Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





социология питирима сорокина



 

 

Российский государственный социальный университет

 

 

11. Социология в России в 19 веке

 

Непосредственным предшественником социологии является Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Он исследовал различные типы политических устройств, рассматривал проблемы гражданского общества. Монтескье отказался от уравнивания государства и общества, однако политические характеристики общества представлял, как основные и заслуживающие особого внимания.
Монтескье начал разработку теории общественного договора, которую завершил Жан-Жак Руссо (1712-1778). В своих трудах «Об общественном договоре», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов» Руссо критиковал современное общество. Ж-Ж. Руссо предложил идеальную модель общественного устройства, основанную на «естественном состоянии» дообщественного человека.
Социологические исследования капиталистического общества стимулировал Адам Смит (1723-1790). Главная идея Смита – осмысление общества не столько как государства, сколько как экономической системы. Он настаивал на первостепенной важности исследования экономических взаимосвязей между людьми. Рождение социологии связывают с именем Огюста Конта (1798-1857). Конт первым поднял вопрос о создании науки об обществе, которую назвал «социальной физикой». Главные идеи Конта заключались в использовании научных методов при изучении общества, практическое применение науки в области социальных реформ.
Основные положения трудов О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса

 19 век называют «золотым веком» классической социологии:

формируются новые подходы в изучении социологии: позитивизм О. Конта и Г. Спенсера, марксизм К. Маркса и Ф. Энгельса; разрабатываются основы теоретической науки;

 зарождается отраслевое социологическое знание;

создаются научные направления и школы.

 

 

У истоков социологии стояли представители политэкономии, социальной философии, математики, эмпирических социальных исследований. Постепенно выделяется понимание общества как системы взаимодействия людей, которые образуют структуры, предопределяющие общественную жизнь, взаимообуславливают друг друга, развиваются и функционируют по объективным законам.

Первые попытки познания объективных законов социологии показали необходимость в особых теориях, новых методах мышления, способах получения социологической информации.

 Основные положения теории О. Конта:

социология должна быть позитивной наукой об обществе, позволяющей проводить эволюционные изменения в обществе, учитывая социальные факторы и интересы всех социальных групп;

 наиболее значимыми для общества являются социальная статика и социальная динамика, входящие в состав социологии;

в своем развитии общество проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии;

решающим фактором, определяющим изменения в обществе, является интеллектуальная эволюция.

 


Основные положения трудов М. Вебера и Э. Дюркгейма Исследования М.

Вебера (1864-1920) направлены на поиск основных, исходных элементов, способствующих пониманию закономерностей развития общества.

Центральное положение теории Вебера – выделение социального действия как элементарной частицы поведения личности в обществе. Согласно Веберу, общество – совокупность функционирующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. На основе кооперации действий отдельных индивидов образуются отдельные ассоциации. Осмысленное поведение отдельных индивидов позволяет достичь индивидуальных целей. Человек действует в ассоциации с другими индивидами как социальное существо, благодаря чему достигает во взаимодействиях с окружающей средой значительного прогресса. Вебер изучал отношения власти как необходимое условие социального управления и контроля, пронизывающего все социальные структуры. Идеальный механизм поддержания власти по Веберу, бюрократия – предельно рациональный, искусственно созданный, координирующий и контролирующий аппарат управления.

 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – основатель французской школы социологии. Он стремился к объяснению феноменов общественной жизни с социологических позиций. Дюркгейм считал, что общество – это надиндивидуальное бытие, закономерности развития которого, существование не зависит от действий отдельных индивидов. Люди, объединяясь в группы, подчиняются определенным правилам и нормам, являющихся «общественным сознанием». Общество состоит из отдельных социальных единиц. Деятельность отдельных частей может быть нарушено, и тогда, эти части предстают в виде плохо функционирующей социальной организацией.

 

12. социология питирима сорокина

Питиримом Сорокиным была разработана социологическая теория, названная позже «интегральной». В ней он рассматривал общество в качестве социокультурной системы. В социологии он выделил четыре раздела:

 учение об обществе;

 социальная механика (определение статистических законов общества);

 

социальная генетика (происхождение и развитие общества);

 

социальная политика (частная социологическая наука).

 

В качестве элемента общества Сорокин рассматривал взаимодействие индивидов. Оно может быть:

 шаблонным и нешаблонным,

односторонним и двусторонним,

антагонистическим и неантагонистическим.

 

Общество выступает процессом и результатом социального взаимодействия между многими индивидами. В ходе приспособления такого рода идет формирование социального порядка общества, основная тенденция развития которого - социальное равенства.

Развитие общества людей идет через эволюцию и революцию.

Социальная эволюция – это постепенное и прогрессивное развитие, базирующееся на преобразовании общества, реформах, кооперации людей, стремлении их достичь социальное равенство.

.

 

Социальная революция – это быстрый, глубокий прогрессивный или регрессивный процесс развития общества, основанный на насилии одного класса над другим. Он вносит изменения в характер социального устройства.

 

 

Сорокин выделил несколько причин социальной эволюции и революции:

подавление основного ряда потребностей большинства населения существующим общественным строем;

 

неэффективность существующего общественного строя;

 

слабость сил охраны общественного правопорядка.

 

Социальная революция прошла ряд ступеней революционного взрыва, когда базовые потребности выходят наружу и уничтожают государство, а также контрреволюции, останавливающие эти потребности.

 

Сорокиным была разработана теория социальной стратификации, разделения общества на несколько страт – социальных слоев, в зависимости от власти, богатства, образования и пр.

 

 Сорокин является автором теории цивилизационных ступеней развития человека как духовно-культурного образования. Цивилизация у Сорокина выступает исторической общностью людей, объединенной каким-либо типом мировоззрения – идеалами, ценностями, методами познания.

 

Развитие человечества демонстрирует три ступени развития цивилизации:

 

идеациональная цивилизация базируется на определенном типе религиозного мировоззрения и была господствующей в Средних веках. Идеал данной цивилизации – спасение человеческой души;

 

сенситивная цивилизация формируется на базе материалистического мировоззрения, являясь отрицанием идеациональной цивилизации. Идеал ее – комфорт и богатство. Она характерна для индустриального периода;

 

идеалистическая цивилизация формируется на основании конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения. Характерна она для последних этапов индустриализма.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.