|
|||
Тема 4.3. Представление и воображениеТема 4.3. Представление и воображение В процессе освоения двигательного навыка представления о выполняемом движении изменяются. В начале обучения образ движения расплывчат и обобщен, затем он становится более детализированным, а впоследствии включает только основные (опорные) элементы.
Образы, которые возникают при отсутствии воздействия предметов или явлений на органы чувств и формируются на основе прошлого опыта (первичных образов), называются вторичными. Вторичные образы позволяют человеку воспроизводить и конструировать новую информацию на основе первичных образов. Представление — ото воспроизведение образов ранее воспринятых предметов (или явлений). Представление - это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления, связанные с выполнением физических упражнений, могут включать воспроизведение основных характеристик: собственных движений, тренировочных и соревновательных упражнений, партнеров, соперников, спортивного снаряжения и арены. При представлении образы появляются не в результате непосредственного восприятия предметов, а воспроизводятся «по памяти», поэтому их называют «вторичные образы» (в отличие от «первичных», возникающих при ощущении и восприятии). Важной особенностью представлений является их обобщенность — схематичность образа, содержащего основные характеристики представляемого объекта (явления). Формирование представлений о движении в процессе освоения двигательного навыка (по Л. Ц. Пуни и II. Б. Стамбуловон) Формирование объективных образов выполняемых движений необходимо для эффективного решения двигательных задач. Несформированность образа физического упражнения или его недостаточная яркость, отчетливость, структурность, целостность приводят к ошибкам техники движений. Воображение — это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение, связанное с выполнением физических упражнений, может включать создание новых элементов движений, связок между действиями, комбинаций действий и др. С помощью воображения можно разработать индивидуальные приемы выполнения движений, создать уникальную технику, придумать новые элементы и трюки. Функции представления движений: 1) программирующая (представление - идеальный, т е. возникающий в сознании, образ действия). 2) регулирующая (представление - составная часть саморегуляции человеком своих действий), 3) тренирующая (представление - упражнение в совершенствовании техники двигательных действий без практического их выполнения).
|
|||
|