Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зимние» задания и упражнения для старших дошкольников.



«Зимние» задания и упражнения для старших дошкольников.

Впереди новогодние кани­кулы, детвора с восторгом оку­нется в праздничную зимнюю атмосферу. Это время, когда вся семья собирается дома. В эти дни появляется время для прогулок, которые можно превратить в увлекательное путешествие в страну звуков и слов. Хочу предложить задания, кото­рые помогут в непринужденной дружеской обстановке закрепить навыки и умения, полученные на занятиях в детском саду. Надеюсь, что предложенные игро­вые упражнения будут способ­ствовать активизации позна­вательной деятельности, раз­витию творческого мышления детей, побуждению их интереса к знаниям и любви к родному языку.

 

Задания на развитие внимания и воображения.

Послушайте стихотворения и ответьте на вопросы.

Зима пришла. В. Фетисов

Ночью ветер волком выл

И по крыше палкой бил.

Утром глянули в окно,

Там — волшебное кино:

Раскатала белый холст,

Набросала светлых звезд

И папахи на дома

Нахлобучила зима.

 

Какие образные слова исполь­зует поэт для описания изменений в природе?

 

Зимняя ночь.  Т. Белозеров

Искрится тихая дорога,

Теряясь в сонном далеке.

Над голубой вершиной стога

Луна в январском ободке.

Молчат леса.

Не вскрикнет птица.

В траве, у края борозды,

Таится рыжая лисица,

Темнеют заячьи следы.

 

Какой вы представили себе зимнюю ночь

 

На стекле — морозный иней. Н. Френкель

На стекле — морозный иней.

Сколько черточек и линий!

Знаю только я одна,

Кто стоит там у окна.

На стекло Снегурка дышит

И прилежно буквы пишет,

Водит пальчиком сама:

«С» — снежинки, «3»—зима.

 

Что можно рассмотреть в мо­розных узорах на оконном стекле?

 Придумай интересную новогод­нюю сказку.

 

Задания на укрепление мимических мышц и развитие общей моторики

 

• Выразите свое состояние и на­строение в разное зимнее время.

(Примерные ответы детей: радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас проби­рает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.)

• Покажите мимикой, жестами и движениями зиму: зима-волшеб­ница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестка­ми и серебром землю; сердитая старуха-зима заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т.д.

• Изобразите Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. По­кажите, как разные звери встре­чают Новый год.

• Изобразите зимние забавы: катаемся на коньках, играем в снежки, лепим снежную бабу, везем на санках малышей, ходим на лыжах.

Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу.

Ты бежишь за мной.

Хорошо зимой:

Небо ярко-синее,

Ели, сосны в инее,

Снег сверкает под ногами.

Эй, ребята, кто за нами?

А. Введенский

• Изобразите зимующих птиц: дятла, ворону, прилетевших к кормушке, замерзшего воробья. Помогаем птицам: изобразите, что вы мастерите кормушку, ве­шаете ее на дерево, насыпаете в нее зерно.

• Изобразите зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушиваю­щуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спяще­го медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

• Изобразите зимние деревья, укрытые снеговой шапкой, сто­нущие и гнущиеся от сильного ветра; летящие снежинки; радую­щихся снеговиков; острую со­сульку, свисающую с крыши.

 

Артикуляционная гимнастика

 

Снеговики

Снеговики радуются зиме — надуть щеки, веселое выражение глаз. Грустные снегов

ики весной: опустить уголки губ вниз, печаль­ный взгляд.

 

Сосулька

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удержи­вать его в таком положении (под счет до 6—8).

 

Санки-ледянки

Сделать язык «чашечкой».

 

 Горка для спуска

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

 

Форточка

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт.

Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

 

Саночки

Рот открыт. Губы в улыбке. Бо­ковые края языка плотно при­жимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения язы­ком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зу­бам. Следить, чтобы нижняя че­люсть не двигалась.

 

Упражнения на развитие речевого дыхания

 

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з».

Дети произносят звук [з] с уси­лением.

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».

Произносят звук [м] тихо, высо­ким голосом.

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м».

Произносят звук [м] громко, низ­ким голосом.

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м».

Произносят звук [м] тихо, высо­ким голосом.

Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш».

Произносят звук [ш].

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

Произносят звук [с]. Сдувают ватные «комочки снега» с ладошки, с носа, со стола и т.д.

 

Задания на развитие мелкой моторики

 

• Наматывать веревочки на па­лочку.

• Вырезать снежинки, елочки и другие новогодние украшения.

• Рисовать елочки, снежинки карандашом.

• Рвать бумагу, катать из ваты ша­рики, лепить елочки из пластилина.

• Наряжать елочку: взять ее изо­бражение и украсить наклейками, как игрушками.

 

 

Задания на развитие фонематического восприятия и связной речи

Доскажи словечко

Дети договаривают фразу.

«Ма-ма-ма», — в гости к нам пришла ... (зима).

«Ели-ели-ели», — метут зи­мой ... (метели).

«Розу-розу-розу», — не рады мы ... (морозу).

«Ужу-ужу-ужу», — сидите дома в ... (стужу).

«Мой-мой-мой», — ходим в шубе мы ... (зимой).

«Ме-ме-ме»,— рада детвора... (зиме).

Сочини зимний рассказ

Взрослый начинает рассказы­вать истории про «веселых чело­вечков», зверюшек, а ребенок про­должает. При затруднении взрос­лый задает наводящие вопросы.

Закончи предложения

Дети договаривают предло­жения.

Летом дни жаркие, а зимой — (холодные).

Летом небо синее, а зимой — (серое).

Летом день длинный, а зи­мой — (короткий).

Летом идет дождь, а зимой — (снег).

Весной лед на реке тонкий, а зимой — (толстый).

Снег мягкий, а лед — (твер­дый).

Снег белый, а асфальт — (се­рый).

Зимой ветер холодный, а ле­том — (теплый).

Скажи наоборот

Дети меняют последнее слово в предложении на противополож­ное по смыслу.

Паша обулся — Маша (разу­лась).  Паша упал — Маша (подня­лась).

Паша уехал — Маша (приеха­ла). Паша ушел — Маша (пришла).

Паша замерз — Маша (согре­лась). Паша оделся — Маша (раз­делась).

Паша завязал шнурки — Ма­ша (развязала шнурки).

Назови ласково

Дети называют ласково слова: снег, солнце, зима, елка, лед, мо­роз, метель, шуба, валенки, пальто и др.

 

Гуляя с детьми, нужно обра­щать внимание на зимние явления в природе. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как снег падает, как кружится во время снегопада в воздухе. После снегопада обра­тите внимание детей на то, какие высокие сугробы на улице, где ле­жит снег. Понаблюдайте, как уби­рают улицы дворники, снегоочи­стительные машины. В морозную погоду рассмотрите снежинки на темной рукавичке. Проведите про­стой эксперимент: наберите снег в детское ведерко, принесите до­мой — он растает. Покажите, что на дне ведерка осталась грязная вода, поэтому снег есть нельзя! Наберите в чашку воды из-под кра­на - поместите ее в морозильник, покажите, что вода превратилась в лед. Расскажите, что лед твердый, прозрачный, как на катке.

В зимние каникулы очень хо­рошо почитать детям следующие произведения художественной ли­тературы: АЛ. Барто «Дело было в январе», В.Д. Берестов «Елочный шар», «Гололедица», В.В. Голявкин «Как я встречал Новый год»,

 С.А. Есенин «Белая береза», М.М. Зощенко «Елка», Р.А. Кудашева «В лесу родилась елочка», С. Я. Маршак «Декабрь» из цикла «Круглый год», С. В. Михалков «Под Новый год», Э.Э. Мошковская «Кругом - снег...», Н.А. Некрасов «Мороз-воевода», В.Ф. Одоевский «В гостях у де­душки Мороза», А.С. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя...», В.А. Степанов «Новогодняя ночь», «Метелица», П.А. Синяв­ский «Мы встречали Новый год».

 

Создать ощущение сказки в новогодние праздники — это в наших руках. Давайте не будем лениться, а весело и с пользой проведем зимние каникулы!

 

 

Садыкова А. Г., учитель - логопед МАДОУ Детский сад №20 «Солнышко»

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

 

1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 - 8 лет: Метод, пособие. М., 2008.

2. Новоторцева Н. В. Развитие речи де­тей у дошкольников и младших школьников. Ярославль, 1995.

3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекоменда­ции по развитию моторики, дыха­ния и голоса у детей дошкольного возраста. СПб., 2006.

4. Терешкова Н. Э. Логопедические до­машние задания для детей 5— 7 лет с ОНР. Альбом № 2. М., 2010.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.