Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура и последовательность разработки бизнес-плана



 

1. Бизнес-планирование: понятие, цели, этапы и методы

 

Бизнес-планирование - это процесс целенаправленного распределения во времени комплекса, используемых в производственной и коммерческой деятельности предприятия ресурсов, охватывающий функциональные решения в области производственной, финансовой, маркетинговой, экономической, кадровой политики субъекта.

В качестве целей бизнес - планирования, как правило, выступают основные цели предприятия.

1. Максимизация (получение) прибыли;

2. Захват определенной рыночной доли («ниши»);

3. Обеспечение долгосрочной устойчивости;

4. Социальные цели;

5. Расширение и (или) диверсификация деятельности предприятия;

6. Рост стоимости акционерного капитала (бизнеса) и т.д.

 

Выделяют следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:

-подготовительная стадия;

-стадия разработки бизнес-плана;

-стадия продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;

-стадия реализации бизнес-плана.

 

Методы бизнес - планирования в основном применяются при анализе внешней среды (обработке маркетинговой информации), внутренней среды (оценки текущей ситуации на предприятии) и расчете показателей экономической эффективности бизнес - проектов.

К основным методам бизнес - планирования относят следующие.

1. Методы финансового анализа: вертикальный, горизонтальный, трендовый, сравнительный, факторный и метод анализа финансовых коэффициентов.

2. Индексные модели.

3. Программно-целевое планирование.

4. Функционально-стоимостной анализ.

5. Матричный анализ: товар - рынок, SWOТ-анализ, Бостонская матрица, модель Портера и др.

6. Прогнозные сценарии и модели.

Методы прогнозирования могут быть качественными (методы экспертных оценок): неформальные (интуиция руководителя) и коллективные методы («мозговой штурм», метод «Дельфи» (разработка анкеты-опросника, передачу ее экспертам, синтез ответов экспертов и сведение их в общее заключение, которое и даст качественную прогнозную оценку), и др.). Методы количественного прогнозирования в основном представлены методами обработки пространственных и временных совокупностей; методами ситуационного анализа и прогнозированием на основе пропорциональных зависимостей. Обобщая результаты количественного и качественного прогнозирования, можно разработать сценарии перспективного развития предприятия («дерево решений»).

2. Структура и последовательность разработки бизнес-плана

 

По структуре и содержательному наполнению существует множество модификаций бизнес-плана. Определяющим фактором здесь служит назначение бизнес-плана.

Также к факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно отнести:

- специфику вида предпринимательской деятельности;

- размеры предприятия;

- цель составления бизнес-плана;

- общую стратегию предприятия;

- перспективы роста создаваемого предприятия;

- размер предполагаемого рынка сбыта;

- наличие конкурентов.

Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес-планов состав и содержание их основных разделов остаются практически неизменными. Изучение и обобщение зарубежного и отечественного опыта бизнес-планирования, а также опыт практической работы в области планирования бизнеса позволили предложить оптимальную, с нашей точки зрения, структуру бизнес-плана предприятия:

1) Резюме  (концепция бизнеса).

2) Описание предприятия и отрасли.

3) Характеристика услуг и продукции.

4) Исследование и анализ рынка сбыта.

5) Конкуренция и конкурентное преимущество.

6) План маркетинга.

7) План производства.    

8) Организационный план.

9) Финансовый план.

10) Финансовая стратегия.

11) Потенциальные риски.

 

Мы не рассматриваем эту структуру как нечто застывшее, она может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.