|
||||
социология питирима сорокина
11. Социология в России в 19 веке
Непосредственным предшественником социологии является Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Он исследовал различные типы политических устройств, рассматривал проблемы гражданского общества. Монтескье отказался от уравнивания государства и общества, однако политические характеристики общества представлял, как основные и заслуживающие особого внимания. 19 век называют «золотым веком» классической социологии: формируются новые подходы в изучении социологии: позитивизм О. Конта и Г. Спенсера, марксизм К. Маркса и Ф. Энгельса; разрабатываются основы теоретической науки; зарождается отраслевое социологическое знание; создаются научные направления и школы.
У истоков социологии стояли представители политэкономии, социальной философии, математики, эмпирических социальных исследований. Постепенно выделяется понимание общества как системы взаимодействия людей, которые образуют структуры, предопределяющие общественную жизнь, взаимообуславливают друг друга, развиваются и функционируют по объективным законам. Первые попытки познания объективных законов социологии показали необходимость в особых теориях, новых методах мышления, способах получения социологической информации. Основные положения теории О. Конта: социология должна быть позитивной наукой об обществе, позволяющей проводить эволюционные изменения в обществе, учитывая социальные факторы и интересы всех социальных групп; наиболее значимыми для общества являются социальная статика и социальная динамика, входящие в состав социологии; в своем развитии общество проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии; решающим фактором, определяющим изменения в обществе, является интеллектуальная эволюция.
Вебера (1864-1920) направлены на поиск основных, исходных элементов, способствующих пониманию закономерностей развития общества. Центральное положение теории Вебера – выделение социального действия как элементарной частицы поведения личности в обществе. Согласно Веберу, общество – совокупность функционирующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. На основе кооперации действий отдельных индивидов образуются отдельные ассоциации. Осмысленное поведение отдельных индивидов позволяет достичь индивидуальных целей. Человек действует в ассоциации с другими индивидами как социальное существо, благодаря чему достигает во взаимодействиях с окружающей средой значительного прогресса. Вебер изучал отношения власти как необходимое условие социального управления и контроля, пронизывающего все социальные структуры. Идеальный механизм поддержания власти по Веберу, бюрократия – предельно рациональный, искусственно созданный, координирующий и контролирующий аппарат управления.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – основатель французской школы социологии. Он стремился к объяснению феноменов общественной жизни с социологических позиций. Дюркгейм считал, что общество – это надиндивидуальное бытие, закономерности развития которого, существование не зависит от действий отдельных индивидов. Люди, объединяясь в группы, подчиняются определенным правилам и нормам, являющихся «общественным сознанием». Общество состоит из отдельных социальных единиц. Деятельность отдельных частей может быть нарушено, и тогда, эти части предстают в виде плохо функционирующей социальной организацией.
12. социология питирима сорокина Питиримом Сорокиным была разработана социологическая теория, названная позже «интегральной». В ней он рассматривал общество в качестве социокультурной системы. В социологии он выделил четыре раздела: учение об обществе; социальная механика (определение статистических законов общества);
социальная генетика (происхождение и развитие общества);
социальная политика (частная социологическая наука).
В качестве элемента общества Сорокин рассматривал взаимодействие индивидов. Оно может быть: шаблонным и нешаблонным, односторонним и двусторонним, антагонистическим и неантагонистическим.
Общество выступает процессом и результатом социального взаимодействия между многими индивидами. В ходе приспособления такого рода идет формирование социального порядка общества, основная тенденция развития которого - социальное равенства. Развитие общества людей идет через эволюцию и революцию. Социальная эволюция – это постепенное и прогрессивное развитие, базирующееся на преобразовании общества, реформах, кооперации людей, стремлении их достичь социальное равенство. .
Социальная революция – это быстрый, глубокий прогрессивный или регрессивный процесс развития общества, основанный на насилии одного класса над другим. Он вносит изменения в характер социального устройства.
Сорокин выделил несколько причин социальной эволюции и революции: подавление основного ряда потребностей большинства населения существующим общественным строем;
неэффективность существующего общественного строя;
слабость сил охраны общественного правопорядка.
Социальная революция прошла ряд ступеней революционного взрыва, когда базовые потребности выходят наружу и уничтожают государство, а также контрреволюции, останавливающие эти потребности.
Сорокиным была разработана теория социальной стратификации, разделения общества на несколько страт – социальных слоев, в зависимости от власти, богатства, образования и пр.
Сорокин является автором теории цивилизационных ступеней развития человека как духовно-культурного образования. Цивилизация у Сорокина выступает исторической общностью людей, объединенной каким-либо типом мировоззрения – идеалами, ценностями, методами познания.
Развитие человечества демонстрирует три ступени развития цивилизации:
идеациональная цивилизация базируется на определенном типе религиозного мировоззрения и была господствующей в Средних веках. Идеал данной цивилизации – спасение человеческой души;
сенситивная цивилизация формируется на базе материалистического мировоззрения, являясь отрицанием идеациональной цивилизации. Идеал ее – комфорт и богатство. Она характерна для индустриального периода;
идеалистическая цивилизация формируется на основании конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения. Характерна она для последних этапов индустриализма.
|
||||
|