Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социальная философия французского Просвещения. Географический детерминизм Ш. Монтескье. Философия истории Ф.-М.Вольтера. Философское значение трактатов Ж.-Ж.Руссо об обществе, культуре и воспитании.Французский материализм 18 века.. Монтескье.



№14. Социальная философия французского Просвещения. Географический детерминизм Ш. Монтескье. Философия истории Ф.-М.Вольтера. Философское значение трактатов Ж.-Ж.Руссо об обществе, культуре и воспитании.Французский материализм 18 века.

                                                       Монтескье.

Географический детерминизм. Одной из центральных идей Мон­тескье стал тезис о том, что характер внутренних законов (полити­ческое и гражданское право) различных государств тесно связан с духом (ментальностью) людей, проживающих в данном государстве. А дух нации в свою очередь определяется прежде всего географиче­ской средой, т.е. климатом, географическими условиями, качеством почвы, образом жизни (земледельцы, охотники, скотоводы), а также религией, нравами и обычаями и т.д. поэтому «только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и Для другого».

В южных странах жаркий климат оказывает на людей расслабля­ющее воздействие, поэтому там люди изнежены, организмы у них слабые и чувствительные, люди там робкие. В северных странах за счет холодного климата организм у человека здоровый, крепко сложенный. Северяне обладают большей силой, азначит, мужеством и отвагой, в них меньше подозрительности и политиканства. Соответственно, в жарких странах Азии царит дух рабства, и для них наиболее подходя­щими являются деспотические формы правления. В странах умерен­ного климата более подходящей является монархическая или респуб­ликанская форма правления.

                                                             Вольтер.

 Вольтер был деистоми сторонником ньютоновской механистической картины мира, в которой материя понимается как состоящая из неделимых частиц (корпускул), находящихся в пустоте (пространстве) и взаимодействующих по зако­нам механики. Мир похож на грандиозный часовой механизм, и его целесообразное устройство свидетельствует о наличии «часовщика», т.е. Бога, создавшего его.

 Признавая существование Бога — Творца мира, Вольтер считает, что мы не в состоянии судить о деятельности Бога и о его вмешательстве в дела мира. Полагая, что человеческая история — это дело рук самих людей, он утверждал, что источником зла являются сами люди.

Человек — это общественное существо, и жизнь в обществе со­ответствует природе человека: «Тот, кто жил бы совершенно один, вскоре потерял бы способность мыслить и изъясняться... Он дошел бы до того, что превратился в животное».

 Лучшей формой государственного правления Вольтер считал кон­ституционную монархию; он полагал неизбежным и соответствующим природе людей расслоение общества на бедных и темных, с одной сто­роны, и на богатых и образованных — с другой.

Критика атеизма и религиозного фанатизма. Вольтер неодно­кратно выступал как против атеизма, так и религиозного фанатизма: «Атеизм и фанатизм — это два чудовища, которые могут пожрать и растерзать общество; но атеист в своем заблуждении сохраняет разум, подрезающий его когти, а фанатик одержим постоянным безумием, ко­торое оттачивает его когти». Считая необходимой веру в Бога («Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать!»), Вольтер обрушивается на религию, которую называл на три четверти выдуманной, и на цер­ковь, повинную во множестве преступлений; и его лозунгом стало: «Раздавить гадину!»

                                                    Ж.-Ж.Руссо

 Основное внимание Руссо уделял социально-политической проблематике и особенно проблеме неравенства. Он различал два вида неравенства : естественное (физическое) и нравственное (социальное).

Руссо неоднократно подчеркивал, что в «естественном состоянии» (т.е. до возникновения государства) социального неравенства не суще­ствовало, неравенство там было исключительно физическим; человек вел «спокойную и невинную жизнь» в соответствии со своей природой и находясь в гармонии с внешним миром. Но человеку присуща спо­собность к совершенствованию, что и вывело его из прежнего состоя­ния. Это привело, с одной стороны, к расцвету наук, развитию промыш­ленности и человеческих добродетелей, а с другой — к росту заблуж­дений и пороков, заставляя человека «сделаться тираном над самим собой и природой».

Причиной возникновения социального неравенства стало возник­новение частной собственности. Когда частные земельные владения покрыли всю землю, дальнейший рост их стал про­текать за счет земли соседей. При этом множество людей вообще ли­шилось земли и вынуждено было получать пропитание из рук бога­тых; так возникло господство и рабство.

О происхождении государства. Человек рожден свободным, это вытекает из самой человеческой природы, и первый ее закон — забота о самосохранении. Так как ни один человек не имеет естественной власти над другими и так как сила не создает никакого права, то един­ственной основой всякой законной власти являются соглашения меж­ду людьми. Государство возникает в результате общественного до­говорамежду всеми членами общества. Будучи образовано из состав­ляющих его частных лиц, государство не может иметь интересов, противоположных и враждебных интересам своих граждан (как тело не может вредить своим членам). Общественный договор устанавливает между всеми гражданами равенство, они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны пользоваться одними и теми жеправами. Целью законодательства является достижение свободы и ра­венства граждан.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.