Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работа с текстом



 

Боровских Вячеслав 501гр.

Тема: «Молодёжные субкультуры».

Цель учебного занятия – дать представление о субкультурах, причинах их появления; сформировать понимание классификаций субкультур; сформировать понимание роли субкультур в формировании личности человека.

Образовательные результаты:

Личностные результаты:

- Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной практики

- Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания

- Формирование основ саморазвития и самовоспитания

Метапредметные результаты:

- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (познавательная)

- Умение работать с различными источниками информации (познавательная)

-Умение аргументировано высказывать свою точку зрения, проводить дискуссии в уважительной атмосфере (коммуникативная)

Предметные результаты:

- Использование знания и умения для формирования способности к личному самоопределению

- Умение характеризовать основные социальные группы современного общества;

- Умение распознавать и различать явления духовной культуры

- Видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

 

Вид (форма) учебного занятия: урок изучения нового материала

 

Оборудование и средства обучения:

-Учебник по обществознанию: Боголюбов, Лазебникова, Городецкая. 8 класс.

- Презентация

-Текстовый источник (приложение 1)

-Опорный конспект (приложение 2)

-Видеоролик

 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия урока: молодёжь, субкультура, контркультура.

Межкурсовые связи: социальные группы общества

Межпредметные связи: история: СССР в период Перестройки; жизнь людей в начале XX вв.

 

Литература для подготовки к уроку:

А) методическая:

1. Воронов В. Что нужно знать о молодежной субкультуре? / Воронов В., Черничкина Е.// Воспитание школьников. - 2001.- № 4. - С.20-25; № 5. - С.23-26.

2. Теория и методика преподавания обществознания в школе Гугнина О.В. учебно-методическое пособие / Оренбург, 2010.

3. Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. К 20-летию кафедры методики преподавания истории, обществознания и права: Сборник научных статей / Под редакцией А.А. Сорокина. 2019.

Б) учебная:

1. Обществознание: учебник: 10 класс: базовый уровень под общей редакцией Г.А. Бордовского, 2013.

2. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко, 2013.

3. Методика преподавания обществознания Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К.Учебник и практикум / Москва, 2017.

4. Образование в современном мире: вопросы теории и практики. Материалы научно-практической конференции педагогических работников / Под редакцией Е.А. Суховой. 2020.

5. Косарецкая С. В. О неформальных объединениях молодежи, 2004.

 

План урока:

1. Понятие «субкультура»

2. Классификация субкультур

3. Понятие «контркультура»

4. Роль субкультуры в жизни человека

 

 

Методические приемы и образовательные технологии Содержание урока Виды деятельности ученика Предполагаемые результаты
Вводное слово учителя Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку: учебник, письменные принадлежности. Настраиваются на урок Регулирование деятельности (познавательное)
Мотивационный этап, «Крючок» - видеоролик Хорошо, теперь я предлагаю нам всем вместе посмотреть видеоролик и подумать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке     Ученикам поставлена задача, анализ видеоролика Появление мотивации к дальнейшей деятельности
План урока Слово учителя Итак, как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? Правильно, речь пойдет о речь пойдет о субкультурах и молодёжи в целом. Мы поговорим с вами о том, кого можно отнести к группе молодёжи, что является для этого критерием. Разберем понятие субкультуры, контркультуры, причины их появления и виды. Обратите внимание, что мы будем работать с конспектом урока, который вы в конце сдадите и который также будет оцениваться.   Подготовка своей деятельности Умение планировать свою деятельность на уроке (метапредметный результат)
Беседа, работа с понятием И для начала скажите кого мы с вами называем молодёжью? Запишите определение. Молодёжь – социально-демографическая группа 14 – 30-летних, переживающая становление социальной и психофизиологической зрелости.   Ученики раскрывают значение понятия Записывают определение в тетрадь Мыслительная деятельность, применение обществоведческого и жизненного опыта
Беседа Слово учителя, объяснение   Теперь давайте немного поразмышляем, обратите на внимание на слайд. Маша, прочитай, пожалуйста. Как вы думаете почему границы молодёжного возраста так варьировались? Нижняя граница молодёжного возраста связывается с половым созреванием, завершающим периодом обучения в школе, началом профессионального образования. Верхняя граница определяются юридическим совершеннолетием, окончанием проф. обучения, вступлением в брак, достижение эконом самостоятельности, рождение первого ребенка. Давайте запишем в наш конспект.     Размышление Формулируют мнение Записывают определение в тетрадь Применение обществоведческого опыта учеников; межпредметные связи – история (жизнь людей в XX в.)
Слово учителя, постановка задачи Являясь наиболее активной, радикальной частью общества молодёжь становится двигателем изменений в обществе. Как правило именно студенты становятся основной силой всех революций. И именно молодёжи свойственно такое явление как субкультура. Давайте разберемся что это такое и в первую очередь дадим определение этому слову. Кто попробует? Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.     Самостоятельное составление определения понятия Активизация мыслительной деятельности Развитие умения составлять определения  
Слово учителя, беседа Субкультуры стали активно появляться в США в 60-ые годы, в России же их формирование пришлось гораздо позже в основном в период Перестройки, как вы думаете с чем это связано? Сравнение двух моделей = > формулирование вывода   Актуализация жизненного опыта Межпредметные связи – история СССР Умение аргументировать свою точку зрения
Слово учителя Среди социальных и конкретно-исторических причин распространения молодёжной субкультуры во второй половине XX в. Западные специалисты обычно называют две ведущие: 1) рост доходов среднего класса и особенно его молодёжной прослойки в 1950-е гг 2) появление новых средств записи и распространения музыкальной культуры Давайте запишем причины появления субкультур. Усвоение информации Записывают причины в тетрадь Регулировка своей деятельности    
Постановка задачи На сегодняшний день существует огромное количество субкультур. Как вы думаете, чем отличается субкультура от доминирующей культуры?     Формулировка своей точки зрения Умение аргументировать ответ
Работа с иллюстрациями Теперь давайте проверим вашу эрудицию и попробуем отгадать какая субкультура изображена на слайде.   Анализ изображений Активизация мыслительной деятельности Использование собственного социокультурного опыта
Слово учителя Постановка задачи Существует также и классификация субкультур на имиджевые, музыкальные, политические и хулиганские, давайте попробуем классифицировать данные субкультуры. Сопоставление классификации с признаками субкультуры (пример: рокеры – музыкальные, имиджевые) Развитие умения анализа, классификации и систематизации информации
Постановка задачи, работа с понятием Другим понятием вышедшем из понятия субкультура стало контркультура. Кто попробует дать определение? Запишите его себе в конспект   Самостоятельное составление определения понятия Записывают определение Активизация мыслительной деятельности Развитие умения составлять определения Регуляция своей деятельности
Слово учителя Вопрос Контркультуру отличает более протестный и радикальный по отношению к власти и обществу характер. Их протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских.Какие вы знаете течения контркультуры? Усвоение информации Ответ на вопрос Обращение к социокультурному опыту
Творческое задание Теперь давайте проявим свою фантазию. Я предлагаю вам следующее задание: основываясь на данных критериях придумать свою субкультуру, на это я дам вам 8 минут, а затем вы поделитесь своими трудами. Задание в опорном конспекте   Выполнение задание Применение полученных знаний на практике Развитие творческой деятельности, фантазии Умение применять знания на практике
Работа с текстом (см. приложение 1) Данный прием не успел продемонстрировать на уроке (семинаре) Очень важно понимать какое влияние оказывает субкультура на человека. Для этого давайте поработаем с текстом и ответим какие плюсы и минусы влияния субкультуры выделяет автор.   Выполнение задания Анализ текста, вычленение главного   Воспитательный эффект Умение работать с текстом  
Слово учителя Данный прием не успел продемонстрировать на уроке (семинаре) Многие известные и влиятельные люди тоже когда-то были участниками той или иной субкультуры. Например, Д.А. Медведев бывший премьер министр РФ или Тони Блэр бывший премьер министр Великобритании.   Усвоение информации Отсылка к современности Развитие мотивации к углубленному изучению темы
Беседа, проблемный вопрос И в конце урока я хотел бы задавать вам вопрос действительно ли субкультуры необходимы подрастающему поколению либо же стоит всячески ограничивать их воздействие на молодёжь?   Рассуждение с аргументацией своей точки зрения Умение формулировать свою точку зрения Умение слушать точку зрения других людей
Домашнее задание Я уверен, что многие из вас здесь присутствующих могут отнести себя к той или иной субкультуре, поэтому одно из заданий на дом будет сделать доклад про любую из субкультур, вы можете взять одну из тех что были на слайдах во время урока. Спасибо за урок, оценки наиболее активным я поставлю после проверки конспектов.      

 

Приложение 1.

Работа с текстом

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВЛИЯНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ

1. Подростковая культура облегчает общение со сверстниками. Известно, что отрочество – возраст интенсивного общения. Для того, чтобы общаться, необходимо иметь какие-то общие интересы, найти единомышленников. Наличие культуры значительно облегчает этот процесс: стоит тебе определиться со своими пристрастиями, как ты немедленно найдешь огромное количество сверстников с теми же интересами.

2. Молодежная субкультура для подростка – это сфера самоопределения. В поиске на вопрос: «Кто я?» – субкультура помогает найти ответ: например, футбольный фанат, поклонник определенного музыкального стиля, игрок в компьютерные игры и т.д.

3. Молодежная культура – это уникальный мир, мир без взрослых. Молодежная культура – это реальность, где подросток компетентен и самостоятелен, где он может почувствовать себя взрослым.

4. Молодежная субкультура - проявление свободы личности

 

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СУБКУЛЬТУРЫ

1. Молодежная субкультура ограничивает и сужает кругозор, обостряет отношения между сверстниками. Часто возникают беспочвенные конфликты между представителями различных по интересам групп.

2. Для некоторых подростковых субкультур характерны социально нежелательные явления: курение, употребление алкоголя и наркотиков, нецензурная брань.

3. Молодежная субкультура - результат вседозволенности:

- представители отдельных субкультур (гопники, скинхеды) переходят границы, установленные действующим законодательством;

- поиск новых ощущений и попытка найти себя зачастую приводит к появлению вредных привычек;

4. Некоторые молодежные субкультуры являются опасными для здоровья.

5. Молодежная субкультура - всего лишь способ уйти из реального мира, погрузившись в мир своих увлечений и грез.

6.Чрезмерное увлечение некоторыми субкультурами может привести к депрессии и суициду.

 

Приложение 2.

Опорный конспект. Тема урока: «Молодёжные субкультуры»

План:

1.Понятие «субкультура»

2.Классификация субкультур

3.Понятие «контркультура»

4.Роль субкультуры в жизни человека

 

Молодёжь - _______________________________________________________________________________________________________________________

Факторы, влияющие на границу молодёжного возраста

Нижняя граница:                                                                         Верхняя граница:

-                                                                                                  -

-                                                                                                  -

-                                                                                                  -

                                                                                                    -

 

Субкультура - ___________________________________________________________________________________________________________________

Причины появления субкультур:

1)

2)

 

Контркультура - _________________________________________________________________________________________________________________________

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.