Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Советский период российской истории (1917 – 1991 гг.).



Советский период российской истории (1917 – 1991 гг.).

Февральская революция 1917 г., Октябрьский политический переворот, Совет Народных Комиссаров, В.И. Ленин, декрет о земле, разгон Учредительного Собрания, Брестский мир, политика «военного коммунизма», продразвёрстка, новая экономическая политика, продналог, И.В. Сталин, пятилетний план, коллективизация сельского хозяйства, индустриализация, политические репрессии, вторая мировая война, Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг., антигитлеровская коалиция, Московская битва, Сталинградская битва, Курская дуга, Белорусская операция («Багратион»), высадка союзников во Франции, «Холодная война», хрущёвская «Оттепель», Карибский кризис, «косыгинская» экономическая реформа, М.С. Горбачёв, политика перестройки, съезд народных депутатов СССР, «парад суверенитетов, ГКЧП, распад СССР.

Современный период:

СНГ, ваучерная приватизация, октябрьские 1993 г. события в Москве, Конституция 1993 г., президентская республика, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин.

 

 


Учебный материал

(пояснения по изучению основных разделов курса )

 

Тема 1. ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ.

 

При рассмотрении темы рекомендуется придерживаться следующей периодизации: возникновение древнерусского государства и формирование на его основе отдельных русских земель (9 — 13 вв.); русские земли после монгольского завоевания, выдвижение Москвы как центра собирания восточнорусских земель (13 — 15 вв.); единое Русское (Московское) Государство в 16 — 17 вв.

Начиная рассмотрение темы, необходимо обратить внимание на разноплеменной состав населения будущих русских земель (славянские, балтские, финские племена). Большое значение для становления древнерусского государства имел географический фактор, позволявший рассматривать территорию Восточной Европы как связующее звено между мусульманским Востоком, Балтийским регионом и Грецией. Результатом варяжского завоевания и деятельности первых князей — Рюрика и Олега — стало формирование торгового пути "из варяг в греки", организация сбора дани с покорённых и "примученных" племён (в форме Полюдья) и экспорт рабов как одна из главных статей "русского" экспорта, организация грабительских походов на Балканы и в Закавказье. Реформы Ольги (учреждение "уроков" и "погостов"), Крещение Руси при Владимире стали важной вехой для перехода от преимущественно военного к политическому и культурному объединению восточнославянских земель. В ответе необходимо охарактеризовать влияние религиозного выбора (православие) на международные связи и последующее развитие русского государства.

Должны быть названы основные причины разделения Киевского государства на отдельные земли-княжения: упадок днепровского торгового пути, защита и эксплуатация которого стимулировали единство государства и сдерживали центробежные тенденции, развитие местных центров, как пунктов сбора дани и консолидации местной племенной элиты, преобладание натурального хозяйства и локальных социально-экономических связей. Необходимо охарактеризовать политическое устройство (князь и городское самоуправление – "тысяча", "вече") и социальную структуру древнерусского общества в период раздробленности: боярство, "люди", основные группы зависимого населения (смерды, закупы, холопы).

При рассмотрении культуры необходимо обратить внимание на культурные связи русских земель с другими европейскими народами, должны быть названы основные памятники права, литературы, архитектуры Древней Руси.

Рассматривая развитие русских земель после монгольского завоевания, важно выделить в ответе основные последствия "ига":

• усиление культурных, политических и экономических связей с Востоком и ослабление связей с Европой;

• укрепление, при содействии Орды, института княжеской власти и политическая централизация северо-восточной Руси;

• формирование служебной системы и вотчинного государства, превращение населения страны в слуг (подданых) князя, изменение отношений в среде господствующего класса ("дружина" — "Государев двор").

В меньшей степени эти последствия проявились в западных (вошедших в состав Литовско-Русского государства и Польши) и северо-западных (Новгород) земель, в большей — на русском северо-востоке, центре будущего Московского государства.

В ответе должны быть охарактеризованы основные причины возвышения Москвы как центра "собирания" русских земель, в частности, проордынская политика первых Даниловичей (Юрий, Иван Калита), переход в руки московских князей сбора ордынского выхода (дани) с русских земель, географическое положение Москвы. Студенты должны иметь представление о формировании территории Московского Государства в 15 — начале 16 в. (присоединение Твери, Новгорода, Пскова, Рязани, Смоленска и других русских земель). Процесс объединения страны и формирования единого государства нашёл отражение в приобретении независимости от Орды (Иван III — первый русский "самодержец"), принятии общерусского Судебника 1497 г., реформах местного (земская, губная реформы) и центрального управления (приказы, "тысячная реформа"), принятии московскими государями царского титула. Постепенно оформляются основные институты сословно-представительной монархии: боярская дума, земские соборы, выборные органы управления на местах.

Середина 16 века стала периодом расцвета Московского Царства, когда его территория увеличилась почти в 4 раза за счёт присоединения и колонизации, главным образом, уже нерусских земель (Среднее и Нижнее Поволжье — территория Казанского и Астраханского ханств, разгром Сибирского ханства и присоединение Северного и Среднего Урала и Западной Сибири, принятие русского подданства частью башкир и некоторыми народами Северного Кавказа). Вместе с тем экономические и политические связи между частями нового государства оставались ещё достаточно слабыми, что вызвало попытку Ивана IV укрепить государственное единство страны путём усиления своей личной власти и привело к политике опричнины (разделение страны на особый "государев удел", где вся полнота власти была сосредоточена в руках царя, и "земщину", которая управлялась по-прежнему, совместно с боярской думой, репрессии против видных представителей аристократии и служилого дворянства, духовенства, карательные акции на территориях, подозревавшихся в "измене"). Следствием опричнины и длительной Ливонской войны за выход России к Балтийскому морю стал социально-экономический кризис и разорение страны. Вместе с династическим кризисом (пресечение династии "калитичей", т.е. потомков Ивана Калиты) и борьбой боярских группировок за власть, это привело к Смуте — глубокому социально-политическому кризису, охватившему русское общество в начале 17 века. Студенты должны уметь дать характеристику Смутного времени как периода широких политических и социальных движений (Лжедмитрий, Иван Болотников, Первое и Второе ополчения), включающего в себя черты гражданской войны и иностранной интервенции. Итогом Смуты стало укрепление принципов русского самодержавия и, вместе с тем, сохранение сословно-представительных институтов, утверждение на русском престоле новой династии — Романовых.

17 век может быть охарактеризован как новый период русской истории, что нашло отражение в новых тенденциях развития страны:

• политическое, культурное и экономическое сближение с Европой, приглашение иностранцев на русскую службу и создание иностранной колонии в России;

• укрепление политических и культурных связей внутри страны, начало формирования всероссийского рынка;

• начало становления абсолютной монархии, опирающейся не на представительные сословные учреждения, а на централизованный бюрократический аппарат (прекращение практики созыва земских соборов, увеличение числа приказов, замена выборного управления на местах воеводским);

• становление поместно-вотчинного землевладения и окончательное прикрепление крестьян к земле (Соборное Уложение 1649 г.);

• проведение церковной реформы и связанный с этим церковный раскол, превратившийся в широкое социальное движение.

Студенты должны иметь представление об основных сословных группах российского общества 16-17 вв., а также охарактеризовать процесс расширения территории Российского государства, прежде всего за счёт колонизации земель Сибири и Дальнего Востока, присоединения левобережной Украины.

 

ТЕМА 2. РЕФОРМЫ ПЕТРА И НАЧАЛО МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В 18 — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В.

 

Правление Петра Алексеевича (Петра I) положило начало эпохе модернизации и европеизации России. Студенты должны иметь представление об основных преобразованиях конца 17 — начала 18 в. (государственное управление, армия, финансы и т.д., формирование нового культурного уклада) и тех факторах, которые оказали существенное влияние на направленность и темпы преобразований:

• личность царя-реформатора, сторонника быстрых реформ и крутой ломки московского жизненного уклада;

• Северная война, постепенно подчинившая процесс реформирования страны главной задаче — победе над Швецией, определившая приоритеты и содержание преобразований;

• инерция и сопротивление русского общества разрушению традиционных культурных, социальных и политических устоев и, как следствие, широкое использование государственного принуждения и насилия как основных средств проведения реформ.

В результате петровских преобразований сложилось сильное абсолютистское государство с ярко выраженными полицейскими чертами, установлением контроля над Церковью (ликвидация патриаршества и создание Священного Синода), с новой, "имперской" идеологией.

Студенты должны охарактеризовать особенности петровского варианта модернизации, как процесса широких заимствований в военно-технической и экономической областях, сфере государственного управления, культуры, который одновременно сопровождался активизацией сословной политики государства (укрепление дворянской корпорации, создание купеческих гильдий и цехов для городского населения) и института крепостного права. В основе политики государства по отношению к дворянству был положен "Табель о рангах", определявший порядок прохождения государственной службы и открывавший доступ в его ряды для представителей непривилегированных сословий. Это позволило расширить социальную базу российского самодержавия за счёт служилого, нетитулованного дворянства, выступавшего, в своей массе, против любых попыток ограничения царской власти.

Дальнейшая европеизация страны и эволюция российского самодержавия связаны с утверждением доктрины "просвещённого абсолютизма". Основными моментами доктрины были:

• идея верховенства закона, в центре которой — просвещённый монарх, опирающийся на законы и стремящийся к "общему благу";

• признание и законодательное оформление прав подданных;

• ограничение непосредственного участия монарха в управлении страной, повышение роли бюрократических учреждений.

В России положения доктрины нашли отражение в деятельности Елизаветы Петровны и особенно Екатерины II: созыв и деятельность Уложенной Комиссии, среди депутатов которой были представители всех сословий, в т.ч. казачества и государственных крестьян, принятие "Жалованных грамот" дворянству и городам, отдельные положения судебной и губернской реформ. При этом "дарование прав" коснулось преимущественно привилегированных и полупривилегированных групп, прежде всего — дворянства, которое было освобождено от обязательной службы и получило основные гражданские и имущественные права: сословное самоуправление, свободу передвижения и выезда из страны, гарантии собственности, в т.ч. исключительное право на владение землёй с крепостными (в отношении которых помещик обладал административной и судебной властью). Таким образом, реализация доктрины в России носила ограниченный характер, что было связано с сохранением и укреплением системы крепостного права. Более того, наделение части российских подданых правами и превращение их в "граждан" (на фоне бесправия другой части населения) способствовало углублению социально-культурного раскола в обществе, который стал, вместе с усилением социального гнёта, одной из главных причин крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачёва.

Незавершённой осталась и реформаторская деятельность Александра I (дарование конституций Польше и Финляндии, проекты введения в России законосовещательных учреждений, разработанные Сперанским и Новосильцевым). Как следствие, в России возобладал "полицейский", охранительный вариант просвещённого абсолютизма, предполагавший детальную бюрократическую регламентацию всей жизни общества (Павел I, Николай I).

В социально-экономическом развитии страны можно выделить несколько важных направлений:

• Развитие сельского хозяйства, двумя полюсами которого выступали натурально-потребительское производство крестьянского двора и товарное помещичье хозяйство, являвшееся основным поставщиком технических культур и хлеба на русский и международный рынки. Большое значение для аграрного развития имело присоединение к России (в результате войн с Турцией) и хозяйственное освоение Украины и Новороссии, а также колонизация Оренбургского края (территории Южного Урала и Зауралья).

• Развитие единого внутреннего рынка, укрепление внешнеторговых связей, прежде всего — с Англией (прредметы экспорта — металл, хлеб, пенька, лес), .продолжающееся экономическое освоение Сибири и Дальнего Востока, Русской Америки. В 19 веке происходит быстрое развитие путей сообщений: основные речные магистрали Европейской России соединяются системой каналов, строятся шоссейные дороги и и т.д.

• Развитие русской промышленности. В формировании тяжёлой промышленности до середины 18 века главную роль играло государство, обеспечивавшее заводы лесными ресурсами, сырьём, дешёвой рабочей силой путём приписки государственных крестьян и разрешения покупки крепостных. Заводы работают преимущественно на нужды армии и экспорт. Во второй половине 18 века Россия выходит на первое место в мире по производству чёрного и цветного металла, главный промышленный район — Урал. В лёгкой промышленности главную роль играют частный капитал и вольный найм, производство ориентируется на внутренний рынок. Среди рабочих и предпринимателей преобладали крестьяне-отходники, в т.ч. крепостные, следствием чего были нелегальный характер и правовая необеспеченность экономических отношений. Другой сдерживающий фактор — низкая покупательная способность населения, натуральный характер крестьянского хозяйства, обеспечивающего себя основными продуктами и предметами первой необходимости.

В 30—40-е гг. 19 века, значительно позже других европейских держав, Россия вступает в период промышленного переворота, растянувшийся на несколько десятилетий. Техническая и экономическая отставание стало одной из причин поражения страны в Крымской войне, которая положила конец попыткам России доминировать в Европе, и дала толчок проведению крупных социально-экономических реформ.

При характеристике общего культурного развития страны необходимо охарактеризовать лежащую в русле европейских тенденций смену культурных стилей и направлений: барокко, классицизм и др., назвать основных их представителей в архитектуре, живописи, литературе. Следует особо выделить развитие образования и науки: открытие Российской Академии наук и Московского университета, университетскую реформу Александра I, увеличение количества гимназий и школ, открытие военно-учебных заведений при Николае I.

 

ТЕМА 3. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 — НАЧАЛЕ 20 В.

ОСОБЕННОСТИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ

 

Новый виток социально-экономической модернизации страны связан с отменой крепостного права и либеральными реформами 1860—1870-х гг. Реформа 1861 г., по условиям котрой крестьянство было освобождено с землёй за значительный выкуп, стала логическим завершением реформаторской деятельности первой половины 19 века (указ 1803 г. о "вольных хлебопашцах", указы "обязанных крестьянах", о разрешении крепостным выкупаться на свободу при продаже помещичьего имения с торгов и др.). Вместе с тем сохранение помещичьего землевладения и выкупные платежи определили те непростые условия, в которых пришлось развиваться крестьянскому хозяйству после отмены крепостного права.

Другие реформы:

• судебная (создание гласного судопроизводства, введение состязательного судебного процесса и суда присяжных, многоуровневой судебной системы, включавшей в себя окружной, мировой суд и волостные суды для крестьян);

• земская (создание всесословных органов местного самоуправления, ведавших делами народного образования, здравоохранения и местного хозяйства; на тех же началах было реорганизовано и городское самоуправление);

• военные реформы, в ходе которых был осуществлён переход от рекрутской к всеобщей воинской повинности.

Особенностью пореформенных десятилетий стал подъём общественной жизни и оформление основных политических течений (либеральное, консервативное, революционно-демократическое), а также ускорение социально-экономического развития страны, завершение промышленного переворота и начало индустриализации России. Важную роль в разработке экономического курса сыграл С.Ю. Витте — выдающийся государственный деятель императорской России, занимавший в конце 19 — начале 20 в. пост министра финансов. Политика Витте предполагала:

• привлечение иностранных капиталов путём создания соответствующих условий (стабилизация курса рубля, дешёвая рабочая сила, разрешение покупки предприятий в собственность иностранцам);

• перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность (посредством прямого и косвенного налогообложения, введения винной монополии, дававшей около четверти всех поступлений в казну — т.н. "пьяный бюджет");

• концентрация средств в нескольких ключевых отраслях, прежде всего — в железнодорожном строительстве, по темпам которого Россия выходит на первое место в мире, а по протяжённости дорог — на второе после США.

Результатом стали высокие темпы экономического роста (8-9 % в год), позволившие за 20 лет, с середины 1890-х по 1913 гг., увеличить производство в основных отраслях промышленности в 2—4 раза. В 1892—1915 гг. в России был реализован крупнейший железнодорожный проект — строительство Транссибирской магистрали, связавшей центр страны с районами Урала, Сибири и Дальнего Востока. С другой стороны, выбранный экономический курс фактически означал застой в развитии сельского хозяйства. Быстрыми темпами (с 2 до 5 млн человек) росла численность рабочего класса, тогда как традиционные механизмы социальной защиты (община) оказывались в новых условиях неэффективными или, как попытки государственного посредничества в духе патернализма ("зубатовщина"), встречали сопротивление со стороны предпринимательских и части правительственных кругов, а формирование современного фабричного законодательства искусственно сдерживалось. Около половины русских рабочих было сконцентрировано на крупных предприятиях в немногих промышленных центрах (в т.ч. Москве и Петербурге), что делало организованное рабочее движение влиятельной политической силой. Крестьянский и рабочий вопрос, быстрый рост образованных слоёв (служащие, интеллигенция), пополняемых выходцами из непривилегированных групп населения, национальное движение создавали социально-политические и социокультурные предпосылки для революционного кризиса.

Революция 1905—1907 гг. положила начало политическим реформам и превращению страны в конституционную монархию, а также способствовала внесению серьёзных корректив в экономическую политику правительства. Важными моментами нового курса, связанного с именем П.А. Столыпина, стали:

• проведение аграрной реформы, целью которой была модернизация сельского хозяйства, разрушение общины и создание слоя мелких земельных собственников — социальной опоры царизма в деревне;

• усиление экономического освоения восточных районов страны, организация переселения крестьян из Европейской России и Украины в Сибирь (около 4 млн человек);

• изменение структуры бюджета, увеличение ассигнований на народное образование (в 7 раз), сельскохозяйственную помощь и агрономию (взятые вместе, они составили около 14 % бюджета, не считая средств, выделяемых на эти цели земствами и городами);

• принятие в 1912 г. закона о больничных кассах, которым закладывались основы системы социального страхования рабочих.

В целом предвоенное десятилетие было отмечено безусловным экономическим и культурным подъёмом, наметившейся тенденцией к повышению уровня жизни и улучшению положения основных групп населения страны. Вместе с тем глубокая перестройка политической и социально-экономической жизни способствовала усилению противоречий в обществе, размыванию традиционных морально-нравственных основ и ценностей, особенно в деревне, сопровождалась "конфликтом поколений", когда опыт и традиции "отцов" уже не могли служить основой для деятельности "сыновей".

На дальнейшее развитие страны оказала влияние начавшаяся мировая война. Причины войны — борьба великих держав за передел мира и сферы геополитического влияния, которая привела к складыванию двух блоков: Антанты и Тройственного союза. Необходимо рассмотреть вопрос о степени готовности России к войне, и её влиянии на социально-экономическую и политическую жизнь. Война сопровождалась увеличением объёмов военного производства и снижением выпуска гражданской продукции, чрезвычайным напряжением людских ресурсов страны (до 45 % трудоспособного мужского сельского населения было мобилизовано в армию и военную промышленность), трудностями в снабжении крупных промышленных центров. Экономические проблемы, неудачи на фронте привели к попытке Николая II сконцентрировать военную и гражданскую власть в своих руках, и стали причиной "кризиса верхов" (конфликт с Государственной думой, добивавшейся "ответственного министерства", противоречия с военным руководством, недовольным принятием царём на себя функций главнокомандующего). Большие изменения произошли в составе армии, являвшейся в 1905—1907 гг. надёжной опорой монархии, а теперь, после массовых мобилизаций молодежи и запасных солдат, стремительно превращавшейся в «вооруженный народ». В этих условиях продовольственные беспорядки в Петрограде привели к революции, активное участие в которой приняли солдатские массы, отречению Николая от престола и созданию Временного правительства из числа думских деятелей во главе с одним из лидеров земского либерального движения князем Львовым.

 

 


 

ТЕМА 4. РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ОСНОВ

СОВЕТСКОГО СТРОЯ. СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ.

 

Февральский политический переворот положил начало периоду революции и гражданской войны в России. Студенты должны помнить, что в условиях сложной, переходной структуры российского общества революция привела к формированию нескольких разнонаправленных социально-политических потоков:

• "демократическая" революция, объединившая широкие круги населения против самодержавия за гражданские и политические права, "за мир и хлеб";

• "плебейская" революция городских низов за свои социальные и экономические права;

• "крестьянская" революция в деревне против помещиков и государства (ответ на столыпинскую аграрную реформу и разрушение крестьянской общины);

• "национальные" революции на окраинах и в национальных районах (Украина, Северный Кавказ, Башкирия), за особые права и автономию нерусских народов и отдельных групп русского населения (казачество, движение сибирских областников и т.д.).

В ответе должны быть охарактеризованы причины, обусловившие приход большевиков к власти в 1917 г., а также факторы, способствовавшие их победе в гражданской войне. Прежде всего, в своей политике им удалось учесть лозунги социальных низов (введение социального страхования, отмена частной собственности на землю и др.) и создать массовую армию из крестьян и рабочих; создать, с помощью террора и репрессий против политических противников, сильную централизованную государственную машину и выступить в роли восстановителей государственного порядка и единства страны, на этой основе привлечь к сотрудничеству часть интеллигенции и военных (патриотические лозунги о защите "социалистического отечества", борьба с иностранной интервенцией); гибкая национальная программа (декларировавшая право на самоопределение нерусских народов) позволила установить компромисс с национальными движениями и включить в состав коммунистической партии большое количество национальнных революционеров. Студенты должны знать основные задачи и основные мероприятия политики "военного коммунизма", которая позволила, в условиях гражданской войны, эффективно использовать находящиеся в руках большевиков трудовые и материальные ресурсы.

В результате революции изменилась социальная структура общества и его социокультурный облик (упразднены сословия, были ликвидированы некоторые социальные группы: крупная и средняя буржуазия, помещики; в результате эмиграции уменьшилась численность интеллигенции, квалифицированных рабочих и передовых хозяев-крестьян, т.е. наиболее "продвинутых" в плане модернизации социальных слоёв), произошла архаизация экономических отношений (укрепление крестьянской общины, распространение натурального обмена, чёрный рынок) и огосударствление экономической жизни. В основу политической системы была положена близкая традиционной народной политической культуре система советов, как органов социального представительства; место дворянско-чиновничьей бюрократии заняла РКП (б), контролировавшая деятельность государственного аппарата и армии через отбор и перемещение кадров. Наряду с выходцами из рабочих и крестьян, ведущее положение в новом аппарате заняли представители "новых образованных слоёв", которым революция открыла путь к быстрой государственной карьере, уравняла в правах и возможностях со старой интеллигенцией.

Студенты должны охарактеризовать причины введения и сущность нэп, показать основные направления "нового курса" в области финансов, сельского хозяйства и промышленности. Нэп дал возможность, хотя бы и частично, восстановить экономику страны к уровню 1913-1916 гг., но не позволил преодолеть отставание СССР от ведущих капиталистических стран (для сравнения: в 1913 г. доля промышленного производства России по отношению к США составляла по электроэнергии — 9, а по стали — 15 %, а в 1928 г. — соответственно 4 и 8 %). Хотя производство хлеба и приближалось к довоенному уровню, его экспорт сократился в несколько раз из-за низкой товарности мелких и средних крестьянских хозяйств, носивших преисмущественно потребительский характер (до революции главную часть товарного хлеба поставляли на рынок кулачество и помещики). Сохранялись и социальные проблемы дореволюционной России — перенаселение деревни (возможности крестьянского отхода теперь значительно сократились) и безработица в городе. Неудовлетворённость и разочарование значительной части населения своим положением создавали социально-психологические предпосылки для изменения экономического курса.

В рамках нэп оказалось невозможным и решить главную задачу, которую ставило перед собой советское руководство — осуществить реконструкцию народного хозяйства и индустриализацию страны. Прежде всего, новая экономическая политика, основанная на сохранении "командных высот" в экономике за государством, не способствовала накоплению и привлечению в производственную (не торговую) сферу частных капиталов. Сыграла свою роль и международная изоляция Советской России, отсутствие правовых и политических гарантий для привлечения иностранного капитала (например, непризнание большевиками царских долгов), а также развернувшийся на Западе в конце 20-х гг. экономический кризис. В этих условиях возобладало мнение о необходимости проведения индустриализации, опираясь в основном на внутренние источники — материальные и людские ресурсы деревни, снижение непроизводственного потребления (т.е. уровня благосостояния) основной массы населения.

Студенты должны иметь представление об особенностях "сталинской индустриализации" конца 1920—1930-х гг. (широкое использование государственного принуждения — труда раскулаченных, заключённых, колхозников; директивное планирование, свёртывание товарно-денежных отношений и переход к централизованному распределению основных ресурсов; приоритетное развитие отраслей, производящих средства производства, а не предметы потребления, и связанный с этим дефицит потребительских товаров, долгострой, большое количество незавершённых объектов). В обществе эпохи индустриальной революции подозрительность, выискивание и разоблачение "врагов" сочетались с широким социальным энтузиазмом, невысокий жизненный уровень — с решением реальных социальных проблем (развитие системы образования и здравоохранения, выдвижение молодёжи и т.д.), идеалы равенства и уравнительная психология — с многочисленными ограничениями и различиями в социально-правовом положении разных групп населения. Параллельно с формированием новой системы социально-экономических отношений произошёл переход от партийной олигархии (когда страной управляла группа партийных вождей) к режиму личной власти Сталина. В ответе необходимо охарактеризовать сталинизм как особое социально-политическое явление 1930-х — второй половины 1940-х гг., выделив его проявления в общественно-политической, социальной, культурной жизни.

Большое влияние на развитие советского общества оказала вторая мировая война. В 1939—1941 гг. СССР стремился уклониться от участия в войне, используя это время для наращивания военного производства и реорганизации вооружённых сил; среди внешнеполитических шагов советского руководства необходимо выделить заключение соглашения с Германией о разделе сфер влияния в Восточной Европе (пакт Молотова—Риббентроппа, август 1939 г.), договора о ненападении с Японией (апрель 1941 г.). Германское нападение способствовало быстрому сближению позиций СССР и Великобритании, США, завершившемуся созданием антигитлеровской коалиции. При этом необходимо иметь в виду, что в 1941—1942 гг. противником были оккупированы основные промышленные и аграрные районы страны: Московский (частично), Ленинградский, Донбасс, Украина и Северный Кавказ, где было сосредоточено 2/3 промышленного и около половины сельскохозяйственного производства, основные запасы сырья, и проживало 40% населения. Экономический центр страны переместился на Урал и в Поволжье. Студенты должны показать основные факторы, обусловившие победу СССР и его союзников над Германией (быстрая и эффективная перестройка экономики на военный лад, консолидация общества на принципах "советского патриотизма", объединение партийного и государственного управления, широкое использование репрессивных методов). Важное значение имела иностранная помощь, поставлявшаяся в СССР на условиях ленд-лиза (товарного кредита): около 12 % военной техники, автомобильный и железнодорожный транспорт, корабли, военное снаряжение, средства связи, цветные металлы, топливо, продовольствие, медикаменты. В ответе должны быть охарактеризованы основные итоги войны, а также проблемы, с которыми столкнулось послевоенное советское общество. Необходимо показать, как проходил процесс восстановления страны, причины начавшейся в 1946—1947 гг. "холодной войны".

 

 

ТЕМА 5. ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВО СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20 ВЕКА. ПЕРЕСТРОЙКА И ЕЁ ИТОГИ

 

При подготовке темы студенты должны уделить особое внимание экономическим реформам 1950-х — второй половины 1960-х гг. Это относится, в частности, к попыткам децентрализации советской экономики Никитой Хрущевым (создание территориальных совнархозов), а затем – экономической реформы А. Н. Косыгина, важной задачей которой было повышение хозяйственной самостоятельности отдельных предаприятий, участие директорского корпуса в распределении прибыли и внедрение отдельных рыночных механизмов в советскую директивную экономическую модель. Студенты должны представлять основные мероприятия этой реформы, результаты её непосредственной реализации в годы восьмой «золотой» пятилетки, причины ее постепенного свертывания в 1970-е гг., связь мероприятий этой реформы с экономитческой политикой М. С. Горбачева в годы Перестройки.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.