|
|||
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Направление «Психология развития, семьи и личности» Кафедра психологии развития Руководитель______________________ Утверждаю________________________ Задание принял к исполнению Зав. кафедрой_______________________ «_____» _____________________ 2018г. ___________________________________ Подпись студента___________________
ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ВКР МАГИСТРАНТА Фамилия Имя Отчество Коротаева Ольга Алексеевна Тема магистерской диссертации Рефлексивное восприятие детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста утверждена на заседании кафедры психологии развития «_____» ____________________ 2018г. Срок сдачи студентом законченной работы______________________________________________________ Краткое описание работы Проблема заключается в попытке прояснения роли рефлексивного восприятия матерью детско-родительских отношений в формировании показателей семейной среды. Ставится исследовательский вопрос о том, как связаны непосредственное представление матери о взаимодействии «родитель-ребенок» и ее опосредованное представление о той же реальности, формируемое рефлексивно – от лица собственного ребенка. Будут исследованы также взаимосвязи обеих вышеназванных переменных с другими показателями семейной среды, отраженных в представлениях матери. Актуальность В настоящее время, в период глобальных социально-экономических и экологических изменений, научно-технического прогресса перемены переживают все сферы общества, в том числе и институт семьи. В условиях современного мира (увеличение числа и популярности различных гаджетов, большая занятость родителей и другие факторы) меняется структура семьи, семейные роли и установки, все чаще появляются семьи, не зарегистрированные официально, изменяются связи между поколениями и т.д. Поэтому изучение особенностей функционирования семейной системы, детско-родительской системы особенно важно на данном этапе развития общества. [u1] В течение последних пяти лет исследователями затрагивались такие вопросы детско-родительских отношений: психологические характеристики детско-родительских отношений в зависимости от количества детей в семье и последовательности их рождения (Д.С. Корниенко, 2013; Т.В. Евтух и Л.Л. Баландина, 2013 и др.), влияние родительско-детского взаимодействия на развитие ребенка (О.П. Лазарева, 2017; А.Д. Эркибаева, 2016; Н.Ю. Молостова, 2016; О.С. Самбикина, 2015; Т.П. Авдулова, 2014 и др.), взаимоотношения родителей и детей разного пола (С.В. Небыкова, 2015 и др.), проблемы отцовства и отцовского влияния на развитие ребенка (С.Ф. Явон, 2014; Р.В. Манеров, 2013 и др.), специфика детско-родительского взаимодействия в неполных семьях (Н.И. Гаврилюк, 2018; Т.Н. Князева, А.И. Иванцова, 2018; Т.А. Канарейкина, 2017; Е.Ю. Румянцева, 2016; П.Г. Гасанова, 2015; Т.Н. Кочеткова, 2015 и др.), проблема взаимодействия детей с отцами и отчимами, проблема взаимодействия в повторнобрачных семьях (Е.А. Клещева, 2015; Т.Е. Аргентова и В.В. Колотилина, 2013; И.Е. Валитова, 2013 и др.), представления детей о матери и отце (А.А. Реан, 2017, 2017 и др.), а также другие исследования. Однако процесс взаимодействия в диаде «родитель-ребенок» не изучались в контексте социально-психологической рефлексии.[u2] Новизназаключается визучении детско-родительских отношений в аспекте рефлексивного восприятия матерью отношений с ребенком. Исследование образа детско-родительского взаимодействия от лица непосредственно воспринимающего субъекта (от первого лица) и со стороны его рефлексии о том, как эта же действительность воспринимается другим участником взаимодействия (от третьего лица). ЦельВыявление и сравнение особенностей рефлексивного восприятия матерями детско-родительских отношений с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста разного пола в полных однодетных семьях; выявление взаимосвязи между особенностями непосредственного и рефлексивного восприятия матерью детско-родительских отношений и показателями благополучия семейной системы. Задачи: 1) Рассмотреть теоретические аспекты детско-родительского взаимодействия, детско-родительских отношений, рефлексии, социальной перцепции, социально-психологической рефлексии; 2) Провести сравнительный анализ степени выраженности показателей детско-родительского взаимодействия в восприятии матерью от первого и от третьего лица; 3) Провести сравнительный анализ разницы в восприятии матерью детско-родительских отношений от первого и третьего лица в семьях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста; в семьях с детьми разного пола; 4) Провести корреляционный анализ с целью выявления наличия (отсутствия) взаимосвязи разницы в восприятии матерью детско-родительских отношений от первого и третьего лица (показатели детско-родительского взаимодействия) и показателей благополучия семейной системы. Гипотезы: 1) Существуют различия в представлениях матери о детско-родительских отношениях, воспринимаемых от первого лица и рефлексивно воспринимаемых от лица ребенка (то, как мать видит отношения, и то, как она думает, как эти же отношения воспринимает ребенок); 2) Существуют различия в восприятии матерью детско-родительских отношений от первого лица и от третьего лица (от лица ребенка) в зависимости от возраста ребенка; 3) Существуют различия в восприятии матерью детско-родительских отношений от первого лица и от третьего лица (от лица ребенка) в зависимости от пола ребенка; 4) Существует связь величины различий между восприятием матерью детско-родительских отношений от первого и от третьего лица с показателями благополучия семейной системы; большая разница в представлениях связана с более низкими показателями благополучия (сплоченность, гибкость). Теоретическое значение Изучение детско-родительских отношений в контексте социально-психологической рефлексии, социальной перцепции. В целом результаты исследования вносят определенный вклад в развитие семейной психологии, психологии материнства, психологии детско-родительских отношений. Практическое значение Результаты, полученные в данном исследовании, могут быть полезны при составлении программ психолого-педагогического сопровождения семьи, в консультативной практике, а также при чтении курсов «Психология детско-родительских отношений», «Психология семьи», «Психология родительства», «Педагогическая психология». Выборка:матери единственных детей старшего дошкольного (5-6 лет) и младшего школьного (8-9 лет) возраста из полных семей: 1) матери единственных дочерей старшего дошкольного возраста (min 30 человек); 2) матери единственных дочерей младшего школьного возраста (min 30 человек); 3) матери единственных сыновей старшего дошкольного возраста (min 30 человек); 4) матери единственных сыновей младшего школьного возраста (min 30 человек). Методы и методики 1. Теоретический анализ литературы; 2. Эмпирические методы (опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской; методика Д.Х. Олсона FACES III – тест на сплоченность и гибкость семейной системы; анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И. Захаровой; шкала социальной желательности Кроуна-Марлоу); 3. Методы статистической обработки данных (критерий Колмогорова-Смирнова, дисперсионный анализ, корреляционный анализ Пирсона/Спирмена, факторный анализ). Ожидаемые результаты Выявление разницы в показателях восприятия матерью детско-родительских отношений от первого и от третьего лица; выявление различий в разнице между показателями восприятия матерью детско-родительских отношений от первого и от третьего лица в семьях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в семьях с детьми разного пола; выявление взаимосвязи большей величины разницы в показателях восприятия матерью детско-родительских отношений от первого и от третьего лицас меньшим благополучием семейной системы. Перечень иллюстрированного материала(с указанием таблиц и графиков) Таблица «Количество и средний возраст испытуемых в выборках», таблица «Средние значения показателей детско-родительского взаимодействия в восприятии матерью детско-родительских отношений от первого и третьего лица в семьях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста разного пола», рисунки «Средние значения показателей детско-родительского взаимодействия в восприятии матерью детско-родительских отношений от первого и третьего лица в семьях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста разного пола», рисунки «Схемы взаимосвязи показателей детско-родительского взаимодействия и показателей благополучия семейной системы» для каждой группы испытуемых.
Дата выдачи задания «______» ________________ 20______г. Подпись руководителя_________________________________ [u1]Хорошо бы тут упомянуть про разрыв поколений и необходимость его сокращения – в том числе на основе исследований, посвященных взаимному восприятию. [u2]Оля, с этого начните в разделе «Проблема». То есть перенесите вверх.
|
|||
|