Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





г.(7-Бкл.). Русский язык. Тема: Повторение и обобщение темы «Частица». Ход урока. ДЕМЬЯНОВА УХА



  06.05.20г. (7-Акл.),

07.05.20г.(7-Бкл.). Русский язык

Тема: Повторение и обобщение темы «Частица»

Цели: Закрепление понятия о функциях частицы как служебной части речи. Формирование и развитие познавательной компетенции.

Задачи: Показать своеобразие частиц.Развивать познавательный интерес.Формировать мотивацию творческой деятельности.Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Воспитывать культуру поведения..

Ход урока

Добрый день, ребята! Все готовы к работе? Присаживайтесь за компьютеры. перед началом работы желаю всем прекрасного настроения и плодотворной работы.

 А вы любите ходить в гости?Конечно, приятно, когда тебе рады, уделяют внимание, угощают чем-то вкусным. Всегда ли это приятно? Давайте послушаем одну историю, рассказанную великим баснописцем И.А. Крыловым ещё в начале 19 века.

ДЕМЬЯНОВА УХА

«Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай».—

«Соседушка, я сыт по горло».— «Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —

«Я три тарелки съел».— «И, полно, что за счеты:

Лишь стало бы охоты,—

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»

Так потчевал сосед-Демьян соседа-Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот.

Однако же еще тарелку он берет:

Сбирается с последней силой

И — очищает всю. «Вот друга я люблю!»

Вскричал Демьян: «зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой —

И с той поры к Демьяну ни ногой.

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:

Но если помолчать во время не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь:

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Вы не бывали в такой ситуации?

Проследим поведение хозяина.

--Каков он в начале басни? (Демьян вначале выглядит просто радушным хозяином, хлебосолом, широкой натурой.)

-- В кого превращает его чрезмерное гостеприимство, радушие? (Уже после третьей тарелки он становится мучителем и деспотом)

--Как показано в басне, что Фока ел уху через силу? Почему он продолжал есть? (был очень воспитанным, деликатным)

-- Что означает выражение “демьянова уха”? С точки зрения лексики, как называются такие выражения, пришедшие в речь из художественных текстов? (крылатые выражения, фразеологизмы)

-- Обратите внимание на частицы.

--Посмотрите, как изменится текст без них. Поменялся ли смысл? Все ли теперь так ясно? (делается вывод - устно).

-- К какой части речи относятся выделенные слова? (частицы)

-Какую роль играют частицы в предложении?

- Частицы вносят в предложение различные оттенки значения, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении, а еще они участвуют в образовании … (форм слова). Частицы, как вы могли заметить, необходимы в нашей речи.

III.-- Итак, о какой части речи мы сейчас говорили.

Ребята, давайте попробуем составить вопросы по теме «Частицы».

1) Какова роль …?

2) Как называются частицы, которые образуют …?

4) Какие … частиц ты знаешь?

5) Какие частицы пишутся через …?

6) Чем отличаются частицы от … частей речи?

7) Какие частицы с другими словами пишутся …?

1.Игра «Четвертое лишнее»

1) Давайте, да, не, более.

2) Пускай, даже, лишь, именно.

3) Разве, ли, едва ли, неужели.

4) Даже, ведь, что за, же.

5) Пусть, пускай, бы, только.

6) Вон, вот, это, почти.

2.Цифровой диктант.

1- формообразующая частица

2- отрицательная частица

3- смыслоразличительная частица

1.Кругом ни души. 2.Шёл бы ты своей стороной. 3. Да здравствует мыло душистое. 4.Пускай напишут мне об этом. 5.Только тебя забыли пригласить. 6. Пора уж отобедать. 7. Неужели позабыл, какой сегодня день? 8. Как сладко ты поёшь, голубушка моя! 9. Не быть по- твоему.

(Проверка)

Код:211133332

3. Работа с текстом.

- Прочитайте выразительно текст. Озаглавьте. Определите тему, стиль. Выпишите слова со скобками и пропущенными буквами. Найдите в тексте частицы, определите их разряд. Выпишите из текста предлоги. Чем они отличаются от частиц?

О пользе утре(н,нн)ей зарядки мы слышали ещ(ё,о) в ра(н,нн)ем детстве. Но много ли вы зна.те людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту пр.вычку? При словах «утре(н,нн)яя зарядка» многие же начинают пр.думывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и врем.ни не хватает, но и вообще не так уж это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр.вратить своё утро в самое бодрое, самое энергичное и наполне(н,нн)ое хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомн.ваетесь. Настало время избавиться от выдума(н,нн)ых или навяза(н,нн)ых кем(то) оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да здравствует утре(н,нн)яя зарядка!

Прочитайте выразительно текст.

 Определите тему, стиль.

Найти частицы, определите их разряд и значение.

 Выпишите слова со скобками и пропущенными буквами.

Где только (ни,не) бывали наши спортсмены, завоёвывая трудные медали победы! В каких только широтах (не )звучал наш гимн в честь победителей! Но сколько бы мы (не,ни) узнавали новых имён, имя (не)однократной чемпионки мира и Европы Ирины Родниной не может не вызвать у нас чу…ства уважения и восхищения.(Не,ни)кто другой не смог завоевать столько (а,о)лимпийских медалей. Сколько бы (не,ни) писали о ней журналисты, каждый раз хочется узнать что(то) новое из спортивной биографии Ирины. Не можем (не )верить, что скоро мы узнаем новых ч(и,е)мпионов фигурного катания, а среди них- воспита(н,нн)иков трен(и,е)ра Родниной.

4. Правописание частиц

-- Как пишутся частицы со словами?

-Задание: Запишите предложения, раскройте скобки, частицу заключите в прямоугольник.

1. Страшно подумать, какой богатой почвой послужило_(бы) все это для тысячи слабостей, телесных и душевных. (Л. Стерн)

2. Пойду(_ка) я скорее за священником, пусть он изгонит беса. (Вольтер)

3. Но жизнь течет все в тех_(же )угрюмых берегах, а огни еще далеко. (В. Г. Короленко)

4. Хотя я невежда и старосветский помещик, а всё_(таки), негодник старый, занимаюсь наукой и открытиями… (А. Чехов)

5. То( же )слово, да не так (бы) молвить. (Пословица)

1. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все(_таки) быть счастливым... (Л. Н. Толстой)

2. Обыкновенное времяпрепровождение нашего человека – смотреть, как_(бы) чего не свистнули, другие – наоборот, и оба заняты. (М. Жванецкий)

3. – Ну(_ка), как вы из этого выйдете? – сказал он. (Л. Н. Толстой)

4. Что_(бы) я стал с ним делать, если_(бы )подписавший его нарушил условия? (А. А. Фет)

5. Был, знаете ( ли ), такой случай. (А. П. Чехов)

задание - пожелание (хочу - пишу, хочу - устно, можно не выполнять.

Вставьте пропущенные букв(письменно), объясните написание-устно

(Не)говорил (не, ни) слова, (не)был (не, ни) разу, (не) спешил (не, ни) куда, (не)сделал (не, ни) чего, (не) мешал (не, ни) кому, (не) беспокоясь (не, ни) чуть, (не) построены, (не) открыты.

6.Игра «Светофор».

Устная работа .

Слитно-зелёным цветом

Раздельно-красным

На руке была (не)заметная царапина.

(Не)правда а сила была на его стороне.

Двигаться (не)устрашимо.

Здесь (не)говорят громко.

(Не) сделанная а отложенная работа.

Он был полный (не)вежа.

Далеко (не)легкое дело

V.Тестовая работа.

1. Отметьте частицу.

1) чтобы

2) если

3) пускай

4) потому что

3. Отметьте дефисное написание частицы.

1) что(за)

2) вряд(ли)

3) все(таки)

4) найди(же)

4. Отметьте словосочетание с частицей НЕ.

1) Н… минуты простоя.

2) Нет н… одного свободного места.

3) Н…бывать этому.

4) В лесу н…звука.

5. Укажите номер предложения с частицей НИ.

1) (Н…)делай ошибок.

2) (Н…)единого исправления.

3) На небе (н…) видно звезд.

4) (Н…)забыли учебники?

Ключ 1-3, 2- 3, 3- 3,4-3, 5-2

 Домашнее задание:1.Найти в художественной литературе и выписать 6 предложений с частицами, указать их значение.

2.Одну частицу разобрать морфологически.

Всем спасибо за работу!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.