – удивительного мастера тонкого стиля небольших объектов.

Марио Ботта внес в архитектуру постмодернизма некоторые формальные приемы, которые впоследствии были использованы его эпигонами и стали своего рода универсальным архитектурным языком постмодернизма. В его односемейных домах-виллах в Швейцарии заложены идеи уединения, изоляции в природном или архитектурном окружении. Его виллы самодостаточны, им не нужно никакого общения. В небольшом жилом доме используются крупные формы, как бы предназначенные для больших общественных зданий – огромные круглые окна с зеркальной поверхностью стекла, защищающие внутренний мир даже от взглядов извне.

Модернистские архитекторы считали постмодернистские здания вульгарными и беспорядочно украшенными безделушками. Постмодернистские архитекторы называли модернистские строения бездушными и безвкусными. Цель модернизма – в минимальном и натуральном использовании материала, отсутствии орнамента, в то время как у постмодернизма – это отказ от строгих правил, установленных первыми модернистами, изобилие в использовании технологий строительства, углов и стилистических знаков.

Часто архитектуру постмодернизма ругают за то, что вместо движения вперед она стала уводить назад в историю, объясняя это страхом перед будущим в условиях глобальных экологических катастроф.

Но главной заслугой постмодернизма является то, что язык архитектурных форм стал несравненно богаче, выразительнее стали объемы и композиции, понятие красоты и образности было реабилитировано даже в отношении строго функциональных построек. Архитекторы постмодернизма, проявляя уважение к историческому и национальному наследию, создали немало замечательных проектов реконструкции исторических частей городов, ассимилируя современные постройки в историческую ткань города без ущерба для сторон. Но главное, что они вернули архитектуру в лоно искусства.

 

 

Хай-тек

(1980-е годы)

В недрах постмодернистской архитектуры в начале 70-х зародился стиль хай-тек, который нашел свое применение в 80-х годах 20 века. Главные теоретики и практики хай-тека в основном англичане: Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу.

К основным характеристикам архитектуры в стиле хай-тек можно отнести использование простых линий и фигур, широкое использование стекла, пластика и металла, трубчатые металлические конструкции, лестницы, выведенные за пределы здания, децентрированное освещение (создает эффект просторного освещенного зала), высокий прагматизм в планировании конструкций, серебристый, белый и металлические цвета, иногда даже жертвование функциональностью в угоду дизайну.

На самом деле, стиль хай-тек в архитектуре можно назвать отражением века «высоких технологий», компьютерных новинок, технических достижений, но слегка театрализованным, с некоторыми «перегибами». Так, некоторые здания, выполненные в архитектурном стиле хай-тек поражают чрезмерным количеством стеклянных поверхностей, резкими или обтекаемыми формами.

По мнению некоторых искусствоведов, стиль хай-тек начал формироваться гораздо раньше – еще в XIX веке, в качестве примера они приводят такие внешне технологичные здания как Хрустальный дворец английского архитектора Джозефа Пакстона, представленный на первой Всемирной выставке в Лондоне в Гайд-Парке в 1851 году. В 1852–1854 годах Хрустальный дворец был перенесен в Сайденхем-Хилл и перестроен, но в 1936 году сгорел. Или Эйфелева башня, задуманная как мемориал в честь столетия Великой французской революции для парижской Всемирной выставки 1889 года и построенная Гюставом Эйфелем.

Однако в то время хай-тек не получил такого развития, как к концу 20 века. Именно тогда были созданы такие шедевры хай-тек архитектуры как центр Жоржа Помпиду (полное название Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду), построенный по проекту итальянца Ренцо Пьяно и американца Ричарда Роджерса и шокировавший парижскую публику.

Проектируя Центр искусств, авторы, исходя из задачи создания свободного экспозиционного пространства, применили принцип архитектора Мис ван дер Роэ «Меньше – значит больше», но довели его до абсурда. В здании шириной 50 м каждый из шести наземных этажей перекрыт стальной фермой, опёртой на наружные решетчатые опоры. Пролет в 50 м для демонстрации книг и картин явно избыточен, а соответствующая такому пролету высота ферм привела к тому, что почти половина объема здания занята межэтажными межферменными пространствами. Витражные наружные стены не отвечают требованиям организации экспозиции. В связи с этим внутри здания приходится устанавливать дополнительные глухие стенки для организации экспозиционных плоскостей.

Хотя здание имеет строгий прямоугольный объем, его облик и силуэт нечеток, так как авторы (в отличие от архитектора Мис ван дер Роэ) ушли от ясной артикуляции укрупненной чистой формы наружного каркаса, а придали ему дробную форму более похожую на строительные леса, чем на несущую конструкцию. Систему фасада дополнительно лишает четкости избыточное число продольных крестовых связей. Еще больше усугубляет нечеткость формы здания вынесение на фасад многочисленных различно окрашенных трубопроводов внутренних инженерных систем. Окончательное визуальное разрушение архитектурной форме здания нанесло диагональное размещение вдоль главного фасада прозрачной пластмассовой трубы, в которой размещен эскалатор. Предназначенный первоначально для удобного входа на нужный экспозиционный этаж, сегодня этот эскалатор используется преимущественно как обзорный аттракцион, конкурируя в туристическом бизнесе с Эйфелевой башней. В результате вынесения на фасад всех конструктивных, инженерных и транспортных систем, сооружение вызывает смутную ассоциацию с вывернутым наизнанку живым организмом, входя в вопиющее противоречие с принципами архитектурной бионики.

Дальнейшее развитие хай-тека проходит в борьбе двух тенденций, начатых парижским центром им. Помпиду и берлинским конгресс-холл: нарочитого усложнения внешнего объема здания второстепенными техническими и технологическими аксессуарами и тяготением к тектонической ясности сооружения.

Примером развития первого направления служит здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити, построенного по проекту Р. Роджерса (одного из авторов Центра им. Помпиду) в 1986 г. 12-этажное здание офиса Ллойда имеет предельно ясную объемно-планировочную структуру. Это прямоугольное в плане трехпролетное здание с металлическим каркасом и центральным атриумом, перекрытым стальными полуциркульными арками. Колонны каркаса выполнены из круглых стальных труб, ребристые междуэтажные перекрытия устроены по металлическим балкам. Четкий прямоугольный объем здания по каждой из сторон «оброс» относительно мелкими прямо- и криволинейными пристройками, для размещения коммуникаций, лифтов, лестниц, технологических балконов и т. п. Именно они дробят основную четкую форму сооружения, придавая композиции задуманный автором эффект особой техничности облика, дополненный многочисленными расположенными на фасаде трубами, блеском металлических листов ограждений технологических балконов и т. п. Эмоциональному «шоку» при восприятии способствует и размещение композиции в очень плотной исторической застройке Сити.

Еще одной работой в стиле хай-тек можно назвать здание банка в Мюнхене, созданное архитекторами В. и Б. Бетц, где вертикальные несущие трубы подчеркнуто большого сечения вынесены на всеобщее обозрение. Еще одно интересное здание было создано архитекторами Р. Шуллер и У. Шуллер-Витте в Берлине. Здание Конгресс-холла напоминает облик корабля, что оказалось возможным благодаря применению алюминиевых наружных стен и устройству в них своеобразных светопроемов, напоминающих корабельные иллюминаторы.

В числе образцов стиля «хай-тек» – здание Гонконгского и Шанхайского банка в Гонконге, прочность внешних структур которого символизирует надежность хозяина (архитектор Норман Фостер, 1986), здание компании Ллойда в Лондонском Сити (архитектор Ричард Роджерс, 1986), административное здание и издательский комплекс «Файненшнл Таймс» в Лондоне (архитектор Николас Гримшоу, 1988).

Известен своими новаторскими конструкциями в стиле «хай-тек» американский архитектор китайского происхождения Пэй шо Минь. Он – автор самого высокого в Азии семидесятиэтажного здания Китайского банка в Гонконге (368 м, 1987) и стеклянной пирамиды (вход в Лувр) в Париже (1989). Его сооружения отличает большая легкость, обусловленная сочетанием прозрачного стекла и тонких видимых металлических конструкций.

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), американский архитектор Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек – стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог, особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека – Англии и итальянца Р. Пиано.

 

Деконструктивизм

(конец 80-х годов)

Если какой-то архитектурный стиль и можно назвать международным, в том смысле, что он присутствует в любой стране мира, то это определенно деконструктивизм. В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 80-х годов 20 века.

Деконструктивизм – направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложненность, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Теоретической подоплекой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя.

Деконструктивизм, как сказал в 1988 году на Первом международном симпозиуме по проблемам деконструктивизма в Лондоне Бернар Тшуми, это «путь к разрушению границы архитектуры». Он занят поисками того, что находит «между».

Деконструктивизм – это вопрос архитекторов самим себе, можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей, или все же архитектору, разрушив старые принципы, необходимо создать что-то свое. Отрекаясь от старых принципов, необходимо создать новые формы, новое пространство, новые типы зданий, в которых эти мотивы «написаны» заново, утратив свою изначальную гегемонию. А создать, значит сказать «да», а не «нет».

Однако и у этого стиля есть корни: деконструктивизм зародился в элитных архитектурных школах Великобритании и США, в которых творческое самовыражение представлялось основной целью архитектора, поощрялось критическое отношение к культурному наследию и всяческое инакомыслие. Несмотря на это, а возможно, и благодаря этому, деконструктивизм стал наиболее популярным направлением в архитектуре музеев, галерей и других учреждений, претендующих на особый культурный статус.

Деконструктивизм пришел на смену постмодернизму и в качестве его альтернатив. В 1988 году Музей современного искусства в Нью-Йорке провел первую выставку деконструктивистской архитектуры.

Один из лидеров этого направления – П. Эйзенман. Он один стал теоретиком этого направления. К нему вскоре присоединились и другие архитекторы, которые принимали участие в выставке в Нью-Йорке: Ф. Гери, Д. Либескинд, Р. Кулчаас, З. Хадид, Б. Чуми и другие.

Среди основных представителей этого направления стоит упомянуть П. Эйзенмана, Б. Чуми, Д. Либескинда, Х. Фуджии. Очень показательный образец деконструктивистского эксперимента в архитектуре – Институт солнца – был построен фирмой «Бениш и партнеры» в Штутгартском университете (Германия). В соответствии с совместным Германско-Саудовским научным проектом в университете предполагалось построить специальное здание для проведения различных исследований по использованию солнечной энергии, проходящих как в помещении, так и на открытом воздухе. В результате на окраине огромного кампуса было построено небольшое здание с весьма важной ролью. Эта особая роль предопределила архитектурный проект этого сооружения, в котором отразились происходящие в нем инновационные исследования.

Два других фактора повлияли на выбор строительных методов и материалов для этого здания: необходимость построить его очень быстро и скромный бюджет. Внешние формы и внутренние помещения этого странного сооружения из стекла и стали в полной мере могут дать представление о том, что такое деконструктивизм в архитектуре: обилие острых углов, нарушенные связи смещенных горизонталей и вертикалей, перекошенные окна, беспорядочный ритм проемов, стоящие под углом опоры, которые ничего не несут, выступающие отовсюду то ли части конструкций, то ли инженерные коммуникации, ощущение полного беспорядка в привычном смысле этого слова. По-видимому, архитекторам все же удалось создать здание, подходящее для заданной функции, сказав тем самым «да».

Деконструктивизм не получил столь широкого распространения, как постмодернизм. Он оставался в основном известен в узких профессиональных кругах, в творчестве лидеров этого направления. Деконструктивизм позволил архитекторам по-другому взглянуть на проблемы формообразования и показал пути возможных новаций.

 

 

Новые строительные технологии

В 70–80-е годы 20 века архитектура переживала кризис, связанный с потерей позиций современной архитектуры и возвратом классических мотивов и исторических стилей. Это было время постмодерна и эклектики в архитектуре, которое отчасти компенсировало негативные результаты однообразной современной архитектуры, но многие архитекторы предчувствовали, что архитектура находится на пороге нового открытия, но что это за открытие и кто первый перешагнет за этот порог, тогда никто и не подозревал.

С тех пор прошло немало времени, во всем мире появились новые имена архитекторов, новые выдающиеся произведения архитектуры были построены во всем мире. В новых произведениях архитектуры явствовало стремление к уникальным художественным и техническим решениям. Уникальная архитектура стала выразителем новейших достижений науки и искусства. Ее создатели должны быть незаурядными универсальными, интеллектуальными личностями, которые были способны соединить в своих произведениях новейшие достижения инженерии, новых строительных технологий, новых строительных материалов и даже использовать в архитектуре достижения других отраслей.

Условия для появления новых изобретений были созданы, как и атмосфера свободы творчества по освоению цифрового метода проектирования. Компьютер не только был способен заменить карандаш, он стал новым средством мышления и творчества. Стало уже не важным, что в ручной технике или в компьютерной ты можешь выражать свои мысли. Неизведанная компьютерная технология стремительно и в корне стала менять взгляды на методику проектирования и сам метод архитектурного творчества. В результате было усовершенствованно оборудование и электронная инфраструктура для научных исследований, обучения, презентаций, компьютерного дизайна и главным образом, программирования.

Команда по внедрению цифровой технологии поддержала растущее число «электронных театров» и цифровых классных пространств, которые соединены сетью и оборудованы персональными компьютерами и подвесными проекторами. Школа, в том числе и архитектурный факультет, который оборудован цифровой базой с множеством широкоформатных цветных плоттеров, цветных лазерных принтеров и продукций «3D» устройств.

Условия для открытия в архитектуре уже были подготовлены, но первым перешагнул порог новой цифровой архитектуры американский архитектор Френк Оуэн Гэри, построив здание с использованием компьютерного проектирования и цифрового моделирования. Это было здание концертного зала Уолта Диснея в Лос-Анжелесе (США), а позже здание музея Гуггенхейма в Бильбао (Испания), последнее пока считается лучшим из всех его произведений.

Передовая школа архитектуры и архитектор-практик Френк Гэри практически одновременно, еще в конце 80-х годов, использовали достижения в компьютерной технологии в проектировании и строительстве. Роль и значение первого практического использования цифрового метода архитектором Френко Гэри неоценима, потому что созданные им концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анжелесе и музей Гуггенхейма в Бильбао это не только новое и уникальное слово в архитектуре, а созданные им объекты – высокохудожественные произведения. В проектировании и строительстве зданий была использована новая цифровая программа, которая сумела языком цифр, описать проектируемую модель для изготовления на заводе, в то время как традиционный язык чертежей был беспомощен. Цифровой метод проектирования сделал то, что было не под силу традиционной системе проектирования. Позже Френк Гэри даже использовал специальную компьютерную программу, разработанную во Франции для военной отрасли, предназначенную для проектирования титановых оболочек сверхскоростных истребителей.

 

 

Заключение

Среди множества стертых от долгого употребления «золотых мыслей» имеется и такая: «Жизнь коротка – искусство вечно». Почти каждый где-нибудь да наталкивался на эти слова, но не всякому удается понять всю суть этой фразы. В одном ряду с величайшими книгами и картинами, изваяниями и симфониями встали архитектурные сооружения – так давно и так прочно, что никому не приходит в голову в этом усомниться. Эту прочную позицию в мире искусств архитектура заняла благодаря особенному качеству, что зовется гармоничностью, музыкальной согласованности частей. Слаженности целого и соразмерности деталей. А также тому особому свойству, которое до некоторой степени и другие искусства разделяют с архитектурой, но в ней оно проявляется наиболее внятно в особой масштабности человеку.

Архитектура, будучи красивым и элегантным видом искусства, стала неотъемлемой частью нашей жизни. Она тем отличается от других художеств, что это искусство, в котором живут люди.

 

 

Список литературы

Хилари Френч. История архитектуры. – Астрель. АСТ. Москва. – 2003

ww.bibliotekar.ru/istoria-iskusstva/45.htm

http://revolution.allbest.ru/construction/00330141_0.html

http://www.indiansworld.org/Latin/latin_america_culture05.html#.VIismtKsWpx

http://alfa2omega.ru/load/referaty/kult/755/66-1-0-755

http://xreferat.ru/47/1518-1-kul-tura-ssha.html

http://arhproekt.blogspot.ru/2012/10/high-tech.html

http://www.mss-ekb.ru/arkhitekturnye-stili/arkhitekturnyi-stil-khai-tek

http://www.rusnauka.com/5_SWMN_2011/Stroitelstvo/3_79759.doc.htm

http://ufa.shikremont.ru/dizain/istarhit14.php

http://ufa.shikremont.ru/dizain/istarhit13.php

http://ufa.shikremont.ru/dizain/istarhit12.php

http://pasha-sevkav.ru/arxitekturnye-stili/

http://smallbay.ru/architec092.html

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.