Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формирование философии марксизма. Проблема отчуждения. Историософские взгляды К.Маркса и разработка им материалистической диалектики. Социальная философия К.Маркса и Ф.Энгельса.



№19. Формирование философии марксизма. Проблема отчуждения. Историософские взгляды К.Маркса и разработка им материалистической диалектики. Социальная философия К.Маркса и Ф.Энгельса.

Марксизм — это философское учение, непосредственное влияние которого на социально-политическую жизнь человечества оказалось наиболее значительным и заметным. Именно марксизм в XX в. стал знаменем революционной борьбы за освобождение человечества от социального гнета и эксплуатации, и именно на базе марксисткой иде­ологии велось построение социализма и коммунизма сначала в России (после Октябрьской революции 1917 г.), а после Второй мировой вой­ны — и в других странах социалистического лагеря. В 1847 г. в Бельгии Маркс и Энгельс создали «Союз коммунистов», программным документом которого стал «Манифест коммунистичес­кой партии». После поражения буржуазных революций в Европе 1848—1849 гг. Маркс и Энгельс переселились в Англию, в Лондон. В 1864 г. при непосредственном участии Маркса и Энгельса была созда­на первая международная организация пролетариата «I Интернацио­нал», руководителями которой они стали.

Основные идеи марксистской философии были выработаны Марк­сом и Энгельсом совместно, хотя большая часть работ, посвященных собственно философии марксизма, была написана Энгельсом.

Философские воззрения. Марксистская философия состоит из двух взаимосвязанных частей: диалектический материализм(уче­ние о природе и познании) и исторический материализм(учение об обществе).

Диалектический материализм. Диалектический материализм по­явился, с одной стороны, как материалистическая переработка гегелев­ской идеалистической диалектики, а с другой — как диалектическая переработка прежнего метафизического (и в первую очередь фейербаховского) материализма.

Основные идеи диалектического материализма следующие.

• Материя (природа) первична, а человеческое сознание вторично, производно от материи, оно есть свойство высокоорганизованной мате­рии, появляющееся на достаточно высоком уровне ее развития. При этом полностью отрицается существование каких-либо идеальных надприродных сущностей типа Бога, гегелевской Абсолютной идеи, Мирового ума и т.д.

• Материя вечна, несотворима и неуничтожима, важнейшим ее свойством является движение, изменение, развитие. Нет материи без движения, а движения — без материи. При этом движение абсолютно, а покой (понимаемый как некий «момент» движения) относителен. Движение материи осуществляется в пространстве и времени, поэтому их нельзя «отрывать» от материи (как это имеет место у ньютоновско­го абсолютного пространства и времени). Существует ряд форм дви­жения (механическое, физическое, химическое, биологическое, социаль­ное), отражающих общий ход эволюции материи.

• Развитие материи в целом и любых объектов осуществляется в соответствии с тремя законами материалистической диалектики, сформулированными на базе выявленных Гегелем закономерностейТри закона диалектики 1. Закон единства и борьбы противоположностей 2. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот 3. Закон отрицания отрицания

Исторический материализм. Марксистское учение об обще­стве — исторический материализм — представляет собой результат распространения на общество законов материалистической диалекти­ки. Тезис о первичности материи и вторичности сознания конкретизи­руется в социальной философии как тезис о первичности обществен­ного бытия и вторичности общественного сознания.

Общественное бытиепонимается как совокупность материаль­ных общественных процессов и отношений, существующих независи­мо от воли и сознания отдельных индивидов или общества в целом. Общественное сознаниетрактуется как отражение общественного бытия.

В основе общественного бытия лежат производительные силы и производственные отношения, в своей совокупности составляющие реальный базис общества, на котором строятся политическая и идео­логическая надстройка.

В процессе производства люди (вне зави­симости от своего желания) вынуждены вступать в определенные про­изводственные отношения и использовать различные доступные им производительные силы. Характер и уровень развития производи­тельных сил в целом определяет тип производственных отношений. Единство производительных сил и производственных отношений зада­ет способ производства, определяющий общественно-экономи­ческую формацию.В истории человечества выделяются пять ос­новных общественно-экономических формаций: 1) первобытная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) капиталистическая; 5) комму­нистическая, первой фазой которой является социалистическая.

Переход от одной формации к другой есть социальная революция. В основе социальной революции лежит конфликт между развившими­ся производительными силами и старыми, отжившими производствен­ными отношениями, тормозящими дальнейшее развитие производи­тельных сил (накопление количественных изменений в производи­тельных силах приводит, в конце концов, к появлению нового качества — новых производственных отношений3).

В целом развитие общества происходит согласно «закону отрицания отрицания»: в первобытной формации — неантагонистической — суще­ствовала общественная собственность на средства производства (свя­занная со всеобщей нищетой), имели место отношения равенства, кол­лективизма, братства и взаимопомощи. Рабовладельческая, феодальная и капиталистическая формации являются антагонистическими, основа­ны на частной собственности на средства производства, здесь имеют место борьба классов, отношения конкуренции и вражды. В коммунис­тической формации восстанавливаются на новом уровне некоторые свойства первобытной: коммунистическая формация является неанта­гонистической, в ней царит общественная собственность на средства производства (но основанная на всеобщем изобилии), отношения равен­ства, коллективизма, братства и взаимопомощи.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.