Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект индивидуального логопедического занятия “Постановка звука [Л]”.



Конспект индивидуального логопедического занятия “Постановка звука [Л]”.

 

Тема: Звук [Л].

 

Этап: Постановка звука [Л].

 

Цели:

 

1. Коррекционно-образовательные:

 

формирование правильного произношения звука [Л];

уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];

закрепление представлений о механизме организации звука [Л].

2. Коррекционно-развивающие:

 

развитие мелкой моторики (шнуровка);

выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);

развитие плавного длительного выдоха (упражнение “Мыльный пузырь”);

развитие фонематических представлений (игра “Хлоп-топ”);

закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах;

развитие силы голоса и интонационной выразительности речи (игра на подражание).

3. Коррекционно-воспитательные:

 

воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;

формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: картинка с изображением клоуна, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, мыльные пузыри, артикуляционная схема, зеркало.

 

Ход занятия:

 

Этапы занятия

 

Содержание

 

1. Организационный момент

 

“- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:

 

Любит всех смешить чудак

 

Попадает он впросак,

 

Много разных шуток знает

 

В цирке часто выступает”.

 

2. Сообщение темы

 

“- Правильно, это клоун и сегодня он пришёл к нам в гости, что бы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво”.

 

3. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки

 

“- С нашим клоуном случилась не приятность. Он так спешил к нам на занятие, что не заметил, как у него оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить”.

 

4. Артикуляционная гимнастика

 

“- Давай представим, что наш рот это цирк. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку – молодец. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй”.

 

5. Развитие длительного и плавного выдоха

 

“- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри? Давай по пробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались”.

 

6. Постановка звука

 

Используемый приём:

 

От сохранного звука: “Теперь давай вспомним, как мы гудели на прошлом занятии - губы растянуты, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”.

 

(Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка).

 

7. Произнесение изолированного звука

 

“Ты наверное знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие? Правильно на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает”. (Логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт).

 

“А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Молодец!”

 

8. Анализ артикуляции

 

“Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (приоткрыты). А где находится язычок? (язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (работает)”.

 

9. Развитие фонематического слуха (игра “Хлоп-топ”)

 

“Мне кажется, нам пора разомнутся? Сейчас я буду произносить различные слова, ты будешь хлопать в ладоши когда услышишь слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – ты топаешь ногами. Например: в слове “слон” – есть звук [Л]? Значит, что мы делаем? А в слове мяч?”.

 

машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, лента, мишка.

 

10. Закрепление звука в слогах

 

“Повторяй за мной:

 

ла – ла –ла;
лэ – лэ – лэ;
лы – лы – лы;
ло – ло – ло;
ла – ло - лэ ”

 

11. Закрепление звука в словах

 

“Посмотри, нашему клоуну прислали конверт. Интересно, что там лежит. Давай посмотрим? Да это же загадка. Чтоб её разгадать надо назвать все предметы и подумать какая картинка лишняя и почему”.

 

12. Домашнее задание

 

1. Повторить артикуляционную гимнастику

 

2. Вспомнить пять животных, в названии которых есть звук [Л]

 

3. Раскрасить загадки.

 

13. Итог

 

“Скажи, над каким звукам мы сегодня работали? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным?

 

14. Оценка

 

“Ты очень хорошо занималась, старательно выполняла все задания. Молодец!”

 

 

Использованная литература:

 

1. Индивидуальные формы логопедической работы/ Авт.-сост. Н.Э. Куликовская, С.В. Семёнова -Якутск: Из-во Ин-та мерзлотоведения СО РАН, 2010 – 122 с.

 

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Л, ЛЬ. Альбом 3

 

 

При отсутствии специальной деревянной шнуровки в виде пуговицы, можно использовать обычную пластмассовую пуговицу большого диаметра и шнурок.

 

Для загадки используется упражнение “Четвёртый лишний”, предметные картинки можно подбирать исходя из лексической темы. Например, для лексической темы “Одежда” можно подобрать следующие картинки: платье, пальто, брюки, блузка. Ребёнок называет все картинки и находит лишний предмет (брюки), далее он должен объяснить, почему именно этот предмет лишний (нет звука Л).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.